"Дифференцированный подход"
проект на тему

Аджимефаева Алиме Решатовна

Коллективный проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Крымский республиканский институт последипломного

                                        педагогического образования

             Коллективный проект

Дифференцированный подход в обучении младших школьников

                                            Слушателей курсов учителей

                                                  начальных классов, в том числе

                                          преподающих информатику

                            в начальной школе

Бородиной Т. А.

Аджимефаевой А. Р.                                                

Научный руководитель:

Падалка Н. Ф.

г. Симферополь, 2014 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Введение  

2. Теоретическая часть

3. Практическое применение дифференциации учителями на разных этапах урока.

4. Заключение

5. Список использованных источников

Введение.

Как сказал В.А. Сухомлинский:
 «Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей».

В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.  Это может привести к неуспеваемости. Во избежание этого в обучении необходим дифференцированный подход.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Он облегчает деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы обучения и воспитания не для каждого ребёнка, а для определённой "категории" учащихся. 

  Дифференцированный подход сегодня актуален – это индивидуальный, личностно– ориентированный подход к ученику. Происходит сближение между учителем и учеником. При таком подходе  ученик является не только объектом, но и субъектом обучения, и сам может не только оценить свои знания, но и понять, что его знания зависят не только от учителя, но и от него самого.

Цель проекта: Обосновать и  проверить  реализацию технологии внутри классной дифференциации процесса обучения школьников.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме
  2. Проверить способы реализации внутри классного дифференцированного обучения.
  3. Выявить практическую значимость методов дифференцированного обучения.      

                                 

Дифференциация в переводе с латинского означает - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Существует 2 типа дифференциации: внешняя (дифференцированное обучение: гимназии, лицеи, организация работы школы с углубленным изучением отдельных предметов); внутренняя (дифференциация учебной работы: внутри класса) 

Дифференциация обучения предполагает разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.

  Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития  творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.

Одной из важнейших основ дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.

Основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

  Реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

    –  быть единой для всех групп учащихся;

    - показывать динамику перехода ученика из одной группы в

       другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост

       ученика и учитывать его;

    - наглядно представлять возможности коллективной работы с

      различными группами учащихся;

    - представлять возможность выбрать систему работы с каждой

      из групп учащихся.

Таким образом, целью подхода является учет личностных качеств, психологических особенностей детей и реализация индивидуализации в обучении.

Вопрос дифференциации обучения и воспитания рассматривался в нашей школе на педсоветах, методических объединениях школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

На основе всего вышесказанного, я считаю,  что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка, является дифференцированное обучение.

Педагоги школы используют технологию Н.П. Гузика – украинского педагога-новатора, автора «Комбинированной системы организации учебно-воспитательного процесса». Эта дидактическая система ориентирована на индивидуализацию и персонализацию образования ученика, в ней гибко сочетаются и комбинируются содержание, формы и технологические составляющие обучение конкретного ученика, которые оптимально реализуют и развивают его доминирующие положительные способности. Технология дает возможность сочетать в определенном порядке элементы, в данном случае - приспособить педагогический процесс к условиям обучения конкретного ребенка. Это позволяет путем комбинирования соответствующих педагогических технологий создать условия для функционирования личностно ориентированного обучения.

Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий, т.е. учащиеся могут быть разделены на группы.

 У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

 С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью.

 У детей 2 группы  хорошая память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Рассмотрим некоторые моменты, которые необходимо учитывать  при  подготовке и проведении урока с использованием дифференцированного подхода.

  1.  Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.
  2. Подборка заданий. Смысл выбора заданий в том, что ученики являются не исполнителями воли учителя, а учатся сами определять, что им интересно, что по силам. Это снимает негативный эффект обязательной работы и развивает навыки самооценки.
  3. Чётко  должны быть определены  критерии оценивания.
  4.  Обязательны  взаимопроверка  и самопроверка.
  5.  Чтобы разнообразить учебные будни, учителя могут  использовать различные формы и методы урока.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: 

  1. Коллективную (все учащиеся выполняют одно задание),
  2. Групповую (каждая из трех групп получает задание),
  3. Индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания).

Самая распространённая форма работы – это карточки с индивидуальными заданиями, учитывающими разный уровень учащихся.

 Практическое применение дифференциации учителями на разных этапах урока.

        Работая по технологии дифференцированного обучения, дифференцированную работу  включают в различные этапы урока в зависимости от целей и задач.

Например: на этапе актуализации опорных знаний, на уроке русского языка проводится такая работа. Слабые учащиеся отвечают устно, а сильные работают с карточками. Когда учащиеся заканчивают работу с карточками, проводится коллективная проверка заданий.

Также дифференцированный подход осуществляется на этапе формирования  умений и навыков. Например, при изучении темы «Не- с именем существительным» можно использовать такие виды работы:

  1. для 3 группы (сильные учащиеся):
  • Сгруппировать слова соответственно правила: ( не) приятель, ( не) нависть, ( не) воля, ( не ) брежность, (не) правда, (не ) взгоды, (не) друг, а враг, (не) счастье, а горе.
  •  Подберите         к словам синонимы и запишите их.
  • Составьте        два предложения с любым из этих слов.
  1. для 2 группы (средняя группа учащихся).
  • Выпишите из упражнения имена существительные, к которым можно подобрать синонимы.
  • Составьте предложение с любым из слов.
  1. для 1 группы (слабые учащихся).
  • Выпишите из упражнения существительные, которые не употребляются без - не-.
  • Составьте        предложение с любым из слов.

Математика

 По курсу математики  предлагается работа, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

  • Задание №1
  • 3-й уровень
  • Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
  • 2-й уровень
  • Составь обратную задачу
  • 1-й уровень
  • Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
  • Задание №2.
  • 3-й уровень
  • Найди значение выражения:
  • 7800-(398+507*6)=
  • 2-й уровень
  • Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
  • 3-й уровень
  • Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
  • Задание №3
  • 1-й уровень
  • Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”
  • 2-й уровень
  • Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”
  • 3-й уровень
  • Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

Учителя начальных классов обязательно используют дифференцированный подход в домашнем задании. По их мнению, это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. И считают обязательным то, что домашнее задание не должно дублировать классную работу. Это должна быть работа по применению тех знаний, которые ученик получил в классе. Распределение заданий происходит так: для сильных часто даются опережающие задания творческого или поискового характера, а для учащихся средней и слабой группы задания на индивидуальных карточках или выполнение  упражнения в учебнике, с учетом их способностей.

Посещая уроки и наблюдая за системой работы учащихся, я сделала вывод, что использование дифференцированного подхода не только уместно,  но и необходимо на любом этапе урок.

Заключение

    Итак, дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников,  также последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.

   Применение дифференцированного подхода в обучении учителю помогает уделить внимание сильным учащимся, контролировать слабых; повышается самооценка у слабого и уровень мотивации у сильных учеников.

Список использованных источников

  1.         Бутузов И.Г. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников [Текст] / И.Г. Бутузов.– М. : Педагогика, 1968. – 140 с.
  2. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – 2-е изд., доп., перераб. – Луганск: СПД Резников В.С., 2006, 100с.
  3. Гузик М.П. Комбінована система організації навчально-виховного процесу в загальноосвітній школі: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.09 / Ін-т пед. АПН України. – К., 2004. – 22 с.
  4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников [Текст] / А.А. Кирсанов.– Казань : Татарское кн. изд-во, 1980. – 207 с.
  5. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998.
  6. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. — Мн., 1996.
  7. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. — Мн., Академия последипломного образования, 1998.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  9. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дифференцированный подход в начальной школе

Важнейшая задача начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Одним из средств индивидуального подхода к детям я...

Дифференцированный подход в обучении

В документе представлена система работы по организации дифференцированнного подхода в обучении младших школьников....

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками

Положительные стороны дифференцированного обучения Условия эффективности  дифференцированного подходаСпособы дифференциации учебной работы Материал содержит конспект + презентацию...

Методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении окружающему миру"

В данной методической разработке предлагаются дифференцированные задания по при­родоведению для I—IVгрупп...

Дифференцированный подход на уроках в начальной школе

Презентация одной из современных технологий....

Дифференцированный подход на уроке математики в начальной школе.

Урок математики с применением технологии дифференцированного обучения 2 класс....

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...