РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Галынская Ирина Анатольевна

Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов, а так же использование возможностей программ учебной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_odar.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

И.А. Галынская

МБОУ «Хиславичская СШ»

г. Хиславичи

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Требования ФГОС ставят перед современным образованием главную цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

«В этой связи образование понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей» (Фундаментальное ядро ФГОС)[1]

Из множества задач, реализуемых современной начальной школой, по формированию личностных результатов,  в соответствии с требованиями Стандарта на поверхность проблемы «Развитие одаренности обучающихся» ставятся две основные:

1) развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать  индивидуальность каждого  ребенка;

2) дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

Введение Стандартов нового поколения способствует реализации «принципа непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития, и предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка.

 «Стандарт направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей…».[2] 

Выявление одаренных детей и детей с неординарными способностями, их развитие и совершенствование является важнейшим из аспектов деятельности начальной школы. 

Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов, а так же использование возможностей программ учебной и внеурочной деятельности.

 Развитию одаренности способствуют: обновленное содержание образования, технология системно-деятельностного подхода к организации процесса обучения, уровневые требования к планируемым результатам начального образования. Организация деятельностного подхода к процессу обучения дает учителю возможность дифференцировать материал урока и разнообразить методы обучения и сопровождения обучающихся. Именно такой подход обеспечивает траекторию индивидуального развития каждого ребенка и дает возможность к построению совместной деятельности с одаренными детьми, в рамках изучения того или иного предмета, расширяя сферу применения учеником полученных знаний, с опорой на его нестандартные способности. Развитию способностей обучающихся способствуют материалы учебников, учебных пособий, ЭОР, дополнительных источников информации, а так же  рекомендации учителя по совершенствованию способов деятельности, приемов обработки и применения информации, решение проектных задач и применение исследовательских методов, сотрудничество с родителями.

 Учитывая индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует большой теоретической и практической подготовки, анализа условий, создания материально-технической базы, наличия и возможностей психолого-педагогического состава. В связи с этими проблемами МО учителей начальных классов провело  методическую декаду по теме «Одаренный ребенок». В рамках декады были определены направления теоретической и диагностической работы коллектива учителей и комплекс мероприятий для учащихся начальных классов. Педагоги изучали инновационный опыт, анализировали научные аспекты организации деятельности с одаренными детьми, провели диагностику способностей и задатков обучающихся. План мероприятий декады по выявлению способностей и природных задатков детей включал начальный этап диагностической работы. Все это дало реальную возможность достаточно надежно выявить уровень развития интеллектуальных и творческих способностей детей обучающихся и только  зачисленных в школу.

Были проведены плановые мероприятия «Олимпийский интеллектуальный марафон», выявляющие творческий и интеллектуальный уровень детей. По результатам декады, наблюдениям педагогов, мониторингу олимпиад и конкурсов  был составлен «Банк данных одаренных детей», намечены дальнейшие пути изучения и развития природных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка. Эти материалы послужили базой для разработки программы «Одаренный ребенок» на 2013-2018 г.г.

В программе определены цели, задачи, ожидаемый результат, содержание, формы, методы и приемы, а так же направления работы по диагностике и развитию детей с признаками одаренности, особенными способностями и природными задатками к выполнению той, или иной деятельности. 

 При разработке программы сделан акцент не только на имеющиеся способности ребенка, но и в соответствии с теорией Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», были определены пути выявления скрытого «потенциала личности» каждого ребенка, определена возможность проявить себя в учебной, творческой, социальной и другой роли, согласно намеченным направлениям.

 ФГОС предоставил возможность каждому ребенку, благодаря введению, как обязательной части учебного плана раздела «Внеурочная деятельность». В нашей школе для учащихся представлен широкий выбор кружков различной тематики (10-12 объединений на каждую параллель) по направлениям: духовно -патриотическое, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Обучающиеся имеют возможность проявить свои способности, развить интерес, применить полученные на занятиях углубленные знания в социуме, научиться способам проектной, исследовательской и творческой деятельности, повысить уровень культуры общения друг с другом, с окружающими людьми, получить опыт актерской и исполнительской культуры.

Наши ребята активно участвуют в районных и областных творческих конкурсах. В 2013-2014 учебном году победителями районного конкурса «Хиславичские росточки» стали дети, занимающиеся в кружках «Ритмика и танцы», «Музыкальная шкатулка». Ученица 4 класса Ботвина Анастасия заняла 1 место в районном и 3 место в областном этапах конкурса посвященного Дню космонавтики «Там, на неведомых дорожках». Ученица 1 класса Зайцева Алиса победитель регионального этапа конкурса «Все дети талантливы».

Стало традиционным участие детей во Всероссийских олимпиадах и конкурсах: «Русский медвежонок» ученица 4 класса Миренкова Анна дважды в 2013 и 2014 годах стала победителем регионального этапа; 3 ученика 1 класса и 2 ученика 3 класса, заняли в 2014 году призовые места в региональном этапе Всероссийской олимпиады «Кленовичок». В несколько раз увеличилось количество участников всех проводимых в школе, Всероссийских, региональных конкурсах и олимпиадах, смотрах, викторинах и соревнованиях. Системный подход к организации деятельности с одаренными детьми способствуют повышению мотивации, развитию познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности. Число детей проявляющих активную жизненную позицию увеличилось в 3-4 раза, это: сотрудничество с учреждениями культуры, спортивными секциями, обучение на музыкальном и художественном отделениях школы искусств.

Таким образом, грамотно организованная и системная деятельность по развитию одарённости способствует формированию у ребят стремлению к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, проявлению творческих и интеллектуальных способностей, применению навыков проектно-исследовательской деятельности, успешной социализации, что соответствует требованиям ФГОС.

Достижение целевой установки Стандарта требует от нас педагогов гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем воспитания, развития и обучения наших детей. Насколько продвинется вперёд общество в будущем, будет определяться познавательной активностью, творческим потенциалом, уровнем духовно-нравственной культуры и культуры здорового образа жизни.

Список литературы

1.Доровский А.Н. Дидактические основы развития одаренности учащихся. //М.:РПА, 1998, -с. 209

2.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989, - №6, - с. 29-33.

3.Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. // Екатеринбург: У-фактория, 2004, - с. 273

4.Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. – 1983, - т.4., - №5, - с.3-10.

5.Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования.// – М.: Просвещение, 2009.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009г. № 373

7.Ляшко Л.Ю. Система работы с одаренными детьми. // МАН «Интеллект будущего» - М., 2010. 


[1]    Фундаментальное ядро ФГОС

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009г. № 373


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система «Развитие одаренности младших школьников».

Методическая система«Развитие одаренности младших школьников». Ведущая педагогическая идея - все дети одаренные, каждый ребенок может проявить свои способности в какой-либо деятельност...

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Система работы учителя начальных классов по развитию одаренности младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов.Представленный материал является обобщением системы методов и приемов по развитию одаренности младших школьников...

Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы (Из опыта работы)...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ – ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

       Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговор...