Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»
материал на тему

Забатурина Татьяна Викторовна

 

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

 Динамизм и непрерывное развитие,  дали толчок для повсеместного   внедрения новейших  методов и средств обучения, автоматизированных обучающих систем, применения электронной  техники. Изменения в содержании, методах и средствах обучения вызвали значительные изменения в методике. За последние годы все больше внимания педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на августовской педагогической конференции  по теме "Использование  активных форм и методов преподавания в  современном  образовании»

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

 Динамизм и непрерывное развитие,  дали толчок для повсеместного   внедрения новейших  методов и средств обучения, автоматизированных обучающих систем, применения электронной  техники. Изменения в содержании, методах и средствах обучения вызвали значительные изменения в методике. За последние годы все больше внимания педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся...

Что же такое метод? И что же такое форма? Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязной деятельности учителя и обучающегося по достижению целей обучения, развития и воспитания. Признаком метода является деятельность. Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учащихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы;

 
Пассивный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач.

 Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.); 

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний,  реализации принципа наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

При использовании активных методов обучения  меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные.
С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур.
Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний.

Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или класса параллели. . Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам .
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Вы видите и знаете, что в учебно-воспитательный процесс уже плотно вошли и реализуются различные активные формы и методы обучения.

Инновационная деятельность преподавателей – часть методической работы, направленной на выполнение одной из главнейших задач в деле качества и эффективности процесса обучения и воспитания – дальнейшее совершенствование форм, методов и средств проведения урока, т.е. создание педагогических технологий.

    Я считаю, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс. 

У нас есть большой потенциал для успешного развития и я думаю ,что мы готовы к освоению новшеств.
 «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей .Д. Пойя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»...

Презентация "Формы и методы преподавания ОМРК"

В презентации представлены некоторые формы и методы преподавания ОРКиСЭ модуль "Основы мировых и религиозных культур"...

Активные формы и методы преподавания окружающего мира как средство формирования познавательного интереса учащихся

Для использования в работе, а также для выступления на ШМО учителей начальных классов...

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Доклад  на августовской педагогической конференции  по теме "Использование  активных форм и методов преподавания в  современном  образовании»...

Формы и методы преподавания курса "Основы православной культуры"

Молодежь предстаёт сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. Целеноправленное применение разнообразных форм и методов проведения занятий "Основ православной культуры" позволяет обе...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

laquo;Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).Воспит. Уроки православной к...