«Пути совершенствования орфографической зоркости учащихся».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Клопкова Ирина Ивановна

Развитие орфографической зоркости является первостепенной задачей учителя начальных классов, так как умение замечать при письме орфограммы, т.е. выделять те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку, выступает в качестве базового орфографического умения младших школьников. В связи с этим я и взяла для своей работы тему «Пути совершенствования орфографической зоркости учащихся». И целью ее я ставлю поиск путей совершенствования орфографической зоркости. А для этого я намерена в своей работе попытаться  решить следующие задачи:

  1. В чем кроется секрет того, что дети делают много ошибок при письме?
  2. Какие методы для борьбы с ошибками используют учителя-практики?
  3. Какие пути повышения грамотности учащихся могу предложить я?

Причина того, что орфографическая зоркость школьников формируется стихийно, объясняется, по-видимому, тем, что они плохо знают опознавательные признаки орфограмм и не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм.

Если бы удалось добиться высокой быстроты и четкости обнаружения орфограмм и определения ее типа, то уровень грамотности учащихся мог бы быть повышен. Значит, нужна специальная систематическая тренировка в нахождении орфограмм, т.е. нужна выработка орфографической зоркости.

А так как формирование орфографической зоркости идет постепенно, от простого к сложному, то данную проблему следует отнести к дидактической концепции П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_rabota.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

              План работы

  1. Введение.
  1. Актуальность проблемы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
  2. Цели и задачи работы.

  1. Основная часть. Теоретическое обоснование темы.
  1. Что такое орфографическая зоркость.
  2. Происхождение и природа орфографического навыка.
  3. Этапы автоматизации орфографического навыка.
  4. Основные виды упражнений, направленные на развитие орфографической зоркости.

  1. Практическая часть. Система работы учителя по выработке орфографической зоркости по классам.
  1. Технология С.Н. Лысенковой: комментированное управление и опорные схемы.
  2. Система работы в первом классе.
  3. Система работы во втором классе.
  4. Система работы в третьем классе.
  5. Словарная работа на уроках русского языка.
  6. Стихи на уроках как средство развития интереса к предмету и развития орфографической зоркости учащихся.
  7. Внеклассная работа по русскому языку.
  8. Работа учащихся над ошибками.

  1. Заключение.

  1. Библиография.

  1. Приложение.


                                                            I

Развитие орфографической зоркости является первостепенной задачей учителя начальных классов, так как умение замечать при письме орфограммы, т.е. выделять те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку, выступает в качестве базового орфографического умения младших школьников. В связи с этим я и взяла для своей работы тему «Пути совершенствования орфографической зоркости учащихся». И целью ее я ставлю поиск путей совершенствования орфографической зоркости. А для этого я намерена в своей работе попытаться  решить следующие задачи:

  1. В чем кроется секрет того, что дети делают много ошибок при письме?
  2. Какие методы для борьбы с ошибками используют учителя-практики?
  3. Какие пути повышения грамотности учащихся могу предложить я?

Причина того, что орфографическая зоркость школьников формируется стихийно, объясняется, по-видимому, тем, что они плохо знают опознавательные признаки орфограмм и не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм.

Если бы удалось добиться высокой быстроты и четкости обнаружения орфограмм и определения ее типа, то уровень грамотности учащихся мог бы быть повышен. Значит, нужна специальная систематическая тренировка в нахождении орфограмм, т.е. нужна выработка орфографической зоркости.

А так как формирование орфографической зоркости идет постепенно, от простого к сложному, то данную проблему следует отнести к дидактической концепции П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. По его теории формирование умственных действий включает пять этапов:

1 – формирование мотивов;

2 – составление схемы ориентировочной основы будущего действия;

3 – действия с предметами или их моделями;

4 – действия в речевой форме;

5 – действия «в уме».

Процесс развития орфографической зоркости очень сложен, что очевидно. И в основной части своей работы я попытаюсь разобраться в этом процессе и наметить пути орфографической зоркости.

                                                II

Прежде,  чем  искать  пути  совершенствования  орфографической  зоркости, заглянем в словарь- справочник по методике русского языка М.Р. Львова и уточним, что же это такое.

«Зоркость орфографическая – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы. Зоркость орфографическая предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи. Отсутствие у учащихся орфографической зоркости или её недостаточная сформированность  является одной из главных причин допускаемых ошибок. Зоркость орфографическая развивается постепенно, в процессе выполнения упражнений, комментирования, разбора, диктантов, списывания с разбором и т.п.. В формировании зоркости орфографической очень важна установка самих учащихся на выработку зоркости. При успешном обучении зоркость орфографическая автоматизируется и может расцениваться как навык».

А теперь немного истории. Еще в дореволюционное время представители грамматического направления, в частности К.Д. Ушинский, стояли на позициях сознательного происхождения орфографического навыка, т.е. считали, что навык возникает как результат сознательных, а не механических действий. Осознанность действий ученика при письме создается благодаря грамматическим знаниям, что является основой навыка. Затем учащиеся познают орфографическое правило. И, наконец, проводится система упражнений. К.Д. Ушинский писал: «Систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостаток этой систематичности – главная причина, поему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты». В результате длительных упражнений навык становится автоматизированным. Это значит, что ученик пишет, не вспоминая правила в момент написания, но в случае затруднений он может прибегнуть к нему.

В настоящее время всеми методистами признается, что в основе орфографического навыка лежат грамматические знания. Все факторы важны: зрение, слух, моторика, мышление. Но в зависимости от характера орфограммы возрастает роль того или иного фактора.

Какова же природа орфографического навыка? В психологии различают два типа навыков:

1) навыки, которые вырабатываются на основе многократных повторений однообразных;

2) навыки, которые формируются на основе сложных умственных операций.

Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков.

Это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

  1. навык письма;

б) умение производить фонетический анализ слова;

в) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

г)  умение подвести орфограмму под соответствующее правило…и др. умения.

Психолог А.Р.Лурия провёл нейропсихологический анализ письма и доказал, насколько это сложный процесс, включающий анализ звукового потока, уточнение звуков речи с помощью артикуляции, перекодирование фонем в графемы, сохранение системы пространственных координат при написании буквы, включение механизмов анализа последовательности элементов и торможения побочных движений и, наконец, длительного удержания направляющей роли исходной программы с корригирующим влиянием сличения с этой программой выполняемого действия.

В процессе письма диктанта, а тем более изложений и сочинений, учащимся нужно найти в слове орфограмму, осознать её как задачу, которую нужно решить, и в то же время не отвлекаться от техники письма и от содержания того, о чём пишут. При определении орфограммы ученик должен:

а) найти орфограмму;

б) определить её тип;

в) определить способ её решения;

г) определить последовательность решения задачи.

Орфографическое действие автоматизируется медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. Автоматизация сознательных действий, как отмечает Д.Н.Богоявленский, включает: «во-первых, постепенное уменьшение роли осознания своих действий, во-вторых, свёртывание умственных операций за счёт обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в-третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные по своему масштабу действия и в связи с этим расширение границ переноса, в-четвёртых, усовершенствование приёмов выполнения действий, отбор наиболее рациональных способов решения орфографических задач и, в конце концов, автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений».

 

Основные виды упражнений, направленные на развитие орфографической зоркости.

  1. Списывание.

Списывание- это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста. В начальных классах должно быть сформировано умение списывать в  соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, не допуская пропусков и перестановки букв, правильно употребляя знаки препинания. Обучать списыванию нужно с букварного периода.

Существуют правила списывания:

  1. Прежде, чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.
  2. Слово в каждом предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.
  3. Сравни свою запись с тем, с чего списывал.

Списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами и обоснование, почему слово так пишется; подсчет в тексте орфограмм на определенное правило.

Списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий грамматического, лексического или словообразовательного характера.

Существуют различные виды списывания:

а) списывание с заданием (например, вставить пропущенные буквы);

б) выборочное списывание;

в) восстановление деформированного теста.

Диктанты.

Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста.

Виды диктантов, развивающие орфографическую зоркость:

а) предупредительный;

б) объяснительный;

в) выборочный;

г) самодиктант, или письмо по памяти.

Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила, и направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют правильность выполнения работы.

Очень хорошее упражнение для развития орфографической зоркости - выборочный диктант. Этот вид диктанта требует записи только части текста, соответствующей заданию. Например, записываются слова только на определенное правило.

Существуют и другие упражнения, развивающие орфографическую зоркость, но о них пойдет речь в следующей, практической части моей работы.


                                           III

Система работы по развитию орфографической зоркости по классам.

Эту систему я описываю на основе своих наблюдений, своих наработок, а также на основе использования опыта работы своих коллег, учителей-исследователей.

С.Н. Лысенкова в своих книгах «Когда легко учиться» и «Методом опережающего обучения» делится своим опытом, как ей удается уже много лет учить детей писать грамотно. Один из принципов ее работы – учить детей мыслить вслух. При помощи комментированного управления и опорных схем дети успешно овладевают грамотной письменной и устной речью, да еще и проходят программу с опережением.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления  по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают опорные схемы, таблицы и карточки. Правила и алгоритмы действий, помещенных на таблицах, учить не задается. Опорная схема висит перед глазами и используется до тех пор, пока не сформируется навык, тогда она просто будет не нужна. Хотя время от времени при повторении опоры вывешиваются вновь.

Прием комментированного управления я тоже с успехом использую в своей работе. Сначала сильный ученик (а потом и другие) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведет за собой остальных. Очень важно, чтобы комментирование начиналось с первого дня обучения в школе, с первых шагов:  письмо элементов букв, слогов, слов и, наконец, предложений. Комментированное управление позволяет решить не только учебные, но и воспитательные задачи. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик-учитель». В результате такой организации труда в классе создается общий деловой настрой, единый темп учебной работы, задаваемый самими учениками, причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и в то же время становится организатором труда товарищей, т.е. учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.

Опорные схемы и комментированное управление обеспечивают дружную работу всего класса и быстрое продвижение в учении и развитии всех ребят. В результате на каждом уроке появляется резерв времени, а значит, возможность выполнять большое количество разнообразных упражнений по закреплению и повторению изученного, а также обобщению знаний, выработке прочных умений и навыков.

Учащиеся избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по схеме – опоре, выполняя практическое задание. Опорные карточки помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.

Обобщающий характер схем, таблиц, комплектов карточек дает возможность, с одной стороны, после первого веления в тему организовать на уроке многократное повторение по принципу от частного к общему и обратно, с другой – одновременно готовить детей к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Материал для перспективной подготовки берется из учебника, используются и дополнительные упражнения, конкретизирующие, развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщение, основательного закрепления.

Система работы в период обучения грамоте.

Орфографическую работу в 1 классе следует начинать с развития орфографической зоркости. А для этого необходимо познакомить учащихся с признаками, по которым они могли бы обнаружить орфограммы. Для гласных таким признаком является безударность, для согласных, парных по звонкости-глухости, положение на конце слова и в середине слова перед другими согласными, кроме сонорных и в, в.

Необходимо остановиться на двух вопросах: почему ударный гласный звук при письме « безопасное место» и всегда ли ударному гласному звуку можно доверять?

Наблюдения над ударными гласными звуками и их обозначением на письме буквами позволяют сделать вывод, что ударные гласные звуки не совпадают друг с другом и что выбор буквы для их обозначения не вызывает сомнений, так как он однозначен. На этом этапе детям предстоит научиться отличать звуки, которым можно доверять, от тех, которым нельзя доверять, другими словами, научиться различать слабую и сильную позицию для гласных.

Фрагмент урока.

-  Проведем звукобуквенный анализ слова оса.

Произнесём и послушаем слово. Найдём ударный слог. Скажем слово по слогам. Сколько слогов получилось?

 Назовём первый слог. (А).

-  Сколько звуков в этом слоге? (Один).

-  Назовите его и охарактеризуйте. (Звук [а] гласный, безударный.)

-  Обозначьте карточкой.

-  Можно сразу написать букву, обозначающую этот звук? (Нет.)

-  Почему? (Безударный звук [а] может обозначаться на письме двумя буквами а или о; ему нельзя доверять.)

-  Поставим на месте буквы точку.

Заметим, что такой способ записи слова с пропуском орфограмм, или, как ещё называют, письмо с «дырками», «с окошками», даёт возможность ученику не делать ошибок. Точка на месте буквы обозначает, что звуку доверять нельзя, правило же, которое бы позволило выбрать нужную букву, ещё не изучено. Такой пропуск ошибкой не считается.

-  Назовем второй слог. (Са.)

-  Назовите звуки. ([с], [а].)

-  Не слияние ли это? (Слияние.)

-  Выберите карточку для обозначения слияния.

        


-  Какой буквой обозначим звук [с]? (буквой с.)

-  А можем мы буквой обозначить звук  а   в этом слоге? (Да.)

-  Почему? (Он ударный, а ударному гласному звуку можно доверять, он всегда обозначается одной буквой.)

На доске:


-  Убедимся в этом. Найдем ударный гласный звук  а  в словах аист, сани, сосна, коса, и посмотрим, какой буквой он обозначен.

-  Почему же можно доверять ударному гласному звуку [а]? (На письме после твердого согласного звука [а] обозначается только буквой  а).

-  Другим ударным гласным звукам можно доверять? ( Аналогично проводится наблюдение над обозначением буквами других ударных гласных звуков.)

Вывод: если слышишь ударный гласный звук, чаще всего смело пиши букву, так как выбора букв для его обозначения обычно нет.

Знакомство с признаками орфограмм для согласных, парных по звонкости-глухости.

С наличием «опасности» на месте согласного, парного по звонкости-глухости,  можно начинать знакомство тогда, когда учащиеся узнают хотя бы одну пару букв для обозначения согласных, парных по звонкости-глухости.

Предлагаются для анализа слова из пословицы «Труд кормит и одевает».

Составляются звуковые схемы слов труд и кормит.


     Выделяются последние звуки в этих словах. Оказывается, что звуки одинаковые, [т], согласный, твердый, глухой.

-  Посмотрим, какой буквой обозначен этот звук в словах «труд» и «кормит».

-  Один и тот же звук обозначен разными буквами.

 На доске:                                                           д          

         т

-  Где это происходит? Где находится этот звук в слове? (На конце слова.)

-  Какому согласному звуку нельзя доверять? (Звуку [т].)

-  Когда ему нельзя доверять? (Когда он находится на конце слова.)

-  Почему? Как вы думаете, из согласных звуков только одному звуку [т] нельзя доверять?

-  Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите на «ленту букв» и скажите, какие буквы для звуков, парных по звонкости-глухости, вы знаете еще? (Буквы б и п.)

-  Послушайте скороговорки и найдите такие слова, в которых одинаковый звук, где будете искать этот звук? (На конце слова.)

Слушайте внимательно:

Ела-ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

Свекла, соль, морковь да лук –

Получился суп, суп.

-  Кто услышал один и тот же согласный звук в словах скороговорок?

-  Назовите его. ([п].)

-  В каких словах есть звук [п]? (Дуб, зуб, суп.)

-  Какой это звук, охарактеризуйте его. (Согласный, твердый, глухой.)

-  Обозначим карточкой:

-  Посмотрим, какой буквой обозначен звук [п] в слове дуб. (Буквой б.)

-  А в слове суп? (Буквой п.)

на доске:        б

        п

-  Какой вывод можно сделать? (Звук [п] может посылать на письменную работу разные буквы: то б, то п.)

-  Можно ли доверять звуку [п]? (Нет.)

-  Никогда нельзя доверять?

Ребята высказывают предположение, что можно доверять звуку [п], когда он не на конце слова.

Читая скороговорку «Дом у дуба, дуб у дома» и слова, напечатанные на доске для чтения, учитель обращает внимание на слова: у дуба, у супа. ( Сочетание у супа было среди слов для чтения.)

-  Найдем звуки [б] и [п] в словах у дуба, у супа. Где находятся эти звуки? (Перед гласными звуками.)

-  Посмотрите, какими буквами обозначены эти звуки? (Буквами б и п.)

-  Может быть, можно и другой буквой их обозначить? Попробуем, например, звук [б] обозначить буквой п, а звук [п] – буквой б. Прочитаем, получатся ли слова. ( Нет таких слов: у дупа, у суба.)

-  Какой же вывод можно сделать? Когда можно доверять звуку [п]? (Когда он находится перед гласным звуком.)

аналогично проводится знакомство с другими признаками слабых позиций согласных, парных по звонкости-глухости, а именно: положение в середине слова перед другим согласным, парным по звонкости-глухости.

Выводы фиксируются в таблице:

Внимание! Опасность!

        (кроме: р, р’, л, л’, м, м’, н, н’)

                (кроме: р, р’, л, л’, м, м’, н, н’, в, в’ )

Обозначать» опасные места» для согласных можно так же, как для гласных - точкой, а можно чертой.

Опираясь на таблицу, дети смогут дополнить звуковой разбор частичным орфографическим анализом, т.е. начнут учиться обнаруживать орфограммы до записи слова.

Приведу фрагменты уроков по обучению этому умению с использованием таблицы.

Учитель просит найти в словах (произнесённых) «опасные места» для гласных или согласных (в зависимости от того, на каком этапе обучения находятся дети) и рассуждают вслух, показывая, как надо пользоваться таблицей.

Можно в рассуждении допустить ошибки. Этот приём очень полезен и для усвоения материала, и для предупреждения ошибок.

Например, надо найти «опасные места» в словах: ласковый, сильный, вода, трава и т.д. Слова учителем произносятся по одному.

- Смотрю в таблицу, - говорит учитель, - «опасные места» для гласных является положение без ударения, значит, для нахождения «опасных мест» для гласных нужно определить ударный слог. Для этого спрошу: Это вода? Ударение падает на второй слог, отмечу по схеме:

  /

в .

да

В первом слоге безударный гласный звук, отмечу как «опасное место».

Письмо «с дырками» позволяет учащимся писать любые слова без риска допустить ошибку. Но этому приёму надо специально учить и систематически использовать его, показывая его значимость для безошибочного письма.

«Может быть, это звучит несколько парадоксально, - пишет В. Сухомлинский, - но эта истина: ученик станет грамотным, когда он на уроках не будет делать ни одной ошибки».

Приемом, обучающим такому письму, и является письмо с пропуском орфограмм (с «дырками»). А знания о признаках орфограмм помогают ученикам решить, какому звуку при выборе буквы доверять нельзя.

В этот период вся работа направлена на овладение детьми слоговым чтением и письмом. В это время навыки письма обычно отстают от чтения. Дети забывают начертания письменных букв, не могут вовремя овладеть техникой письма по слогам, часто пропускают гласные и согласные буквы, особенно в закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, с йотированными гласными е, е, ю, я. В связи с этим работу по развитию орфографической зоркости в данный период обучения можно проводить таким образом:

1) Систематически на каждом уроке чтения и письма в букварный период проводить минуту чтения группы букв, укреплённых на стенде, и слогов (на карточках) с нарастанием трудности: открытые слоги (типа на, щу), закрытые слоги (типа мир, мак), слоги со стечением согласных (шко, при), слоги с йотированными гласными (дя, дю).

2) Письмо слогов с проговариванием согласных и гласных букв, особенно фиксируя внимание детей на гласном и согласном звуках в закрытых слогах. Это позволяет не пропускать буквы при записи слов и предложений в дальнейшем.

3) Анализ, чтение и набор слов в кассах и на доске с выделением гласных и согласных в закрытых слогах, а также письмо слов с комментированием.

4) И, наконец, работа над предложением: чтение, графический анализ (Сколько слов в предложении? Какие правила будем применять, набирая предложение?), составление предложения с комментированием. Например, один из учеников комментирует предложение: У Саши конь. «Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, пишу заглавную букву У, слова в предложении пишутся отдельно. Саши - это имя, пишу с заглавной буквы – С, гласная а, пишу ши, гласная - и: жи - ши пиши с и. Слова в предложении пишутся отдельно. Пишу конь, гласная о, «замочек» н, произносится мягко, пишу ь. В конце предложения ставится точка».

Таким образом, вырабатывается навык слогового чтения и письма без пропуска букв, четко, ясно вырисовывается перед глазами учащихся слог, его структура.

На уроках переходного периода от букваря к учебнику русого языка большое внимание уделяется работе над предложением: графическому анализу, работе с деформированным текстом, диктантам, комментированному письму, списыванию.

К этому времени очень важно научить детей правильно и в нужном темпе списывать предложение. Работа проводится в таком порядке: первое предложение списывается под управлением учителя, второе – под управлением ученика (учитель в это же время пишет на доске), третье – под управлением ученика без записи на доске, четвертое – самостоятельно, прочтя предварительно вслух, далее – самостоятельно без чтения вслух. При этом комментируется только нужная орфограмма.

Сосредоточить внимание первоклашек на списывании, не дать им отвлечься помогают игры типа «Как птичка зернышки клюет?» Дети показывают движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз. «А как мы будем зернышки – слоги клевать». «В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь».

Интересные приемы, помогающие при списывании или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправлять, предлагает С.Л. Рябцева, учитель, которая написала книгу «Диалог за партой». Над строкой или под ней при списывании текста положить закладку (полоску бумаги, линейку). По строке вести пальцем левой руки, одновременно проговаривая слово по слогам так, как оно написано. Между словами выдерживать паузы, а знаки препинания проговаривать «телеграфно»: «точка», «запятая», «восклицательный знак»… при проговаривании очень важна отчетливая артикуляция. От этого условия в значительной мере будет зависеть правильность письма.

Проверять написанное нужно с ручкой в руке: вести ее над строкой, медленно проговаривая написанное. Ручка как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее.

Система работы по выработке орфографической зоркости при обучении русскому языку.

В процессе повторения и закрепления учебного материала, отработанного в букварный период, большое внимание уделяется звукобуквенному анализу слова, развитию речевого слуха учащихся, формированию навыка грамотного письма, отработка приемов списывания, проверке написанного.

В первом классе создается лишь основа для выработки навыка правописания безударных гласных, глухих и звонких согласных и других орфограмм, работа носит подготовительный характер.

Самая трудная тема в курсе русского языка на этом этапе - «Правописание безударных гласных в корне». Можно проводить такие виды работ по этой теме:

1. Определение безударных гласных в слове и в предложении.

2. Определение корня слова в родственных словах, постановка ударения, нахождение безударной гласной.

3. Наблюдение над группами слов (родств.) Вывод: безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные.

4. Обобщение знаний и вывод правила: Безударные гласные пишутся так же, как и ударные в родственных словах.

5. Продолжается работа с группами родственных слов, теперь уже с подчёркиванием проверочного слова.

6. Комментирование предложений с выделением безударных гласных.

7. Устный диктант. Учитель называет слова с безударной гласной - дети поднимают карточку соответствующую.

8. Задания с называнием или написанием проверочного слова.

Для обеспечения развития познавательной деятельности учащихся необходимо создание на уроках проблемных ситуаций, их определённая система. Метод проблемного обучения развивает умение мыслить и применять знания  на практике, т.е. обеспечивает видение в слове орфограммы, подведение её под соответствующее правило  правописания, выработку орфографической зоркости, формирует устойчивые орфографические навыки.

Одним из средств проблемного обучения является решение орфографических задач. Орфографическая задача определяется в методической литературе как задача на выбор графического знака из ряда возможных (или на определение его места в слове) на основе применения правила для передачи соответствующих значений. Баранов М.Т. в своей статье «Работа по орфографии в 4-6 классах (в связи с использованием учебников)» указывает, что написание в слове «может быть изображено разными графическими знаками, (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный». И детям необходимо показать, что в каждом отдельном случае возможен выбор букв. Допуская возможность вариантов написания, ребёнок учится рассуждать, выбирать один вариант - правильный. Выбор единственно верного написания на основе применения орфографического правила и составляет решение орфографической задачи

Уже в 1 классе можно начинать обучать решению орфографических задач: а) на выбор буквы для обозначения звука, например: в да, гру   , машна, щка;

б) на выбор заглавной или строчной буквы, например: олга, аша, учок.

в) на определение места знака переноса в слове, например: конь-ки или кон-ьки, уче-ник или у-ченик, зай-ка или за-йка.

г) на слитное или раздельное написания слов, например: к реке или креке, на столе или настоле.

Направления пропедевтики решения звукобуквенных задач в 1 классе можно разбить на три группы:

  1. упражнения на опознавание орфограммы;
  2. упражнения на овладение рациональным способом действия;
  3. упражнения в проверке слов.

 

Упражнения на опознавание орфограммы:

  1. Подчеркни все гласные, которые нужно проверить: На дворе горой, а в избе водой.
  2. Подчеркни все парные согласные, которые надо проверить: Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
  3. Запиши следующие предложения, пропустив:

а) все гласные буквы, которые нужно проверить или запомнить: Дерево смотри в плодах, а человека – в делах.

б) все парные звонкие и глухие согласные, которые надо проверить или запомнить: У меня в порядке книжки и тетрадки.

4.      Выписать из какого – либо текста слова на изучаемое правило.

5.     Запишите(под диктовку) только те  слова, в которых надо проверить парные согласные на конце: зуб, город, мороз, язык, пенал, шарф, утюг, лопата, уж, мебель.

6.    Найдите четвёртый лишний: сугроб, снег, ветер, град, шапка, метла, лопатка, грибки.

7.      Запишите (под диктовку) слова.

Какие правила вы использовали, чтобы написать эти слова без ошибок?

 Упражнения на овладение рациональным способом действия:

1.   Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень – плодами. Определите, в каких словах гласные нужно проверять. Как это сделать? Выделите орфограммы, записав предложение.

2.  Запишите предложение, Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

В каких словах парные согласные надо проверять? Как  это сделать? выделите орфограммы.

3.   Письмо по памяти предложения:  

На дворе трава, на траве дрова.

Перед записью расставляется ударение, определяются безударные гласные, подбираются проверочные слова. Скороговорка повторяется детьми, запоминается. Затем учитель стирает или закрывает запись, и дети пишут по памяти. Орфограммы выделяют.

4.   Зрительно – слуховой диктант. На доске:

За горой река. За рекой лес. В реке живут лещи. В лесу живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.

Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверить? Определите. Проверьте. (Текст закрывается, записывается под диктовку. В записанном тексте выделяются орфограммы.)

Упражнения в проверке слов:

1.Какие гласные пропущены в словах, как это узнать? Бл   ны, ст  на, к  льцо, с  ды.

2.Вставьте пропущенные буквы, проверьте их: к  вры, шк  фы, м  тла, гра  , гл  за, н  сы, ч  сы.

3.Игра «Скалолазы». Кто быстрее доберётся до вершины?

                                           фла .

                          сне .                           сугро .

           краси .                                                      бере .

      ду .                                                                         моро .

зимний ле .                                                                        гладкий ле .

Дополнительные вопросы: Какие согласные проверяли? Почему их надо проверять? Как можно проверить?

Затем можно предложить написать сочинение – миниатюру с использованием слов на тему «Зима» .

4.Подбери как можно больше проверочных слов к словам:

гора, дубки, лёд;

зима, лиса, нора.

5.Прочитай пары слов: грибы – гриб, леса – лес, лист – листы, след - следы, снега – снежок.

Какое слово каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя? Запишите, ставя на 1 место проверочное, на 2 - проверяемое слово.

6.Какое из двух слов является проверочным? Спишите. Вставьте пропущенные буквы, через чёрточку запишите только проверочное слово.

К СА  -косы, косичка; л..са – лес, лесок; ст  лы – стол, столовая.

7.К слову лисица подберите родственные слова по вопросам: как назвать лису ласково? Как назвать детёнышей лисы? В каких из записанных слов букву и надо проверить? Назови проверочные слова.

Работа по развитию орфографической зоркости у учащихся во 2 классе.

На этом этапе обучения проводятся те же виды работ, что и в 1 классе: списывание с заданием, комментированное письмо, письмо под диктовку, письмо по памяти, грамматические зарядки, решение орфографических задач, творческие работы. Слова для работы берутся более сложной структуры, предложения более распространенные, задания усложняются, упражнения увеличиваются в объёме. Необходимость в подробном комментировании предложений отпадает, учащиеся «уделяют внимание» только «трудным местам», где правописание расходится  с произношением, обосновывают написание правилом, подбором проверочного слова.

Упражнения в подборе проверочных слов можно усложнить:

1.  Записать слова в следующем порядке: проверочное – проверяемое: глаза, завод, сторожа, тулуп, тулупы, заводы, сторож, глаз, топор, топоры.

Какие слова не будем писать? Почему?

2.  Выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа: гриб – грибы, грибки, грибок;

                    дед – дедушка, детки;

                    рукав – рукавчик, рукавица, рукава;

                    сторож – сторожка, сторожить;

                    час – часок, частичный.

3. Выписать из текста слова на определенное правило с подбором проверочных слов.

И другие упражнения.

Появляются упражнения четвертой группы, направленные на развитие орфографической зоркости:

Ребёнок должен обозначить орфограмму, основываясь на сопоставлении проверяемого и проверочного слова. Все те умения, которые формируются в процессе выполнения упражнений первых трёх видов, здесь выступают в совокупности, образуя первую собственно орфографическую задачу. Обычно такие задания  составляют основное содержание уроков по русскому языку: различного рода списывания, диктанты, комментированное письмо и т.д.

В этот период обучения необходимо разнообразить работу, предоставлять детям инициативу, самостоятельность: пусть дети сами находят дополнительный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки; работают в группах; проводят взаимопроверку и взаимооценку работ, исправляют друг друга, учат друг друга, помогают друг другу. Тогда у них будет воспитываться чувство коллективизма, товарищества, внимание к другим и требовательность к себе, к своей грамотности.

Второклашки ещё очень любят играть. И поэтому на уроках не следует забывать про игровые моменты, игровые задания: «цепочки» из названий городов, «Кто больше назовёт существительных, прилагательных или глаголов на определённую букву; составление кроссвордов и другие задания.

Всё это способствует формированию у детей интереса к самому процессу учения, а где интерес там и успех.

Работа по развитию орфографической зоркости учащихся в 3 классе.

В 3 классе проводятся те же виды работ, что и во 2 классе: различного рода списывания, диктанты комментирование, большое внимание уделяется творческим работам.

К 3 классу комментированное управление переходит в доказательное комментирование-рассуждение.  А умение писать слова без ошибок отрабатывается на более сложном языковом материале: привлекаются слова с трудной семантикой и осложненным морфологическим составом.

Пожалуй, самыми сложными темами в начальной школе являются: «Правописание падежных окончаний имён существительных» и «Правописание личных окончаний глаголов». По данным, которые проводятся в печати, количество ошибок, допускаемых в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов, колеблется от 7 до 20 процентов всех орфографических ошибок. А темы в основном проходят в 3 классе.

С.Л.Рябцева в своей книге «Диалог за партой» предлагает интересную методику, в основе которой лежит умение кодировать и декодировать  информацию, легко читать её; уметь применять модели, уметь пользоваться алгоритмами, выводить любую необходимую информацию из базовой. Владение алгоритмами даст возможность забывать без страха: забыл – ну и что? Я в любой момент могу это вывести. Отпадает необходимость без конца заглядывать в таблицы, вспоминать, какое окончание в каком падеже и в каком склонении у имени существительного, прилагательного.

Итак, алгоритм – совокупность операций, выполняемых по порядку для решения определённой задачи. И каждая ступень алгоритма – операция, заранее отработанная.

Уже во 2 классе при прохождении тем «Безударные гласные в корне» и «Парные звонкие и глухие согласные» ученик рассуждает, пользуется таким алгоритмом:

1.Слышу звук…

2.Есть выбор букв…

3.Проверяю…

4.Перед гласной… (или под ударением…)

5.Пишу букву…

Например: «Гри_,  слышу звук п, есть выбор букв б или п, проверяю: грибы, перед гласной б, значит, в слове гриб на конце пишу букву б».

А вот алгоритм рассуждения третьеклассника при прохождении темы «Правописание падежных окончаний имён существительных»:

1.Ставлю в начальную форму.

2. Определю склонение.

3.Подставляю проверочное слово. (то есть существительные, у которых окончания в сильной позиции, например, лиса).

4.Пишу такое же окончание.

В самом начале работы над алгоритмом дети проговаривают его вслух от начала и до конца, но потом алгоритм сворачивается за счет операций и остается только результат.

Кроме корней и окончаний морфологический принцип работает и в других морфемах: в правописании приставок (подписать - подпись), суффиксов (к старику - старик).

Л.В. Щерба считал, что ученик должен упражняться по образцовым текстам, чтобы овладеть орфографией. Высказал он и мысль о том, что существует связь безошибочного написания с опорой на подсознание. Свертывание алгоритмов – это и есть постепенный переход с уровня сознания на уровень подсознания, автоматизация навыка.

Словарная работа на уроках русского языка.

Работа над трудными словами, т.е. над словами с непроверяемым написанием начинается в 1 классе и имеет место на каждом уроке.

Один раз в неделю дети записывают с доски группу близких по теме слов в специальный словарик. Конечно, объясняется значение каждого слова, проводится беседа, составление предложений с этими словами. Данная группа слов отрабатывается в течение недели. Эти слова включаются в различные упражнения, списывания, диктанты, комментированное письмо, сочинения – миниатюры.

Как же повысить запоминаемость словарных слов? Какие виды упражнений можно в связи с этим предложить?

1.  Комментированное письмо словарных слов под управлением одного из учеников.

2.  Выписывание нескольких слов из словарика на определённую букву (по вариантам).

3.  На доске словарные слова написаны не по алфавиту. Задание: списать слова в алфавитном порядке.

4.  Выписывание по вариантам слов из словарика с определённой безударной гласной. Например: 1 вариант – с безударной гласной а, 2 вариант – с гласной о.

5.  Составление предложений и рассказов с несколькими данными словарными словами.

6.  Очень любят дети, когда им загадывают загадки, а они записывают отгадки.

7.  Замена словосочетания словом.

Например: а) промежуток времени в 60 минут;

б) военнослужащий, стоящий на посту;

в) коллективное хозяйство по совместной обработке земли;

г) крестьянин, член колхоза.

Задание: поставить ударение в записанных словах, найти родственные слова, выделить корень, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам.

8.  Упражнение для детей, которые не слышат гласные: «Угадай слово»: в-р-б-й, д-ж-рн-й, м-дв-дь, л-с-ц-.

9.  Найди спрятавшееся слово: х(лев), (сто)б, у(дочка), щ(ель), к(оса).

10.  Разгадывание кроссвордов:

О

Г

О

Р

О

Д

1.Он совсем – совсем зелёный

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат. (Огурец).

2.Голова на ножке,

В голове горошки. (Горох).

3.Сидит девица в темнице, а коса на улице.(Морковь).

4.Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок,

Врос в землю крепко.

Что же это?(Репка).

5.Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор,

Очень любят…(Помидор).

6.Повернулось к солнцу золотое донце.(Подсолнух).

  1. 1.   Аппарат для полета в космос. (Ракета)                                                        
  1. Человек, который летал в космос. (Космонавт)
  2. Предприятие, де делают машины. (Завод)

                                                            1

 

                           

                   

        2

Игры:

Например: «Кому достанется арбуз?»

Сначала отгадываем загадки.

Вызванные дети заполняют клетки.

  1. На окне стеклянный пруд,                            

А рыбачить не дают. (Аквариум)

  1. Что за чудо – синий дом.

            Ребятишек много в нем.

           Носит обувь из резины

            И питается бензином!  (Автобус)

  1. Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.  (Аист)

          Одна средняя ступенька осталась незаполненной. Дети подбирают из орфографического словаря слово на а из 6  букв. Чей ряд подберет больше слов, тому и достанется арбуз.

«Собери ягоды в корзину». Ответ: земляника, брусника, черника,  ежевика, голубика, костяника. Задание: найдите ударные и безударные гласные, выделите корень, подберите родственные слова.

 

Стихи на уроке русского языка как средство развития орфографической зоркости.        

Стихотворные упражнения (рифмованные упражнения, запоминалки) позволяют вносить в обучении элемент занимательности и могут использоваться для речевой гимнастики.

Работа, ориентированная на формирование навыка чтения и письма, полезна для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом.

Маленькие дети любят заучивать веселые стишки, и их можно вводить уже с первого дня обучения. Например, при прохождении темы «Сочетание жи – ши» можно дать на уроке обучения грамоте такой стишок – запоминалку:

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ежики, моржи,

Лыжи, лужи, камыши.

А на уроке письма для списывания предложить:

Мыши, ежики, чижи –

Только с и всегда пиши.

Или:

Не живут ужи,

Где живут ежи.

В дальнейшем можно усложнить (да ещё пропустить сочетание):

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Все сочетанья жи и ши

Ты только с буквой и пиши!

Рифмовки можно предлагать детям в различных вариантах на уроках:

а) полное или частичное списывание со вставкой пропущенных сочетаний;

б) письмо по памяти;

в) зрительные, зрительно – слуховые или предупредительные слуховые диктанты обучающего характера;

г) выборочное письмо на основе диктовок, списывания или письма по памяти;

д) составление словосочетаний и предложений с одним из слов.

 Стихи со словами на различные орфограммы можно подобрать или даже сочинить самим. Приведу некоторые из них.

Сочетания ча – ща, чу – щу:

Ча и ща, ча и ща –

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой а и ча и ща.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу –

Я с у пишу и чу и щу!

Правописание ЧК и ЧН

Речка, ночка, строчка,

Точка, кочка, дочка,

Строчный, булочный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где чн, а где ЧК.

И нельзя писать никак

После ч здесь мягкий знак.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке? (Удочка).

 Мягкий знак – показатель мягкости:

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это буква – мягкий знак.

Нарисуем мягкий знак,

Нежно капелькой; вот так:

Букву капелька смягчит,

Слово мягко прозвучит. (А.Шибаев).

Разделительный мягкий знак:

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, е, ё, и, ю,

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Разделительный твёрдый знак:

Было «сели»

Стало «съели»,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Безударные гласные:

Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте, удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело,

А теперь пишите смело.

Парные звонкие и глухие согласные:

- Где растёт морковь?

- На грядках?

- Буквы пишут где?

- В тетрадках?

- Чистим что мы?

- Чистим зубки?

- Одеваем в холод?

- Шубки?

- Любим все?

- Снежки, салазки.

- А читаем часто?

- Сказки.

              Звук согласный проверяй.

Рядом гласный подставляй.

Грядка. Нет чего? Нет грядок.

А тетрадка? Нет тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Большая буква:

Имена, фамилии, клички, города

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Анна, Шуя и Москва.

Внеклассная работа по русскому языку.

Внеклассная работа с детьми также может способствовать совершенствованию орфографической зоркости.

Задачи внеклассной работы: повышение уровня языкового развития детей, способствовать более прочному и сознательному усвоению материала на уроках, воспитание интереса к предмету.

Дидактические принципы внеклассных занятий: наглядности, доступности, индивидуального подхода, систематичности и последовательности.

Внеклассная работа имеет место уже в первом классе.

Формы внеклассных занятий в первом классе: беседы, игры, воображаемые путешествия, час занимательной грамматики, оформление уголка русского языка, газеты, изготовление наглядных пособий.

Позднее  можно постепенно включать другие формы внеклассной работы: кружки, викторины, конкурсы, турниры, олимпиады, праздники, устный журнал.

Некоторые игры и упражнения, используемые на внеклассных занятиях по русскому языку:

  1. Составь предложения со словами: роза – Роза, дружок – Дружок, шарик – Шарик, зорька – Зорька, звездочка – Звездочка.
  2. Замени в словах выделенную букву указанной в скобках:

Булка (д)                        бочка (д)

Барсук (и)                      лапки (ш)

Фишки (ш)                    кочка (ш)

Пирог (о)                      свинка (п)

Речка (п)                        баран (н)

3)  Метаграммы – загадки, в которых зашифрованы слова, отличающиеся одной буквой. Например:          Со звонкой «д» - давно я мерой стала,

                                                      С глухой же «т» - уж нету выше балла.

                                                                                                              (пядь – пять)

        С глухим согласным – я число,

                                                            Со звонким – вид железа.

        (шесть – жесть)        

  1. Слова-анограммы – это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке. Например: масло-смола, маяк-ямка, атлас-салат. Детям дается одно из слов, они пытаются  составить из этих же букв другое.
  2. Кроссворды.

В кроссворд можно включить слова с одинаковой орфограммой: «Безударные гласные», «Парные согласные», «Сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк, чн», «Непроизносимая согласная» и др. Например, кроссворд «Удвоенные согласные»:   по вертикали: 1. Название страны, в которой мы живем. (Россия)

По горизонтали: 2. По асфальту едет дом, ребятишек много в нем,  а над крышей дома вожжи, он ходить без них не может. (Троллейбус).  3. К нему приходят поезда, двойное «р» содержит он и называется… (Перрон).  4. На большие расстоянья мчится он без опозданья, пишется в конце два «с», называется… (Экспресс).  5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе).  6. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (Пассажир).  7. Дорога с рядами деревьями по сторонам. (Аллея).

  1. Игра «Четвертый лишний»: пара, парить, парный, парами;

молодой - старый, маленький - большой,              светлый – темный, голубой – синий;

пять, пятак, пятно, пятый.

  1. Игра «Куда причалят лодки?»

На таблице даны два столбика слов с пропущенными буквами ж-ш. В бинокль видны лодки, на их парусах можно прочитать буквы «ж» и «ш». Лодки могут подходить только к своим словам. «К каким словам причалят лодки?» Учитель читает слова, ученик показывает указкой, какая лодка причалит к данному слову. Класс внимательно следит за правильностью ответа.  

                                                       

               Ж              Ш

        


ча . ка                                     пу . ка

ло . ка                                     кры . ка

кни . ка                                   пря . ка

клю . ка                                  теле . ка

бума . ка                                 варе . ка

кату . ка                                  обло . ка

сырое . ка                               покры . ка

И другие игры: «Рассыпные буквы», «Буква заблудилась», «Ставь под ударение», «Наборщик» и т.д

Работа над ошибками.

Несмотря на все старания учителя в обучении детей грамотному письму, ошибки всё же бывают, и необходимо детей учить самостоятельной работе над своими ошибками. Работа учащихся над ошибками является не только средством закрепления орфограммы, но и предупреждением ошибок.

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками тоже у детей воспитывает внимание к орфограммам, ответственное отношение к письму, стремление свои мысли оформлять грамотно.

Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разнообразными.

     При выполнении работы над ошибками использую памятку.

                                   

                             Памятка.

1.Словарное слово

Выпиши правильно слово 5 раз, подчеркни букву, поставь ударение.

Мороз, мороз, мороз, мороз, мороз.

2.Гласные после шипящих: жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Выпиши правильно слово, подчеркни сочетание, придумай ещё 3 слова на это правило.

Машина, шишка, шиповник, пушистый.

3.Имя собственное.

Выпиши правильно имя собственное, придумай и запиши ещё 3 слова на это правило.

Саша, Таня, Валя, Юра.

4.Перенос слова.

Выпиши слово, раздели слово для переноса.

Аквариум, ак – вариум, аква – риум, аквари – ум.

5.Безударные гласные.

Выпиши слово. Подбери проверочное, поставь ударение, подчеркни букву.

Леса – лес, поля – поле.

6.правописание звонких и глухих согласных.

Выпиши правильно слово, рядом проверочное, выдели орфограмму.

Дуб – дубы, глазки – глаза.

7.Удвоенные согласные.

Выпиши правильно слово, подчеркни удвоенные согласные, придумай 5 слов с удвоенными согласными и запиши их.

Масса, тонна, грамм, группа, Алла, суббота.

8.  Непроизносимые согласные.

Выпиши слово, подбери проверочное.

Счастливый  – счастье.

9.Слова с разделительным ь и ъ знаком.

Выпиши слово, подчеркни ь или ъ знак. Придумай ещё 3 слова с  разделительным знаком.

Ночью, вьюга, воробьи, платье.

10.Ошибки на пропуск букв, искажение слов, замену букв.

Запиши правильно слово 3 раза, подчеркни букву.

11.Раздельное написание предлога со словом.

В лес, в густой лес.

12.Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Рожь – ж. р., стриж – м.р..

13.Безударные падежные окончания существительных.

Пел(о ком?) о маме – 1 скл. П.п. (о земле)

Мечтал (о чём?) о космосе – 2 скл. П.п. (о коне)

Шёл (по чему?) по площади – 3 скл. Д.п. (по степи)

14.Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

Озером (каким?) глубоким

К реке (какой?) широкой

15.Безударные личные окончания глаголов.

Писать – пишет -1спр.

Строить – строит – 2спр.

Смотреть – смотришь искл. 2 спр.

16.Глаголы 2 лица единственного числа.

Играешь – гл., 2л., ед. ч.

Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом.

К традиционной палочке на полях, обозначающей орфографическую ошибку, учитель приписывает маленькую цифру – номер орфограммы, помещённой в памятке. Дети смотрят по памятке, как работать над этой ошибкой; пропустив строчку после работы, записывают «Работа над ошибками» и выполняют  работу строго по памятке.

Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает.

                                     IV

Из всего вышесказанного видно, что существует множество методов, приемов, способов, видов упражнений по развитию и совершенствованию орфографической зоркости.

Остается выбрать или разработать свою систему, которая подходила бы твоему классу, твоим детям, тебе самой, провести исследование, опробовать различные методы на практике и работать творчески, с каждым годом все улучшая и улучшая свою методику, совершенствуя орфографическую зоркость детей и совершенствуя себя.

Итак, чтобы грамотность учащихся была выше, чтобы было меньше двоек и троек, а больше четверок и пятерок, необходимо:

  1. еще до школы развивать речь детей, память, внимание к речи, к звукам, к словам, учить их мыслить, рассуждать, развивать фонематический слух через игры и различные занимательные задания.
  2. с первых дней занятий учить детей мыслить вслух, затем необходимость в этом отпадает, мыслительные операции свертываются и переходят на внутренний уровень.
  3. развитие орфографической зоркости - постепенный процесс. Выработку орфографической зоркости надо осуществлять поэтапно: от простого к сложному. Упражнения давать в системе, последовательно и методично наращивая степень сложности.
  4. использовать проблемные ситуации в обучении, учить решать детей орфографические задачи, доказывать правильность его ответа.
  5. учить самоконтролю и самопроверке, умению анализировать ошибки и работать с ними самостоятельно.
  6. использовать наглядность в обучении, схемы, таблицы.
  7. при обучении не ограничиваться материалом учебника, а использовать образцы художественной литературы.
  8. чтобы обучение было доступно ребенку, посильно для него, использовать дифференциацию в обучении.
  9. и, наконец, разнообразить работу, пробуждать интерес детей присутствием элемента занимательности как в урочных, так и во внеурочных формах работы.


                   Библиография.

  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Просвещение, 1978.
  2. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач. 1 кл. – «Начальная школа», 1988, №4.
  3. Баранов М.Т. Работа по орфографии в 4-6 кл. (в связи с использованием учебников). – «Русский язык в школе», 1980, №3.
  4. Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка. – «Начальная школа», 1996, №6.
  5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: 1996.
  6. Гальперин П.Я. О законе поэтапного формирования умственных действий и понятий. – Известия АПН РСФСР, 1953, т.45.
  7. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных. –  «Начальная школа», 1988, №11.
  8. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка. -  «Начальная школа», 1988, №11.
  9. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988.
  10. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах. – М.: 1984.
  11. Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. – М.:1987.
  12. Львов М.Р. и другие. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для пединститутов. – М.: Просвещение, 1987.
  13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Учебное пособие для пединститутов. – М.: Просвещение, 1988.
  14. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982.
  15. Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости. - «Начальная школа»,  1989, №6.
  16. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. – М.: Просвещение, 1975.
  17. Рябцева С.Л. Диалог за партой. – М.: Просвещение, 1989.
  18. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Л, 1949, т.6.
  19. Ясакова Л. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками. - «Начальная школа»,  1991, №4.

                              Приложение

               Урок русского языка. 3 класс.

Тема. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Цели урока. 1.   Составление алгоритма к орфографической задаче - правописание безударных личных окончаний глаголов.

  1. Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь учащихся.
  1. Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному краю.

Оборудование: 1.  Учебник А.В. Поляковой «Русский язык». 3 класс.

  1. Таблица личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения глаголов.
  2. Иллюстрация «Наш город строится».

Ход работы.

  1. Организация класса.
  2. Чистописание: Сссс…

Симбирск             Свияга                     Садовников

(Д. Садовников – поэт, наш земляк).

  1. Сообщение темы урока.
  1. Работа по таблице личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
  • Рассмотрите таблицу. Вы видите, что определять спряжение мы можем по окончанию, если оно ударное. А если оно безударное?
  1.  Работа по составлению алгоритма правописания безударных личных окончаний глаголов.
  • Рассмотрите иллюстрацию и составьте по ней рассказ на тему «Наш город строится».
  • Назовите глаголы, которые вы использовали в своем рассказе.
  • Запишите предложение с глаголом «строят».
  • Какое «ошибкоопасное» место в этом глаголе? Где оно находится?
  • Итак, ребята, при выборе нужной буквы сначала надо найти орфограмму.

Запись на доске: 1. Найди орфограмму.

  • Давайте подумаем, какой тип орфограммы?
  • Буквенная, т.к. связана с буквой, обозначающей гласный звук.
  • Итак, запишем следующий шаг алгоритма.

                                       2. Определи тип орфограммы.

                                       3. Гласный или согласный.

  • Как дальше будем рассуждать?
  • Подумаем, что можно сказать о гласном звуке, какой он: ударный или безударный?
  • Безударный, поэтому и не знаем, какую букву надо писать.
  • Хорошо. Тогда какой будет следующий шаг?

                                       4. Определи, ударный или безударный.

  • Давайте посмотрим, где возникло «ошибкоопасное»  место.
  • В окончании глагола.

                              5.Определи часть слова.

                              6.Определи часть речи.

  • А что у этой части речи можно определить?
  • Время.
  • А можно ли нам его определять?
  • Да. Такие окончания есть у настоящего и будущего времени глаголов, к прошедшему этот алгоритм не относится.

                              7.Определи время.

  • Но когда же мы решим задачу, какую букву писать – я или ю в окончании глаголов?
  • Нужно изменить глагол.
  • Как?
  • Поставить в единственное число. Поставить в 3-е лицо. поставить в неопределенную форму. ( Дети могут предложить различные пути решения. Нужно каждый путь прорабатывать, не оставлять без внимания ни один ответ, пока не найдется правильное решение.)

 Ставим в неопределенную форму: что делать? строить - оканчивается на –ить, 2-е спряжение, а во втором спряжении 3-го лица множественного числа настоящего времени окончание –ят. орфографическая задача решена.

  • Последний шаг в нашем алгоритме.

                              8.Поставь в неопределенную форму, определи                        спряжение.

                              9.Вспомни правило.            

  1. Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов.
  • №137 (с объяснением по составленному алгоритму).
  • Самостоятельная работа. №138 ( дописать нужное окончание глаголов). Проверка.
  1. Итоги урока. Чему научились на уроке.
  2. Задание на дом. №141.

Открытый урок русского языка

                 (2 класс).

             

                           Учитель: Клопкова И.И.

Тема. Правописание О и Е окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Цель. Закрепить правописание О и Е в окончаниях существительных Т.п. после шипящих и Ц; развивать творческое мышление, технику грамотного скоростного письма, устную и письменную речь учащихся.

Оборудование.  1. Учебник русского языка. 3 класс, автор А.В. Полякова.

                           2. Карточки  для индивидуальной работы.

                           3. Плакат с кроссвордом.

                        Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы урока.

У: Давайте начнем урок с такого задания. Посмотрите, на доске написаны буквы. Как можно продолжить их ряд?

Д: Здесь записаны буквы согласных шипящих звуков. Наверное нужно дописать О и Е, так как мы начали изучать правописание О и Е после шипящих и Ц.

У: Хорошо! Как же узнать, какую букву в окончании писать!

Д: Большой. Если окончание под ударением, то О пишем без сомненья.

У: А если нет?

Д: Напишем Е. вот наш совет.

  1. Чистописание.

У: Запишите эти буквы в тетрадь и продолжите ряд

  1. Работа над темой урока.

У: Посмотрите на слова, подумайте, какое слово может быть «лишним» и почему?

На доске:   задача, ландыш, морж, роща, птица

Д (ответы могут быть совершенно разные): Я думаю, слово морж, так как оно односложное.

- Птица, так как в этом слове нет шипящих звуков.

- Морж, так как если его поставить в творительном падеже, то мы запишем после шипящей О, а в остальных словах в окончании Е – задачей, ландышем, рощей.

У: Молодцы. Вы догадались, какое слово «лишнее». Попробуйте составить свои предложения с этими словами и запишите себе любое.

Д: Я долго думал над задачей.

- Я любовался в лесу ландышем.

- Саша следил за моржом в зоопарке.

- За рощей есть пруд.

- Маленький мальчик наблюдал за птицей, сидевшей в клетке.

У: Очень интересные предложения. Я вам предлагаю свое. Давайте его запишем, выделяя орфограммы.

За рощей был пруд с чистой водой и песчаным пляжем.

Проверка. Дети называют все выделенные орфограммы и проверочные слова, где возможно.

Д: За рощей – безударная гласная в окончании Е после шипящего, так как ударение не падает на окончание.

- Пруд – парный согласный звук в корне слова (прудок).

- С чистой – безударная гласная в окончании имени прилагательного (какой? – чистой).

- Водой – безударная гласная в корне слова (водный, воды).

- Песчаный – непроверяемая безударная гласная в корне слова и сочетание ЧА, пишем с буквой А.

- Пляжем – Е после шипящего, так как ударение не падает на окончание.

У: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам проверить себя. Разделите мысленно тетрадь на две части. В первую вы будете записывать слова с О после шипящих и Ц, а во вторую – с Е. Готовы?

Д: Да.

  1. Выборочный диктант.

С поклажей, зрелищем, со скворцом, с плющом, с полководцем, месяцем, шалашом, свечой, с обманщицей, мизинцем, братцем, огурцом, ножом, с борщом.

  1. Проверка.

У: Сколько слов получилось в каждом столбике?

Д: По семь слов.

У: Прочитайте, что вы выписали в первый столбик…, во второй столбик.

- Допишите к себе в тетрадку по два слова в каждую часть.

- Какие слова вы записали?

Д: Пыльцой, зайцем, медведицей, передачей…

У: Сейчас каждый из вас будет выполнять свое задание.

  1. Самостоятельная работа.

Вариант 1 (карточка для слабых учеников).

Поставьте и запишите имена существительные в творительном падеже.

Гараж, Даша, лапша, хитрец, страница, грач, циркач, близнец, Иванович, пшеница, ткач, саранча, умелец.

Вариант 2 (для средних и сильных учеников).

Отгадайте кроссворд, вписав слова в творительном падеже.

Вопросы.

По горизонтали:

  1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок (смерчем).
  2. Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания (полотенцем).
  3. Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием (гостиницей).
  4. Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска (лестницей).

По вертикали:

  1. Приспособление для обливания мелкими струйками воды (душем).
  2. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения (свечой).
  3. Медицинское учреждение для длительного лечения (больницей).
  4. Вьющееся по опорам растение (плющом).
  5. Легкое, обычно непромокаемое пальто (плащом).
  6. Покрытое пухом и перьями животное с крыльями, двумя конечностями и клювом (птицей).

У: Будьте осторожны, когда пишите слова, думайте, что вы напишите в окончании.

  1. Итог урока.

У: Ребята, наш урок заканчивается. Вы сегодня очень много сделали. Как вы думаете, какая была цель нашего урока?

Д: Научиться правильно писать такие слова.

-  Запомнить, когда пишется О, а когда Е в окончании существительных после шипящих и Ц.

У: Напомните еще раз, когда мы пишем О, а когда Е?

Д: Под ударением в окончании пишется О, без ударения – Е.

У: Хорошо! Спасибо вам за работу на уроке.

  1. Д.З. №390.

               Внеклассное занятие.

«Чудесное превращение слов» (беседа с элементами игры) 1 класс.

Задачи: показать детям, как важно, чтобы каждая буква стояла на своём месте; развитие орфографической зоркости; воспитание внимания к словам, к звукам, буквам; вызвать положительные эмоции, поднять настроение.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя о том, как важно, чтобы каждая буква стояла на своём месте.

Чтение рассказа А.Шибаева «Одна буква» и беседа по прочитанному.

Игра «Буква заблудилась».

Учитель читает стихи:

«На поляне лесной

вырос зуб молодой»

«На пожелтевшую траву

роняет лев свою листву»

             «Здесь хорошее местечко –

              Протекает рядом печка»

              «Сшил себе котёнок тапки,

               Чтоб зимой не мёрзли шапки»

«Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку»

«Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки»

            «Ехал дядя без жилета,

             Заплатил он штраф за это»

            «Жучка будку не доела,

            Неохота надоело»

«Говорят один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючке попался дом»

Беседа по стихам:

- Какое слово должно было быть?

- Какая буква «заблудилась»?

- Какая буква встала не на своё место?

- Что получилось в результате?

Чтение стихов заранее [a][b]

                         Внеклассное занятие.

«Чудесное превращение слов»  (беседа с элементами игры). 1-й класс.

Задачи: показать детям, как важно, чтобы каждая буква стояла на своем месте; развить орфографическую зоркость; воспитать внимание к словам, к звукам и буквам; вызвать положительные эмоции, поднять настроение.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя или воспитателя о том, как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своем месте.

Чтение рассказа А. Шибаева «Одна буква» и  беседа по прочитанному.

Игра «Буква заблудилась».

Учитель читает стихи:

«На поляне лесной

Вырос зуб молодой».

«На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву».

«Здесь хорошее местечко –

Протекает рядом печка».

«Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли шапки».

«Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку».

«Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки».

«Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это».

«Жучка будку не доела –

Неохота, надоело…»

«Говорят один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючке попался дом».

Беседа по стихам:

- Какое слово должно было быть?

- Какая буква «заблудилась»?

- Какая буква встала не на свое место7

- Что получилось в результате?

Чтение стихов заранее подготовленными учениками.

«Жил-был кот, мышей ловил,

Молоко из блюдца пил.

Был он гладок, был он сер.

Вдруг явилась буква «Р».

Потеснитесь «К» и «О».

Жил-был кот и - нет его,

К нам во двор забрался…(крот).

Роет он подземный ход.

«Букву «Д» на дне пруда

Отыскали раки.

С той поры у них беда:

То и дело драки».

«Рыбки плавали, ныряли,

В прятки весело играли.        

Но однажды буква «А»

В гости к рыбкам приплыла…

Рыбкам сразу стало ясно:

С буквой «А» дружить опасно».

- Почему  рыбкам опасно дружить с буквой «А»?

- Что же случается со словом, когда всего одна буква попадает в него? (превращается в другое слово).

 

Игра «Что получилось?»

На доске два столбика слов:

Кол                        кольцо                        

Бор                        озеро

Лен                        перо

Сон                       яблоко

Задание: к словам 1 столбика добавить букву «-я», 2 столбика – букву «-в».

Занимательная игра «Два колодца».

На плакате рисунок:

м

к

б

к

р

к

л

к

        

         

л

к

с

к

б

к

ж

к


- Какие слова мы достанем из 1 колодца, а какие из второго?

- Вы любите загадки?

Сегодня мы будем отгадывать не простые загадки, а загадки – метаграммы, в которых зашифрованы слова, отличающиеся одной буквой:

«Когда я с «д» - меня сорвут,

Когда я с «т» - на мне плывут».  (плод – плот)

«Я пышно красуюсь на клумбе в саду.

Захочешь – поставь меня в вазу.

Но с буквой «к» в огород я пойду

И, если капусту на грядке найду,

Капуста достанется сразу». (роза – коза)

«Птица над водой летала,

В воду буква «ч» упала.

Птице я помочь хотел,

Подарил ей букву «л».

Птица больше не летает,

Лает и хвостом виляет». (чайка – лайка)

Итог.

- Что же может натворить всего одна буква?

Все сегодня молодцы,

Все ребята – удальцы!

Карточки для индивидуальной работы с учащимися.

№1. Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму: в 1-й столбик

1.Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму: в 1 столбик – слова с безударной гласной; во 2 столбик – слова  со звонкой или глухой согласной; в 3 столбик – с непроизносимой согласной.

Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидит, утащили, ненастный, немножко.

№2.Вставь пропущенные буквы. Докажи правописание орфограмм.

П…щит            бли…кий

К…вер               кни…ка

Сн…гири           заря…ка

По…вился          полё…

№3.Подбери и запиши слова в два столбика (по 3 слова в каждый столбик): в 1 столбик – лова с безударной гласной, проверяемой ударением; во 2 столбик – слова с парной звонкой и глухой согласной на конце, которую нужно проверить.

№4.Спиши предложения, выдели все « ошибкоопасные» места.

Золотистые копны соломы на токах лежат. Осенняя рябина краснела у крыльца. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе.

№5.К данным словам подобрать однокоренные имена прилагательные или глаголы, записать.

Боль -            , вред -          , корм -        , сад -         ,       цвет -       , свет -    .  

 

 

[a]null:

[b]null:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости и развития самоконтроля.

В данной работе предложен  практический  материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока....

"Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости"

"Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Конференция на тему: «Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости развития самоконтроля»

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Методическое пособие "Орфографическая разминка: путь к орфографической зоркости"

Проблема обучения грамоте всегда чрезвычайно остро стояла не только в педагогике, но и в жизни социума, ведь грамотность народа – это его сильная сторона в борьбе за культуру. Поэтому так важно ...