Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь".
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа "Я-исследователь" ориентирована на достижение целей и задач современного начального образования, соответствует требованиям образовательных стандартов, отражает конкретный круг вопросов в рамках образовательной программы , составлена с учетом дидактических принципов обучения и возрастных особенностей учащихся начальной школы.

Программа содержит тематический и календарно-тематический план, список литературы.

Занятия проводятся в занимательной и игровой форме на деятельностной основе, что позволяет достигать образовательных результатов и способствует развитию логического мышления, приемов умственных действий, познавательных психических процессов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ya-issledovatel_vd_1kl.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  внеурочной деятельности  

«Я – исследователь» (общеинтеллектуальное направление) 1класс

Программа  разработана на основе методических материалов А.И. Савенкова

Возраст детей, на которых программа рассчитана – от 7 до 11 лет

Срок реализации программы – 4года

Программу подготовила

учитель начальных классов

Николаева Алина Викторовна

г. Отрадный

                                                                  Содержание:

Введение  ----------------------------------------------------------------------3

Пояснительная записка ---------------------------------------------------4-6

Цель и задачи курса -------------------------------------------------------6

Содержание программы    -----------------------------------------------6-10

Особенности программы    ----------------------------------------------10-13

Формы  организации учебного процесса

и место проведения занятий --------------------------------------------13

Основные методы и технологии ----------------------------------------13-14

Программа предусматривает достижения   -------------------------15

Универсальные учебные действия     ----------------------------------15-17

Предполагаемые результаты

реализации программы и критерии их оценки        ----------------17-18

Формы подведения итогов ------------------------------------------------18-19

Карта преемственности   ----------------------------------------------------19-20

Календарно - тематическое планирование  -1 класс  --------------20-22

Содержание занятий в первом классе  ---------------------------------22-27

Дидактическое и техническое оснащение -----------------------------27

Литература -----------------------------------------------------------------------27-28

Введение

Когда людей станут учить не тому,

                                                                               что они должны думать, а тому,

как они должны думать, то тогда

исчезнут всякие недоразумения.

Г.Лихтенберг

     Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель уже в начальной школе всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

     Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

    Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

   Работа по подготовке учащихся к проектированию, исследованию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем: не так-то просто из вчерашних «почемучек» - дошкольников вырастить «потомучек» - учеников.

Пояснительная записка.

    Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Программа “Я - исследователь” – общеинтеллектуальной направленности, создана на основе методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

    Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

    Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

    Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

     Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

    Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.  

    Основные принципы реализации программы:  научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи курса «Я – исследователь»

        Цель программы – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.  

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  • развитие познавательных способностей младших школьников.

Содержание программы

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

 Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной  коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

- вести устный диалог на заданную тему;

- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

- участвовать в работе конференций, чтений.

    Работа над исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор исследования.

5. Работа над исследованием.

6. Презентация результата.

     Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

   Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

   Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

   Возможные экскурсии — это экскурсии  в музеи, на действующие предприятия, в библиотеку, в парк (20% занятий вне аудитории)

   Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

      Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.  При выполнении исследования используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы.

      Каждая работа должна быть доведена до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

   Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

    В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

   По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Программа рассчитана на 33часа (1 раз в неделю)

Продолжительность занятий: 1класс – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут.

Возраст детей, на которых программа рассчитана – от 7 до 11 лет

Срок реализации программы – 4года

Содержание программы соответствует целям и задачам ООП ООО, реализуемой в ГБОУ СОШ №8.

Цель внеурочной деятельности:  

создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально  значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

  • создать  условия  для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
  • обеспечить социальную  защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формировать общую  культуру  обучающихся;
  • воспитать у обучающихся гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любвь к Родине, природе, семье.
  • Эффективно  использовать имеющуюся  в школе учебно- методическую и материально- техническую базу, информационные ресурсы , собственный методический потенциал.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Особенности программы

   Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- Системность организации учебно-воспитательного процесса;

- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

    Исследования различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод исследования – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

     Результат исследовательской  деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

  Исследования по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности - бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении работы. В качестве заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

      Выполнение исследования складывается из трёх этапов: разработка, практическая реализация, защита. Наиболее трудоёмким компонентом является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла, в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

      Второй этап работы – это материализация замысла, проведение исследования, выбор методов, экспериментирование, наблюдение, сопоставление результата с гипотезой.

       Главная цель защиты работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного исследования является подтверждение или опровержение гипотезы, анаиз поставленной и достигнутой цели. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Формы  организации учебного процесса и место проведения занятий

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, исследовательская деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований и т.д. Данный вид деятельности предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии

   Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

     Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.       

  Технологии, методики:

       -  уровневая дифференциация;

        - проблемное обучение;

        - моделирующая деятельность;

       -  поисковая деятельность;

        - информационно-коммуникационные технологии;

        - здоровье сберегающие технологии;

Программа предусматривает достижения:

3    уровня    результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлеиям.  Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс)

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем), приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 класс)

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации исследований, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Универсальные учебные действия

Личностные:

 -  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-  развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- развитие навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Познавательные:

-  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- развитие навыка  смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные:

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

1.        Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное  – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2.        Целеполагать (ставить и удерживать цели);

3.        Планировать (составлять план своей деятельности);

4.        Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

5.        Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

6.        Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Формы подведения итогов по основным разделам

        Любая учебно-исследовательская работа должна быть доведена до результата.

Результат учебно-исследовательской работы – это то, что создает ребенок своей головой и руками: доклад, макет, проект, отчет, сообщение, коллекция, музыкальная подборка, план, стенгазета, презентация и тому подобное.

        Формы подведения итогов исследований:

  • Семинары
  • Диспуты
  • Конференции
  • Фестивали
  • Конкурсы исследовательских и проектных работ

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений

1 класс

слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

вести рассказ от начала до конца;

творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

2 класс

наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

пересказывать подробно и выборочно;

выделять главную мысль на основе анализа текста;

делать выводы из фактов, совокупности фактов;

выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3- 4 класс

переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

систематизировать учебный план;

пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

высказывать содержательно свою мысль, идею;

формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;

решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Календарно - тематическое планирование  1 класс (33 часа)

 № п /п

занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Сроки

1

Что такое исследование?

1

2

Как задавать вопросы?

1

3

Как выбрать тему исследования?

1

4

Методы исследования.

1

5

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

1

6

Что такое эксперимент?

1

7

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

8

Учимся высказывать суждения.

1

9

Как правильно классифицировать?

1

10

Что такое определения? Как дать определения понятиям.

1

11

Учимся делать умозаключения и выводы.

1

12

Как задавать вопросы?

1

13

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

14

Как делать схемы?

1

15-16

Учимся выбирать дополнительную литературу «Знакомство с информационными справочниками»  (экскурсия в библиотеку). Как работать с книгой. Практическая работа по структурированию текстов. Библиотечный урок.

2

17

Что такое парадоксы?

1

18

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

1

19

Как планировать исследования и проекты?

1

20

Как сделать сообщения о результатах исследования?

1

21

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных  исследований.

1

22

Индивидуальная работа по методике проведения самостоятельных исследований.

1

23

Экспресс – исследование.

1

24-25

Экскурсия – исследование.

2

26

Мини-конференция по итогам экскурсии.

1

27

Коллективная игра-исследование.

1

28

Индивидуальная работа по методике проведения самостоятельных исследований.

1

29

Коллекционирование.

1

30

Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди?».

1

31

Сообщения о собранных коллекциях.

1

32

Мини-конференция по итогам экспресс – исследований.

1

33

Мини-конференция по итогам собственных исследований.

1

Содержание занятий в первом классе

Тема «Что такое исследование?»

    Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:

    Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Тема «Методы исследования»

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, домашние животные).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

    Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент?»

  Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Учимся высказывать суждения»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа.

Тема «Как правильно классифицировать?»

Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок.

Тема «Что такое определения? Как дать определения понятиям?»

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий.

Тема «Учимся делать умозаключения и выводы»

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.

Тема «Как задавать вопросы?»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом»

Тема «Как делать схемы?»

Знакомства с понятиями «схема», «чертёж», «рисунок», «график», «формула» и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».

Тема «Как работать с книгой?»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы?»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).

Тема «Как планировать исследования и проекты?»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Тема «Как сделать сообщения о результатах исследования?»

Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Тема «Индивидуальная работа по методике проведения самостоятельных исследований »

Каждый ребёнок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс – исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований проводится мини-конференция. Выступают только желающие.

Тема «Экскурсия – исследование»

Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.

Тема «Мини-конференция по итогам экскурсии»

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе даётся время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Индивидуальная работа по методике проведения самостоятельных исследований »

Это занятие рассчитано на закрепление сформированных представлений об исследовании.

Тема «Коллекционирование»

Каждый ребёнок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.

Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини – семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о собранных коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс – исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по тогам собственных изысканий, сделанных в результате в результате экспресс – исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «Коллекционирование» и  «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Дидактическое и техническое оснащение

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие  принадлежности:

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

набор ЦОР по проектной технологии;

рабочая тетрадь Сизова Р.И.«Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект»

рабочая тетрадь Савенков А.И. «Я – исследователь»

Литература

Для учителя:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие для 1 класса. Учусь создавать проект –М.: Издательство РОСТ, 2012

Для  обучающихся:

Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет  - ресурсы

А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

Рабочая тетрадь Сизова Р.И.«Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект» М.: Издательство РОСТ, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...