Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Развитие речи и альтернативной коммуникации" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
рабочая программа
Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Развитию речи и альтернативной коммуникации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 90 имени Героя Советского Союза Е.Г. Ларикова»
Согласовано: | Согласовано: | Утверждено: |
Руководитель методического объединения | Заместитель директора по УВР | Директор |
________________________/ / | _______________________/ / | ______________________ / / |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
ДЛЯ 5Р КЛАССА (надомное обучение)
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов:
всего 34 часа
в неделю 1 час
Составитель программы:
учитель-дефектолог,
Чернова И.С.
Программа составлена на основе - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)
Москва, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных актов и учебно-методических документов:
-Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
-АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ ШИ 12.
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
-Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
-Н.А Новоселова, А.А Шлыкова «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г.
Адаптированная образовательная программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе психолого-педагогической характеристики для надомного обучения ученицы 5 «Р» класса. Обучение проходит в форме урока с обязательным применением коррекционно-развивающих и игровых технологий обучения. Учебника по данной учебной программе не предусмотрено.
На изучение предмета отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Цель программы: Формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации.
Задачи программы:
Образовательные:
-формирование умения слушать и понимать собеседника;
-формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
-формировать умение выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
-формировать умение называть предметы;
-формировать умение пользоваться средствами вербальной и невербальной коммуникации в процессе социального взаимодействия;
-создавать мотивацию в условиях ситуации успеха.
Коррекционно-развивающие:
-развитие импрессивной и экспрессивной речи;
-развитие слухового и зрительного восприятия;
-развитие памяти, внимания;
-развитие зрительно-двигательной координации;
-развитие мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к процессу обучения;
-воспитывать самостоятельность и навык самоконтроля.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» представлена следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Образовательные задачи по «Коммуникации» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слова, простые предложения. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника словом (предложением). Привлечение к себе внимания словом (предложением). Выражение своих желаний словом (предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая словом (предложением). Выражение согласия (несогласия) словом (предложением). Прощание с собеседником словом (предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание), просьбы о помощи, благодарности с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание), просьбы о помощи, благодарности с помощью жеста.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание словосочетаний, простых предложений.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), простых предложений. Учить понимать и использовать местоимения «я», «ты», называть свое имя и имя другого человека.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Цель | Названия урока | Количество часов |
8 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Формировать эмоциональный контакт со взрослым. Учить откликаться и называть свое имя. Называть имена членов семьи, педагога. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов, простых предложений. Учить понимать и использовать местоимения «я», «ты». | Мое имя | 1 час |
9 | Мое имя | 1 час | ||
10 | Мое имя | 1 час | ||
11 | Моя семья | 1 час | ||
12 | Моя семья | 1 час | ||
13 | Моя семья | 1 час | ||
14 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Знакомить с функциональным назначением игрушек и действиям с ними. Учить действовать по слову. Учить выполнять цепочку игровых действий. Учить соотносить игрушки с изображениями на картинках. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Называние отдельных слов, простых предложений. | Мои игрушки | 1 час |
15 | Мои игрушки | 1 час | ||
16 | Мои игрушки | 1 час | ||
17 | Мои игрушки | 1 час | ||
18 | Мои игрушки | 1 час | ||
19 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Учить действовать по слову. Учить выполнять цепочку игровых действий. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Называние отдельных слов, простых предложений. Учить воспроизводить заданное движение с опорой на показ. | Поиграем | 1 час |
20 | Поиграем | 1 час | ||
21 | Поиграем | 1 час | ||
22 | Коммуникация | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), просьбы о помощи, благодарности. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), просьбы о помощи, благодарности. Выражение словом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), просьбы о помощи, благодарности словом. Привлечение к себе внимания словом. | Мои желания | 1 час |
23 | Мои желания | 1 час | ||
24 | Мои желания | 1 час | ||
25 | Мои желания | 1 час | ||
26 | Мои желания | 1 час | ||
27 | Мои желания | 1 час | ||
28 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Учить действовать по слову. Учить выполнять цепочку игровых действий. Учить совершать действия в соответствии со стихотворным текстом. Называние отдельных слов, простых предложений. Развитие способности к подражанию. | Поиграем с пальчиками | 1 час |
29 | Поиграем с пальчиками | 1 час | ||
30 | Поиграем с пальчиками | 1 час | ||
31 | Поиграем с пальчиками | 1 час | ||
32 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Называние отдельных слов, простых предложений. Учить соотносить игрушки с изображениями на картинках. | Сказка «Репка» | 1 час |
33 | Сказка «Колобок» | 1 час | ||
34 | Сказка «Курочка Ряба» | 1 час | ||
Всего: 34 часа |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
-игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
-предметные картинки;
-магнитная доска;
-наборы сказочных персонажей для кукольного театра;
-мячи различной фактуры, различного диаметра;
-книги с иллюстрациями русских народных сказок.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
-уметь вступать, поддерживать и завершать контакт;
-уметь взаимодействовать со взрослыми;
-способность понимать обращенную речь;
-уметь выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
-уметь понимать и использовать местоимения «я», «ты»;
-уметь называть свое имя и имя другого человека;
-уметь произносить простые слова, строить простые предложения;
-уметь соотносить игрушку/предмет с изображением на предметной картинке;
-уметь выполнять простые инструкции взрослого в знакомой ситуации общения;
-уметь выполнять цепочку игровых действий;
-использовать вербальные и невербальные средства коммуникации для выражения собственных потребностей в разных ситуациях взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Математические представления" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
Адаптированная общеобразовательная программа по "Математическим представлениям" для надомного обучения учащихся 5 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуаль...
Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Изобразительная деятельность" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Изобразительной деятель...
Особенности организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Особенности организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...