Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе". Тема занятия: "Звоню в колокольчик"
методическая разработка (1 класс) на тему

Савельева Валентина Алексеевна

"Звоню в колокольчик" - это занятие по внеурочной деятельности, описывающее историю нашей страны. Оно построено на смене разных видов деятельности, с использованием интерактивной экскурсии. На занятии дети знакомятся с картиной художника Виктора Михайловича Васнецова «Крещение Руси», происхождением колоколов на Руси,  значением колокольного звона и историей Царь-колокола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvonyu_v_kolokolchik.docx30.06 КБ
Office presentation icon zvonyu_v_kolokolchik.ppt1.27 МБ
Microsoft Office document icon kartiny_1.doc87 КБ
Microsoft Office document icon kartiny_2.doc556.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность  « Музей в твоем классе». 1 класс.

Тема занятия: «Звоню в колокольчик

МБОУ «Жилевская СОШ»
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории

                                                                            Савельева Валентина Алексеевна

Цель занятия: Приобщение к истокам русской народной культуры.

Предметные УДД:  Знать о выставочной деятельности, познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре;  дать представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру (Царь-колокол), индивидуальном колокольном звоне каждого колокола; познакомиться с картиной художника Виктора Михайловича Васнецова «Крещение Руси».

Регулятивные: стремление к освоению новых знаний и умений.

Познавательные: добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные: внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.

Личностные: Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности. Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

Материал к занятию.

  • Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
  • Мультимедийная презентация "Звоню в колокольчик»
  • Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).
  • Итерактивная экскурсия «Московский кремль»

Ход занятия

1.Орг. момент. (Музыка «Россия») Скажите, ребята, какая музыка звучала. Давайте попробуем определить по музыке, чем мы будем заниматься на нашем сегодняшнем занятии.

2. Определение темы занятия и целей. А теперь послушайте стихотворение и попробуйте угадать тему нашего сегодняшнего занятия.

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон

Тема нашего сегодняшнего занятия «Звоню в колокольчик»

Сегодня на занятии мы попытаемся разобраться в том, чем является сегодня для русских православных людей колокольный звон? Когда он появился в России? О чем рассказывает колокольный звон? Как он связан с нашей повседневной жизнью.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить, почему именно православие стало религией русских людей? Давайте вспомним наше путешествие в историю Руси и скажем, кто принес православие на Русь? 

Летопись рассказывает, что именно красота стала причиной выбора киевским князем Владимиром Красное Солнышко православия государственной религией Руси.

А представить нам, как происходило великое событие: крещение Руси, каким был князь Владимир,  поможет художник Виктор Михайлович Васнецов, который  так представил это событие в своей картине «Крещение Руси». (1890. Акварель, гуашь.)

В центре полотна расположен князь Владимир Красное Солнышко. Красивый статный князь твердо стоит на ногах на постаменте, покрытом дорогим ковром. Он уверен в своем выборе. Князь одет в длинные золотые одежды — потому что золотой цвет — символ высшей власти, богоизбранности, нетленности, святости. Руки распростерты над народом в благословляющем жесте. Куда направлен взгляд? - Глаза направлены к небу.  Сверху в облаках ангелы и Иисус Христос благословляют русских людей, принимающих крещение.  За князем стоят священники. Дальше, до самого горизонта, везде русский народ. Почти все взгляды устремлены наверх, к Господу. Что делают все люди? - Молятся, поют молитву.

А какая музыка могла вы сопровождать это действие? - Торжественная, радостная и одновременно таинственная, с колокольным перезвоном. Давайте представим себя внутри этой картины. ( Звучит колокольный звон). 

Какие чувства мы испытали? - Радость, благоговение, веру в силы добра, в чудо исцеления от злых, недобрых мыслей. Что самое главное хотел сказать нам художник? Какова главная идея этой картины? Что объединяет русских людей? - Русский народ объединяет православная вера.

А хотите узнать, как появились колокола?

         История сегодня не может сказать нам, где появились первые колокола, но существует красивая  легенда, в которой повествуется о том, как  возможно родился первый колокол. Рассказ уносит нас в далекое прошлое, в солнечную цветущую Италию.  Давным-давно, в Западной Европе, в конце IV или в начале V века, жил досточтимый  епископ Ноланский Павлин, прозванный Милостивым за его любовь к Богу, за доброту и  бескорыстие. По преданию,  он  заболел и пошел в лес за лечебными травами, утомился, лег отдохнуть на небольшой полянке и задремал. И снится ему сон, как ангелы звонят удивительные  звоны (показ иллюстрации).  Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Открыл глаза епископ и видит, как ветер колышет полевые колокольчики и  звучит ангельский звон. Тут же поспешил он к себе в город и повелел литейщикам-умельцам отлить подобные полевым цветкам колокола и научить их петь... 

Когда появился колокольный звон на Руси? Когда приняли христианство на Руси.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства  Св. Владимиром (988 г.), т. е. в конце века.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 988 года. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы. С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая - «колокола льют», что означало - привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! - мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов...

- Колокольный звон появился на Руси очень давно. Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал ее силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с войны. А если колокол умолкал — это значило, что родину постигло несчастье. Звоном созывался народ на народное собрание. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники. А что народ делал в праздники?  (веселился, играл)

Игра «Ручеёк»

Молодцы, ребята, хороший получился у нас ручеек. Немного отдохнули. А теперь продолжим.

Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма.

- На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами; вспомнить, с чем колокол сравнивается в загадках).

- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).

- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике, с помощью которого он разговаривает.

Разные колокола и звучат по разному. Играть на колоколе непросто. Как называют человека-музыканта, который умеет звонить в колокола?

Эту работу выполняет - звонарь.

«Хороший и опытный звонарь прекрасно понимает и чувствует каждый колокол, в который звонит, и может рассказать о голосе и характере каждого из них.  Овладеть в достойной мере  искусством колокольного звона – дело очень долгое и трудное. На Руси… искусство звонарей передавалось «из рук в руки»… А сейчас при храмах созданы школы звонарей. И в нашем  храме есть такая школа, где тоже учат этому искусству.

Церковные звоны в России стали народным искусством. Испокон веку люди испытывают особые чувства к звону колоколов, верят в их необычайную, чудесную силу.  

О колоколах сложилось много легенд, сохранились наблюдения, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран, под колоколами проходит любая головная боль... Повесьте дома маленький колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу.

Колокола размещаются на высоких    колокольнях: чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон.

Самая высокая колокольня в Москве - «Иван Великий», её высота с крестом около 84 метров, до такой высоты она была достроена в 1600 году царём Борисом Годуновым.

 В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого.

На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в 1505-1508 гг. было 52 колокола. Сейчас на 4-х ярусах располагается 37 колоколов. Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др. Колокола были большие и малые. Огромнейший и единственный по своей величине во всем мире считается московский Царь-колокол.

Интерактивная экскурсия. Сейчас мы с вами переместимся к экрану и совершим интерактивную экскурсию на территорию Московского кремля.

Царь-колокол в Москве не имеет аналогов в мире. Он остается самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом посетителей Московского Кремля.

На Руси очень любили колокола и колокольчики.

Русский человек нашёл способ не расставаться с любимыми колокольчиками. Нас с вами на первый урок приглашал большой школьный колокольчик. Он же провожает выпускников во взрослую самостоятельную жизнь. А что происходит на уроке, когда вы устаете начинаете шуметь? (Я звоню в колокольчик).

Сейчас колокольчики делают разной формы и из разных материалов. Это сувениры, которые мы можем купить в любом городе. - Ребята, я приглашаю вас на выставку. (Дети рассматривают на выставке разные колокольчики).

- Какое впечатление на вас произвело наше занятие? Что нового узнали на занятии?

Для нас, сегодняшних россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и наука, и любовь к родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа.

- А сейчас мы с вами представим себя мастерами колокольного дела,  украсим колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные карандаши и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения песни А.Морозова «Малиновый звон»)

Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям).

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал радостный колокольный звон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗВОНЮ В КОЛОКОЛЬЧИК Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе"

Слайд 2

ЗВОНЮ В КОЛОКОЛЬЧИК

Слайд 6

МИРА ДОБРА СЧАСТЬЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Князь Александр Невский приводит пленных немецких рыцарей в Новгород