ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
опыты и эксперименты на тему

Сегодня школа вступила на путь модернизации. В процессе реформирования

школы перед образованием была поставлена задача войти в мировую

образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ  И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Богус Сулима Абубакировна,

учитель адыгейского языка и литературы

МБОУ МО «Кошехабльский район»

 СОШ№9 с. Вольное

Сегодня школа вступила на путь модернизации. В процессе реформирования

школы перед образованием была поставлена задача войти в мировую

образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

В ходе реформы были достигнуты гуманизация образования, инновационность обучения. В современной школе делается упор на создание условий для развития ребёнка как свободной, ответственной личности.

Общеобразовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора. Но был упущен тот факт, что школа, кроме обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, формируя активного, полезного для общества гражданина. И именно образовательные учреждения должны быть ориентированы на создание условий для становления гражданственности.

И сегодня на первый план выдвигается решение проблемы гражданского и

патриотического воспитания, становления личности как гражданина, человека высокой нравственности.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я осуществляю

целенаправленно и систематически, что способствует формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Считаю, что моя учебная работа успешна и результативна потому, что я

использую не только традиционные формы проведения уроков, но и практикую нетрадиционные, учитывая при этом возрастные особенности учащихся.

Я применяю разнообразные формы и методы работы в соответствии с

содержанием учебного материала, стремясь развивать творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. По мере возможности стараюсь создавать на уроках комфортную атмосферу для творческого и человеческого общения.

А теперь мне хотелось бы подробнее рассказать о тех формах уроков, которые я использую в своей практической деятельности.

Так, в 5-6 классах чаще, чем в других классах провожу уроки в форме игры

(особенно на обобщающем уроке) или использую на уроке игровые ситуации.

По моим наблюдениям, дети 11-12 лет с удовольствием работают с

дополнительной литературой, самостоятельно, часто приносят на уроки

энциклопедии, справочники школьника, детские книги, содержащие материал, дополняющий текст учебника. Ребята в этом возрасте охотно делятся информацией с одноклассниками, любят рисовать, выражая в рисунке свои впечатления о прочитанном материале, подбирают материал о деятелях культуры: писателях, художниках, композиторах, готовят о них небольшие сообщения.

В 9 классе я практикую проведение более сложных видов работ, которые

способствуют развитию познавательной активности и формированию

патриотических чувств. Например, таких, как урок решения проблемных задач, заседание «круглого стола». В основе этих методов лежит принцип коллективного обсуждения вопросов и проблем, такие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления. Учащиеся приобретают опыт выступлений в роли докладчика или оппонента, овладевают умениями и навыками постановки и решения задач, учатся доказывать и опровергать, отстаивать свою точку зрения.

Делают это они доказательно, привлекая дополнительный материал.

Использую я в своей практике и такую форму работы, как лекция-беседа. Я

убедилась в том, что эта форма позволяет привлекать внимание учащихся к

наиболее важным вопросам темы, определяет содержание и темп изложения

учебного материала с учётом особенностей учащихся. Вопросы адресую всем

ребятам, но если я вижу, что кто-то не участвует в беседе, я предлагаю ответить на следующий вопрос данному ученику.

Организуя процесс познания истории Республики адыгея, в том числе истории страны, семьи, школы, я не забываю о том, что в ходе этой работы я способствую формированию у учащихся активной жизненной позиции. Уроки, на которых дети изучают события Великой Отечественной войны, способствуют формированию активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма.

На собственном опыте я убедилась в том, что внеклассная работа представляет благодатное поле деятельности, когда воистину раскрываются творческие способности ученика и учителя. Ты затрачиваешь много времени, усилий, чтобы подготовить и провести занятие клуба, лекторской группы, факультатива, но проходит небольшой промежуток времени, и ты убеждаешься в том, что все твои труды не пропали даром.

Так уж сложилось, что из года в год под моим руководством объединяются

ребята 5-х классов для того, чтобы больше узнать о своих родственниках, посещая занятия факультатива «Моя родословная». Принимая участие в заседаниях лекторской группы «Я гражданин», ученики 7-8 классов ведут поисковую и исследовательскую работу, Учащиеся 9-11 классов посещают индивидуально- групповые занятия, факультативы по истории и обществознанию. Патриотические чувства я воспитываю у детей не только на примерах героического прошлого страны, но и активно изучая и используя краеведческий материал. Работа в этом плане осуществляется мной по трём основным направлениям: изучение истории семьи, изучение истории родного края, изучение героических страниц истории Отечества.

Патриотическое воспитание учащихся предполагает активную

практическую деятельность, позволяющую формировать нравственные

качества учащихся. С учащимися 7-х и 8-х классов мы решили создать лекторскую группу и назвали её «Я гражданин». Девизом выбрали слова: «Мир и согласие в своей душе, в своей семье, в своём классе и школе, в городе и государстве – путь к миру и согласию на всей Земле».

Целями работы с группой я определила для себя так:

1. Создать необходимые условия для активизации, содержательного

обогащения и систематизации деятельности учащихся по формированию

гражданственности;

2. Показать героизм и твёрдость духа людей, которые встали на защиту

Отечества, рискуя потерять жизнь. Привить детям способность проявлять

понимание, доброжелательность и внимание к окружающим;

3. Воспитать уважение к опыту прошлого;

4. Привить детям способность проявлять понимание, доброжелательность и

внимание к окружающим.

Направления деятельности:

  • Расширение информационного поля учащихся (знание о деятельности

людей, которые многого добились в разных областях человеческой деятельности и оставили неизгладимый след в истории России);

  • Развитие способности критически мыслить, подвергать сомнению,

сравнивать аргументы, строить контраргументы;

  • Организация работы в духе уважения прав человека, толерантности,

как условия формирования правовой культуры;

  • Формирование умения вести дискуссию, высказывать и обосновывать

свою точку зрения, уметь слушать и слышать оппонентов;

  • Выработка у детей лидерских качеств.

Факультатив призван побудить ребят задуматься о своём месте в этом мире, нравственных критериях, которыми следует руководствоваться в жизни.

Важной составляющей деятельности учащихся является поисковая работа,

направляя которую, я стараюсь придерживаться следующих требований:

  • Отбор личностно значимых для учащихся объектов, которые позволяют провести исследование на доступном для учащихся уровне;
  • Подбор содержания темы с учётом специфики знаний: увидел объект –

нашёл информацию о нём, оценил объект. Такой подход предполагает широкое использование принципа наглядности.

  • Применение знаний как на уроке, так и во внеурочной деятельности
  • Сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий. Очень важно, чтобы

ученик умел смотреть и видеть, извлекать из объекта информацию и оценивать её.

В поисковой работе я применяю различные методические приёмы (групповую работу, творческие мастерские). Закрепление материала осуществляю, создавая игровые ситуации и в ходе защиты проектов. Важным этапом поисковой работы является научно-практическая конференция,

позволяющая представить наработанные материалы и умение учащихся выступать публично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальн...

Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала.

В статье представлена методическая разработка музейного урока по теме "Тайны бабушкиного сундучка"...

Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе

Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.

Сообщение о патриотической работе, проводимой в классе....

Приоритетные направления и формы работы воспитания гражданственности и патриотизма в современной начальной школе.

Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов Н.С.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодня патриотическое воспитание – это система...

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы

В данной работе я представляю систему работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на основе традиционных мероприятий....