Развитие речи глубоко умственно отсталых учащихся на уроках в начальных классах
статья (2 класс) на тему

Васильева Татьяна Владимировна

Статья для учителей начальных классов коррекционных школ 8 вида, работающих с глубоко умственно отсталыми учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся начальных классов

с глубокой умственной отсталостью

Автор: Васильева Татьяна Владимировна

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида "Ярская школа - интернат"        

        В настоящее время, контингент специальных (коррекционных) школ VIII вида стал более сложным из-за интеграции в этот вид учебного заведения детей с более выраженной умственной отсталостью. Это вызвало необходимость поиска новых технологий для совершенствования процесса обучения грамоте.

        Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна и развивается очень медленно. У многих детей речь появляется к 6-7 летнему возрасту. Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В таких случаях говорят о пустой эхолалической речи. У других детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети. Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и резко снижает их познавательные возможности. В младшем школьном возрасте дети плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонации и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями.  Самостоятельная речь младшего школьного возраста проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточной модуляцией, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмами. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают определенный смысл. Эти дети неспособны к диалогической речи. Устные инструкции взрослого, состоящие из нескольких, следующих друг за другом заданий, воспринимаются с большим трудом. Поэтому инструкции я подаю дробно, с четким проговариванием, простым доступным детям языком, с наглядным подкреплением в виде опорных карточек.
          При всякой задержке речевого развития ребенку необходима помощь. Чаще всего она выражаться в стимуляции, в «подталкивании» тех слабых речевых проявлений, которые у него уже имеются.
          Говорить с ребенком надо постоянно: когда он ест, одевается, играет, гуляет или умывается. Слова и выражения, употребляемые в процессе общения с ним, должны быть простыми и ясными. Четкое называние предметов и действий, употребление коротких фраз помогает усвоению речи. Когда дети одеваются называем каждый предмет его туалета и то, что делаем: застегиваем, обуваем, снимаем, завязываем и так далее. Во время употребления пищи проговариваем ощущения: вкусовые, обонятельные; что делает: ест, жует, глотает, варит, убирает; качество: вкусное, соленое, сладкое и т.д.. В ходе игры называем игрушки, действия производимые с игрушками: складывание, катание, качание, кормление, строительство и другие.  Многократное повторение одних и тех же фраз приводит к запоминанию и самостоятельному проговариванию детьми того, что они видят и делают.  
          Очень важно стимулировать речь самого ребенка: умственно отсталый инертен, у него нет познавательных интересов, любознательности, стремления к обследованию окружающего. Чтобы ребенок говорил, необходимо вызвать у него потребность в этом. Нужно ставить его в такие условия, чтобы он обязательно о чем-то спросил или сказал. Так, например, во время уроков создаются ситуации, где учащиеся спрашивают друг у друга что прописывали, что пересчитывали, какую букву или цифру писали, какая буква или цифра получилась лучше других, учатся вербально и не вербально выражать друг другу похвалу, благодарность.
          Если ребенок нигде не бывает, ничего не видит, то и условия для общения с ним остаются весьма ограниченными. С целью общего и  речевого развития ребенка мной проводятся прогулки на улицы поселка, в парк, на реку, в лес, посещаются  магазины, библиотека и т. д. Это дает возможность пополнять впечатления ребенка, углублять его знания, расширять запас слов и развивать речь.  Во время прогулок и экскурсий  привлекается внимание ребенка к различным объектам: показываю и называю им деревья, цветы, здания, транспорт, знакомлю с животными птицами и т.д. Обращаю внимание детей и поясняю в простой форме окружающие его явления: пошел снег, подул ветер, выглянуло солнце и т. д. В ходе прогулок и экскурсий дети учатся оречевлять то, что видят. Сначала повторяют за педагогом, затем называют сами. К тому, что они видели раньше, о чем с ними говорили, необходимо возвращаться, вспоминать это еще и еще. Такие беседы легче и продуктивнее проводить с помощью конкретного наглядного материала: игрушек, картинок, непосредственных впечатлений.
          Развитию речи умственно отсталого способствует чтение ему литературных текстов для дошкольников, беседы по картинкам, сообщение простых и доступных его пониманию жизненных фактов. Глубоко умственно отсталому ребенку трудно воспринимать книжный текст, поэтому я пересказываю текст сокращенно, подбирая простые выражения и используя знакомые слова. Большему осмыслению прочитанного способствует обыгрывание сюжета прочитанного.

        Рассказывание по картинкам также полезно. Я подбираю книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Вначале ребенок только слушает, затем постепенно сам начнет принимать участие в беседе: показывает картинки, произносит отдельные выразительные звуки или слова. 

-        Покажи на картинке, кто сказал эти слова.

-        Что сказал медведь?

-  Покажи, кого первым встретил колобок  и тому подобные.
          Хорошее средство для развития мышления и речи – наборы последовательных картинок, каждая из которых является иллюстрацией к части сюжетного рассказа. Набор может состоять из двух, трех и более картинок.

Картинки подбираются к сказкам, рассказам, жизненным ситуациям. Так, например, на одной картинке, дети мастерят скворечник для птиц, на следующей дети вешают его на дерево и на третьей птицы сидят в скворечнике.   Ребенок должен эти три картинки выложить по порядку, в соответствии с развертыванием сюжета. На уроках предметно практической деятельности проводим работу по опорным карточкам. Детям  дается задание разложить, установив последовательность.

Это требует работы памяти, внимания, мышления. После того как картинки разложены, ребенок рассказывает их содержание. Для умственно отсталого ребенка это очень трудная задача. «Рассказывание» часто ограничивается односложным называнием каждой картинки или перечислением одного или нескольких предметов, называнием действий. Сначала прошу ребенка повторить за учителем простые предложения. Постепенно количество слов, коротких фраз, которые он употребляет, увеличивается. Эти задания ребенок должен выполнять постоянно, долго. Картинки подбираю, рисую сама, вырезаю из детских книжек, журналов. Это хорошее дидактическое пособие для развития речи и мышления глубоко умственно отсталого ребенка.

        Развитию речи и активизации словаря способствует и используемое мной развивающее панно, выполненное из ткани с использованием пуговиц, молний, крючков. Это развивает мелкую моторику и активизирует словарь. Дети называют где находится та или иная картинка птички, животного, буква, цифра с использованием в речи предлогов "в", "на", "под", "над", "выше", "ниже", "за" и другие. Кроме этого дети учатся наблюдать за погодой, условно обозначать и называть  изменения в ней.

         Следует помнить, что всякий успех ребенка надо поощрять, поддерживать и закреплять.  

Литература

1. Грибов О.Е. Что делать, если ребенок не говорит. Книга для тех, кому это интересно. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно - педагогическая работа с неговорящими детьми. М.: ГНОМ и Д, 2001.

3. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. - СПб: Речь, 2004.

4. http://centr45.ru/TSentralnaya_PMPK/Konsultatsii/Razvitie_rechi_u_detey/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая работа на уроках русского языка. развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах.

Презентация дает представление о работе учителя по теме "Лексическая работа на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах."...

Статья "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта по созданию комфортной успешной образовательной среды для учащихся начальных классов...

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Развитие речи и альтернативной коммуникации" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Развитию речи и альтерн...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках в начальных классах

Современное общество заинтересовано в повышении качества образования - развитие в русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. В связи с этим меняется его содержание, вслед ...

Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках

Работа над связной устной речью осуществляется на всех уроках русского языка, но наиболее оптимальные условия для этого создаются на уроках развития речи в связи с изучением предметов и явлений окружа...

Календарно – тематическое планирование по АООП обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант. 1 класс

Календарно – тематическое планирование по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушени...

Календарно – тематическое планирование по АООП обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант. 2 класс

Календарно – тематическое планирование на 2023/2024 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.  2 класс....