Воспитательная программа "Азбука РОСТа Незнайки"
материал (2 класс) на тему

Данная программа актуальна потому, что содержит систему воспитательных дел на основе литературного произведения Н.Носова, раскрывает его воспитательный потенциал. Данная программа служит инструментом для воспитания самостоятельности и ответственности младших школьников в доступной для них игровой форме.

 

Цель программы.

 

Воспитание самостоятельности и ответственности младших школьников средствами игры – путешествия по произведениям Н. Носова о приключениях Незнайки.

 Контингент.

 

Данная программа рассчитана на детей 2-4 классов, которые обучаются вместе с 1 класса и являются классом школы.

 

Содержание программы представлено в виде коллективных дел, проводимых во внеурочное время. Дела проводятся не реже 1 раза в неделю. Продолжительность дела в зависимость от формы составляет от 45 минут до 1 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа РОСТ482 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия» Солодовниковой Светланы Васильевны, учителя начальных классов МОУ СОШ п. ГирсовоЮрьянского район Кировской области

Вхожу я в сад, усеянный цветами…

Везде цветы, гирлянды из цветов!

Цветущий сад кто создавал годами?

Кто совместил цветы разных сортов?

А кто как не садовник? Верно?

И результат его трудов не зреть нельзя!

Его мы спросим: «Для кого трудились?»

«Для всех, для «них», а так же для себя!»

Его ответ простой, но очень верный….

А для меня в нем скрыт глубокий смысл.

Могу ль себя сравнить с садовником отменным?

Я размышляла, и сложился стих.

Что дети – цветы жизни, знает каждый.

И каждый волен сам себе дорогу выбирать,

И кто-то должен стать садовником отважным,

Не из цветов, из детства сад создать!

Одни есть маргаритки, кто пионы,

Кто гордый мак, а кто чудной нарцисс.

У одного характер прост, другой – мудреный

И смотрит свысока, совсем как важный принц!

Найти местечко в том саду для каждого

На пользу чтоб соседу своему,

Чтоб их союз для сада очень важен был,

Чтоб каждый ярким стал, заметным в том саду.

Цветочек каждый роль играет важную!

И создается здесь эмоций лучших строй!

И вспомнился Цветочный город Носова,

Где так же все с фантазией, игрой!

Кто научил всему садовника? Неважно ли?

Найти как общий, так и личный, свой успех,

Создать тот сад в котором разливается

Душистый запах, точно детский смех?

Кто к совершенству путь ему указывал?

Заставил победить и лень, и страх,

Кто сил добавил утром дня ненастного,

Заставил оставаться на ногах?

А все они – магнолии и розы,

Фиалки, хризантемы, лилии…

А сколько раз его во сне тревожила

Одна и та же мысль «Как лучше или… ли?»

Когда процесс идет в единстве звеньев всех,

Воздействуя на общий дух и жизнь,

Садовник – педагог с детьми – цветами

Уже и есть единый коллектив!

Не эта ли идея вожделенная

Меня к садовнику сегодня привела?

Суметь должна. И это не наверное,

А главное сегодня для меня.

Пусть расцветает сад, сумею найти средства

Когда цветы дадут те новый яркий всход,

Тогда смогу сказать себе я честно,

Что не садовник я, я больше – педагог!

Пояснительная записка.

.

«Обществу нужны прежде всего самостоятельные, отвечающие за свое поведение, раскрывшиеся личности.»  А.С. Макаренко

Многие выпускники сегодняшней школы не могут успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и способности, не могут найти свое место в жизни. Поэтому школа должна обеспечить качественный процесс социализации отличительной чертой которого должна стать направленность на личностный потенциал посредством сознательного и ответственного отношения человека к самому себе и окружающей его действительности.

Данная программа актуальна потому, что содержит систему воспитательных дел на основе литературного произведения Н.Носова, раскрывает его воспитательный потенциал. Данная программа служит инструментом для воспитания самостоятельности и ответственности младших школьников в доступной для них игровой форме.

Цель программы.

Воспитание самостоятельности и ответственности младших школьников средствами игры – путешествия по произведениям Н. Носова о приключениях Незнайки.

 Контингент.

Данная программа рассчитана на детей 2-4 классов, которые обучаются вместе с 1 класса и являются классом школы.

Содержание программы представлено в виде коллективных дел, проводимых во внеурочное время. Дела проводятся не реже 1 раза в неделю. Продолжительность дела в зависимость от формы составляет от 45 минут до 1 часа

Основные педагогические идеи.

  • Идея со управления и самоуправления в классном коллективе. (И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро)
  • Идея коллективного творчества (И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро)
  • Идея создания основ единого коллектива (И.П. Иванов)

В основе программы четыре базовых ценности (по Дереклеевой Н. И.):

 «Досуг».

 «Здоровье»,

 «Общение»,

 «Нравственность»,

 Допускается изменение тематики, уменьшение или увеличение количества коллективных дел в рамках базовых ценностей.

Воспитательный процесс строиться как последовательный переход с одного этапа путешествия на другой. Этапы путешествия соответствуют  частям трилогии  Н. Носова о приключениях Незнайки. (переход из класса в класс). Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Объём программы по работе с детьми – 102 часа, с родителями – 69 часов.

Организация игры.

     Цветочный город  - первый этап путешествия.

   Задачи:

     1.Организация в классе самоуправления, через выполнение детьми поручений (определение правил и порядка игры через организацию соревнования, разработка обязанностей для каждого поручения);

    2.Организация взаимодействия с родителями в вопросах воспитания самостоятельности и ответственности.

      Город строится на основе первой части трилогии « Приключения Незнайки и его друзей». На этом этапе предполагается включение детей в игровую деятельность, подготовка детей к самообслуживанию и самоорганизации. За основу взято чередование традиционных поручений (командир, завуч, санитар и др.) Название каждого традиционного поручения заменено именем героя. Образ и вид деятельности литературного героя учтён при разработке памятки поручений.  

       Результатом данного этапа является устойчивый интерес к деятельности по выполнению поручения; создание в классе доброжелательной атмосферы

Главный способ проверки – наблюдение, тестирование.

Работа с родителями предполагает сообщение проблемной темы и  обсуждение актуальности, совместное планирование воспитательной работы, подведение итогов работы за год.

Главный способ проверки – наблюдение, тестирование.

 Солнечный город – второй этап путешествия.  

       В основе путешествия- вторая часть трилогии Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»

Задачи:

  1.Организация деятельности по выполнению поручений средствами соревнования;

  2. Привлечение родителей к диагностической работе.

На этом этапе каждому ребёнку предоставляется возможность проявить себя в активной, самостоятельной деятельности. Так же используется приём ЧТП (чередование творческих поручений) в каждую из четвертей.                               Перечень обязательных занятий остаётся тем же, при смене имён героев.

Предполагается включение ребят в  деятельность по оформлению класса (уголков, стендов).

Результатом работы является умение самостоятельно выполнять своё поручение; ответственное отношение  порученному делу; активное участие в классных мероприятиях; проявление активности и творчества при коллективном планировании; умение коллективной деятельности. Главным способом проверки ожидаемого результата является наблюдение.  

Результатом работы с родителями является систематическое участие в диагностической работе; активное участие в планировании; оказание помощи ребёнку в выполнении творческих домашних заданий; систематическое посещение родительских собраний. Главным способом проверки достигнутого результата является наблюдение.

Путешествие на Луну, в основе которого третья часть трилогии «Незнайка на Луне», является завершающим этапом путешествия.

Задачи:

  1. Организация деятельности классного коллектива через органы самоуправления;
  2. Развитие социальной активности родителей через органы самоуправления.

На этом этапе  предполагается преобразование и усложнение деятельности; переход на более высокую ступень самоуправления.

Чтение «Незнайки на Луне» - задание на лето.

В начале учебного года (1 неделя сентября) в классе создается союз Цветочного и Солнечного городов. «Совет коротышек» (далее актив класса), побывав на Луне, рассказал всем жителям о трудной жизни коротышек в лунном городе Давилон. Все жители союза городов принимают активное участие в разработке и проведении мероприятий по улучшению жизни несчастных коротышек.

Самоуправление осуществляется через организацию деятельности актива класса. Актив класса привлекается к диагностической работе. Сохраняется прием ЧТП в каждую из четвертей. Учитель контролирует работу актива класса. Способ проверки ожидаемых результатов – наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности.

Результатом работы с родителями является 100% посещение родительских собраний, самостоятельная творческая деятельность родителей (проведение вечеров, праздников), активное участие родителей в воспитательной работе.

Организация соревнования

Аббревиатура РОСТ (Расту, Ответственным, Самостоятельным, Творческим)- это девиз, руководство к действию. На каждого ученика заводится карта РОСТа на 1 год. Проявления учеником самостоятельности в каком-либо деле отмечается буквой С, ответственности – буквой О, творчества – буквой Т. Итоги РОСТа подводятся путем подсчета количества букв в конце года. Карточки РОСТа по годам сохраняются. Подводится итог РОСТа за время всего путешествия сравнением карточек первого и последнего годов. Так же подводятся итоги РОСТа всего коллектива.

Воспитание основывается на следующих педагогических принципах:

Принцип открытости.

Учащиеся планируют жизнь класса совместно с классным руководителем, вносят свои предложения с учетом своих интересов.

Классный руководитель убеждает учащихся в необходимости проведения тех или иных мероприятий.

Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель старается увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела (научимся быть самостоятельными, ответственными…)

Принцип деятельности.

Младшие школьники – это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех делах. В любом деле каждому находится какая-нибудь, пусть маленькая роль.

Принцип свободы участия.

Предлагая ребятам участие в каком-либо деле, учитывается их мнение, предоставляется право выбора с учетом своих интересов, личностных качеств и возможностей, что учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела (распределение поручений и др.)

Принцип обратной связи.

Каждое дело, большое или маленькое, заканчивается рефлексией. Совместно с учащимися обсуждается, что получилось, что не получилось. Определяется перспектива учащихся в будущих делах.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему его миру. Классный руководитель видит участие каждого ребенка в классных и общественных делах и по достоинству оценивает. Инструментом оценки успешности служит слово педагога, его жесты, интонация.     

Отличительные особенности программы.

  • Программа воспитательной работы учитывает цели и задачи воспитательной системы школы. Реализуется параллельно с процессом обучения, дополняя и улучшая его. Предполагает осуществление межпредметных связей.

  • Процесс воспитания самостоятельности и ответственности осуществляется по следующим ступеням:

                                             Преобразование и усложнение деятельности.

                               Самостоятельная деятельность.

               Постановка ребенка в позицию творческого субъекта.

Изучение детских интересов и возможностей.

 

  • Первый класс – это подготовительный этап к путешествию, в котором изучаются индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень развития, способности к фантазированию, самоорганизации. Определяются интересы, желания, первичные потребности, обращается внимание на внимание на умение ребенка играть. (Первая ступень). Ведущий диагностический метод - наблюдение.

  • Каждое дело начинается с чтения или анализа отрывков художественного произведения Н.Носова о приключениях Незнайки. Его герои становятся собеседниками или ведущими.

Формы и методы работы по программе

    Для реализации программы  используются  разнообразные формы  проведения воспитательных дел (азбука,  биржа,  встреча, газета,…экспедиция, юморина, ярмарка). Все проведённые дела (от А до Я) предполагают рост самостоятельности и ответственности каждого воспитанника. Отсюда  название программы -«Азбука РОСТа Незнайки»

     РОСТ (Расту Ответственным Самостоятельным Творческим). А под  Незнайкой  подразумевается не только герой  Н. Носова,  но и ученик, пока ещё незнающий  способов роста своей самостоятельности и ответственности. Предполагается, что пройдя путь от А до Я, он станет самостоятельным и ответственным, соответственно своим возрастным особенностям.

   Программа предусматривает  использование фронтальной, индивидуальной и групповой  форм работы.

   

   Фронтальная форма предусматривает подачу воспитательного материала всему коллективу воспитанников.

    Индивидуальная  форма работы предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет не уменьшая активности воспитанника, содействовать выработке навыка самостоятельной работы.

    Групповая работа предполагает коллективную работу входе проведения общих дел (КТД, газета, журнал и т. д.) и общий результат. В ходе такой деятельности ребята учатся общаться, оказывают помощь друг другу. Групповая работа- это основная форма, работающая на создание коллектива.

    Данные формы работы предполагают  использование следующих методов:

 

Словесные        Наглядные        Практические

Рассказ        Показ                                           Соревновательный

Объяснение                          Демонстрация                              метод

Оценка        иллюстраций                                Конкурсы

Задание        Просмотр                                      Ролевые    игры

Чтение книги        мультфильмов                                                

        Работа с карточками

        Экскурсии

        Пример

   Изменяется роль и функции педагога – он организует педагогическое сопровождение и поддержку деятельности воспитанников, то есть помогает     понять сильные и слабые стороны, определиться в путях своего дальнейшего развития.

Важнейшими условиями реализации поставленных задач являются:

  • система согласованных требований  и ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы;
  • стимулирование творческого самовыражения ребенка;
  • содействие осознанию младшим школьником своего «Я» среди других значимых  в процессе  коллективной или индивидуальной деятельности;
  • подбор и разнообразие видов деятельности;
  • чередование обязательных видов деятельности на основе творческих поручений;
  • актуализация потребности младшего школьника в игре.

Основные результаты воспитания  по программе «Азбука РОСТа Незнайки» :

1.Класс чувствует себя коллективом с дальнейшей перспективой развития самоуправления.

2.Сформировано содружество детей, родителей, учителя.

3.Родители принимают активное участие в воспитательной работе класса.

Показатели эффективности воспитательной работы:

1.Положительная динамика роста уровня самостоятельности и ответственности.

2.Положительная динамика роста общественной активности учащихся.

3.Положительная динамика роста в формировании коллективных отношений.

4.Рост уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учереждения.

       

  1. активная помощь родителей в воспитательной работе
  2. создание сплоченного коллектива учащихся

Критериями эффективности данной программы являются:

  • положительная динамика роста самостоятельности и ответственности в выполнении индивидуальных поручений;
  • творческая направленность деятельности учащихся и родителей;
  • опыт творческой деятельности;

Изучение эффективности воспитательного процесса

Мониторинг формирования основ единого коллектива.

Мониторинг формирования единого коллектива включает в себя:

  • мониторинг формирования коллективных отношений с мониторингом общественной активности  учащихся;
  • мониторинг формирования содружества детей, родителей и учителя.

Мониторинг формирования коллективных отношений.

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики

Создать условия для формирования детского коллектива, как средства развития личности

  • сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, развитость самоуправления);
  • сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно-полезной деятельности;

  • методика «Подарки» (Дереклеева Н.И.);
  • методика «Аукцион» (Дереклеева Н.И.);
  • методика «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы -  коллектив!» (Казакина М.Г., Степанов Е.Н.);
  • методика «Какой у нас коллектив» (Лутошкин А.Н.);
  • методика «Оценка организованности ученического коллектива методом обобщения независимых характеристик» );
  • методика « Экспериментальное изучение организованности класса» ;
  • методика определения общественной активности учащихся (Степанов Е.Н.)  

Мониторинг общественной активности учащихся

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики

Создать условия для воспитания самостоятельности и ответственности каждого ребенка

  • сформированность общественной активности (добросовестное отношение к выполнению общественных поручений, мобилизация других на выполнение целей и задач коллектива);
  • сформированность самостоятельности и ответственности, которые проявляются в ответственном отношении к учебе, выполнении правил поведения на уроке и перемене, в ответственном отношении к школьным принадлежностям (книжки и тетрадки, ручки и карандаши), к своему внешнему виду.
  • методика  определения общественной активности учащихся (Степанов Е. Н.);
  • методика «Цветок. Солнце. Звезда.» (Солодовникова С.В.).

Мониторинг формирования содружества детей, родителей и учителя.

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики

Создавать условия для формирования содружества детей, родителей и учителя.

  • комфортность, защищенность личности учащегося;
  • удовлетворенность родителей результатами обучения воспитания ребёнка, его  положением  в школьном коллективе;
  • удовлетворенность педагога содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.
  • методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (Андреев А.А.);
  • комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (Андреев А.А);
  • методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Степанов Е.Н.);
  • методика изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (Степанов Е.Н.)

Тематический план

Цветочный город

Организационный период: определение маршрута путешествия в ходе дела «Антология приключений» (май 2004 г.). Основное событие открытие Цветочного города в Клубе ролевого моделирования «Я- житель Цветочного города» (сентябрь 2004 г.)

Разделы на основе базовых ценностей

Содержание

Количество часов

теория

практика

всего

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

РОСТ

Смотр дежурных по городу

Классное собрание  «Распределение поручений»

Азбука самостоятельности

Интервью «Как мы выполняем свои поручения».

тВОреЦ

Выявление самых ответственных дежурных. Их награждение.

Введение понятия «поручение». Распределение поручений по желанию.

Составление списка дел (от А до Я) для самостоятельного выполнения.

Интервью с участием ребят о выполнении общественных поручений. Обсуждение. Выявление самых ответственных ребят.

Товарищеские Выборы Отчет о работе ежечетвертная Церемония

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

4ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4ч.

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Нравственность

Ринг «Что такое хорошо и что такое плохо» среди жителей Цветочного города

Уроки Кнопочки для Незнайки о вежливости

Праздник доброй песни с музыкантом Гулей «От улыбки хмурый день светлей».

Газета «Лучшее слово о дружбе»

Рейд «Мой внешний вид» среди коротышек.

Экспедиция в музей боевой славы

Чтение отрывков из книг о Незнайке. Обсуждение поступков: хорошо или плохо. Доказывание мнений.

Повторение правил вежливого обращения друг с другом. Обыгрывание ситуаций.

Исполнение песен о дружбе, взаимопомощи и хороших отношениях.

Сбор информации о дружбе в классе, стихов, пословиц. Оформление в виде газеты.

Выявление ребят ответственных за свой внешний вид. Их награждение.

Экскурсия в кабинет истории. Обсуждение выставки посвященной ВОВ.

30м.

15м.

15м.

30м.

1ч.

30м.

45м.

45м.

30м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Общение

Хоровод согласия в Цветочном городе.

Объявлениада «Ищу друга».

Этикет-час в Цветочном городе

Совет-час «Как просить прощения».

Чаепитие у Пончика с разговором о культуре поведения.

Цех реконструкции  настроения для всех желающих.

Игры в кругу способствующие преодолению барьеров общения.

Обсуждение детской песни. Написание сочинения-объявления «Ищу друга».

Повторение правил этикета. Обыгрывание ситуаций.

Советы. Обыгрывание ситуаций.

Повторение правил культурного поведения за столом в практической ситуации.

Разработка советов по улучшения настроения.

15м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

45м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Здоровье

Веселые старты среди жителей Цветочного города.

Журнал «Режим дня» для жителей Цветочного города.

Поэтический кросс с поэтом Цветиком на спортивную тему.

Лекция для Пончика о культуре питания.

Спортивная тянучка для взрослых и коротышек.

Настольная олимпиада здоровья с доктором Пилюлькиным.

Спортивные соревнования.

Оформление материала о режиме дня в виде журнала.

Соревнование в составлении рифмовок на спортивную тему.

Повторение основных правил правильного питания.

Спортивные соревнования родителей с детьми на улице.

Олимпиада по вопросам здоровья.

30м.

15м.

45м.

1ч.

30м.

45м.

15м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Досуг

Клуб ролевого моделирования «Я – житель Цветочного городка». 

Конкурс Тюбиков.

Шумовое представление в Цветочном городе.

Антология приключений.

Цветочный вернисаж на улице Колокольчиков.

Танцевальный ринг в Цветочном городе.

«Формула 101» от Винтика и Шпунтика.

КТД «Бал коротышек».

Обсуждение результатов недельной игры. Распределение обязательных поручений.

Конкурс рисунков.

Конкурс оркестров  с музыкальными инструментами из предметов быта(бутылки, связки ключей, кружки и т.д.)

Составление сборника известных приключений. Планирование работы на основании одного из них.

Конкурс букетов.(аппликаций на бумаге, ткани, оригами).

Соревнование танцоров. Исполнение шуточных заданий (танец стоя на пятках, лежа на полу и т.д.)

Соревнования игрушечных автомобилей.

Празднование Нового года.

30м.

15м.

15м.

15м.

15м.

15м.

15м.

30м.

45м.

45м.

45м.

45м.

45м.

45м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

                                                                                                      Всего 34 часа

Солнечный город

Организационный период: определение маршрута путешествия (май 2005 г.) Основное событие – открытие Солнечного города в ходе дела «Градостроительный бум с профессором Вертибутылкиным» (сентябрь 2005 г.)

Разделы на основе базовых ценностей

Содержание

Количество часов

теория

практика

всего

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

РОСТ

Школа ответственности.

Рейд «Наш класс на перемене».

Фоторепортаж «Ответственное отношение к порученному делу».

Азбука ответственности.

тВОреЦ

Разъяснение понятия «ответственность» на примере поведения героев книги Н.Носова.

Проверка выполнения правил поведения на перемене. Награждение ребят ответственных за свое поведение.

Обсуждение выставки фотографий, проведенного дела. Выявление самых ответственных и их награждение.

Составление списка дел (от А до Я) за которые ребята несут ответственность в школе и дома.

Товарищеские Выборы Отчет о работе ежечетвертная Церемония

45м.

30м.

30м.

15м.

15м.

30м.

30м.

45м.

4ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4ч.

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Нравственность

Встреча Незнайки со своей совестью.

Фабрика пословиц о труде. 

Комплиментарий в Солнечном городе.

Экспедиция в прошлое «Я и моя история».

Уроки уважения старших для Незнайки и других коротышек.

Книжный театр Листика и Буковки «О героях былых времен».

Чтение и анализ отрывков художественного произведения Н.Носова.

Работа с пословицами о труде. Их составление. Рассматривание понятия «труд» как ценность.

Разграничение понятий «лесть» и «комплимент». Обучение говорению комплиментов.

Обсуждение сочинений учащихся о бабушке и дедушке. Составление родословной.

Повторение правил общения со взрослыми. Обыгрывание ситуаций.

Чтение и анализ художественных произведений о героях ВОВ.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Общение

Ярмарка советов по предотвращению конфликтов в Солнечном городе.

День рукавичек. Праздник Солнечных братьев.

Зеркало «Я глазами других» для коротышек.

Музей эмоций и чувств.

Парад малышей и малышек.

Час прощения в Солнечном городе.

Обыгрывание ситуаций. Советы ребят по выходу из конфликтной ситуации. Выборы лучшего совета. Разучивание считалки.

Игровая программа с использованием рукавичек. Обряд породнения при обмене рукавичками со словами: «Ты мой брат».

Рисование дружеских шаржей. Обсуждение. Выявление собственных недостатков.

Создание (рисование) картин с изображением эмоций. Знакомство со способами выражения своего настроения, не разрушающих дружеских отношений.

Повторение правил общения между мальчиками и девочками. Обыгрывание ситуаций.

Обыгрывание ситуаций. Ребята просят прощения друг у друга.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Здоровье

Занятие с милиционером Свистулькиным по ПДД.

Ералаш для Пачкули Пестренького «Будь аккуратным и чистым».

Устный журнал с доктором Компрессиком о личной гигиене.

Конкурс рисунков на тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Научная конференция о пользе и вреде компьютера.

Реклама ЗОЖ в Солнечном городе.

Повторение правил дорожного движения.

Сценки по произведениям о грязнулях и замарашках.

Повторение правил личной гигиены.

Оформление выставки и награждение.

Составление правил пользования компьютером для младших школьников.

Чтение стихов. Разыгрывание сценок о ЗОЖ.

30м.

15м.

30м.

15м.

30м.

15м.

30м.

45м.

30м.

45м.

30м.

45м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Досуг.

Шоу-программа «Мисс Солнечного города» с Ниточкой и Иголочкой.

Юморина от Шутилы и Коржика.

Театрализованное представление в Солнечном городе.

Лестничные забеги в Солнечном городе

Градостроительный бум с профессором Вертибутылкиным

Рыцарский турнир среди малышей

Игровая программа в Солнечном парке

Чемпионат по табурет-атлетике с мастером спорта Кроссовкиным.

Конкурс для девочек.

Чтение шуточных стихов и рассказов, детских анекдотов.

Кукольный спектакль с участием ребят

Спортивные соревнования на школьной лестнице

Оформление классной комнаты .Открытие Солнечного города.

Конкурсы для мальчиков.

Подвижные и настольные игры в классе.

Спортивные соревнования на стульях или табуретках.

15м.

15м.

15м.

15м.

15м.

15м.

15м

15м.

.

45м.

45м.

45м.

45м.

45м.

45м

45м.

45м.

.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч..

1ч.

1ч.

                                                                                                        Всего 34 часа.

Путешествие на Луну.

Организационный период: определение маршрута путешествия (май 2005 г.) Создание «Совета коротышек» в ходе дела «Ярмарка идей по путешествию на Луну» (сентябрь 2006г.) Основное событие – «Калейдоскоп интересных дел (май 2006 года).

Раздела на основе базовых ценностей

Содержание

Количество часов

теория

практика

всего

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

РОСТ

Правовой час от «совета коротышек» «Права и обязанности».

Тематический час «Один за всех и все за одного».

Газета «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Час размышлений «Что значит быть творческим человеком».

тВОреЦ

Знакомство с уставом школы.

Обсуждение пословиц и поговорок. Чтение отрывков из художественных произведений. Примеры из жизни.

Оформление материалов о домашних животных в виде газеты.

Раскрытие понятия творчества. Примеры творчества из жизни класса. Выполнение творческого задания.

Товарищеские Выборы Отчет о работе ежечетвертная Церемония

45м.

30м.

30м.

30м.

15м.

30м.

30м.

30м.

4ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4ч.

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Нравственность

Беседы (цикл) о человеческих недостатках.

«О лени и лентяях» для жителей улицы Лоботрясов.

«О жадности и жадных» для миллионера Жадинга и Скуперфильда.

«Если добрый ты, то всегда легко»

Галерея достоинств в Лунном городе Давилон.

Читательская конференция Цветика, Листика и Буковки «Будь человеком».

Час мужества.

Разыгрывание сценки.

Обыгрывание ситуаций.

Разучивание и исполнение песни.

Составление списка человеческих достоинств. Примеры. Красочное оформление материала на стене.

Чтение и обсуждение стихотворения.

Встреча с ветераном ВОВ

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

1ч.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Общение

Школа вежливости для коротышек Давилона.

Фестиваль дружбы Цветочного, Солнечного и города Давилон.

Магазин советов правильного восприятия критики.

Бюро полезных находок для обиженных и обижающих.

Тренинг «По овладению навыками общения.

Операция «Помощь»

Составление правил вежливого общения.

Повторение песен стихов выученных о дружбе за 3 года. Анализ результатов.

Ролевая игра «Магазин». Покупка советов.

Обсуждение пословиц и поговорок. Составление советов. Выявление лучших «находок»

Групповые игры. Занятие с психологом

Упражнение на распознавание ситуаций, когда требуется помощь. Обыгрывание ситуаций по оказанию помощи одноклассникам.

30м.

30м.

30м.

30м.

15м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

45м.

30м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Здоровье

АКБ «Бросай курить, вставай на лыжи».

Биржа прогнозов для курильщиков.

Уроки саморегуляции с доктором Компрессиком.

Деловой практикум «Как победить страх?» для коротышек Давилона.

Веселый урок «Знайте ПДД, как таблицу умножения».

Азбука здоровья.

Чтение стихов, коротких изречений, призывов об отказе от вредной привычки в других классах.

Оглашение статистических данных о болезнях курящих людей, указание способов отказа от вредной привычки.

Тренинг с психологом.

Обсуждение стихотворения С.Я.Маршака. Практические советы.  

Повторение ПДД в стихах, загадках, конкурсах.

Составление списка дел (от А до Я) для сохранения собственного здоровья.

15м.

30м.

30м.

30м.

15м.

15м.

45м.

30м.

30м.

30м.

45м.

45м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Досуг

Ярмарка идей по путешествию на Луну.

Хоккей интеллектуальный среди ученых Солнечного и Цветочного городов.

Шаробамс.

Ракеткодром.

Смотр косичек.

Жмуркиада.

Доминошные забавы

Калейдоскоп интересных дел.

Передача поручений с 3-го класса. Планирование работы на 4-й класс.

Интеллектуальная игра на футбольном поле.

Игровая программа с воздушными шариками.

Соревнование мальчишек по теннису с нетрадиционными правилами.

Конкурс причесок для девочек.

Игры с завязанными глазами.

Игры в домино по нетрадиционным правилам.

Обзор интересных дел за 3 года. Красочное оформление материала.

15м.

15м.

15м.

15м.

15м.

15м.

15м.

15м.

45м.

45м.

45м.

45м.

45м.

45м.

45м.

45м.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Всего 34 часа

Организация работы с родителями.

Программа предусматривает использование групповой и индивидуальных форм работы с родителями.

Групповые формы работы с родителями.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Итоговые родительские собрания – это собрания, задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. Итоговые родительские собрания проводятся в различной форме, в зависимости от темы и цели родительского собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Тематические родительские собрания – это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Примерная тематика

  • Режим дня в жизни школьника
  • Законы семьи, законы жизни класса
  • Роль книги в развитии и воспитании ребенка
  • Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению
  • Как формировать и развивать волевые усилия у ребенка
  • Как научить своего ребенка жить в мире людей
  • НОТ школьника

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с ребенком, сделать его более открытым и доверительным, понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Индивидуальные формы работы с родителями.

Встреча со школьным психологом

Индивидуальные консультации по вопросам обучения

Тематические консультации – это консультации по проблеме, которые касаются нескольких семей.

Примерная тематика консультаций

  • Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как её развивать?
  • Как развить у ребенка интерес к чтению?
  • Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.
  • Ваш ребенок в коллективе детей.
  • Детский эгоизм. Как его преодолеть?
  • Фантазирование и вранье ребенка.
  • Друзья в жизни ребенка.
  • Причины и последствия детской застенчивости.
  • Роль семейных отношений в формировании культуры обращения ребенка с другими детьми.
  • Социальная адаптация ребенка и её результаты.
  • Причины детского одиночества.
  • Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты учебной деятельности.

По программе объем работы с родителями – 69 часов, которые распределены следующим образом:

Формы

Периодичность

Продолжительность

1

Текущие родительские собрания

1 раз в четверть

1 час

2

Итоговые родительские собрания

2 раза в год

1 час

3

Тематические родительские собрания

2 раза в год

1 час

4

Родительские тренинги

2 раз в год

1 час

5

Индивидуальные консультации с психологом

1 раз в месяц

30 минут

6

Индивидуальные консультации с учителем по проблемам обучения

1 раз в месяц

30 минут

7

Тематические консультации

1 раз в четверть

1 час

                                                                                             Всего часов 69

Список литературы для родителей.

1.Гиппенрейтер Ю.Б.. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

2.Крэрн Э. Не разбрасывай носки… или Что еще должен иметь ребенок: Советы родителям \ Пер. с анг. О.В.Рыбаковой. М., 1999.

3.Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений \ Пер. с нем. Н.Брусковой. М., 2000.

4.Шмелев А.Г.. Острые углы семейного круга: Психология обыденной жизни. М., 1986.

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.

Обеспечение программы:

  1. Методическое обеспечение:

Дереклеева Н.И. «Родительские собрания 1-4 классы»[6];

Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя»[7];

Иванов И.П. «Энциклопедия коллективных творческих дел»[12];

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в начальной школе»[14];

Лакоценина Т.П. «Сказочный алфавит. От А до И»[15];

Лакоценина Т.П. «Сказочный алфавит. От К до Я»[16].

  1. Диагностическое обеспечение:

Дереклеева Н.И. «Подарки»[7];

Дереклеева Н.И. «Аукцион»[7];

Казакина М.Г., Степанов Е.Н. «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!»[3];

Лутошкин А.Н. «Какой у нас коллектив?»[3];

Оценка организованности ученического коллектива методом обобщения независимых характеристик[9];

Экспериментальное изучение организованности класса[9];

Степанов Е.Н. Методика определения общественной активности учащихся[3];

Андреев А.А. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью[3];

Андреев А.А. Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения[3];

Степанов Е.Н. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения[3];

Степанов Е.Н. Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью образовательного коллектива[3];

Солодовникова С.В. Методика «Цветок. Солнце. Звезда.»[см. Приложение №2]

  1. Дидактическое обеспечение:

- карточки РОСТа на каждого ученика;

- диагностические таблицы на каждого ученика;

- различные памятки;

- оформление классной комнаты;

- модели занятий.

  1. Техническое обеспечение:

- магнитофон;

- видеокамера;

  1. Мультимедийное обеспечение: 

- компьютер;

- сканер;

- принтер;

- ксерокс

  1. Санитарно-гигиеническое обеспечение:

- учебный класс, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

  1. Кадровое обеспечение:

- классный руководитель обеспечивает выполнение программы, контроль за её эффективностью; занимается материальным обеспечением программы;

- зам.директора по воспитательной работе осуществляет методическое руководство, контроль за выполнением программы.

8.          Финансовое обеспечение:

Финансовое обеспечение воспитательной программы осуществляется за счет спонсорских родительских взносов в размерах, установленных и утвержденных на родительских собраниях. Смета расходов составляется ежегодно с учетом востребованности методического обеспечения и экономическими изменениями.

9.         Оборудование: 

- столы;

- парты;

-стулья;

- стенды;

- шкафы;

- стеллаж для демонстрации выполненных работ;

- доска настенная.

  1. Инструменты и материалы:

- краски;

- кисточки;

- бумага для рисования;

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- ножницы.

         

Список литературы для детей:

1.Н.Носов Приключения Незнайки и его друзей

2.Н.Носов Незнайка в Солнечном городе

3.Н.Носов Незнайка на Луне

4.С.Я.Маршак Стихи

5.А.Л.Барто. Девочка чумазая

Библиография.

  1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел. –Кострома: МЦ «Вариант», 2000.- 112 с.
  2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Мартишина Н.В.. Современные воспитательные системы. – Классный руководитель, 1998., №3. – с.30-31.
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации \ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  4. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю.. Кипарис – 2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.
  5. Дереклеева Н.И.. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум – М, 2001. – 64 с.
  6. Дереклеева Н.И.. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 252 с. – (Педагогика. Психология. Управление.).
  7. Дереклеева Н.И.. Справочник классного руководителя (1-4 классы) \ Под ред. И.С.Артюховой. – М.: «ВАКО», 2005. – 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление.).
  8. Диагностика развития психики школьников. \ Под ред. И.А.Чурикова. – Чебоксары – Йошкар-Ола: «Клио» - «Марий-Эл учитель», 1998. – 64 с.
  9. Дик Н.Ф.. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов н\Д: Феникс, 2005. – 320 с. (Сердце отдаю детям).
  10. Звездина Г.П., Шербакова Т.Н.. Классные часы в начальной школе (Программа факультатива «Я и Мир»). – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48 с. (серия «Программа развития).
  11. Иванов А.В.. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. – 224 с.
  12. Иванов И.П.. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 198. – 208 с.
  13. Князева Т.Н.. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004. 216 с.
  14. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П.. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. -168 с.
  15. Лакоценина Т.П.. Волшебный мир знаний. Выпуск  2. сказочный алфавит. Часть 1 от А до И: практическое пособие для классных руководителей, зам.директоров, воспитателей, учителей, методистов, родителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н\Д: Изд-во «Учитель», 2005. -160 с.
  16. Лакоценина Т.П.. Волшебный мир знаний. Выпуск  2. сказочный алфавит. Часть 2 от К до Я: практическое пособие для классных руководителей, зам.директоров, воспитателей, учителей, методистов, родителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н\Д: Изд-во «Учитель», 2005. -192 с.
  17. Слободяник Н.П.. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 176 с.

Приложение № 1

ПАМАТКА ПОРУЧЕНИЙ.

Знайка в школе командир!                                           В мастерской, в шкафу, порядок:

За все дела ответственный!                                          Альбомы в стопке, стопка папок,

И на линейке первый он                                               Банки, краски, кисти – вместе.

Говорит приветствие.                                                   У Винтика и Шпунтика всё на месте!

Подаёт пример везде,

И в учёбе, и в труде.

Пока что не учитель,

Но он – руководитель!

       

                                                     

Помощник Знайки должен знать                                  Помощник Знайки номер два                                

И точно вот что выполнять:                                          В классе  тоже голова!

В понедельник, раз в неделю,                                       Ты дежурных на контроль

Дневники нужно проверить.                                         В классе взять, смотри, изволь!

Расписание вперёд должно быть на неделю.               Им дежурить помогай,

                                                                                          Оценку в табель выставляй!

Чистота! Опрятный вид!                                                 Что-то вырезать, раскрасить,

За всем Пилюлькин проследит!                                      В оформлении помочь

Обувь чтоб переодели,                                                    Наши Тюбики не прочь!

Следит Пилюлькин на неделе.

За погодой следит строго,                                               На учебниках обложки,

Заполняет календарь.                                                      Резинка, ручка, карандаш….                                                      

Наш Стекляшкин здесь главарь!                                    И линейку готовь тоже!

                                                                                           Всё проверит Цветик наш.

                                                                                           Рейд такой в месяц раз,

                                                                                           Знай, проводится у нас.

С ним учитель физкультуры

Порученье передаст.

Что к уроку будет нужно

Гунька скажет на весь класс!

Приложение №2

Методика «Цветок. Солнце. Звезда.»

Цель: Определить уровень самостоятельности и ответственности по отношению к учебе, школьным принадлежностям, общественному поручению, дежурству по классу и школе; определить уровень ответственности по отношению к своему поведению и внешнему виду.

Педагогом составляется таблица на каждый этап путешествия.                                                          

Заполнение таблицы

Этапы путешествия

Участники заполнения

Кол-во

Результат (для чего?)

Сроки

1

Цветочный  город

Учитель, ученики

На каждого ученика

Выяснить основные проблемы учащихся, наладить коррекционную работу со стороны учителя

В конце каждой четверти

2

Солнечный город

Ученики, учитель, родители

На каждого ученика

Приблизить детей к адекватной самооценке, указать родителям на проблемы их детей

3

Путешествие на Луну

Ученики, учитель, родители, актив класса

На каждого ученика

Вырабатывать навыки объективной самооценки, организовать работу в союзе с родителями, оказывать помощь членами актива

Каждому выдается памятка для оценки.

Памятка для детей и родителей.

Отношение к учебе

Всегда выполняю все домашние задания; всегда сам и вовремя сажусь делать уроки

Всегда выполняю все домашние задания; иногда не вовремя сажусь делать уроки

Не всегда выполняю все домашние задания; сажусь делать уроки, когда придут с работы родители

Отношение к поведению

Всегда соблюдаю правила поведения; требую их выполнения от других.

Иногда нарушаю правила поведения.

Часто забываю о правилах поведения; получаю замечания от дежурных, учителей, ребят

Отношение к учебным принадлежностям

Книжки

Всегда сам слежу за тем, чтобы книжки были в обложке, была закладка, не было надписей.

Иногда забываю класть в книгу закладку, стирать надписи.

На моих книгах грязные обложки, нет закладок, много надписей.

Карандаши, ручки, линейки

Всегда сам слежу за тем, чтобы у меня была пишущая ручка, подточенные карандаши, всегда имею линейку, резинку

Иногда забываю точить карандаши (сам или просить родителей); иногда забываю дома ручку или линейку.

У меня не подточенные карандаши; нет линейки, резинки.

Дневник

Всегда сам пишу расписание на следующую неделю; аккуратно веду записи; имею роспись родителей за неделю.

Иногда забываю писать расписание; не всегда аккуратно веду записи; не всегда имею роспись родителей.

Часто не бывает расписания на следующую неделю; записи веду не аккуратно; нет росписи родителей.

Отношение к поручению

Служу примером в выполнении поручения; слежу  за выполнением моих требований другими.  

Иногда забываю о поручении; забываю проверить выполнения требований у товарищей.

Часто забываю о поручении; не хочу его выполнять.

Отношение к дежурству

Всегда выполняю все обязанности дежурных; требую порядка от других.

Не всегда выполняю все обязанности дежурных

Часто забываю об обязанностях дежурных.

Отношение к внешнему виду

Сам слежу за своей прической, ногтями; в спортивной форме хожу только в дни когда есть физкультура; всегда имею вторую обувь.

Иногда забываю вторую обувь; хожу в школу в спортивной форме.

У меня не аккуратная прическа; не стриженые ногти; нет второй обуви.

Результаты оценки в условном варианте (разные на каждый год) заносятся в таблицу.

Обработка и интерпретация полученных данных. Исследователь расставляет оценки соответствующие цвету рисунка. 

- 3 балла

- 2 балла

- 1 балл

Далее высчитывается средняя оценка, которая может рассматриваться как уровень самостоятельности и ответственности.

                                                                                         Сумма оценок   

Уровень самостоятельности и ответственности(А)= Количество оценок

По уровню самостоятельности и ответственности можно классифицировать испытуемых на 3 группы:

А>2,5 – высокий уровень

1,5<А<2,5 – средний уровень

А<1,5 – низкий уровень

Приложение № 3

Протоколы начальной и промежуточной диагностик воспитанников на 2005-2006 учебный год.

Название методики – Оценка организованности ученического коллектива методом обобщения независимых характеристик.

Фамилия, Имя, Отчество педагога –

  1. Классный руководитель Солодовникова Светлана Васильевна.
  2. Зам.директора по воспитательной работе Лаптева Светлана Васильевна.
  3. Учитель начальных классов Новокшонова Ольга Владимировна

Дата проведения – начальная диагностика – 15.09.2005 года.

                                Промежуточная диагностика – 22.12.2005 года.

Форма оценки – бальная.

Проявление организованности

оценка

начальная

промежуточная

1

2

3

1

2

3

1

В классе имеются эффективные органы самоуправления

3

3

4

4

4

4

2

Коллектив всегда самостоятельно выбирает себе организаторов для различных видов деятельности

3

4

3

4

4

4

3

Члены коллектива всегда хорошо взаимодействуют друг с другом

3

3

3

3

4

3

4

Члены коллектива оказывают помощь друг другу в работе

3

3

3

3

3

4

5

Трудности, касающиеся согласованных действий, всегда преодолеваются быстро

4

3

4

4

3

4

6

Трудные условия, ситуации, опасности, неожиданно возникающие в работе, сплачивают коллектив

5

4

4

5

4

4

7

Класс поддерживает устойчивые взаимосвязи, сотрудничает с другими классами

4

4

4

5

5

4

8

Коллектив активно сопротивляется любым попыткам расформирования

3

3

3

3

3

4

9

В коллективе есть хорошие способные организаторы и достаточно авторитетные лидеры

5

5

4

5

5

4

10

Коллектив тесно связан с более широким объединением школьников, охотно включается в совместную с ними работу

4

3

3

4

4

3

По результатам начальной диагностики (начало учебного года) уровень организованности класса – средний (3,57 балла)

По результатам промежуточной диагностики (середина учебного года) уровень организованности класса – средний (3,77 балла)

Приложение № 4

Результаты диагностики коллективных отношений

Данная диагностика проводится с помощью методики «Аукцион» (Дереклеевой Н.И.)

Фамилия, Имя, Отчество педагога – Солодовникова Светлана Васильевна.

Дата проведения – начальная диагностика 30.09.2005 года

                                 промежуточная диагностика 23.12.2005 года  

 

Вывод: Результаты диагностики показали, что увеличивается число детей, которые считают, что класс можно назвать ответственным (с 46% до 77%). Повышается активность класса, которая рассматривается как активность участия в классных и общешкольных делах (с 61% до 92%).

Приложение № 5

Результаты диагностики по методике  «Цветок. Солнце. Звезда.»

Фамилия, Имя, Отчество педагога –

Классный руководитель Солодовникова Светлана Васильевна.

Дата проведения – начальная диагностика - 28.10.2005 года.

                                промежуточная диагностика – 26.12.2005 года.

Форма оценки - бальная.

1 – высокий уровень;

2 – средний уровень;

3 – низкий уровень.

1 – высокий уровень;

2 – средний уровень;

3 – низкий уровень.

Вывод: наблюдается положительная динамика роста самостоятельности и ответственности.

Приложение № 7

Модели занятий.

Тема: Ярмарка советов по предотвращению конфликтов.

Этап путешествия: Солнечный город, 3 класс.

Цель: развивать умение предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации, развивать навыки общения между детьми.

Задачи:

  1. Формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях.
  2.  Показать способ конструктивного разрешения конфликта.

Оборудование: магнитофон, кассета с музыкой для этюдов и зазывалками.

Содержание занятия

Комментарии

  1. Чтение отрывков из трилогии Н.Носова о приключениях Незнайки (отрывки заранее подобраны учителем).

После чтения детям задается вопрос: Что происходит?

Вывод: Незнайка часто ссорится с друзьями.

  1. Этюд «Поссорились и помирились»

Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем, помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.

Вопрос к детям: Кого напомнили вам ребята, исполнившие этюд? Всегда ли в классе ссоры заканчиваются так? Чем часто заканчиваются ссоры?

Вывод: надо постараться, чтобы ссора не перерастала в конфликт. А как это сделать?

Нужен совет. Мы отправляемся за советами. Куда?

  1. Ярмарка. 

Прослушивание записи с ярмарочными зазывалками.

Вопрос к детям: Что происходит? Где?

Группа ребят становится продавцами. Завлекая покупателей, используют зазывалку:

Продаю совет,

У меня секретов нет.

Другая группа ребят – покупатели. Совет покупается со словами:

Совет у тебя покупаю

И руку тебе пожимаю.

4. Обсуждение купленных                 советов.

5.Обыгрывание и разучивание с детьми «Мирной считалки» М.Д.Яснова.

   На дороге у развилки

   Повстречались две Дразнилки,

   Повстречались, подразнились,

   Не сдержались- и сцепились.

   

   Прибежали Разнималки-

   Помешали перепалке.

   И к развилке на кобылке

   Прискакали две Мирилки.

   

    Прекратилась перепалка

    И тогда пришла Считалка:

    Раз – два – три -  четыре – пять-

    Хорошо друзей считать! .

 

 

Организационно-мотивационная установка на тему предстоящего занятия.

В ходе беседы выясняется, что ссоры часто перерастают в конфликт.

Выясняется значение слова ярмарка.

В ходе игры преодолеваются барьеры общения.

В беседе выявляются все конструктивные предложения и часто встречающиеся случаи примирения (примирение со сцепленными мизинцами).

 

Тема: Классное собрание  «Распределение поручений».

Этап путешествия: Цветочный город, 2 класс.

Цель: Раскрыть понятия «поручение», значение его для жизни классного коллектива.

Задачи:

  1. Распределить роли с поручениями для участия в ролевой игре «Я – житель Цветочного городка».
  2. Создать условия для свободного выбора учащимися поручений.
  3. Воспитывать ответственность за выбранное поручение.

Оборудование: плакат с обязанностями героев.

Предварительная подготовка:

1.Учитель заранее вывешивает в классе плакат с именами и обязанностями героев. Каждому учащемуся дается возможность заранее познакомиться  с плакатом и подумать над тем, кем бы ему хотелось быть в классе, чью роль исполнять.

2.Сбор информации детьми:

Учащимся предлагается расспросить родителей кем в классе были их мама и папа.

3.Пригласить в класс школьников из старших классов, которые выполняют в своем классе различные поручения.

Содержание

Комментарии

  1.  Объявление темы информационного часа.
  2.  Обсуждение плаката.

     Выступление самих учащихся. Они определяют какие обязанности берут на себя

  1. Выступления учащихся школы.

Ребята рассказывают о своих обязанностях,  о значимости дел в их жизни и жизни классного коллектива.

  1. Введение понятия.

Вопрос к детям: Кого из героев вам напомнил командир? Староста? Библиотекарь?

 Вывод: поручение – это дело, которое тебе поручили, твои обязанности.

  1. Рассказ классного руководителя об отношении к выполнению поручений учащихся её бывшего класса, о значении хорошо выполненного поручения в жизни всего коллектива.
  2. Обсуждение правил к выполняемому поручению.

- относись к выполнению  порученного дела ответственно;

- старайся выполнять поручения с удовольствием;

- помни о том, что выполнением своего поручения ты помогаешь учителю, школе, всем своим одноклассникам;

- обращайся за помощью в выполнении порученного дела к классному руководителю и одноклассникам, если тебе трудно одному;

- спеши делать добро!

7. Голосование учащихся «за» или «против» правил выполняемого дела.

8. Подведение итогов, распределение ролевых поручений.

В ходе обсуждения соотносятся обязанности героя с его образом в книге

На доске появляются названия поручений старшеклассников: командир, староста, библиотекарь и т.д.

В ходе беседы соотносятся обязанности с названиями поручений. Карточки с названиями поручений приклеиваются на плакат с обязанностями героев.

Правила вывешиваются в классном уголке или раздаются каждому.

На следующей неделе предполагается Клуб ролевого моделирования «Я – житель цветочного городка», где ребята исполняет роль выполняя выбранное поручение. В классе появляется несколько Знаек, Тюбиков, Пилюлькиных и т.д.. Итогом игры становиться распределение поручений на 1-ю четверть, т.е. переключение детей с деятельности «в охотку» на обязательные виды занятий, порученные ему коллективом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе "Ступеньки роста" 1-4 класс

Данная программа была разработана учителем начальных классов Белозеровой Еленой Владимировной, принята на МО учителей начальных классов ЦО №491, согласована с кафедрой воспитательной работы ЮВОУО. Про...

Воспитательная система 1-4 класс " РОСТ"( Радость Общения в Совместном Творчестве)

Приоритетным видом деятельностив воспитательной системе " РОСТ" является коллективно- творческое дело. Такая  форма работы не новая, она давно разработана, но я ее применяю на протяжении многих л...

Как углублять воспитательную работу с родителями по мере роста и развития ребёнка

Выступление учителя на педагогическиъх чтениях, посвящённых В,А. Сухомлинскому...

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста".

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста"....

Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"

Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий....

"Воспитательная система "РОСТ"

Цель:создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи и школы....

Воспитательная программа "Ступеньки роста"

Воспитательная программа для 3а класса....