Выступление на ШМО учителей художественно-эстетического цикла на тему: "Проблемы повышения качества образования средствами ИКТ"
материал на тему

Золотарева Екатерина Константиновна

Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени В.А. Шеболдаева

г.Гуково Ростовской области

 

Доклад

на собрание ШМО

учителей художественно-эстетического цикла

на тему:

Проблемы повышения качества образования средствами ИКТ.

Учитель ИЗО и МХК

Золотарева Екатерина Константиновна

Октябрь 2010 год.

Вопрос о качестве образования, которое даёт школа, был актуальным во все времена. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий.

Естественен вопрос: «Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?»

Как и в любом производстве, для получения качественного результата, нужно иметь качественное сырьё. В нашем случае таковым в первую очередь являются содержание образования и школьник. Содержание образования мы постоянно стремимся улучшить, а об ученике стараемся узнать больше и глубже. Как показывает практика, возможности наши для решения этих задач нередко бывают недостаточны, хотя усилия предпринимаются немалые. Вот тут новые информационные технологии и компьютеры могут существенно помочь педагогам, обеспечив достоверность, оперативность, объективность информации о качестве получаемого образования. Более того, новые информационные технологии позволяют сделать прогноз, каким может быть качество образования, и определить достигли ли мы того уровня, который предварительно спрогнозирован.

На протяжении последнего десятилетия в системе образования РФ активно развивается направление информатизации образования, связанное с развитием телекоммуникационных сетей и разработкой информационно – образовательных Интернет – ресурсов.

Приход Интернета в школу принес и новое содержание в учебный процесс и призван способствовать повышению качества образования школьников, но лишь при наличии в сети образовательного конвента – Интернет – ресурсов, полезных для педагогов, учащихся, методистов, руководителей. Поэтому наряду с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, разработке новых электронных образовательных ресурсов, необходима и подготовка самого учителя к применению современных ИКТ в образовательном процессе.

Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Информация большинства областей научной и практической деятельности человека объективно заставляет преподавателей пересматривать содержания обучения по всем школьным дисциплинам, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий.

Сегодня практически каждый учитель понимает, что его профессиональная деятельность может стать насыщенной, а качество знаний учащихся может повыситься, если будет опираться на использование средств и ресурсов, предоставляемых сетью Интернет. Следует отметить однако. Что в реальности применение таких средств и ресурсов характеризует работу далеко не каждого педагога. И тому не мало есть причин. Не всегда применение интерактивных средств и технологий оправдано с педагогической точки зрения. Но одним из главных факторов, тормозящих использование образовательных Интернет – ресурсов в обучении школьников, остается недостаточное знакомство учителей с их тематикой, а также возможностями и особенностями практического применения.

В МОУ гимназии №1 г. Балашова с 2005 года действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Интеграция информационных технологий в образовательном процессе как одно из средств повышения качества обучения и воспитания».

Разработана и успешно внедряется программа этого эксперимента.

Цель программы: Комплексный подход к использованию ИКТ в гимназии.

Задачи :

  • провести повышение квалификации педагогов по использованию новых информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе;
  • продолжить оснащение гимназии современным компьютерным оборудованием;
  • организовать регулярное проведение научно-методических семинаров

по обмену опытом в использовании ИКТ;

  • Создать систему дистанционного обучения.

Ожидаемые результаты:

  • отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно- иллюстрационного метода обучения;
  • пересмотр организационных форм учебной работы;
  • увеличение самостоятельной, групповой и индивидуальной работы учащихся;
  • увеличение объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера.

Основные проблемы: информатизация образования связана с созданием опережающей научно-методической базы, переподготовкой работающих и подготовкой нового поколения педагогов, развитием необходимой материально-технической базы, становление новой культуры педагогического труда.

Для решения этих проблем в гимназии велась и ведется большая работа по вовлечению учителей в сферу использования ИКТ.

Поначалу коллектив разделился на три группы:

 

  1. сторонники использования ИКТ в образовательном процессе;
  2.  противники;
  3. и те кому все это было безразлично.

 Встал вопрос по проведению работы с теми, кто не определился, которые в дальнейшем могли бы стать сторонниками нововведения. Те, кто были «сторонниками» начали работать и делиться опытом, беседовать с коллегами и рассказывать о Интернет – ресурсах, о повышении качества образования учащихся и мотивации учеников к предмету. Остальные начали задумываться. Это побудило учителей к тому, что началось массовое освоение компьютера и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

На сегодняшний день 84,5% педагогов владеют компьютером, 63% прошли курсы «Интел» и успешно применят полученные знания в учебно-воспитательном процессе . В связи с приобретением ИП «КМ – Школа», проводится работа по внедрению данного продукта в образовательный процесс. Три учителя прошли дистанционные курсы обучения работе в данной среде с получением сертификатов компании «Кирилл и Мефодий». В гимназии имеется интерактивная доска, документ - камеры и достаточное количество мультимедийной техники. Для более полного использования этого оборудования были проведены обучающие семинары, педагогический совет, научно- практическая конференция и мастер-класс педагогов.

Сделав первые шаги в освоении и применении ИКТ и образовательных электронных ресурсов, преподаватели способны уже самостоятельно выбирать и использовать эффективные средства обучения для повышения качества образования, обращаясь в этих целях к поисковым системам, образовательным порталам и другим телекоммуникационным средствам. С каждым месяцем растет число пользователей ресурсами Интернет, увеличивается число педагогов внедряющих ИКТ на своих уроках, во внеклассной работе. Ресурсы сети Интернет позволяет использовать варианты ЕГЭ для подготовки к итоговой аттестации в 11 классе, варианты пробных заданий для подготовки к сдаче экзаменов в новой форме в 9 классе. В 2007-2008 учебном году в гимназии ведется обучение информационным технологиям по программе Томского школьного университете. Обучение проходит с использованием возможностей Интернета.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения способность имеющихся в сети Интернет информационных ресурсов существенно повысить эффективность обучения. Достаточно назвать такие представляемые ими возможности как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио и видеоинформацией, содействие формированию у школьников мотивации к изучению дисциплин. Благодаря этому, использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию становиться очевидной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей художественно-эстетического цикла на тему: "Основы научно-исследовательской работы"

Общие положения данной работы. Участники НИР в школе. Основные этапы организации....

Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"

Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...

Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"

Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...

Выступление на круглом столе семинара «Использование интерактивной доски как средство повышения качества образования».

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения в  3  классе по теме: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»     Данный урок является четвертым по изучени...