Главные вкладки

    "Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости"
    статья (русский язык) по теме

    "Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pechat.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ ООШ села Середниково

    Тема:

    «Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости»

    Автор:

    Соколова Татьяна Васильевна,

    учитель начальных классов

    2011 г.

    Источник изменений: противоречие между необходимостью развития функциональной грамотности учащихся и недостаточным уровнем сформированности учебных навыков младшего школьника.

    Цель: формирование орфографической зоркости учащихся.

    Задачи:  

    1. выработка своего алгоритм педагогических действий для обучения детей рациональным способам кодирования и хранения учебной информации,
    2. использования приёмов учебного моделирования, эйдетики и мнемотехники.

    Ожидаемые результаты: использование приёмов учебного моделирования, кодирования, перекодирования, сжатия и развёртывания информации, методов зрительных и графических ассоциаций, составление рисунков – ассоциограмм, мини-сказок, слов-подсказок, алгоритмов-моделей поможет учащимся переработать большой объём учебной информации и позволит намного эффективнее   усваивать орфографические правила и запоминать словарные слова.

    Результат изменений: 

    1. сформированность орфографического навыка, повышение качества знаний по русскому языку          на 7-10 %,
    2. победы и призовые места обучаемых во всероссийских конкурсах  «Русский медвежонок-языкознание для всех», «Интеллектуальный марафон», «Молодёжный чемпионат «Старт», предметных олимпиадах,
    3. создание дидактического материала по запоминанию словарных слов для 1-4 классов (из детских рисунков-ассоциограмм).

    Преимущества этой методической системы:

    1. запоминание словарных слов превращается в увлекательную игру,
    2. способы проверки слов, орфографические правила надолго сохраняются в памяти, благодаря алгоритмам-моделям, поэтому быстрее вспоминаются и эффективней используются. И в тоже время нельзя полностью заменить классические методы обучения орфографической зоркости предлагаемыми приёмами.

     Алгоритм педагогических действий для обучения детей рациональным способам кодирования и хранения учебной информации с целью формирования орфографической зоркости:

    1. Каждый замеченный (найденный) учениками на уроке приём проверки слов записывается на специальной доске (в черновом варианте).

    2. На каждом следующем уроке черновой вариант дополняется или исправляется, то есть совершенствуется.

    3. По мере возможности, к способам проверки придумываются стихи-рифмовки, символы, знаки, образы, картинки или другие виды кодирования информации.

    4. К непроверяемым или трудно проверяемым словам тут же на уроке (или как домашнее задание) придумывается картинка-образ (ассоциограмма), используя основные методы эйдетики и мнемотехники (графический и фонетический).

    5. На последнем (обобщающем) уроке по этой теме перед контрольной или самостоятельной работой алгоритм проверки слов обобщается, сводится к одному цельному образу-картинке, записывается детьми в качестве памятки (или распечатывается учителем).

           Данная опора, названная выше алгоритмом, размещается на стенде в классе в увеличенном виде. По мере надобности дети или учитель обращаются к ней на последующих уроках русского языка. Алгоритм может совершенствоваться и дальше. Например, при повторении этой же темы в других классах.

           Подобные педагогические действия вырабатывают у детей такие общеучебные умения и навыки, которые помогают учащимся рационализировать приёмы кодирования и хранения информации:

    а) вербализация результатов самостоятельных наблюдений;

    б) использование приёмов графического изображения итогов наблюдения;

    в) применение рациональных приёмов изображения слов (ассоциограммы);

    г) собирание и систематизирование самодельных памяток-опор;

    д) составление и отгадывание кроссвордов, ребусов, шарад и т.д.;

    е) изменение объёма информации в соответствии с учебной задачей;

    ж) использование особенностей своей памяти для наиболее эффективного запоминания и хранения нужной информации.

    Эти умения и навыки могут с успехом применяться учащимися при изучении других учебных предметов, а также при обучении грамотному письму на основе формирования орфографического навыка путём использования приёмов учебного моделирования в среднем звене.

    Предполагаемый масштаб и формы распространения методической системы: региональный уровень, проведение мастер – классов, участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, публикации.

    Методическая система получает распространение через:

    1. Выступление на ШМО по теме: «Использование ассоциограмм при изучении слов из словаря».
    2. Выступление на РМО по теме: «Учебное моделирование на уроках русского языка».
    3. Проведение открытых уроков по русскому языку в рамках  школьных семинаров.
    4. Проведение мастер – класса во 2 классе по теме: «Использование ассоциограмм при изучении словарных слов».
    5. Проведение мастер – класса в 3 классе по теме: «Приёмы учебного моделирования при изучении словарных слов».

    Методическая система педагога совершенствуется через:

    1. Участие в  международном мастер – классе по теме: «Мнемотехники. Практическое применение мнемотехник с целью повышения эффективности современного образования». Наличие диплома участника.
    2. Участие во Всероссийской  педагогической конференции «Наша будущая школа. Модернизация образования: опыт ведущих школ России». Наличие сертификата участника.

    Публикации: печатные работы в cоциальной сети работников образования nsportal.ru

    Доклад «Использование мнемонических приёмов в процессе изучения словарных слов»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"

    Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...

    Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

    Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

    Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости и развития самоконтроля.

    В данной работе предложен  практический  материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока....

    «Пути совершенствования орфографической зоркости учащихся».

    Развитие орфографической зоркости является первостепенной задачей учителя начальных классов, так как умение замечать при письме орфограммы, т.е. выделять те случаи, когда пишущего подстерегает опаснос...

    Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

    Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

    Статья "Уроки обучения грамоте как средство формирования орфографической зоркости учащихся".

    Статья из опыта работы на уроках обучения грамоте. Программа "Школа России"....

    Конференция на тему: «Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости развития самоконтроля»

    Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...