Рефлексия на уроке.
методическая разработка на тему

Орлова Марина Юрьевна

Способы проведения рефлексии на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    1 КЛАСС

        1 этап формирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся:

            С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

 «Барометр настроения»

 «Эмоциональный светофор»                                                       

                                                                                                                                     

 Позднее им предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе.

У  кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи».

На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они  могут показывать уровень задания, который выбрал ученик. Изначально учитель предлагает задание и объясняет, какой объем работы необходимо выполнить всем. Если его выполняют все ученики, то можно двигаться дальше. Есть и дополнительное задание, оно труднее и требует большого усилия. Если ученик его выполнил сам, то ему можно выступать в роли учителя или помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

         Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.

Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.

Пример урока русского языка  по теме «Заглавная буква Д».

После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.

Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв.

После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).

Работа с эталонами  - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.

          Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном),    на которых ребёнок сам оценивает свою работу.  В первом классе можно предложить своим ученикам две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих «волшебных линеечек» можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения первоклассникам объясняется, что на самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу  этой «линеечки» - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося,  учитель ставит свой крестик на той же «линеечке». Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для  первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны.  По этому ведется достаточно долгая и кропотливая работа не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной. Поскольку для детей 6-7 лет эмоциональная окрашенность деятельности оказывает сильное влияние на саму деятельность, и первоклассник может в параметре правильности или красоты оценить на самом деле своё настроение.  

 

                             

            правильность         (п)                             красота (к)        

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

 Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

 В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.

В письменных работах учитель может использовать знаки «!» - «Молодец!» или «?» - «Есть проблемы».

 При оценке себя на уроках чтения ученики могут использовать лесенку: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным.

                                                                                               Я буду здесь!

Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики ставят себя на самую высокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.

 Для развития самоконтроля и самооценки  учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

 В конце года для родителей с ребенком готовится «Папка достижений». В нее можно вложить лучшие работы  по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания и т.д. ученик может сам написать немного о том, что дал ему первый год школьной жизни.

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:

 Что нужно было сделать в этом задании?

 Какая была цель, что нужно было получить?

 Удалось ли получить результат?

 Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?                    Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?    Как ты оцениваешь свою работу?

Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.

В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

                                             2  КЛАСС – 4  КЛАСС

        На 2 этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки.  

          Целью такой деятельности  на данном  этапе  ставится организация  выделения способа действия, а затем и критериев оценки сформированности этого способа.   Этот этап начинается в конце 1 класса после периода обучения грамоте и продолжается  до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру «правильность» (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.  

Оценочные шкалы используются в качестве одного из способов дифференцированного оценивания, начиная с 1 класса.

Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на каждом уроке. Данный способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Критерии оценивания различны. Необходимо уделять внимание не только тем аспектам, которые отражают знания детьми программного материала, но и таким, как аккуратность, внимание, умения слушать и слышать, высказывать свое мнение; критериям, отражающим мотивационно-творческую направленность, творческий потенциал, способности к осуществлению инновационной деятельности, а также критерии, отражающие ценностный потенциал и др.

        Покажем на примере темы «Умножение многозначных чисел». Последовательность изучения этой темы представлена системой знаний и умений, позволяющих поставить и решить задачу на конструирование способа письменного умножения многозначных чисел. Способ умножения многозначных чисел строится на способе умножения многозначного числа на однозначное число, который состоит из следующих операций:

  1. Правильно записать числа для умножения с учётом поразрядности.
  2. «Прикидка» - определение переполненных разрядов.
  3. Определение количества цифр  в   произведении.
  4. Нахождение произведения однозначных чисел, т.е. табличное умножение.
  5. Нахождение суммы произведений в каждом разряде.

Эти выделенные операции (отдельные «шаги») и станут критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая «линеечка» будет оценивать отдельную операцию (отдельный «шаг»).

                       

     1             2             3             4              5        

Оценив свои действия по данным «линеечкам», ребёнок увидит, как   овладел способом, какие действия он уже умеет делать, а какие ещё вызывают затруднения.

Далее при умножении уже многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа способ расширится, к известным уже ранее операциям добавится ещё одна операция.

  1. Нахождение суммы неполных произведений.

Теперь при нахождении произведения многозначного числа и двузначного (или трёхзначного) ребёнок рисует шкалу, на которой показаны все «шаги», и, выполняя каждый «шаг», делает пометку на шкале. Этим он, во-первых, каждый раз восстанавливает способ действия, а, во-вторых, далее проводя рефлексию собственных действий, сможет, опираясь на способ, точно выделить свои трудности.  В момент самооценки на данном этапе учитель не вмешивается. Разговор по этому поводу состоится после проведения диагностической работы, которая составляется таким образом, что каждое задание направлено на проверку усвоения каждого шага способа.

После усвоения способа действия организовывается целостная рефлексия по поводу усвоения способа действия. Учащимся даются диагностические  работы, составленные в виде тестов или самостоятельных работ таким образом, чтобы ребёнок мог, выполняя данные ему задания,  чётко определиться по шагам алгоритма и ещё раз проверить себя по поводу выполнения всех шагов и произвести оценку своих действий. Эта самооценка после диагностической, самостоятельной и проверочной работы заносится в рефлексивную табличку. Например, таблица «Мои достижения по теме: «Умножение многозначных чисел» (4 класс):                

                               Дата или номер урока по теме.

       умения

Диагн.

работа

Самост.

работа

Провер.

работа

1

Запись действия умножения в столбик.

+

+

+

2

Определение количества цифр в произведении.

?

+

+

2

Нахождение  одного неполного произведения.

+

+

+

3

Нахождение более одного неполного произведения.

?

+

+

4

Запись неполных произведений.

?

+

+

5

Сложение неполных произведений.

+

+

+

6

Умножение многозначных чисел, оканчивающихся на ноль.

?

?

+

Заполняя данную таблицу, ребёнок имеет возможность увидеть своё продвижение в теме. Вчера я ещё не мог разобраться, как найти неполное произведение, а сегодня я это понял! И т.д. О том, как заполнять данную таблицу, дети договариваются сами, но так, чтобы знаки, которыми они будут пользоваться, были одинаковыми, для того, чтобы учитель и ученик могли понять друг друга. Это могут быть значки: +, -, ? или дети будут закрашивать клеточки на столько, на сколько посчитают нужным.

        По окончанию темы, после итоговой контрольной работы учащиеся работают с «Дневником достижений», куда занесены все умения, которым должны научиться учащиеся за год. Для каждого года обучения составляются свои «Дневники успехов»

                                                               2   КЛАСС    

Во втором классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.

 На этом этапе можно организовать работу с «Тетрадью успехов». В ней дети рисуют лесенку и придумывают себе код (например, геометрическую фигуру), ставят на ступеньку этой лесенки свою фигуру-код (у каждого своя фигура), а на стенде рисуют «Гору успехов» со снежной вершиной, на скалах которой обозначают уровни. Каждый ученик после самооценки вывешивает свою фигуру на ту высоту, где он находиться. Такая работа не исключает психологический дискомфорт у тех, кто находится еще у подножия, ведь каждый знает только свой код, и в этом заключается интрига. Стремятся к вершине все, и если учитель правильно направляет учащихся, то они радуются за успехи других уже при проверке знаний по второй, третьей теме.

 «Тетрадь продвижения» лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения учеников. Например, учитель проводит диктанты по теме «Безударные гласные», состоящие из 15 слов. После проверки чертится график по количеству допущенных ошибок.

Безударные гласные (15 слов)

Без ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 ошибки

4 ошибки

                                  10.10.       05.11.      08.12        20.01        15.02

Такие «Тетради продвижения» помогают:

- формировать у учащихся навык самоконтроля и самооценки;

- наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у учащихся и обеспечить его целенаправленную и своевременную коррекцию;

- сделать оценку содержательной и для ученика, и для родителей;

- сделать оценку работы оптимистичной для ученика, который наглядно видит свои результаты;

- сделать тетрадь «справочником изученного».

К концу второго года обучения больше половины класса могут высказать свое суждение о своей учебной деятельности. И именно во втором классе стоит потратить больше времени на выявление причины неудачного результата.

  Поэтому эффективно завести «Дневник…», в которой ученики будут фиксировать свои трудности и  учиться анализировать их причины. На специальных строчках в дневниках они пишут: «Я не смог решить задачу, так как отвлекался, был не сосредоточен», «Мне сегодня было трудно, так как я мало читаю», «Я плохо написал тест, потому что не выучил домашнее задание». Такая работа помогает оценивать себя, и осознано выбирать уровень сложности заданий.

 Для обеспечения плавного перехода к отметочному обучению можно использовать прием райтинга (от англ. right – правильно). Ученик сначала сам оценивает свою работу и ставит отметку, затем ее оценивает учитель. Отметка записывается дробью, например, 4/5. через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

                                                                3  КЛАСС

                 В третьем классе ученик может определить соответствие своих знаний заявленному уровню и определить критерии, которым он не смог соответствовать в том или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы он может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.

 В третьем классе можно добавить новую форму оценивания в виде пословиц, поговорок или изречений. У учеников должен быть образец пронумерованных и подходящих по смыслу высказываний. В ходе оценивания ученик ставит рядом с работой номер высказывания. Если учитель соглашался, то он обводил номер кружком или писал свой номер.

Примеры высказываний:

1. Молодец!

2. Спасибо за труд!

3. Сделано наспех – сделано на смех.

4. Терпение и труд все перетрут!

5. К большому терпению придет и умение.

6. Ума палата.

7. Терпение дает умение!

8. Это успех!

9. Не будь тороплив, а будь терпелив!

10. Нерадивый дважды дело делает.

11. Перо пишет, а ум водит.

12. Захотел – сделал!

13. Умница!

   Варианты вопросов, которые задаются учителем  в конце урока с целью содержательной рефлексии:

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

 Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):

  • Что мы хотели выяснить на уроке?
  • Что нам удалось узнать?
  • Мы ответили на поставленный вопрос?
  • Что будем делать завтра?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?

  «Точка зрения»

               По окончании занятия учитель просит высказаться учащихся относительно занятия и своего самочувствия на нем (высказывание сопровождается постановкой точки в определенной части плоскости).

          Незаконченное предложение:

Самым интересным для меня было …, потому что …

Самым скучным для меня было …, потому что …

Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …

Я был бы рад …, потому что …

Мне понравилось …, потому что …

Мне не понравилось …, потому что …

  Позициональная дискуссия:

Работа на уроке была плодотворной, потому что …

Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …

Однако мы не узнали о …

Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о  …

Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…

                                             4  КЛАСС

Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребенка.

Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный год (накопительная система). При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них.  Все это составляет так называемый «Портфель ученика». В него может входить:

1. Карта знаний (представлена в виде рефлексивной таблицы).

2. Тетрадь личных открытий.

3. Творческая тетрадь.

4. Дневник достижений.

5. Дневник «роста» (или листы мониторинга уровня усвоения универсальных учебных действий).

6. Дипломы, награды и т.д.

             Пример «Дневника достижений»

Данный «Дневник достижений» составлен для учащихся 4 класса на основе стандартов 1998 года и требований программы. Заполняя этот дневник, ребёнок видит своё продвижение и проблемы, над которыми ему нужно ещё работать и дальше, ставит цели  и планирует свою работу по ликвидации своих дефицитов.

ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ

           Мои умения по математике.

Я умею                                  месяцы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Читать и  записывать многозначные числа.

2

Сравнивать многозначные числа.

3

Решать простые уравнения.

4

Складывать (устно) числа до 100.

5

Вычитать (устно) числа до 100.

6

Знаю таблицу  умножения.

7

Знаю таблицу деления..

8

Делить числа  с остатком.

9

Умножать и делить числа  на 10, 100, 1000

10

Складывать («в столбик») многозначные числа.

11

Вычитать («в столбик») многозначные числа.

12

Умножать («в столбик») многозначные числа.

13

Делить («в столбик») многозначные числа.

14

Знаю порядок выполнения  действий.

15

Решать простые задачи.

16

Решать составные задачи.

17

Решать задачи на движение.

18

Записывать условия задач в виде схемы или таблицы.

19

Измерять отрезки разними измерительными приборами.

20

Находить периметр прямоугольника.

21

Находить площадь прямоугольника.

22

Строить геометрические фигуры.

23

Сравнивать и преобразовывать единицы длины.

24

Сравнивать и преобразовывать единицы времени.

25

Сравнивать и преобразовывать единицы массы.

26

Сравнивать и преобразовывать единицы площади.

27

Работать с логическими рядами чисел (продолжать ряды, упорядочивать числа по возрастанию или убыванию).

Мои  умения по русскому языку.

                 месяцы

Я умею

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Списывать текст.

2

Выполнять звукобуквенный разбор слова.

3

Разбирать слово по составу.

4

Разбирать слово как часть речи.

5

Разбирать предложение.

6

Писать изложения.

7

Писать сочинения.

8

Писать под диктовку без ошибок:

Пропуск, замена букв.

Перенос слова.

Оформление предложения на письме.

Большая буква в именах собственных.

Буквосочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Ь – показатель мягкости.

Буквосочетания: К, чн, щн, нщ

Слитно-раздельные написания.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак.

Проверяемый безударный гласный в корне

Непроверяемый безударный гласный в корне

Парный согласный.

Непроизносимый согласный.

Удвоенный согласный.

Правописание приставок.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Мягкий знак на конце глаголов 2 лица ед.ч.

Соединительные гласные в сложных словах.

Безударные падежные окончания существительных.

Безударные окончания прилагательных.

Безударные окончания глаголов.

Запятая при однородных членах предложения.

Запятая в сложном предложении.

9

Выполнять работу над своими ошибками.

                                                          Мои  умения по чтению.

Я умею

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Читать (вслух)

по слогам

Читать (вслух)

по слогам и целыми словами

Читать (вслух) целыми словами.

2

Скорость чтения вслух.

3

Скорость чтения  про себя.

4

Правильность чтения.

5

Выразительность чтения.

6

Осознанность чтения.

7

Чтение наизусть.

Мои общие учебные умения.

             Я умею                                          месяцы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Озаглавливать текст.

2

Пересказывать текст (устно или письменно).

3

Отвечать на вопросы к тексту.

4

Составлять  вопросы к тексту.

5

Составлять план текста.

6

Строить своё высказывание (монолог)  на заданную тему (строить монолог).

7

Участвовать в диалоге.

8

Аргументировать (доказывать) свою точку зрения.

9

Строить схемы.

10

Заполнять таблицы.

11

Пользоваться словарями.

12

Работать со справочниками (атласами, энциклопедиями)

13

Подбирать литературу по теме.

14

Работать с планами,  географической и исторической картой.

15

Оценивать свою работу.

16

Работать в группе (договариваться, распределять работу).

Родители учеников всегда хотят узнать, чему их ребенок должен научиться и научился в течение года. Поэтому в «Дневниках достижений» на специальной странице можно поместить содержание программ по предметам, а ежедневная работа в «Дневниках» позволяет каждому из учащихся и их родителям накапливать информацию о «росте» в образовательном процессе. Учитель может давать конкретные рекомендации родителям, а каждый родитель может сказать, что знает его ребенок, что умеет, что нужно еще узнать, над чем поработать.

Критерии, по которым может происходить рефлексия той или иной деятельности ребенка, зависит от целей и задач, которые ставит перед собой учитель, и тех задач, которые ставит перед собой ребенок.

Все умения можно условно разделить на пять групп: учебно-логические, учебно-коммуникативные, учебно-организационные, учебно-управленческие и учебно-информационные.

Учебно-логические:

- умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям;

- умение действовать по аналогии;

- умение соотнести цель и результат;

- умение выделять главное;

- умение делать обобщение, вывод;

- умение предоставлять информацию графически;

- умение давать определение понятия по существенным признакам, опираясь на модель, и т.д.

Учебно-коммуникативные:

- умение распределять роли в процессе совместной учебной деятельности;

- умение проговорить цель, задачи и предполагаемые действия;

- умение поддержать и продолжить мысль собеседника;

- умение слушать друг друга;

-умение работать в группах сменного состава;

- умение задавать вопросы в ходе урока;

- умение участвовать в учебном диалоге и т.д.

Учебно-организационные:

- умение самостоятельно готовиться к уроку;

- умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения;

- оформление и ведение тетрадей и т.д.

Учебно-управленческие:

- уметь определять учебную задачу;

- умение сравнивать полученный результат с учебной задачей;

- умение оценить свою учебную деятельность и деятельность одноклассников;

- умение определить проблемы собственной учебной деятельности и установить их причину;

- умение планировать дальнейшие свои действия по устранению недочетов.

Учебно-информационные:

- умение давать полный или краткий ответ;

- умение отвечать на вопрос по существу;

- умение предсказать учебную информацию;

- умение работать самостоятельно с дополнительной литературой и т.д.

В зависимости от тех целей и задач, которые ставит перед собой учитель, происходит выбор тех умений, сформированность которых нужно либо проверить, либо продолжить работу над их формированием, либо сформировать вновь.

По мнению психологов, ребенок осознанно может работать одновременно над формированием не более пяти умений. Соответственно формирование умений может быть явным и скрытым для ребенка, а значит, цели и задачи урока у детей и учителя могут совпадать.

Таким образом,  ученики постоянно вынуждены рефлексировать по поводу своей деятельности. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении даст свои ощутимые результаты. При диагностике данной способности берется за основу совпадение оценки своих действий учеником и оценки этих же действий учителем. Если рефлексивные оценки совпадают, то считается, что данная способность у ученика сформирована. Если не совпадает, то рассматривается род несовпадений. Если ученик всегда занижает или завышает оценку своих действий, то способность считается несформированной.  

В конце 4 класса рефлексивные способности должны проявляться у большинства детей. Они должны более осознанно относится к процессу обучения, т.к. большинство из них понимает, на  что направлена их деятельность в данный момент.  Систематическая работа над формированием рефлексии не только помогает «выращивать» самостоятельность в ребёнке, но и способствует сохранению его психологического здоровья.