внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""
рабочая программа (4 класс) на тему

Сушилина Надежда Викторовна

внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность 4 класс32.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                Рабочая программа курса «Проектная деятельность»

1. Пояснительная записка.

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом ГБОУ ЦО № 2051 на проектную деятельность в 4 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.

Данная рабочая программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2016-2017 учебный год.

Специфика предмета:

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Назначение программы:

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Структура программы:

Рабочая  программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.

Цели программы:

  • развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
  • развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Задачи программы:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать   свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • научиться критически мыслить.

2.Содержание программы

Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.

Проект. Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов. Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты».

Направление будущей проектной работы

Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы.

Разработка гипотез проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта. Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ самых интересных находок в группе. Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта.

Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала.

Подготовка отчёта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы.

Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.

Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.

Этапы творческого проекта

Теоретическое изучение методологических основ организации и реализации технологии проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе и определении возможных направлений использования данной технологии при изучении курса технологии в начальной школе.

Опытно-эксперементальная работа

Подготовительный этап включает разработку творческого комплексного проекта, знакомство учащихся с проектной технологией;

Формирующий этап предусматривает реализацию проекта с учащимися начальных классов, а также выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетенции решения проблем в проектной деятельности;

Контрольный этап предполагает определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов опытной работы.

Практическая работа выполнение изделия творческого проекта.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.        

           

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Планируемые результаты УУД.

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

-внутренняя позиция школьника и принятие образа «хорошего ученика»;

- целостное восприятие окружающего мира;

-  бережное отношение к окружающему миру;

- мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, включая социальный, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, расширению знаний и способов действий;

- творческий подход к выполнению заданий;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ, самоконтроль результата, рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- установка на здоровый образ жизни;

- ценностные установки, раскрывающие отношение к труду;

- система норм и правил межличностного общения, обеспечивающая успешность совместной деятельности.

Метапредметные результаты

- принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- различать способ и результат действий;

- вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок;

- выполнять задания творческого и поискового характера;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по заданным критериям;

- определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи, уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

- пользоваться базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- пользоваться универсальными способами деятельности (применимыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) с использованием ИКТ.

Календарно-тематическое планирование курса «Проектная деятельность»

п. п

Тема

Вид творческой работы

Дата

1

Вводный урок. История возникновения творческого проекта.

2

Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

3

Разнообразие проектов. Персональные и групповые проекты. Продолжительность проектов.

4

Распределение учащихся по проектным группам

5

Выбор темы творческого проекта

6

Наблюдение и наблюдательность

7

Актуализация про проблемы.

8

Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Подбор методов проектирования

9

Практическая работа. Подбор методов проектирования

10

Практическая работа. Подбор методов проектирования

11

Практическая работа. Подбор методов проектирования

12

Практическая работа. Создание мультфильма.

13

Практическая работа.  Создание мультфильма.

14

Практическая работа.  Создание мультфильма.

15

Практическая работа.  Создание мультфильма.

16

Практическая работа. Создание мультфильма.

17

Практическая работа. Обработка мультфильма.

18

Практическая работа. Обработка мультфильма.

19

Практическая работа. Обработка мультфильма.

20

Практическая работа. Озвучка мультфильма.

21

Практическая работа. Озвучка мультфильма.

22

Правильное мышление и логика. Практические задания «как делать обобщения» Гипотезы и идеи

23

Правильное мышление и логика. Практические задания «как делать обобщения» Гипотезы и идеи.

24

Правильное мышление и логика. Практические задания «как делать обобщения» Гипотезы и идеи

25

Правильное мышление и логика. Практические задания «как делать обобщения» Гипотезы и идеи

26

Искусство делать сообщения. Структурирование текста

27

Искусство делать сообщения. Структурирование текста

28

Обработка полученных результатов. Итог работы.

29

Подготовка отчёта.

30

Подготовка презентации.

31

Подготовка презентации.

32

Подготовка презентации.

33

Подготовка выступления.

34

Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

внеурочная деятельность "Мир деятельности" 1 класс

календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс...

Внеурочная деятельность. Проектная деятельность "Чудеса аппликации"

Внеурочная деятельность. Рабочая программа проектной деятельности для 2 класса "Чудеса аппликации"...

конспект занятия по внеурочной деятельности (проектная деятельность)

Данный конспект разработан по программе Р.И.Сизовой , Р.Ф.Селимовой Учусь создавать проект в соответствии с ФГОС по теме: Изготовление визитки. 2 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мир деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности"...