Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Программа дополнительного образования "Моя первая экология"

    Середа Ольга Ивановна

    Социальное направление

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_pervaya_ekologiya.docx28.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «Моя первая экология»   (Социальное направление)

    Учитель: Середа Ольга Ивановна

    Класс: 3д.

    Ханты- Мансийск  2014

    Пояснительная записка

       Рабочая  программа «Моя первая экология» разработана на основе федерального компонента  государственного стандарта начального общего образования, в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №8» г. Ханты-Мансийска. Данная программа построена на основе программы курса  внеурочной  деятельности, автор В.А. Самкова.

     «Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

     В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий и итогового контроля.

    Рабочая программа внеурочной деятельности по  экологии рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет, один год обучения.

    Актуальность программы

     Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий

    мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

    Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:

    — развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

    — формирование представлений о природе как универсальной ценности;

    — изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

    — развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

    — развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

    — формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

    — вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

            Новизна.  Программа « Моя первая экология» строится на основе  деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность (проведение экскурсий, выставок,  посещение природоведческих музеев  и практических занятий в природном и окружении и др.) является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.

    Программа предусматривает вовлечение обучающихся в проектную деятельность. Особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

    Требования к уровню подготовки

    Личностными результатами освоения программы факультатива являются:

    — развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

    — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

    — воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

    — формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

    Метапредметными результатами являются:

    — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

    — освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

    — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

    — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

    Предметными результатами являются:

    — в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

    — в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

    — в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

    — в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

    — в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

    Календарно - тематическое планирование

    № п/п

    Название раздела

    Тема занятия

    Дата занятия

    По плану

    По факту

    1

    Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.

    Поговорим о доме.

    08.09

    2

    «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная…»

    15.09

    3

    Мой дом – моя крепость.

    22.09

    4

    «О кувшинах, выросших на грядке, и не только…»

    29.09

    5

    «О кувшинах, выросших на грядке, и не только…»

    06.10

    6

    «Чудо в перьях»

    13.10

    7

    О городах и горожанах: человек в городе.

    Дом тянется к дому – получается город.

    20.10

    8

    Как «растёт» город.

    27.10

    9

    Как «живёт» город.

    10.11

    10

    Экскурсия на природу.

    17.11

    11

    О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.

    Что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой.

    24.11

    12

    От кочки до оболочки.

    01.12

    13

    Кто живёт рядом с нами?

    08.12

    14

    «И кормилица, и вдохновительница»

    15.12

    15

    «И кормилица, и вдохновительница»

    22.12

    16

    Экскурсия на природу.

    29.12

    17

    В сетях жизни: многообразие экологических связей.

    Соседи по планете.

    12.01

    18

    Вместе безопаснее.

    19.01

    19

    «И вместе не тесно, и врозь – скучно»

    26.01

    20

    Школа под открытым небом.

    02.02

    21

    Школа под открытым небом.

    09.02

    22

    Экскурсия на природу.

    16.02

    23

    Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.

    Наши общие проблемы.

    23.02

    24

    Наши общие проблемы.

    02.03

    25

    Что происходит с отходами, которые производят люди?

    16.03

    26

    Проект «Будь достойным жителем Земли».

    23.03

    27

    Проект «Будь достойным жителем Земли».

    06.04

    28

    Проект «Будь достойным жителем Земли».

    13.04

    29

    Экскурсия. Заповедные места родного края.

    20.04

    30

    Экскурсия. Заповедные места родного края.

    27.04

    31

    Экскурсия. Заповедные места родного края.

    11.05

    32

    Экскурсия. Заповедные места родного края.

    18.05

    33

    Экскурсия. Заповедные места родного края.

    25.05

    34

    Экскурсия. Заповедные места родного края.

    28.05

                         

     Содержание программы  « Моя первая экология »

    Содержание программы

    3 класс. 

    Дом, в котором я живу

    Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда

    Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего

    «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

    Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.  Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.  «Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе — принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.

    Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

    Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».

    Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».        

    О городах и горожанах: человек в городе

    Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.

    Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий.  «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.

    Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.

    Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.

    Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.

    Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

    Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей

    его жителей. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:

    как устроены экологические системы Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека.

    Организм как система.  Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природ-

    ной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся  в сложных климатических условиях; их сходство и различие.      Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

    Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды

    (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).

    Практические работы:

    — «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо

    или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;

    — изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;

    — изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося);

    — составление композиции из комнатных растений.

    Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня».

    В сетях жизни: многообразие экологических связей.

     Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).

    Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарное представление о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.

    Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.

    Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; и др.  Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.

    Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.

    Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.

    Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.

    Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою

    семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».

    Общий дом — общие проблемы:

    почему возникают и как решаются экологические проблемы

    Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:   изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

    Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

    Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

    Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».

    Средства контроля

    Содержание  программы носит деятельностный  и развивающий характер.        Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел и выступления на ежегодной школьной научно-практической конференций.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

    1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М. : LINKA PRESS, 1996.

    2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 1985.

    3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.

    4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. —2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.

    5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 1982.

    6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов // Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.

    7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М. : Центр «Экология и образование», 1993.

    8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М. : Просвещение, 1986

    9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М. : ТЕРРА, 1997.

    Интернет-ресурсы

    1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

    2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

    3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

    4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

    5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

    6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"

    Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...

    Программа дополнительного образования "Юный эколог"

    Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....

    Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)

    Программа "Цветная экология" способствует  широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...

    Презентация дополнительной образовательной программы "Цветоводство с основами экологии"

    Образовательная программа "Цветоводство с основами экологии"  рассчитана на школьников 2-5 классов, реализуется в системе дополнительного образования....

    Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

    Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

    Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года

    Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...

    Рабочая программа кружка "Моя первая экология" для 4 класса ( внеурочная деятельность)

    Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по внеурочной деятельности кружка "Моя первая экология"...