Требования к ученической тетради
консультация на тему

Орлова Марина Юрьевна

Здесь вы найдете основные требования к ведению ученической тетради, количество и назначение, как часто тетради должны проверяться и офомляться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_uchenich_tetr.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Требования  к ведению ученических  тетрадей. 

Количество и назначение ученических тетрадей. 

        Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимися надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого ученика:

 

Учебный предмет

Кол-во тетрадей

Период обучения

Примеч.

текущих

контроль

1.

Рус. язык

Прописи

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей допускается

наличие 1-2 тетради

2

1

1 - 4

 

2.

Математика

Прописи

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетради

2

1

1- 4

 

3.

Окружающий мир

Нет

Нет

1- 4

Допускается использование тетрадей на печатной основе, входящие в УМК

4.

История

Нет

Нет

1 - 4

5.

Иностранный язык

В соответствии с программными требованиями

2 - 4

6.

Литературное чтение

Нет

Нет

1 - 4

7.

ИЗО

альбом

Нет

1 – 4

 

8.

Труд

Нет

Нет

1 – 4

 

9.

ОБЖ

Нет

Нет

1 - 4

 

10.

Физкультура

Нет

Нет

1 - 4

 

11.

Риторика

В соответствии с программными требованиями

1 - 4

 

12.

Музыка

В соответствии с программными требованиями

1 – 4

 

 

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

        При оценке письменных работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19. 11. 98 г. № 1561/ 14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25. 09. 2000 г. № 2021/ 11-13 «Об организации обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы».

        В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

    Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно, как в тетрадях для текущих работ, так и в тетрадях для контрольных.

        Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлен, то допускается использование чернил зелёного цвета.

        Помимо стационарной ручки в классных и домашних работах учащимися используется только простой карандаш.

        Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показываются родителям с выдачей на дом.

        Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

       Оформление   надписей на обложках ученических тетрадей.

  Тетради учащихся 1-го класса подписываются либо учителем, либо родителями. Совершенно не обязательно, чтобы тетради в первом классе были подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради 2-4 классов подписываются самими учащимися.Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.

 

 Следует

Не следует

Примечание

Тетрадь

для работ по математике

для работ по русскому языку ученика (цы) 3 класса «а» начальной школы

ЗАТО Сибирский

Тетрадь

по математике

по русскому языку

 

Тетрадь

для математики

для русского языка

Предлог «по» относится к существительному «математика» (русский язык), поэтому и пишется на той же строке

Ивановой Ольги Коробцовой Анастасии

Павлова Дмитрия

Оли Ивановой

Насти Коробцовой

Димы Павлова

 

Ольги Ивановой

Анастасии Коробцовой

Дмитрия Павлова

 

Ивановой Оли

Коробцовой Насти

Павлова Димы

Фамилию и имя надо писать в родительном падеже, на первом месте фамилию, затем полное имя

Павлова Дмитрия

Кузнецова Александра

Шакина Владимира

Павлова Димы

Кузнецова Саши

Шакина Вовы

Димы Павлова

Саши Кузнецова

Вовы Шакина

 

Дмитрия Павлова

Александра Кузнецова

Владимира Шакина

 

 

  Оформление письменных работ по математике и русскому языку.

Общие положения.

·      Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфически аккуратным почерком.

·      При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координационную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все её отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6 – 7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируется и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих лёгкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

·      Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания для всех учащихся.

·      Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учётом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультатным прописыванием элементов, букв, слогов и слов.

·      Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе.

 При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребёнку, так как

а) часть учащихся пишет достаточно красиво, чтобы тратить на уроке на это время;

б) часть учащихся неправильно оформляет соединения, что является серьёзной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;

в) часть учащихся испытывает трудности в графическом определении высоты элементов и букв;

г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность и высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

                Не совсем правильно и корректно требовать от совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают исследования специалистов (директор института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман), мальчикам «неинтересно изо дня в день делать одно и тоже, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытывает большие трудности при работе на конвейере».

                А вот система работа по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

        Учителям следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр. Слоги и буквы, которые требуют корректировки.

        В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

        Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.

        Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ учащихся только зачёркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.    

 

         Оформление    письменных работ по русскому языку.

         После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

        При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см

( на 2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе.

        В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой  верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.

        Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем 5 мм.

        Справа дописываем до конца строки, при этом с 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

        Запись даты написания работы по русскому языку ведётся по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучении грамоте и до окончания четвёртого класса записывается число и полное название месяца.

                        Например:

1 декабря.

        В четвёртом классе допускается в записи числа писать имена числительные полностью.

                        Например:

Первое декабря.

        Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке ( без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

                        Например:

Классная работа.

Домашняя работа.

Самостоятельная работа.

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

        Вариативность выполнения работ фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная и краткая запись) либо на полях (краткая запись).

                        Например:

1 – вариант.

1 – в.

2 – вариант.

2 – в.

        Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки

( полная форма записи).

                        Например:    Упражнение 14.

        Все подчёркивания следует делать остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.

        Исправление ошибок учащимися в        тетради производится аккуратно шариковой ручкой.

        Переход в первом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

 

           Оформление   письменных работ по математике.

 

        Между классной и домашней работами отступить 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

        Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать две клетки (на третьей клетке пишем).

        Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенства и т.п. отступаем четыре клетки вправо, пишем на пятой.

        Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номера заданий с начала строки, отступив слева по горизонтали одну клетку. Это позволяет чётко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной и домашней работ.  

        Слово «Задача» не пишем, а только указываем её номер с начала строки слева, отступив 1 клеточку.

                        Например:   № 134.

        Число пишем традиционно посередине строки, на пятой клеточке по вертикали, записывается число и полное название месяца.

                        Например:

                                                        1 декабря.

        В 4 классе число рекомендуется записывать на полях.

                                Например:  17.09.06 (без буквы «г»).

Между числом и названием работы по вертикали отступаем 1 клеточку.

Между названием работы и самой работой отступаем  2 клеточки  по вертикали.  

                  Например:                        15 апреля.

    1 клеточка.

                                                    Классная работа.

2 клеточки.

№ 143.

1 клеточка.

24+35=59 и т.д.                        

        В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся определяют цель задания и записывают её в тетрадь.

                                Например:

                        «Найти сумму»;

                        «Найти разность»;

                        «Найти уменьшаемое»;

                        «Найти вычитаемое»;

                        «Найти значение выражений»;

                        «Найти значение выражений»;

                        «Сравнить величины» и т.д.

        Необходимо с 1-го класса оформлять поля с внешней стороны тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом.

        При записи математических выражений все символы ( знаки, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требования требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).

        Роль операции с простым карандашом остаётся той же (смотрите раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»)

 

         



 

Комментарии

Кокотова Александра Геннадьевна

Очень полезный материал! Прочитала с удовольствием. Скачала. Буду пользоваться.