Резервы совершенствования орфографических навыков учащихся
статья на тему

Лебедева Галина Петровна

Ни для кого не секрет, что орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Проблема формирования орфографического навыка у младших школьников является одной из ведущих в курсе русского языка в начальной школе. Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах и преодоления затруднений при усвоении основ правописания? Значимость этих вопросов и определила для меня выбор темы для исследования проблемы формирования орфографического навыка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Резервы совершенствования орфографических навыков

 учащихся

Лебедева Галина Перовна,

учитель нач. классов МОУ лицея №6

Ни для кого не секрет, что орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Проблема формирования орфографического навыка у младших школьников является одной из ведущих в курсе русского языка в начальной школе. Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах и преодоления затруднений при усвоении основ правописания? Значимость этих вопросов и определила для меня выбор темы для исследования проблемы формирования орфографического навыка.

Мною изучены и оценены различные методики и приемы по  данной проблеме в психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе. Для меня, интересна  методика П.С.Тоцкого « Орфография без правил», которая позволяет формировать у учащихся практически безошибочное письмо. Я активно применяю её в работе со своими учениками. Накоплен и обобщён  опыт работы. В ходе работы по формированию грамотного письма выявлены типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания, причины их порождающие и, пути их преодоления.

Основными причинами безграмотности младших школьников являются

- отсутствие учёта мотивации орфографической работы;

-  многообразие принципов (морфологический, фонетический, традиционный, дифференциации, фонетический), регулирующих написание в русской орфографии.

- незнание учениками состава русских орфограмм;

- неумение ставить перед собой орфографическую задачу и находить  пути решения её.

Структура орфографического действия довольно сложна для младших школьников. Младшему школьнику  трудно  найти орфограмму, определить её тип, наметить способ решения, осуществить самоконтроль.

Каким же  образом можно научить ребёнка успешно проходить все шаги орфографического действия? Ответ очевиден: использовать упражнения, способствующие формированию умения решать орфографические задачи. Существует множество методических приёмов, развивающих орфографическую зоркость и самоконтроль. Для себя в процессе работы с учениками я выявила  факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Это зрительные, слуховые, рукодвигательные  и артикуляционные факторы.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании неправильных написаний. Можно использовать следующие приёмы: письмо с пропуском орфограмм, опорные схемы, исправление ошибок, диктант с обоснованием, работа с сигнальными карточками.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, при ритмичности движений руки, т.е.  при письме. Поэтому на уроке нужно как можно больше писать, соблюдая, конечно нормы. Рука создаёт грамотный  образ того или иного слова, «запоминает», а затем пишет его уже автоматически.

Слуховой фактор. Ученик должен хорошо слушать и слышать, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. В связи с этим  необходимо развивать фонематический слух детей. Этому способствуют такие игры, как «Найди опасное место», «Зажги фонарик», «Светофор», «Диктант с подчёркиванием».

Артикуляционный фактор. На основании этого фактора можно успешно применять большую практическую базу  упражнений   по формированию орфографического навыка.

Существует мнение, будто орфоэпическое произношение мешает орфографии, и в частности формированию фонематического слуха. Действительно, согласно орфоэпической нормы мы произносим [што], а пишем «что». Противоречия снимаются сопоставлениями орфоэпического произношения с буквенным анализом слов, с проговариванием.

Известный лингвист современности А.А.Бондаренко в своей работе « О взаимосвязи обучения орфографии и орфоэпии на уроках русского языка»    доказал неоценимую роль взаимосвязи орфографического и орфоэпического чтения на уроках русского языка. По мнению другого лингвиста Н.И.Жинкина*, орфографическое проговаривание является мощным средством для усвоения правописания.

 Я считаю, что орфоэпия и орфография обеспечивают такое коммуникативное свойство речевой культуры, как правильность. Без правильности речи устное и письменное общение между людьми затрудняется. Одно и тоже слово может быть произнесено по-разному: орфографически и орфоэпически.  Учителю начальных классов всегда нужно помнить, что орфографическое и орфоэпическое чтение должны идти параллельно. Читать надо двумя видами: орфографически и орфоэпически. Двойное чтение - орфографическое и орфоэпическое вслед за учителем является необходимым условием для успешного развития устной речи, орфографии и пополнения  словарного запаса у учащихся. Так вырабатывается внимание к буквенному составу слов, умение не подчиняться слепо произношению, при письме замечать несоответствие произношения и написания. Орфографическое чтение должно проводиться на всех уроках: каждый предмет имеет свою специфическую лексику, и её надо освоить. Дети повторяют слова или словосочетания вслед за учителем. Чтение идёт не спеша, по 3-5 минут на каждом уроке. В ходе чтения ученики встречают  слова, в которых будет расхождение между произношением и написанием. Такие слова и будут сначала обращать на себя внимание, потому что они зазвучали по  другому: говорит ( гаварит), пошли ( пашли).  

Первые шаги двух видов чтения проводятся  сначала с отдельными словами. Каждому ученику готовятся  листы со словарными словами, которые будут изучаться в течение учебного года. Например:

одиннадцать

дорога

аллея

прекрасный

здравствуйте

жёлтый

здесь

коллектив

пассажир

хозяйство

назад

автомобиль

На уроке ежедневно отводиться время для чтения слов.

Можно каждому ученику класса сделать листы со словосочетаниями для орфографического проговаривания. Например:

№1

река Кама

пёс Булька

вьют гнезда и т.д.

№2

принесли из магазина

по широкой реке Волге

удивительный рисунок и т.д 

Набор словосочетаний подобраны таким образом, что их можно использовать на лю-

бом уроке в начальной школе.

Подбор слов и словосочетаний может зависеть от темы, которая изучается на уроках русского  языка. Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные» подбирается следующий набор слов:

вестник - весть

честный - честь

доблестный - доблесть

грустный - грусть

очистки - чистить

хлёсткий - хлестать

счастливый - счастье

гигантский - гигант

Можно использовать для орфографического проговаривания и тексты из сборников диктантов

В основе предлагаемого выше материала лежит принцип отработки грамотного письма путём многократной тренировки довольно объёмного словарного материала. Проведение орфоэпической работы в неразрывной взаимосвязи с орфографической должно стать правилом преподавания русского языка в начальных классах. До тех пор, пока учителя  на своих уроках русского языка и литературного чтения не будут использовать  эти две стороны языка – орфоэпию и орфографию, многие наши ученики не усвоят основ правописания.

Во время занятий в классе следует опираться не только на чисто учебное содержание, но и на личностно-эмоциональную деятельность, учитывать психологию усвоения материала младшими школьниками, соблюдать и чётко выдерживать понятия: орфограмм, орфографическое действие, орфографическая зоркость. Важно только правильно определить соотношение устной и письменной работы на уроке, виды деятельности для достижения поставленных целей.

Из всего вышесказанного можно сделать определённый вывод:  учителя, при проектировании учебного процесса должны учитывать типичные затруднения, с которыми сталкиваются младшие школьники при усвоении основ правописания. Необходимо осуществлять меры по их профилактике или своевременному выявлению на основе диагностирования и оперативному устранению затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения. Это позволит оптимизировать результаты обученности и добиться качественных изменений в орфографической грамотности учащихся.

Взяв за основу выявленные типичные затруднения школьников при усвоении основ правописания и намеченные пути оптимизации данной проблемы, можно успешно разработать технологическую сторону процесса формирования орфографического навыка, т.е. использовать в учебном процессе такие технологии, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность, руководимую учителем. Гарантированно-успешными в работе  являются игровые технологии, коллективные способы обучения, комментированное управление, применение исследовательского метода, проблемного  изучения материала, использование ИКТ на уроках и, безусловно, здоровьесберегающие технологии. Перечисленные технологии комплексно развивают у учащихся положительную мотивацию,  учат самостоятельно и успешно решать сложные проблемы, развивают психологические процессы личности ребёнка.

Успешность обучения правописанию зависит от того, насколько своевременно глубоко и правильно учитель строит учебный процесс, знает теоретические основы методической науки, осознанно анализирует педагогический опыт, генерирует его, понимает сущность предлагаемых  современных технологий и рекомендаций, самостоятельно ищет новые собственные решения. Выявление резервов совершенствования орфографи-ческих навыков учащихся на ранней стадии обучения будет способствовать повышению качества образования выпускников начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Статья посвящена проблеме орфографической подготовки младших школьников.    Автор предлагает пути решения проблемы, связанные с реализацией современных подходов к ор...

Резервы совершенствования навыка грамотного письма. Система работы в 1-2 классах, направленная на предупреждение ошибок.

В статье описывается система работы по предупреждению орфографических ошибок в 1-2 классах. Материал может быть полезен учителям, работающим по УМК "Гармония"....

Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости и развития самоконтроля.

В данной работе предложен  практический  материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока....

«Пути совершенствования орфографической зоркости учащихся».

Развитие орфографической зоркости является первостепенной задачей учителя начальных классов, так как умение замечать при письме орфограммы, т.е. выделять те случаи, когда пишущего подстерегает опаснос...

"Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости"

"Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости"...

Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников.

В статье рассматривается одна из причин допуска  учениками большого количества ошибок в  диктантах-это недостаточное развитие орфографической зоркости, пути  её совершенствования....