Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Развитие речи и альтернативной коммуникации" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
рабочая программа

Чернова Ирина Сергеевна

Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Развитию речи и альтернативной коммуникации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 90 имени Героя Советского Союза Е.Г. Ларикова»

Согласовано:

        Согласовано:

                     Утверждено:

Руководитель методического объединения

        Заместитель директора по УВР

                     Директор

________________________/                      /

_______________________/                       /

         ______________________ /                      /

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

ДЛЯ  КЛАССА (надомное обучение)

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов:

всего 34 часа

в неделю 1 час

Составитель программы:

учитель-дефектолог,

Чернова И.С.

Программа составлена на основе - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)

Москва, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Адаптированная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных актов и учебно-методических документов:

-Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

-АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ ШИ 12.

-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

-Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)

-Н.А Новоселова, А.А Шлыкова «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г.

        Адаптированная образовательная программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе психолого-педагогической характеристики для надомного обучения ученицы 5 «Р» класса. Обучение проходит в форме урока с обязательным применением коррекционно-развивающих и игровых технологий обучения. Учебника по данной учебной программе не предусмотрено.

        На изучение предмета отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. 

Цель программы: Формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации.

Задачи программы:

Образовательные:

-формирование умения слушать и понимать собеседника;

-формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

-формировать умение выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

-формировать умение называть предметы;

-формировать умение пользоваться средствами вербальной и невербальной коммуникации в процессе социального взаимодействия;

-создавать мотивацию в условиях ситуации успеха.

Коррекционно-развивающие: 

-развитие импрессивной и экспрессивной речи;

-развитие слухового и зрительного восприятия;

-развитие памяти, внимания;

-развитие зрительно-двигательной координации;

-развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к процессу обучения;

-воспитывать самостоятельность и навык самоконтроля.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» представлена следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

        Образовательные задачи по «Коммуникации» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

        Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слова, простые предложения.  Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.                                                                                                                                             

        Установление зрительного контакта с собеседником.  Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника словом (предложением). Привлечение к себе внимания словом (предложением). Выражение своих желаний словом (предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая словом (предложением). Выражение согласия (несогласия) словом (предложением). Прощание с собеседником словом (предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

        Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание), просьбы о помощи, благодарности с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание), просьбы о помощи, благодарности с помощью жеста.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

        Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание словосочетаний, простых предложений.

Экспрессивная речь.

        Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), простых предложений. Учить понимать и использовать местоимения «я», «ты», называть свое имя и имя другого человека.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Цель

Названия  урока

Количество часов

8

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Формировать эмоциональный контакт со взрослым. Учить откликаться и называть свое имя. Называть имена членов семьи, педагога. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов, простых предложений. Учить понимать и использовать местоимения «я», «ты».

Мое имя

1 час

9

Мое имя

1 час

10

Мое имя

1 час

11

Моя семья

1 час

12

Моя семья

1 час

13

Моя семья

1 час

14

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Знакомить с функциональным назначением игрушек и действиям с ними. Учить действовать по слову. Учить выполнять цепочку игровых действий. Учить соотносить игрушки с изображениями на картинках. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Называние отдельных слов, простых предложений.

Мои игрушки

1 час

15

Мои игрушки

1 час

16

Мои игрушки

1 час

17

Мои игрушки

1 час

18

Мои игрушки

1 час

19

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Учить действовать по слову. Учить выполнять цепочку игровых действий. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Называние отдельных слов, простых предложений. Учить воспроизводить заданное движение с опорой на показ.

Поиграем

1 час

20

Поиграем

1 час

21

Поиграем

1 час

22

Коммуникация

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), просьбы о помощи, благодарности. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), просьбы о помощи, благодарности. Выражение словом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), просьбы о помощи, благодарности словом. Привлечение к себе внимания словом.

Мои желания

1 час

23

Мои желания

1 час

24

Мои желания

1 час

25

Мои желания

1 час

26

Мои желания

1 час

27

Мои желания

1 час

28

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Учить действовать по слову. Учить выполнять цепочку игровых действий. Учить совершать действия в соответствии со стихотворным текстом.  Называние отдельных слов, простых предложений. Развитие способности к подражанию.

Поиграем с пальчиками

1 час

29

Поиграем с пальчиками

1 час

30

 Поиграем с пальчиками

1 час

31

Поиграем с пальчиками

1 час

32

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Называние отдельных слов, простых предложений. Учить соотносить игрушки с изображениями на картинках.

Сказка «Репка»

1 час

33

Сказка «Колобок»

1 час

34

Сказка «Курочка Ряба»

1 час

Всего: 34 часа

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

-игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

-предметные картинки;

-магнитная доска;

-наборы сказочных персонажей для кукольного театра;

-мячи различной фактуры, различного диаметра;

-книги с иллюстрациями русских народных сказок.

                                                                                                             

Планируемые результаты освоения учебного предмета

-уметь вступать, поддерживать и завершать контакт;

-уметь взаимодействовать со взрослыми;

-способность понимать обращенную речь;

-уметь выполнять элементарные задания по словесной инструкции;

-уметь понимать и использовать местоимения «я», «ты»;

-уметь называть свое имя и имя другого человека;

-уметь произносить простые слова, строить простые предложения;

-уметь соотносить игрушку/предмет с изображением на предметной картинке;

-уметь выполнять простые инструкции взрослого в знакомой ситуации общения;

-уметь выполнять цепочку игровых действий;

-использовать вербальные и невербальные средства коммуникации для выражения собственных потребностей в разных ситуациях взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...

Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Математические представления" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

Адаптированная общеобразовательная программа по "Математическим представлениям" для надомного обучения учащихся 5 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуаль...

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Изобразительная деятельность" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Изобразительной деятель...

Особенности организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР

Особенности организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом   класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...