Игры
картотека на тему

Копейкина Алла Владимировна

Игры, которые можно использовать для развития УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igry.zip91.97 КБ

Предварительный просмотр:

        Игры на формирование регулятивных универсальных учебных действий в условиях семейного воспитания

Игра «Говори!»

Данная игра научит любого даже очень активного и подвижного ребёнка контролировать импульсивные действия. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей в помещении или на свежем воздухе.

Взрослый говорит условия игры: я задаю вам вопрос, на который можно отвечать только после команды «Говори!» Каждый раз, когда Вы задаёте вопрос, необходимо сделать небольшую паузу и только потом произносить «Говори!»

Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена года вы знаете?»… «Говори!»

«Какой сегодня день недели?»… «Говори!»

«Какого цвета платье у Маши?»… «Говори!»

«Какого цвета столы в группе?»… «Говори!»

Игра "Запрещенное движение"

Эта игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Ее можно выполнять во время утренней зарядки.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

Игра «Пуговицы»

У многих хозяек дома скапливаются целые наборы пуговиц, они красивые, разноцветные, нравятся детям. Играют по двое. Приготовьте 2 одинаковых набора разных пуговиц, 2 игровых поля, разделенных на клетки и лист бумаги, которым можно закрыть игровое поле.

Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания — 30 секунд.

В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств используйте жесты и понятия «левый», «правый», «вверх», «вниз». Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

 

Игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий

Игра «Говори наоборот»

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, старый - новый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, ученик - учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лед - вода, силач - слабак, артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т.д.

Игра «Ассоциации»

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:  ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

Задания для тренировки памяти

Скажите ребёнку, что сейчас Вы назовете несколько слов, которые он должен постараться запомнить. Внимание: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Ребёнок повторяет. Теперь предложите ему разделить эти слова на группы. Что объединяет слова в ту или иную группу, какой у них один общий признак? (Ребёнок может называть много вариантов. Это хорошо, пусть мыслит. Ваша задача – подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»). Попросите ребёнка перечислить все слова еще раз.

Примеры других цепочек слов: - тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, сливатрамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет. Попробуйте составить свои цепочки слов, ориентируясь на возраст Вашего ребёнка. Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, это говорит о хорошем уровне развития памяти. В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребёнка опосредованной (культурной) памяти, очень важной для дальнейшего обучения.

 

Очень полезны для развития познавательной сферы загадки, логические задачи, шарады, домашние игры-викторнины и т.п. Приведем некоторые примеры.

Загадки

• Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен - поднимают, (якорь)

• Одежду всем дала, а сама всегда гола. (иголка)

• Не море, не земля - корабли не плавают и ходить нельзя, (болото)

• Над землёй трава, под землёй алая голова, (свёкла)

• Растёт зелёный кустик. Дотронешься - укусит, (крапива)

• В доме комната гуляет, никого не удивляет, (лифт)

• Тебе дано, а пользуются люди. (имя)

• Накормишь - живёт, напоишь - умрёт, (огонь)

Логические и математические задачи

• Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько ? (трое)

•Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы каждая получила по яблоку и при этом одно из яблок осталось в корзинке? (отдать одной девочке яблоко вместе с корзинкой)

• Во многих сказках герой отправляется за "тридевять земель". Это сколько? (27 - в России когда-то считали по девяткам, т.е. три раза по девять)

• Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)

• Трое школьников отправились в сад за яблоками. По дороге встретили двоих. Сколько ребят пришло в сад? Объясните, (трое, т.к. двое других шли из сада им навстречу)

• Горели три лампочки, одну из них погасили. Сколько осталось? (три)

•Летело три страуса, одного охотник убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)

Шарады

• Первое - нота, второе - тоже, А в целом на горох похоже. (фасоль)

• Дремлют два предлога около порога, Потому и тишь, что не пискнет мышь. (кот)

•   Когда мы знаем человека,

    Ему слог первый говорим.

    Второй - в прудах лягушки скажут летом,

     А целое в деревне мы едим. (тыква)

Роли я играл на сцене, Выступал я на арене,

Буквы, видно, подшутили –

И в посуду превратили,

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку. (Актер-терка)

• Я по России протекаю,

Я всем известная река,

Но лишь прибавишь букву с краю,

Своё значенье я меняю

И птицей становлюсь тогда. (Волга - иволга)

• Предлог с игрой соедините,

И чудо вдруг произойдёт:

Цветок Египта знаменитый

Пред вами сразу зацветёт (лотос)

Загадки-шутки

• Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)

• Что вниз вершиной растёт? (сосулька)

• Каким гребешком нельзя причесаться? (петушиным)

• На каких полях трава не растёт? (на полях шляпы)

• Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

• Каких камней нет в море? (сухих)

• Что находится между рекой и берегом? (и)

• Какой месяц короче всех? (май - всего три буквы)

Обо всём на свете

• Назовите все цвета радуги, (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

• Прибор для определения сторон горизонта, (компас)

• К какому веку относится 2000 год? (XX)

• Какие растения названы именами людей? (Маргаритка, вероника, анютины глазки, иван-да-марья, иван-чай, роза, лилия и т.д.)

Какой цветок называют водяной красавицей? (белую кувшинку)

• В каком месяце встречали Новый год в Древней Руси? (в начале марта, а по приказу Петра I стали встречать 1 января)

• Это африканское растение в народе называют столетник, т.к. раньше считалось,

что цветёт оно раз в сто лет (на самом деле чаще). А как ещё его называют? (алоэ) . Что такое террариум? (помещение для земноводных и пресмыкающихся)

• Как называется тропическое дерево, из плодов которого получают шоколад и какао? (шоколадное дерево)

Что будет изображено на картине, если это пейзаж:? (природа) Кто основал Санкт-Петербург? (Пётр Первый)

• Какие овощи и почему называют растительным мясом? (бобовые: фасоль, горох, бобы, т.к. они богаты белком)

• Сосну и ель называют вечнозелёными деревьями, но неужели они никогда не сбрасывают хвою? (хвоя у этих деревьев опадает постепенно и незаметно для человека: у сосен хвоя меняется раз в 2-3 года, у ели - раз в 6-10 лет)

• Какая зима лучше для хлебного поля: снежная или бесснежная? (Снежная. Снег укрывает землю, как одеяло. Под ним тепло. И влаги весной от снега будет много, что тоже очень важно)

• Аквариум, акваланг, акварель. Что общего во всех этих словах? (Корень аква, что значит вода. Все слова имеют связь с водой)

• А вы знаете, что кинология никакого отношения к кино не имеет? А что же она изучает? (это наука о поведении собак)

• Зачем кошки всё время "умываются"? (Они слизывают с себя свой запах. Кошки -хищники. А для охоты очень важно остаться незамеченным)

• В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски - гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (рубль)

Пословицы. Поговорки. Народные приметы.

 Продолжите народную примету:

• Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это гость спешит)

• Соль просыпалась - ... (будет ссора)

• Дым столбом - ... (к морозу)

• Много снега - много ... (хлеба)

Закончите пословицу:

- Что с воза упало, то ... (пропало)

Игры на развитие коммуникативных универсальных учебных действий

«Разговор через стекло»:

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: совершенствование навыков невербального общения.

Процедура: Группа разбивается на пары. Первым номерам даётся задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснить у первых задание по математике. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. В конце игры идёт обсуждение.

Упражнение «Комплименты и подарки», («Горячий стул»):

Продолжительность: 35-40 минут.

Цель: положительное подкрепление, получение обратной связи.

Процедура: Ребенок садится на отдельно стоящий стул. Все участники игры по очереди говорят ему комплименты (ведущий поощряет высказывания, относящиеся к внутреннему миру личности: черты характера, особенности поведения и т.д.), а затем преподносят воображаемый подарок, исходя из субъективного представления о том, в чем нуждается данный человек. Примерно игра проходит следующим образом: «Мне в тебе нравится..., я хочу тебе подарить...». Подарками могут быть как конкретные или фантастические вещи (велосипед, робот, остров и т.п.), так и недостающие личностные качества, черты характера (смелость, меткость, выдержка и т.д.). Когда все выскажутся, ребенок, сидящий на стуле, говорит о чувствах, которые возникли при проведении упражнения (обида, радость, удивление, смех и т.д.). Ведущий следит, чтобы высказывания детей носили корректный и безоценочный характер. Необходимо, чтобы все желающие «посидели на стуле».

 

Развивают действия нравственно-этического оценивания.  

«Восстанови рассказ»

Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова.

Вариант 1. «Однажды пошел Алеша в _________  за грибами. Увидел на __________ белку и кинул __________ кепку. В ___________ не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша, ______________ ему стало кепки. Хорошо, что мимо ____________ школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был высоким ___________, он залез ___________ и достал Алешину кепку. __________ отдал кепку Алеше и сказал: « Нельзя обижать __________. Ты сам __________ наказал!»

Вариант 2. «Утром Толя _____________.из дома. На дворе была __________. Испугался ________ , стал под тополем и думает6 «__________ в школу. Страшно _________». Тут он увидел Сашу, который ____________ под деревом. Он тоже собрался в ___________ и тоже _____________. Мальчики увидели __________  друга. Им стало _________. Они  _______

Развивают действия смыслообразования. 

Игра «Аукцион идей»

Инструкция. Мы будем называть то, что люди делают, а вы должны продолжить фразу, объяснив, для чего они это делают. Итак:

Люди ходят в гости…

Делают домашние задания ….

Пекут пироги …

Опаздывают …

Поднимают руку на уроке …

Сплетничают …

Развивают действия по поиску и выделению информации.

«Игра с цифрами»

Инструкция. Сейчас ведущий (выбирается считалочкой или назначается) расставит вас по росту. После этого ведущий выдаст каждому из вас свою цифру.

Варианты команд: «Цифры 1,2,4, 8 встанут слева от меня!» «Цифры 3,5,6,7 встанут справа от меня!» «Выходите цифры 5!» «Справа от 5 встанет 6, а слева от 5 встанет 4!» «Справа от 6 встанет 7, а слева от 7 встанет 8!».

«Сосед слева – сосед справа»

Дети сидят в кругу.

Инструкция. Сейчас каждый из вас определит своего соседа слева и соседа справа. Делать это вы будете по очереди в определенном направлении. Как только вы услышите хлопок – направление нужно поменять. Например: «Слева от меня Ваня, а справа – Лена». Хлопок: «Справа от меня Лена, а слева – Ваня».

Следующие задания развивают логические действия. 

«Составь анаграмму»

Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово. Запиши слова, которые у тебя получились.

Барон - _____________                      Карма - ______________

Мазок - _____________                      Сосна - ______________

Крот - ______________                      Стук - _______________

Влага - _____________                      Шкала - ______________

Банка - _____________                       Атлас - ______________

Ласка - _____________                       Корма - ______________

«Расшифруй»

Используя шифр, расшифруй слова, спрятанные за этими цифрами.

Шифр:

А – 1; Б – 2; В – 3; К – 4;  М – 5;  Н – 6;  О – 7;  Л – 8;  Д  - 9;  Т – 0

2780  _________        37281 __________     4756101 _____________

0164  _________        21641 __________     471691 ______________

3784  __________       01876 __________     578747 _____________

7467  __________        91341 __________     726731 _____________

2164 ___________       81341 __________     31661 ______________

«Найди числа»

Найди за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна последнему выделенному числу. Запиши их справа.

8  11  7  10  3   4                  25        _______________

5  4  20  19  15  6                 41       _______________

2  5  14   9   6    7                 17       _______________

12   2   16   18  11                29       _______________

11  5  3  8  2  14  6  1           12       _______________

9   5   17   10   3   4   12       21       _______________

2   7    3    4     5    8             9        _______________

17  9   2   11  12   24            40      _______________

5    4    14    17   10  6          28      _______________

11   7    3   16    9    8           35       _______________

1   14   13    6   5    4           18       _______________

10   6   13  4    5   2    17      19      _______________

«Найди общее название»

Напиши общее название каждой паре слов.

Карп, окунь - ______________________________________________________.

Топор, молоток - ___________________________________________________.

Осень, весна - _____________________________________________________.

Осина, тополь -  ___________________________________________________.

Кровать, кресло - __________________________________________________.

Сентябрь, октябрь - ________________________________________________.

Дерево, цветок - ___________________________________________________.

Утро, вечер - ______________________________________________________.

Вторник, четверг - _________________________________________________.

Следующие задания развивают действия постановки и решения проблем.

«Использование предметов»

Инструкция. Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Варианты: стакан, скрепка, карандаш, большая коробка и т.д.

«Последствия ситуации»

Инструкция. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Варианты: ты в течение 1 минуты станешь размером с мизинец (великаном).

«Предложение»

Инструкция. Придумай как можно больше предложений, состоящих из 4етырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К.Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений.

Развивают способы взаимодействия.

«Здороваемся глазами»

Педагог: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Прощание «Башенка»

Дети становятся в круг и строят башню из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Маши в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем – до свидания!» - башня рушится.

«Пожелание одноклассникам»

Как можно быстрее из каждого набора букв выбери лишь те буквы, которые в наборе не повторяются. Выпиши их и составь из этих букв пожелание одноклассникам.

АОБООУАДА           ИПЬРТПЕИР        ЭПВФЭСФПЕ      ВЮЛГВДАЛАЮ        ЖЗСУУЧЖАЗ          ОАСАОТАЛО         ГЦИДВГЦЫД

Развивают действия контроля и волевой саморегуляции.

«Дирижер и оркестр»

Дети стоят лицом к педагогу так, чтобы не мешать друг другу.

Инструкция. Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх, и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка – тем тише голоса.  Но моя палочка может опускаться и подниматься не только постепенно, она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро: тише – громче.

Поем звуки. А: тише - громче; О: тише - громче; У: тише - громче; Э: тише - громче; И: тише - громче; Ы: тише – громче.

Усложнения: при поднятии дирижерской палочки (громче) дети стоят на левой ноге, при опускании дирижерской палочки (тише) – меняют ногу.

«Двигаемся по команде»

Дети стоят в ряд, лицом к педагогу.

Инструкция. Рассчитаемся по рядам на первые и вторые номера. Закройте глаза и слушайте внимательно мои команды: «Первые номера – шаг вперед. Вторые номера – два шага влево. Первые номера – один шаг вправо. Вторые номера – два шага назад. И т.д. Постарайтесь с закрытыми глазами определить, где вы сейчас находитесь. Откройте глаза – осмотритесь».

«Замок»

Инструкция. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Двигать тем пальцем, на который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к другим паль м нельзя. В упражнении должны последовательно участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

Игры на уроках обучения грамоте

1. Передай скороговорку

Цель – отработать чёткость произношения  

Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

Скороговорки.

1.  Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2.  На дворе трава, на траве дрова.

3.  Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

4.  Водовоз вез воду из-под водопровода.

5.  Архип осип. Осип охрип.

6.  Щетинки у чушки, чешуя у щучки.

7.  Ушел косой козел с козой.

8.  Прохор и Пахом ехали верхом.

9.  Клади уголь в угол и т.д.

2. Глухие телефоны

 Цель – отработать чистоту произношения

Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.

Скороговорки.

1.  На машине мышь и Нина - вот какая мешанина.

2.  Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.

3.  Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.

4.  У маленькой Сани сани едут сами.

5.  Везет Сеня с Саней Соню на санях.

3.   Что нарисовано?

Цель -  учить правильно ставить ударения в словах.

Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.

                                                                                

Фонетические игры

Установление изучаемого звука в словах(« Чей голосок?),определение места звука («Где спрятался звук?»)

Игра “Живые буквы”. Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог( по опорной согласной или гласной).

Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).

Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).

Называние общего слова. (стол, стул, шкаф-...).

Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.

Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

1..   Угадай первый звук

Цель - развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

2.. Поймай конец и продолжай

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Последний слог в произнесенном слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-...

3.Какой звук  чаще звучит? (чистоговорки)

Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым                   У Аграфены и Арины

Ким из Крыма ехал в Клин (К)               Растут герань и георгины (Г)

Боря Ире дал ириску                               Черепаха не скучая,

Ира Боре - барбариску (Б)                       Час сидит за чашкой чая (Ч)

Над крышею груша                                  У елки иголки колки

4.  Лото

Цель  -учить различать  слова,   отличные  по  одному  звуку,   соотносить  слова  с предметной картинкой, его заменяющей.

Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.

5. Слова – « перевёртыши»

Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон,мир-Рим,кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

6. Какой звук пропал в слове?

 Цель  - развивать фонематический   слух,   учить   подбирать   слова-рифмы, учить осознавать словесный состав предложения.

Учитель читает текст, дети хором его дополняют словом - рифмой:

Написал письмо я зайке,                          На аренду вышли ... игры,

Но забыл приклеить . ..арки.                    Мы от страха все притихли

Землю роет старый к...от,                         В зоопарке живет с...он,

Под землею он живет.                              Словно дом огромен он.

Нам темно. Мы просим папу                   Серый вол... голодный, злой,

Нам включить поярче ла…пу.                 Бродит по лесу зимой.

Прыгал птенчик по дорожке                    Подарили нам игрушки,

И клевал большие к...ошки.                      Целый день стреляли ...ушки.

Мама кукле шар... вязала

Ей Наташа помогала.

Своей младшей дочке Тосе

Графические игры

1. Допишите  элемент до буквы

Цель – научить узнавать букву по её внешнему облику, научить  печатать  буквы.

Какие буквы содержат предложенный элемент?

2..        Напишите буквы, из которых состоит слово «дом», одну под другой.
Возле каждой буквы
допишите слово:

                                                       Дорога

                                                         Окно

                                                         Мыло

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, развивать словотворчество.

3. Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить  их  в  алфавитном  порядке,

 4.. Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить  их  в  алфавитном  порядке,  прочитать,  потом назвать по памяти.

Цель – закрепить знание алфавит

        

Часы                                Вилка                                Диван

Огурец                        Яблоко                                Книга

5. Впишите в клеточку ту букву из каждого слова, которая указана цифрой.

Прочитайте полученное слово.

Цель – учить производить звукобуквенный анализ слова, учить составлять новое слово из букв

                            Лист                       Мир                                 Куча                            Дом             

 4                             3                                  2                                1

Т

Р

У

            Д

прочитать,  потом назвать по памяти.

6.. Впишите в клеточку ту букву из каждого слова, которая указана цифрой.

Прочитайте полученное слово.

Цель – учить производить звукобуквенный анализ слова, учить составлять новое слово из букв

                            Лист                       Мир                                 Куча                            Дом             

 4                             3                                  2                                1

Т

Р

У

            Д

7..Вот какие чудесные квадраты придумали давным-давно дети и послали в журнал «Чиж»

 Цель – учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.

Ч

И

Ж

И

В

А

Ж

А

Р

Р

И

С

И

Р

А

С

А

Д

К

У

Б

У

Х

О

Б

О

К

М

Я

Ч

Я

М

А

Ч

А

Й

Почему они чудесные? Придумайте такие же.

ДОМ             ШУМ                  ПОЛ

ОНА             УХА                    ОС

                                                                                

МАК             МАГ                   ЛАК

ВОТ              ОСА                    ТАЗ

ХОР              ОНО                    РОВ

КОТ              ОНО                    ТОМ

3Лексические игры

1. Какие это предметы

Цель - уточнить семантику слова, его лексическую роль в речи.

Дай быстрый и точный ответ

Про каждый рисунок - предмет:

Кто сделал его, из чего

И где он нужнее всего? (игла, крючок, нитки, лопата и др.)

2. Загадки – «добавлялки»

Цель – учить подбирать слова-рифмы, семантически единые с предложением.

Добавьте слова – рифмы:

Верещунья, белобока

А зовут ее ...(сорока)

Хитрый след плести стараясь

По сугробам прыгал ...(заяц)

Мед в лесу медведь нашел

Мало меду, много...(пчел)

У меня пропал носок,

Утащил его ...(щенок)

Кто один имеет рог?

Отгадайте ...(носорог)

 3. Скажи правильно

Цель - уточнить семантику слова.

К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» рассказал нам, как говорят маленькие дети. Они еще не изучали русский язык и поэтому неправильно образуют слова. Исправьте их.

Одетки - одежда                              Улиционер - милиционер

Людь - человек                                Строганок - рубанок

Сердитки - морщинки                     Копатка - лопатка

Чаха- чашка                                     Колоток - молоток

Одуван- одуванчик                         Начаепился - напился чаю

Ползук- паук                                   Дождь налужил -лужи от дождя

Мазелин - вазелин                           Нет, я вежа - в противоположность невеже

Кружинки - пружинки                   Пальчатки – перчатки

4. Назови несколько предметов одни словом

Цель – учить определять многозначность слова.

Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.

5.3наете ли вы русские народные сказки?

Цель – учить подбирать синонимы.

В русских народных сказках, которые вы читали, очень часто рассказывается об удивительных чудесах. Попробуйте сопоставить их с теми достижениями науки и техники, которые вам знакомы.

В одном из двух конвертов находятся карточки с описанием сказочных чудес (конек-горбунок, ковер-самолет, золотой петушок, сани-самокаты, чудо-зеркальце, перо жар-птицы, клубок ниток, указывающий путь; Садко с гуслями на дне морском), а в другом карточки с названиями машин, приборов

Тот, кто сделает сопоставления правильно и прочтет вслух, будет считаться победителем.

6. Антонимы

Цель – учить подбирать антонимы.

Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.

 Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

                                                                                                        

И в бутылках лимонада

А зовут меня...( прохлада)

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я ...(зима)

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ...(конец).

Я антоним к слову смех

Не от радости, утех

Я бываю, поневоле.

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались? Это ...(плач)

Крылатые слова

Цель - уточнить мотивированное значение предложения - фразеологизма.

Вариант первый.

Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют

Вариант  второй.  

 Учитель  произносит  фразу,  передающую  значение  какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм.

Водить за нос                врать. Работать спустя рукава                 небрежничать

                                            4.    Грамматические игры

1.  Знаете ли вы русский язык?        

Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.

а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.

Кот-коты                      дуга-дуги                               ведро-ведра

Плот-плоты                 рука-руки                               бедро-бедра

Крот-кроты                  мука-...                                   перо-перья

Грот- гроты                 беда-беды                               метро -...

Цветок-цветы              день-дни                                теленок-телята

Человек-люди             пень-пни                                цыпленок-цыплята

                                                

Судно-суда                  лень-...                                    козленок-козлята

Морковь-...                  еда-...                                      бочонок-бочонки

2. Вопросы «цепочкой»

Цель – учить раскрывать  единство текста.

Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.

Например:

- Какое время года сейчас?

- Зима. Какие деревья зимой?

- Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.

3.  Какое слово подойдет?

Цель – учить подбирать устойчивые словосочетания.

К каждому  животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый,

4.Ответим на вопросы

 Цель   - учить подбирать слова разных частей речи в глагольных словосочетаниях.

а) Учитель показывает картинку с изображением и задает вопрос: Что с ним

сделано? Ответ должен быть однозначным.

Например:

Елка - срублена

Картофель - выкопан

Каша - съедена

Лампа - зажжена

Флаг - поднят

Яблоко – сорвано

б)  Кто больше придумает ответов на вопрос «Как?» применительно к данным глаголам.

Говорить-

Идти-

Читать-

Глядеть-

в)  Кто больше составит   ответов на любой вопрос из предложенных, используя данные глаголы.

Например: приехать (когда?) утром.

                                                        

Вопросы: Когда? Как? Откуда? Куда? Где?

Глаголы: уйти, спускаться, слушать, приехать, встретить, идти, собрать, бежать,

перепрыгнуть, строить и т.д.

г)  Можно дать детям карточки с несколькими глаголами.    На доске записать вопросы.   Дети   должны       выбрать   вопросы   и   ответы   на   них,   составив словосочетания.  Раздаются   карточки по типу лото.  В  колонке под нужным вопросом закрывают соответствующую строчку с употребленным глаголом.

Если от одного и того же глагола можно задать несколько вопросов, закрывается несколько клеточек.

Например, уйти (куда?) домой; (откуда?) из библиотеки; (как?) быстро; (когда?) утром.

 

Когда?

Как?

Откуда?

Куда?

Где?

Уйти

 

 

 

 

 

Слушать

 

 

 

 

 

Бежать

Встретить

5.    Орфографические игры

1.  Овощи, фрукты, ягоды

Цель - закрепить написание слов с большой буквы.

Напишите в тетрадке названия овощей, фруктов, ягод, которые вы знаете.

Как пишутся эти слова?

Могут ли они быть записаны с большой буквы?

2.  Два предложения

Цель – закрепить правописание слов с большой буквы.

Составьте предложения со словами Морозов-морозов, Скворцов-скворцов и т.п. Запишите.

3.  Как превратить...

Цель – закрепить употребление в словах Ь как показателя мягкости согласного.

Превратите: мел  в мелкое место.

                      угол в топливо.

                      шест в число.

                                                                4.  Как пишется?

Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.

Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?

Солнце спряталось (за) бор.

Котофей Иваныч

Залезает на (за) бор-

Прогуляться на ночь.

                 Я. Козловский.

Название игры: Говори

Возраст: 7-8лет

Цель: Развивать Регулятивные универсальные учебные действия (прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Описание игры: Вы задаете ребенку вопрос, на который можно отвечать только после команды «Говори!» (Каждый раз, когда Вы задаёте вопрос, необходимо сделать небольшую паузу и только потом произносить «Говори!»)

Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена года вы знаете?»… «Говори!»

«Какой сегодня день недели?»… «Говори!»

«Какого цвета платье у Маши?»… «Говори!»

«Какого цвета столы в классе?»… «Говори!»

С помощью простой игры в ассоциации вы можете помочь вашему ребенку быть успешным в учебной деятельности, развивая умение учиться, то есть универсальные учебные действия. Данная игра поможет вашему ребенку развивать познавательные универсальные учебные действия, (умение осуществлять поиск и выделение информации).

Название игры: Ассоциации

 

Возраст: 10-11лет

Цель: Развивать познавательные универсальные учебные действия, умение осуществлять поиск и выделять информацию с помощью ассоциации.

Описание игры: Предложите ребенку несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут ему на ум при чтении этих слов, например: ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

 Обеспечение игры:  Ручка, чистый лист бумаги.

Разговаривая с ребенком, можно развивать у него необходимые для успешности в учебной деятельности, универсальные учебные действия. Данная игра способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные универсальные учебные действия − обеспечивают учет позиции других людей,  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.    

Название игры: Давай поговорим

Возраст:  7-8 лет

Цель: Развивать коммуникативные универсальные учебные действия (умение слушать вступать в диалог).

Описание игры: Предложите вашему ребенку поговорить с вами, представить себе ситуацию. Дети весело катаются зимой на коньках. За окном стоит мальчик с градусником под мышкой и завязанным горлом и с завистью смотрит на детей.

Какое решение ты бы принял на месте этого мальчика? И предложить ребенку несколько вариантов ответов на данный вопрос.

А. Болеть почаще, чтобы не ходить на физкультуру.

Б. Вылечиться и закаляться, чтобы не болеть часто.

В. Пожалеть ребят, которые в такой мороз катаются на коньках.

Г. Посмеяться над ребятами, которые падают на льду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Урок по физической культуре в 4 классе. Игры: игра-эстафета «Солнышко», «Космонавты», игра на внимание «3, 13, 33».

Символические олимпийские игры. Мы познакомимся с олимпийской сим­воликой, узнаем, каково значение Олимпийских игр. И во время соревнований сами узнаем, насколько мы смелые, ловкие и быс­трые....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...