Программа отделения прикладного творчества для учащихся первых классов "Сказки из пластилина".
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Резапова Евгения Владимировна

Данная программа может быть использована на уроках технологии, во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_iz_plastilina.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Сказки из пластилина.

(Программа отделения

прикладного творчества

 для учащихся первых классов.)

   

Составила: Резапова Е. В.

Пояснительная записка.

   В курсе «Сказки из пластилина» очень хотелось показать детям разнообразные способы работы с пластилином. Научить детей делать из пластилина настоящую сказку. Нами была выбрана хорошо известная детям сказка « Колобок». Почему для первого класса выбран пластилин?

   Потому что пальчики у детей ещё очень слабенькие, а пластилин является самым доступным, ярким, интересным и дешёвым для работы материалом. При работе используются вспомогательные материалы: коробка от конфет, скрепки, веточки, пробка от бутылки.

 

   Все уроки взаимосвязаны друг с другом. Всё, что мы будем делать на занятиях, будет логическим продолжением предыдущего занятия. В конце курса у каждого ребёнка окажется своя собственная сказка, похожая и непохожая на других. Ведь каждый ученик будет нацелен на проявление индивидуальности в работе.

Задачи: 1.Формировать у детей высокий эстетический  

          вкус.

        2.Развивать чувство прекрасного.

        3.Учить проявлять индивидуальность в            

         работе.

Цели: 1.Познакомить детей с различными способами                           работы с пластилином.

      2.Учить организовывать своё рабочее место.

      3.Учить правильно работать с пластилином,  пользоваться стеками.

Учебно-тематическое планирование.

Название темы

Кол-во часов

1

Изготовление колобка

1

2

Изготовление тропинки

1

3

Изготовление пня

1

4

Изготовление землянички

1

5

Изготовление грибов

1

6

Изготовление дерева

1

7

Изготовление лисы

1

8

Обобщающий урок

1

Литература.

     1.Программа по трудовому обучению. М.,

      Просвещение, 1998 год.

     2. Работа с пластилином. Журнал

     «Начальная школа» 2000 год.

     3.Пластилиновая ворона. Ф.С. Ветров,

     Москва, Дрофа 2001 год.

     4.Поверь в меня. Журнал

     «Изобразительное искусство» 1996 год.

Урок 1.

Колобок, колобок…

Цели:1.Прививать любовь к русскому народному творчеству.

         2.Научить детей лепить колобка из пластилина.

         3.Учить организовывать своё рабочее место.

Оборудование: подкладная доска, пластилин, стеки, тряпочка, баночка с водой, клеёнка на стол.

Ход урока.

1.-Здравствуйте, дети! На наших необычных занятиях

      И собачку, и павлина

      Слепим мы из…( пластилина).

_ Этот яркий, гибкий, красивый материал. Подскажите, какой ещё? (мягкий, дешёвый).Он поможет каждому из нас слепить сказку. А какую, вы сейчас догадаетесь сами. Я начинаю говорить, а вы продолжайте…

     Из муки он был печён,

     На сметане был мешён.

     На окошке он студился,

     По дорожке он…(катился).

     Был он весел, был он смел

    И в пути он песню…(пел),

    Съесть хотел его Зайчишка,

    Серый волк и бурый…( мишка).

    А когда малыш в лесу

    Встретил рыжую…(лису),

    От неё уйти не смог.

    Что за сказка?     ….(Колобок).

- Правильно. Сначала посмотрите на свои столы. Для чего всё это нам нужно?

Пластилин?...(чтобы из него лепить)

Подкладной лист? …(чтобы не пачкать парты)

Стеки? …(чтобы делать надрезы и так далее)

Вода? …(чтобы смачивать руки перед работой)

Тряпочка? … ( чтобы вытирать руки после работы)

Всё правильно. Сегодня мы сделаем главного героя сказки.

    2. Изготовление колобка.

       Возьмите стандартный брусок жёлтого пластилина, отделите от него одну треть и скатайте её в шар. Это основа нашего колобка.  Теперь сделаем глаза. Отщипните немного белого пластилина и скатайте два шарика. Стеком вырежьте в жёлтом шарике ямку для глаз и вставьте туда два одинаковых шарика из белого пластилина, на которые прикрепите два маленьких чёрных зёрнышка. Наш колобок прозрел!

   Теперь научим его говорить. Теперь стеком вырежьте рот у колобка, так, чтобы он был широким, как иногда говорят- от уха до уха. При этом острие стека должно быть направлено вниз под небольшим углом. Получилась выемка. Теперь из красного пластилина, раскатанного валиком, сделайте колобку губы. Для этого разделите его на две части. Они наклеиваются по верхнему и по нижнему краю рта.

     Пора немного и отдохнуть.

3.Физкультминутка.

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.

Да сушки- Ванюшке,

Да баранки- Танюшке,

Да бублики- Гришке,

Да крендель- Маришке.

   4.Продолжение работы.

     Наш колобок умеет говорить, он всё видит. Давайте сделаем ему нос. Возьмём небольшой кусочек оранжевого пластилина, величиной с глаз. Приклеим его над верхней губой  перед глазами. К уголкам рта приклеим красные пластилиновые лепёшечки. Это будут щёчки.  

    И последнее-это ручки и ножки. Возьмём жёлтый пластилин, скатаем из него четыре шарика, размером с два глаза. Каждый шарик раздавим и превратим в лепёшки. Стеком сделаем насечки на лепёшках, которые будут изображать пальцы. Теперь просто поставьте колобка на ноги и прикрепите ему с боков ручки. Вот колобок и готов!

    5. Самостоятельная работа.

    -  Теперь вы можете пофантазировать и, чтобы ваш колобок был не похож на другие, можете сделать ему головной убор, дать в руки сумку. Подсказывайте, что можно сделать ещё? …( Зонтик, бантик, косичку, кепку, шляпу, шарф и так далее). Пять минут есть у вас для самостоятельной работы.

6.Итог работы.

    Давайте теперь устроим небольшую выставку колобков. Каждый из вас пусть выйдет, покажет своего колобка и расскажет о его отличиях. Видите, какие разные и интересные у нас с вами получились колобки!

Урок 2.

Если долго-долго по дорожке…

Цели: 1. Учить видеть необычное в окружающей нас природе.

          2.Показать, как можно рисовать при помощи пластилина.

          3. Научить смешивать цвета для получения нужного оттенка.

Оборудование: подкладная доска, пластилин, стеки, тряпочка, баночка с водой, половинка от конфетной коробки.

Ход урока.

1.Организация урока.

    - Здравствуйте, дети!

      На прошлом занятии мы с вами сделали главного героя сказки про колобка. Давайте возьмём его в руки , рассмотрим внимательно и вспомним самое начало сказки…

     Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

     -Испеки, старуха, колобок.

     - Из чего испечь-то? Муки нету !

     -Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби,- авось наберётся!

     Старуха так и сделала: намела, наскребла пригоршни с две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окошко простынуть.

     Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорогу,- и покатился по дороге.

     Скажите, а у нас с вами есть она?   Нет.   Давайте сделаем. Про неё есть такая загадка:

      Не живая, а идёт,

      Неподвижна, а ведёт.

    Но мы сделаем не совсем дорогу , а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

        Протянулся поясок

        Через поле и лесок,

        Да не взять его руками,

       Не смотать его в клубок.

       Что это? ... ( тропинка).

2. Изготовление тропинки.

   -Для её изготовления возьмём коричневый пластилин, разомнём его в руках, будем отщипывать небольшие кусочки и рисовать на  картоне тропинку. Будем делать это не кисточкой, как на уроке изобразительного искусства, а прямо пластилином при помощи пальцев рук. Посмотрите, как я это делаю.

     Тропинку будем рисовать прямую или кривую?.... Правильно, они почти никогда не бывают ровными. А почему? … Конечно, потому что когда человек идёт, то по пути встречает камни, ямы, палки и другие предметы, которые обходит то слева, то справа. Вот и получается, что тропинка искривляется то в одну сторону, то в другую. Покажите свои тропинки.

3. Физкультминутка.

    А теперь встаньте, мы попробуем по ней пройти.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

  До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

4. Изготовление травы.

   - А слева и справа от тропинки мы сделаем траву. Какой цвет нам для этого нужен? Правильно, зелёный. Поступаем точно также. Мы отщипываем маленькие кусочки пластилина и размазываем его слева и справа от тропинки , как бы рисуя фон будущей лесной поляны.

     Скажите, пожалуйста, трава вся одинаково зелёная? Конечно, нет. Она имеет разные оттенки. А что мне делать, если у меня в наборе только один цвет. (Поменяться с соседом) А можно ещё и как на уроках изобразительного искусства, смешивать пластилин.

5. Итог урока.

     -Давайте покажем друг другу, какие тропинки среди зелёной травы у нас получились. Очень ярко и красиво. Молодцы! Урок закончен. Приберите свои рабочие места.

Урок 3

Пенёк  для колобка.

            Цели: 1. Учить видеть красоту окружающей нас природы.

                      2. Научить изготавливать пенёк из пластилина.

                      3.Показать способ экономии материала.

Оборудование: подкладная доска, пластилин, стеки, тряпочка, баночка с водой, пробка от пластмассовой бутылки, клеёнка на стол.

1. Организация урока.

        -Здравствуйте, ребята!

  Собирать грибы мне лень

  Сяду лучше я на …( пень).

2. Изготовление основы пенька.

        -  Как вы догадались, сегодня мы будем делать пенёк для колобка.

   Чтобы вылепить пенёк, нам понадобится белый пластилин. Почему белый? Да потому что пенёк у нас будет берёзовый. Возьмём стандартный брусок, разделим его пополам. Чтобы сэкономить пластилин, за основу возьмём обыкновенную пробку от бутылки. Половину пластилина раскатаем в тонкий пласт. Им обернём пробку, обрезав стекой излишки.

          Теперь надо сделать у пенька корни. Из белого пластилина скатайте небольшие колбаски разных размеров. Стеком сделайте надрезы так, чтобы получились ответвления корешков.

           Поставьте валик-пенёк вертикально на доску и к его основанию прикрепите корешки, слегка вдавив их в его бока. Расположите кончики корешков на поверхности так, чтобы придать пеньку живописный вид.

   3.  Физкультминутка.

                                                        Мы с друзьями.

       Солнечным погожим днём

        Мы с друзьями в лес идём.

            Мы с собой несём корзинки.

   Вот хорошая тропинка!

Собираем землянику,

     Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

  Кисловатую бруснику.

     А вокруг полно малины.

          Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

   Здесь отличные места!

      Снова мы идём по лесу.

         А вокруг -  так интересно!

      Отдохнуть пора, дружок.

   Мы присядем на пенёк.

4. Изготовление среза пенька.

          Теперь сделаем на пеньке красивый срез. Для этого возьмите два кусочка пластилина коричневого и оранжевого цветов. Кусочки могут быть небольшие, примерно в четверть бруска. Раскатайте их в тонкие валики одинаковой длины и сдавите пальцами с боков так, чтобы получились две тонкие неширокие полосы.

            Обе полосы прижмите друг к другу, затем аккуратно скатайте валик. Мы видим, что сбоку у нас получилась коричнево-оранжевая спираль. Она имитирует срез пня. Возьмите заготовку и померьте с пеньком. Если она меньше по-размеру, то просто сожмите её сверху вниз, и снова померьте. Делайте это, пока верх пенька не совпадёт с нижней его частью.

    Теперь верхнюю часть просто накладываем сверху и плотно прижимаем. Чтобы пенёк стал ещё больше стал похож на берёзовый, можете взять немного чёрного пластилина, отщипнуть от него несколько маленьких кусочков и приклеить их сбоку пенька.

5. Итог урока.

     - Он готов!  Можно поставить пенёк рядом с тропинкой, посадить на него колобка и спеть песенку:

        Я колобок, колобок,

          По амбарушке метён,

      По сусеку скребён,

      На сметане мешон,

В печку сажён,

      На окошке стужён.

       Я от дедушки ушёл,

       Я от бабушки ушёл,

                       От тебя, зайца, не хитро уйти!

   Урок окончен. До свидания!

Урок 4.

Изготовление грибов.

    Цели: 1. Разучить физкультминутку для уставших пальчиков.

               2. Научить детей лепить мухомор и лисичку.

               3. Показать способы работы со стекой.

Оборудование: подкладная доска, пластилин, стеки, тряпочка, баночка с водой. Картинки с изображением грибов: белого, опят, сыроежек, груздя, лисичек, мухомора.

1. Организация урока.

       -Загадка поможет вам определить, что мы с вами будем сегодня лепить на уроке. Отгадайте:

Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть – нет головы. (гриб)

      - Правильно. Проверим, какие грибы вы знаете. Отгадайте загадки:

1.Из-под ёлок

На пригорок

Вышел мальчик

Ростом с пальчик.

Он на тучи поглядел

-Сразу кепочку надел:

Новенькую, ладную,

Цветом шоколадную.   (белый гриб)

 

2. На пеньке живёт семья:

Мама, папа, брат и я.

Дом у нас один, а крыша

Есть у каждого своя!   (опята)

3.После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпки разноцветные –

Самые заметные.    (сыроежки)

4. В лесу – чудо:

Растёт блюдо!

Дождь пройдёт –

Воды нальёт.

Хороша водица –

Ёжику напиться.   (груздь)

 

5.Одно имеют имя,

Один имеют цвет,

Но эта – шляпку носит,

А та, представьте,- нет.   (лисичка)

6.Под сосной, красив на вид,

В красной шапке модной

Добрый молодец стоит –

Никуда не годный!..

Потому его народ

В дом к себе и не берёт.   (мухомор)

   2. Изготовление мухомора.

      - Ну, что же, грибы вы все знаете. Начнём лепить с самого красивого. Это мухомор. Начнём со шляпки.   Скатайте шарик из белого пластилина и превратите его в толстую лепёшку. Из красного пластилина вылепите конус и плотно прикрепите его к белой лепёшке. Стеком сделайте неглубокие надрезы на белом основании гриба от края к центру (как спицы у велосипеда). Надрезы нужно делать близко друг к другу и на равном расстоянии.

           Теперь сделаем ножку. Возьмите кусок белого пластилина и раскатайте его в валик. В основании будущей ножки надо сделать утолщение, а от другого конца отрезать небольшой кусочек. Его мы превратим в красивую юбочку. Для этого этот кусочек сформируйте пальцами в тонкий неровный блинчик, который и станет грибной юбочкой.

           Верхнюю часть ножки заострите и на это остриё наденьте юбочку, слегка опустив её края вниз. Теперь осталось только насадить шляпку на ножку и украсить грибок белыми пятнышками, располагая их ближе к центру шляпки. Мухоморчик готов!

3. Физкультминутка

Долго-долго мы лепили,

Наши пальцы утомили.

Пусть немножко отдохнут

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведём

И опять лепить начнём.

     4. Изготовление лисички.

        - А теперь мы вылепим гриб из пластилина одного цвета и из целого кусочка. Это , надеюсь вы догадались, лисичка. Для её изготовления возьмите кусочек оранжевого пластилина. Скатаем толстый валик. А теперь руками будем формировать гриб. Нижнюю часть сделайте тоньше, верхнюю расширим и расплющим. Лисичка – гриб пластинчатый, поэтому возьмите стеку и с его помощью нарисуйте полоски на нижней стороне шляпки. Они должны расходиться от центра к краям.

5. Итог урока.

      В заключении урока давайте  посмотрим на наши грибы и немного отдохнём.

Грибочки.

           Я грибочек сыроежка,

 Я малюсенький.

               Меня дети очень любят,

Я вкусненький.

               Я грибочек – невеличка,

           А зовут меня лисичка.

         Я грибочек мухомор,

          Пятнышки на шляпке.

   Почему не любите

   Вы меня, ребятки?

- Урок окончен. Отдыхайте.

Урок 5.

Земляника.

  Цели: 1.Учить детей любоваться нашей природой.

             2. Научить делать земляничку.

             3. Показать способ изготовления стебелька с помощью скрепок.

Оборудование: подкладная доска, пластилин, стеки, тряпочка, баночка с водой, две скрепки, клеёнка на стол.

1. Организация урока.

      - Здравствуйте, ребята! На нашей лесной опушке, по которой катился колобок, уже много что есть: тропинка, трава, пенёк, мухомор, лисичка. А что ещё можно увидеть на опушке леса? Правильно, ягоды.

      Сегодня мы с вами сделаем одну из них. А какую, отгадайте.

Вырос в солнечный денёк

У лесной дорожки

Ярко-красный огонёк

На зелёной ножке.

Целый миг над ним я ахал,

А потом отправил в рот:

Был он сладким, словно сахар,

И душистым, словно мёд.    ( земляника).

     - Правильно. Вот её-то мы и сделаем.

2. Изготовление стебелька и листиков.

      - Возьмите две скрепки и разогните одну их половину. Затем облепите скрепки пластилином зелёного цвета. Это стебельки. Один для ягодки, другой для цветка.

    Начнём с листиков. Раскатайте зелёный пластилин в лепёшку. Стеком вырежьте три листика разной величины. Для того ,чтобы листик больше походил на настоящий, надо стеком нанести тонкие бороздки – характерные для листьев земляники прожилки. Снизу прикрепите пластилиновые черенки, и листочки готовы.

3. Изготовление ягоды.

    - Теперь слепим ягоду. Возьмите небольшой кусочек красного пластилина , скатайте шарик, придайте ему яйцевидную форму. На острую верхушку землянички наложите кусочек белого пластилина и размажьте его по красной поверхности ягоды так, чтобы граница перехода цветов была размытой. Этот белый кончик очень украсит земляничку. Для того чтобы ягодка выглядела как настоящая, возьмите остро отточенный карандаш или стеку с острым концом и продавите на поверхности неглубокие ямки. Такими углублениями надо равномерно покрыть всю поверхность ягоды. Внизу, как это бывает у настоящей земляники, их должно быть больше.

  4. Физкультминутка.

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

Нагулялся  я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.

    5.Сбор деталей и изготовление цветочка.

       - Для ягодки осталось сделать чашелистик. Раскатайте зелёный блинчик и при помощи стека аккуратно вырежьте пятиконечную звезду.

     Теперь всё готово к сборке. Два стебелька – скрепки следует соединить друг с другом и, поставив на доску, прикрыть их основание не очень толстыми сплющенными валиками из зелёного пластилина – так, чтобы они напоминали траву.

     Ягоду насадите  на стебелёк повыше. Кончик скрепки нужно поглубже воткнуть в самый центр зелёной звёздочки у основания ягоды. Листья следует крепить к основной части стебля. Самый большой лист должен располагаться ниже всех остальных.

   На втором стебельке у нас будет цветочек. Сделать его очень просто. Скатайте  один жёлтый, и пять белых шариков. Воткните кончик второго стебелька в жёлтый шарик. А белые прикрепите вокруг жёлтого. Получился цветок земляники.

  6. Итог урока.

    -  Кустик землянички готов. Осталось посадить его на нашу полянку. Давайте покажем свои работы друг другу и посмотрим, у кого что получилось.

Замечательно! Прибирайте свои рабочие места. До свидания.

Урок 6.

Дерево.

   Цели: 1.Показать красоту окружающих нас деревьев.

             2. Научить изготавливать дерево из пластилина.

             3.Показать способ смешивания цветов до появления красивых разводов.

 

Оборудование: подкладная доска, пластилин, стеки, тряпочка, баночка с водой, большая скрепка, палочки, клеёнка на стол.

  1. Организация урока.

    - Здравствуйте, дети! Раз у нас с вами лесная полянка, то нам нужно вылепить хоть одно дерево. Этим мы с вами сегодня и займёмся.

2. Изготовление ствола.

   - Лепить  дерево мы начнём со ствола. Чтобы он получился интересным, возьмём пластилин двух цветов: коричневый и оранжевый или жёлтый. Скатайте два примерно одинаковых по длине валика, чем тоньше – тем лучше. Сложите их вместе, скатайте в один валик, не заботясь о том, получился ли он ровным. Сделайте валик как можно длиннее. Согните его пополам и снова начните скатывать валик. Проделайте эту операцию несколько раз. Вы видите, что на валике появились красивые продольные разводы. Ствол дерева, созданный из такой заготовки, имеет своеобразную слоистую структуру.

     От получившегося валика отрежьте большую часть. Она станет стволом вашего дерева. Для того чтобы ствол был устойчивым и держал большую массу листьев, Мы воспользуемся большой скрепкой. Разогните скрепку в двух местах, и вы получите стержень на ножке. Насадите валик на этот стержень. Проследите за тем, чтобы стержень прош1л точно посередине  ствола.

   Поставьте ствол- валик перпендикулярно на доску и прижмите его к поверхности. Снизу прикрепите к стволу корни. Делаются они так же , как при изготовлении пня из оставшейся части валика. Прикреплённые к основанию корни можно на концах разрезать стеком.

3. Физкультминутка.

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

Но рябинка только гнётся,

Не печалится – смеётся.

Вольныё ветер грозно дует

 На рябинку молодую.

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Ёлки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

 Ведь во всём нужна сноровка.

А куда медведь идёт?

Ищет ягоды и мёд.

Ну, а нам пора садиться

И учиться, не лениться.

3Изготовление веток.

       - Теперь сделаем ветки. Для этого из оставшегося от валика пластилина отрезаем стекой кусочки и прикрепляем ветки, затирая пальчиками места соединения.

     Пришло время украсить ветки листвой. Возьмите кусочек зелёного пластилина. Раскатайте тонкую и длинную колбаску и  стеком нарежьте  её на равные дольки. Вы видите, что при нарезании, дольки приминаются. Получаются уже готовые листики. Теперь мы их аккуратно наклеим на кончики веточек.

     Чтобы нам было удобнее это делать, скатайте из пластилина небольшой шарик, насадите его на палочку, как леденец. Теперь, держа шарик за спичку и поворачивая его разными сторонами, прикрепите к нему одним концом листочки. Чем больше шарик, тем больше листьев нам понадобится, чтобы покрыть его полностью. Сделайте три-четыре шарика разной величины.

         Самый крупный шарик прикрепите на главную ветку. Это очень просто. Осторожно снимите с палочки шарик с листьями и прикрепите на кончик ветки. Точно так же поступите и с остальными шариками.

4. Итог урока.

     - Осталось полюбоваться на нашу работу и показать её другим. До свидания!

Урок 7.

Лиса.

   Цели: 1.Вспомнить всех животных - героев сказки “Колобок”.

  1. Научить изготавливать голову лисы.
  2. Показать приёмы украшения юбочки лисы.

Оборудование: подкладная доска, пластилин, стеки, тряпочка, баночка с водой, клеёнка на стол.

1. Организация урока.

     -Отгадайте загадки.

1.Заберётся в огород

И давай над грядкой

Забивать капустой рот,

 Грызть морковь украдкой:

Погрызёт часок-другой

И стрелой летит домой!   (заяц)

2.Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая…(лисица).

3.Смел и зол разбойник серый.

Чуть козу вчера не съел он.

К счастью, Тузик и Трезорка

За отарой смотрят зорко.

Еле ноги уволок

От собак матёрый …( волк ).

4.Кто в лесу огромней всех,

Кто  богатый носит мех,

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны?  (медведь)

    Вы уже догадались, что всё это герои сказки”Колобок”. Давайте изображения этих героев сказки расставим по порядку. Кого колобок встретил первым? Зайца. А вторым? Волка. А третьим? Медведя. А последней – лису. Вот её, красавицу, мы и сделаем с вами.

             2. Изготовление головы.

            -   Для того чтобы вылепить лису, нам потребуется брусок оранжевого и брусок синего пластилина. А также четверть бруска пластилина белого цвета.

     Возьмите оранжевый брусок, разделите пополам острым ножом или стекой.   Одна половина пойдёт на роскошный лисий  хвост, а вторую придётся разрезать ещё на две части. Из одной части мы сделаем голову, а из другой – туловище и лапы.

                    Начнём с головы. Возьмите одну четвертинку бруска оранжевого пластилина и, хорошо размяв её в руках, скатайте шарик, а потом придайте ему конусообразную форму.

      Мордочка у лисы длинная и слегка загнута вверх. Вырежьте стеком углубление в острой части мордочки, примерно одну треть её длины, и слегка отогните нижнюю часть. У нас получился рот  лисы.

       Теперь возьмите стеку, над носом лисы сделайте небольшую выемку для глаз. Мы её уже делали колобку. Здесь работаем точно также.

      Пора сделать лисе глаза. Для этого скатайте два небольших белых шарика, вставьте  их в вырезанную выемку. Из чёрного пластилина изготовьте два одинаковых зрачка или карандашом сделайте две небольшие ямки в месте зрачков.

      Теперь сделаем лисе уши. Из оранжевого пластилина скатайте два маленьких валика одинаковой длины и толщины, сплющите их с боков и закруглите пальцами кончики, Это основа. Сделайте точно такие же по форме, но меньше по размеру и тоньше пластинки розового цвета. А что будем делать , если в наборе нет пластилина розового цвета?  Правильно, надо взять белый пластилин и смешать его с небольшим количеством красного. У вас получится розовый цвет.  Возьмите стеку, срежьте немного  снизу у ушек. А затем местом среза прикрепите их к затылку лисьей головы.

      Возьмите теперь немного красного пластина, сформируйте язык так же, как мы делали его колобку и вставьте ей в рот. Совсем чуть-чуть отрежьте стеком чёрного или коричневого пластилина, скатайте из него шарик и прикрепите на кончик носа. Вот теперь наша лиса не только увидит колобка, но и унюхает его вкусный запах.

3.  Физкультминутка.

Дети, стройтесь.

Дети, стройтесь по порядку

На активную зарядку,

Левая, правая,

Бегая, плавая,

 Мы растём смелыми,

 На солнце загорелыми.

На носочки поднимайтесь,

 Руки к солнцу. Улыбайтесь!

 Потянулись, наклонились

И обратно возвратились.

Повернулись вправо дружно,

 Влево то же делать нужно,

Делай раз и делай два,

Не кружись ты, голова!

Повороты продолжай

И ладошки раскрывай.

А теперь наклон вперёд

Выполняет весь народ.

Поднимай колено выше –

На прогулку цапля вышла.

А теперь ещё задание –

Начинаем приседания.

Приседать мы не устанем,

 Сядем – встанем,

 Сядем – встанем.

Проведём ещё игру:

Все присядем – скажем: “А!”

Вот и кончилась игра!

    4. Изготовление юбочки.

     -   Пора пришла сделать лисице юбочку. Возьмите брусок синего пластилина и скатайте его в шар. С помощью рук или с помощью дощечки придайте шару конусообразную форму. Отмерьте от вершины примерно четвёртую часть, аккуратно срежьте верхушку стеком.

     У нас получилась синяя юбочка лисы, которую надо украсить, ведь все лисы большие модницы! Можно украсить её белыми или красными пятнышками или сделать на ней узор из цветов или листьев. Для этого раскатайте нужного цвета пластилин в лепёшку и с помощью стека вырежьте нужные детали. А затем их аккуратно прикрепите на поверхность юбочки.

   5. Итог урока.

     - Для лисички мы сделали голову и юбочку. Остальные её части  доделаем на следующем занятии. Урок окончен.

Урок 8.

  Цели: 1. Вспомнить конец сказки “Колобок”.

             2.Разучить  физкультминутку для сохранения осанки.

             3.Научить любоваться красотой.

Обобщающий урок.

  Оборудование: пластилин, подкладная доска, секи, тряпочка, баночка с водой.

Ход урока.

  1. Организация урока.

   - Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы начнём с того, что доделаем лису.

      2.Изготовление туловища.

       - Займёмся туловищем. Одну четверть бруска раскатайте в шар, придайте ему яйцеобразную форму. Теперь стеком отрежьте от заготовки примерно треть и приложите широким срезом к юбке. Если срезы двух деталей не совпадают, то  увеличьте или уменьшите диаметр туловища. Теперь возьмите небольшой кусочек белого пластилина и, раскатав его тонким слоем, вырежьте стеком манишку, которую наложите на грудку лисы и разгладьте пальцами. Не забывайте смачивать пальцы в воде, чтобы руки не были жирными от пластилина.

3.Физкультминутка.

У меня спина прямая.

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь:

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

Поворачиваюсь.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться,

 И присесть, и наклониться,

Повернусь туда-сюда!

Ох, прямёшенька спина!

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два!

4. Изготовление лап и хвоста.

    -  К туловищу должны крепиться лапы. Сделаем их. Возьмите оставшуюся четверть оранжевого бруска пластилина разделите пополам и, скатав одинаковые по толщине валики, сформируйте две лисьи лапы. Коготки на концах лап достаточно наметить стеком или карандашом. Туловище мы закончили, теперь самое время прикрепить к нему лапы.

      Осталось сделать хвост. Чтобы его вылепить, возьмите половину бруска оранжевого пластилина и раскатайте его в веретенообразный валик с острыми концами.

     Затем отрежьте  с него  примерно четвёртую часть валика и замените её на точно такую же, но только белого цвета. Плотно прижав обе части, пальцами загладьте место соединения. Изящно изогнув хвост, прикрепите его оранжевым концом к синей юбке. Теперь осталось только соединить туловище с головой. Для этого срежьте верхушку туловища  и плотно прижмите голову к туловищу. Получилась рыжая красавица лиса.

    5.Итог урока.

    -  В заключение наших занятий давайте проиграем конец сказки.

    Катится колобок, а навстречу ему – лиса:

    - Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький да какой пригоженький!

    Колобок рад, что его похвалили, и запел:

- Я колобок, колобок,

По амбарушке метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешон,

В печку сажён,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушёл,

 Я от бабушки ушёл,

От зайца ушёл,

От волка ушёл,

От медведя ушёл,

 От тебя, лиса, не хитро уйти!

     - Ах, какая славная песенка! – похвалила лиса. – Только я, голубчик, стара стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой свою песенку ещё разок, погромче!

    Обрадовался колобок, что его похвалили, вскочил лисе на мордочку и запел: “Я колобок, колобок…” , а лиса его – ам! – и съела.

   - Ну, что же, ребята, получилась у нас сказка про колобка? Вы можете забрать свои работы домой, показать своим родителям и родным , поиграть в сказку с братьями и сёстрами или соседями. Урок окончен. До свидания!

Литература.

1.Кард В., Петров С. “Сказки из пластилина”., Санкт – Петербург, “Валери СПб”, 1997г.

2.Мазнин И.”500 загадок для детей”, Москва” Творческий центр”, 2005г.

3.Агеева И. Д. “Загадки – складки и загадки – обманки для всех детских праздников”. Москва, “Творческий центр”, 2005 г.

4.Нестерюк Т.Е.” Гимнастика маленьких волшебников”. – “ДТД”, 1993 г.

5. Ковалько В. И. “Школа физкультминуток”. – Москва, “ВАКО “, 2005 г.

6.Лопухина И. С. “Логопедия, Речь. Ритм. Движение”.- “Дельта”, Санкт-Петербург, 2001 г.

7.Сорцкая О. Н. , Плешаков А. А. , Машинистов В. Г. и другие “Обучение в 1 классе.” , - Москва  Просвещение , 1990 г.

 Результаты работы.

    После проведения вышеприведённых уроков, была проведена анкета , состоящая из двух вопросов:

1.С каким материалом вам больше всего нравится работать?

   а). с бумагой и картоном

   б). с пластилином

    в). с тканью

    г).с природным материалом.

2.Почему?

Ответы:

- потому что пластилин мягкий и с ним легко работать

-потому что интересно

-потому что можно вылепить что угодно

-потому что можно сделать игру

-потому что весело работают руки

-потому что выходит интересная поделка

Результаты работы прикладного творчества

«Сказки из пластилина».

           В первом классе на занятиях отделения прикладного творчества  дети овладевали навыками работы с пластилином.

        Мы учились:

- правильно организовывать своё рабочее место,

- рассуждали о том, что нам необходимо для работы с пластилином

- учились экономить пластилин, используя для этого скрепки, пробки

- пробовали проявить своё творчество.

        

   На последнем занятии детям были заданы следующие вопросы:

1.Что ты научился делать на занятиях прикладного творчества?

Я получила вот такие самые распространённые  ответы:

  • Я научился делать лису.
  • Выполнять узоры на пластилине.
  • Изготавливать пенёк из пробки.
  • Я научился делать сказку из пластилина.
  • Научился рисовать пластилином.
  • И другие

2.Что понравилось на занятиях?

  • Мне было интересно пользоваться стекой.
  • Мне понравилось, что из разных поделок получается целая сказка.
  • Мне понравились придумывать что-то своё.
  • Самое интересное, что из прямоугольного куска пластилина получается  животное.
  • Всё было интересно.

3.Что не понравилось на занятиях?

  • Не нравилось, когда у меня что-то не получалось.
  • Трудно было делать листок у земляники.
  • Не понравилось рисовать тропинку - пластилин не слушался.
  • Не понравилось делать зайца – слишком просто.
  • Мне было неинтересно делать юбку для лисы, потому что это работа для девочек.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Положение о школьном конкурсе «Ученик года» в рамках программы «Одарённые дети» среди учащихся первой ступени.

Стимулирование познавательной деятельности учащихся, развитие их кругозора, творческих способностей....

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

«Новогодняя сказка» Празднично-игровая программа для учащихся первых классов.

Празднично-игровая программа для учащихся первых классов.Проведение праздника «Новогодней Ёлки»....

Рабочая программа. Отделение дополнительного образования

Рабочая программа. Декоративно-прикладное искусство....

Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов

Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов...