Внеурочная деятельность во 2 классе .Тема "Герои минувшей войны"
методическая разработка (2 класс) на тему

Савинская Елена Александровна

Занятие по внеурочной деятельности "Юный читатель" посвящено 70-летию Победы. Знакомство с произведением Л.Кассиля "Таран" Обзор прочитанных книг о героях Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti_vo_2_klasse.docx170.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Герои минувшей войны

Цели урока:

Цели:                                                                                                                   формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение»;

- учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

- развивать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, рассуждать;

- обогащать словарный запас детей, наблюдать за выразительными средствами языка;

- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки произведения;

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы;

-воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту.

Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности. Работа с выставкой книг. (Выставка книг помогает учащимся определить тему урока)

 Учитель: - Дети, посмотрите на выставку книг,  прочитайте названия            произведений, рассмотрите иллюстрации к ним. (На выставке сборники С.Баруздина, Л. Кассиля, книга С. Михалкова «Быль для детей», произведение С. Георгиевской «Галина мама»)

-Страницы книг, о которых пойдёт речь, не просто оживят наше военное прошлое. Они помогут нам лучше понять настоящее, ощутить величие воинского подвига тех, кому выпал нелёгкий жребий - защитить родную землю, ценой своей жизни сохранить её для потомков. Чтоб мы с вами могли жить, учиться, защищать Родину.

   Постановка цели урока, сообщение темы.

                    - Кто догадался, какая тема урока? (О войне, о защитниках Отечества)

(Учитель обобщает ответы учащихся.)

(На доске запись)

«Герои минувшей войны»

Учитель: «В сердцах наших жить будут вечно

                   Герои минувшей войны.

                   Нам память о них дорога бесконечно,

                   И ею мы с вами сильны!»

Цель: продолжить знакомство с рассказами о минувшей войне и её героях.

- На протяжении занятия мы нам предстоит ответить на вопрос:

«Что помогло нашим защитникам одержать победу над врагом?»

План:

1.Обзор прочитанных книг. Поиск ответа на вопрос.

2.Знакомство с рассказом Л.Кассиля «Таран».

3.Словарная работа.

4.Анализ произведения.

5.Рефлексия.

-Какое событие мы отметили 9 мая? Что вы запомнили с этого дня?

Чтение учеником  стихотворения Твардовского «Война» 

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

    На рассвете 22 июня 1941года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война.

22 июня 1941г.

Она была очень жестокой, продолжалась долго –

1418 дней и ночей

 

Закончилась война победой русского народа

9 мая 1945 г.

Об этой войне хорошо написал Лев Кассиль в рассказе «Твои защитники».

С.4-5. (прочитать строчки)

        Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

-Давайте вспомним тех, кто защищал нашу Родину на фронтах,

 

- Кто автор рассказа, который так и называется «За Родину!»?

- О каких защитниках Родины рассказал С. Баруздин? (Дети отвечают, опираясь на вопросы кроссворда)

1. Бойцы, действующие в пешем строю.

2. Воины, владеющие крупными огнестрельными орудиями.

3. Военнослужащие, управляющие тяжёлой боевой техникой.

4. Защитники Родины на морских просторах.

5. Небесные «ястребы»

6. Народные мстители, которые ведут борьбу против захватчиков, самостоятельно действующими отрядами.

На доске итог работы:        

пехотинцы

артиллеристы

танкисты

военные моряки

лётчики

партизаны

 

 - Отметьте общее качество у воинов.                                                                                                                    - Выделите, что ещё помогло нашим бойцам одержать победу?

любовь к Родине

 

- Откроем рассказ Л. Кассиля «Главное войско».

 В  годы  Великой  Отечественной  войны

Лев Кассиль  работал  военным  коррес –

пондентом. Он  бывал  на Западном  и

Первом  Украинском  фронтах,  на Север-

ном  военном  флоте.  О  героической  

борьбе  с  фашистами  рассказано  в  

книгах: «Есть  такие  люди»,

 «Огнеопасный  груз»,  «Главное  войско»,

 «Твои  защитники»,  «Дорогие  мои маль-

 чишки»,  «Великое  противостояние».

 Как вы думаете, почему рассказ называется «Главное войско»?

Какое войско автор считает главным на фронте? Почему?

Какие качества русского солдата вы выделите?

Смелость

решительность

 

 - Нелёгкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины. В каком произведении вы прочитали о подвиге женщины?

(С. Георгиевская «Галина мама»)

- расскажите о подвиге героини.

Учитель: - Какие качества героини помогли выполнить задание?

мужество

верность

выносливость

терпеливость

 

1 ученик: «Летней ночью, на рассвете,

                   Гитлер дал войскам приказ

                   И послал солдат немецких

                   Против всех людей советских,

                   Это значит – против нас.

                   И от моря и до моря

                   Встали русские полки

                   Все советские народы

                   Против общего врага,

                   Все, кому мила свобода

                   И Россия дорога»

3 ученик: «Дни бежали и недели,

                  Шёл войне не первый год.

                  Показал себя на деле

                  Богатырский наш народ.

                  Не расскажешь даже в сказке

                  Ни словами, ни пером,

                  Как летели с немцев каски

                  Под Москвой и под Орлом.

                  Как, на запад наступая,

                   Бились красные бойцы,

                   Наша армия родная,

                   Наши деды и отцы»

 - Дети, из какого произведения эти строки? Кто автор? (С.    Михалков «Быль для детей»)

                      - Как автор называет наш народ?

                      - Что значит «богатырский»? (Богатыри — персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги  патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.)

                      - Почему так автор называет наш народ? Ответьте словами автора.

                      - «Показал себя на деле…» Как понимаете эту строчку?

Учитель обобщает ответы школьников: - Наш народ вынес все трудности войны, отважно сражался, сумел отстоять Родину.

Сделайте вывод: «Что помогло русскому народу одержать победу?»                                                

Богатырский, сильный дух

   

. Скажите, а почему война закончилась нашей победой?

(Потому что русский народ непобедим, он не нападает на другие страны, а защищает свою Родину.)

-Каким должен быть защитник Родины?

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Л.Кассиля. Соответствует ли герой рассказа характеристике, которую мы составили  для защитников Отечества. 

С кем и с чем сравнивает писатель самолёты и лётчиков?

Строка2-ая: «сзади фашистская метка, как репей-колючка на собачьем хвосте» - так говорится о фашистском бомбардировщике.

А с чем сравнивается краснозвёздный самолёт-истребитель?

Строка 8-ая – «сердитый, острый, как пуля, ястребок».(Ястреб – это хищная птица. У неё длинные когтистые лапы и острый крючковатый клюв. Подкарауливает свою жертву из засады на возвышении или паря в воздухе, после чего молниеносно камнем слетает вниз, хватая добычу.) Строка 9-ая - «догнал фашистов «ястребок», стал клевать, бить» .

Строка 14-ая – «Как рассерженная пчела, жужжал «ястребок» и вился над фашистским самолётом».

Строка 26-ая – «целые стаи пуль неслись навстречу (фашисту)».

Какими словами передаются действия лётчиков? Слайд «ТАРАН».

Фашистский самолёт прилетел (строка 1 ), фашисты отбивались, палили, стреляли (строка 11-ая), отчаянно стреляли (то есть изо всех сил, строка 26-ая), разом рухнул вниз, ткнулся и взорвался самолёт (строка 29 –ая).

Советский истребитель. Его стремительный полёт сравнивается с бурей: «Словно буря пронеслась по полю» (строка 5-ая). Толькомелькнули красные звёзды на крыльях (строка 5-ая).

Воздух воет, в е т е р о т с т а л (строки 6,7). Махнул навстречу быстрый самолёт(строка 7-ая). Залетал сбоку, заходил спереди, нагонял, бросался, вертелся, плевался. ДОЛГО ШЁЛ БОЙ В НЕБЕ (строка 18-ая). Смело полетел (строка 24), разогнал что есть духу(строка 26-ая). С налёту ударил (строка 27-ая), перерубил, отсёк (строка 28-ая), дотянул машину до своих и доложил командиру (строка 32).

Почему рассказ так назван? Что такое таран? Таран – это прямой удар самолёта (танка, корабля), наносящий пробоину, пробивающий дыру.

-Какими качествами обладал этот лётчик? 

В Великую Отечественную войну, воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, какими-либо наставлениями или инструкциями и советские лётчики прибегали к этому приёму не по приказу командования. Советскими людьми двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам и ярость боя, чувство долга и личной ответственности за судьбу Отечества. 

Рассказы о лётчиках-героях.

 У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего отечества. Ваши прабабушки и прадедушки тоже прошли через войну.

Всё меньше рядом с нами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг.

 «Не забудем тех героев,

  Что лежат в земле сырой,

  Жизнь отдав на поле боя

  За народ – за нас с тобой.

  Никогда мы не забудем

  Их геройские дела

  Честь и слава этим людям

  И великая хвала!»

Борис Иванович Ковзан (1922 — 1985) – это единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана, причём трижды он возвращался на родной аэродром на своём самолёте. 13 августа 1942 года на одномоторном истребителе Ла-5 капитан Б. И. Ковзан совершил четвёртый таран. Лётчик обнаружил группу вражеских бомбардировщиков и истребителей и вступил с ними в схватку. В ожесточённом бою его самолёт был подбит. Вражеская пулеметная очередь пришлась по кабине истребителя, была разбита приборная доска, осколками посекло голову летчика. Машина горела. Борис Ковзан почувствовал резкую боль в голове и одном глазу, поэтому с трудом заметил, как один из немецких самолётов пошел на него в лобовую атаку. Машины быстро сближались. «Если сейчас немец не выдержит и отвернет вверх, тогда надо будет таранить», — подумал Ковзан. Раненый в голову пилот на горящем самолёте шел на таран.

Когда самолеты столкнулись в воздухе, Ковзана от резкого удара выбросило из кабины, т. к. ремни просто лопнули. 3500 метров он пролетел, не раскрывая парашюта в полубессознательном состоянии, и только уже над самой землей, на высоте всего 200 метров, очнулся и дернул за вытяжное кольцо. Парашют смог раскрыться, но удар о землю всё равно был очень сильным. Советский ас пришел в себя в госпитале Москвы на седьмые сутки.

Русский приём воздушного боя, который испугал люфтваффе: тараны

Виктор Васильевич Талалихин (1918 — 27 октября 1941) совершил ночной таран, который стал самым знаменитым в этой войне, сбив в ночь на 7 августа 1941 года на И-16 в районе Подольска (Подмосковье) бомбардировщик Хe-111. Долгое время считалось, что это первый ночной таран в истории авиации. Только позднее стало известно, что в ночь на 29 июля 1941 года летчик-истребитель 28-го ИАП Пётр Васильевич Еремеев на самолёте МиГ-3 таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Он погиб 2 октября 1941 года в воздушном бою (21 Сентября 1995 года Еремеев за мужество и воинскую доблесть, посмертно удостоен звания Героя России).

27 октября 1941 года 6 истребителей под командованием В. Талалихина вылетела на прикрытие наших сил в район деревни Каменки, на берегу Нары (85 км западнее столицы). Они столкнулись с 9 вражескими истребителями, в схватке Талалихин сбил один «мессер», но другой смог его подбить, лётчик пал смертью храбрых…

Русский приём воздушного боя, который испугал люфтваффе: тараны


Виктор Васильевич Талалихин.


 • Воздушный таран в годы Великой Отечественной войны использовался достаточно часто;

• Тараны применялись смелыми летчиками, которые понимали, что при малейшей неточности они погибнут;

• Шансы остаться шансы живым и посадить машину были. Техника совершения тарана совершенствовалась учетом особенностей каждого вида самолета. Пилоты знали, чем и куда таранить самолет противника;

• Тараны для советских летчиков были «последним средством» поразить противника, к которому они прибегали в случае полной невозможности продолжать воздушный бой;

• Большое количество таранов совершенных советскими пилотами в первые два года войны – показатель технического отставания советской авиации. Немецкие самолеты были более маневренными, были лучше защищены и вооружены;

• По мере улучшения технических характеристик самолетов число воздушных таранов, совершенных советскими летчиками, заметно уменьшается.

 

"Самолёт"

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите,(Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

 

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки .)

И на место все садись! (Сели на места.)

Интернет-ресурсы

1.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=959.0v3tveTAvAs-xYx-VwEgiLBw0r8GBt0ZA_zjFI2LRGaz9Fm6zIIkaScqfjsRo7qGDgcFh8z6B0-5cdTGaYodPR7FRqBgOCFH_3AjVDzebo_rGwUqgOeIgeqvWRZW-It_.6290d4fe86cd8107a8ce776f13a8d07c85ca70f2&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9bb4iM1VPfe4W5x0C0-qwflIRTTifi6VAA&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxalZMa1NDNHVnNEpkdmRtUkVjZnFpREpDS1RTLVRPYlVuM0JVWWxOVXFITVlOeEdJWFZBdFEzZXhjOHlNTnRWWGJiWVdiRDZhSVpSVlFMLTVXdWNzWU0zN1dUSU4xTm1RV3gtLWJKWjBUX2lpZlVNRl8tZVR6VQ&b64e=2&sign=7f3766f97b1a94a953c9181bb34a9788&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5fN_r-AEszk7VeMHACUByvraZLWd061jl3D2TOfCdeMhUJkIDnCrdVqS-22PuNbxEyLHkzs-TywS53skpO71LFSzpH6Kg_Y_Lrh7LOjTmBqrlDWAJtzS7NKt3sFCQJSJRlo4k_0C0yuVRymbPJ9Jdgtl6796AuY5zteUOtZtEAbKxHon9AQ4eGW56NnGu2LC2zpBPz4jMiNQo_4Z_FZUB1o2lKj9MeVM0&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpSfaOlaqU5ocKnUDm9L3uuYViBEcng0V36FfmBsKGrPvek4ypo5trwL-N4sSG5NfTkuScAu_yh6-zwEUBIKCVN8MYH6oG6

2. http://infourok.ru/urok_literaturnogo_chteniya_po_teme_l.a._kassil_taran-324316.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""

внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...