Портфолио – одна из форм обобщения и систематизации достижений.
статья на тему

Морозова Светлана Николаевна

Методические рекомендации учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио  – одна из форм обобщения и систематизации  достижений.

Содержание.

  1. Портфолио – форма оценки достижений ученика.

   

  1. Что такое портфолио и каковы его функции.

  1. Цели портфолио.

  1. Типы портфолио.

  1. Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио.

  1. Портфолио ученика начальной школы – средство мотивации личности развития.

  1. Особенности портфолио на трех ступенях обучения.

  1. Портфолио ученика начальной школы.

  1. «Дневник моего роста» - главная «книга» ученика в начальной школе.

  1. Портфолио: «учитель – ученик – родители»

  1. Портфолио в основной и средней школе.

  1. Портфолио учителя – обобщение и систематизация педагогических достижений.

  1. Литература.

  1. Приложения.

I. Портфолио – форма оценки достижений ученика

Что такое портфолио и каковы его функции.

     Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект.

    В 80-х годах  XX-го века в США возникла идея применения портфолио в школе, и уже через 10 лет ученые стали говорить о настоящей «портфолиомании», охватившей образовательный мир.

   В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

   В настоящее время портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

   «Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина «портфолио» связано с тремя его трактовками:

  • во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;
  • во-вторых, это слово употребляют для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;
  • в-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.

   В 2004-м году рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ представила концепцию «портфолио достижений ученика в средней школе», которая «поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты». «У каждого ученика, писал В.М.Филиппов, - будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов» (Комсомольская правда. 2003. 14 января).

 Часто под термином «портфолио» имеют в виду новую форму оценки личностных достижений  школьников, накопительную систему оценки учебных достижений.

   Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.

   

Цели портфолио

  Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

   Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

   Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

   Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать высокую мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  • формировать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

   Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения.

   Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

   Использовать портфолио в школе возможно в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.

Типы портфолио.

    В настоящее время в теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио.

     «ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

   Преимущества данного варианта: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Ограничения данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

   «ПОРТФОЛИО РАБОТ»  представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

   Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

   Преимущество данного варианта: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения данного варианта: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио    работ» - дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

   «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ»  включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.

    Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения данного варианта: сложность формализации и учета собранной информации.

     На основании предложенных вариантов  портфолио преподавателю предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные выше типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов). Например:

а) портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов»;

б) портфолио, состоящий из двух разделов: «раздел документов» + «раздел отзывов» либо «раздел работ» + раздел отзывов;

в) портфолио «простые» (три варианта, то есть либо в чистом виде «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов»).

Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио.

  1. В формировании портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя, психологи, администрация школы, родители.
  2. Классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы. Классный руководитель ранжирует с учеником представленные документы.
  3. Учащиеся собирают документы, условно разделяя их на три группы:

а) официальные;

б) творческие работы;

в) отзывы, рекомендации.

Учащиеся составляют перечень документов, ранжируют их.

  1. Учителя проводят экспертизу представленных работ по предмету,  пишут  рецензии, отзывы на учебные проекты.
  2. Администрация школы разрабатывает механизм использования портфолио при переходе с 1-й ступени обучения на 2-ю;  со 2-й на

       3-ю; при наборе в профильные классы.

II. Портфолио ученика начальной школы - средство мотивации личностного развития.

Особенности портфолио на трех ступенях обучения

   С моей точки зрения для разных ступеней образования понятие «портфолио» должно меняться. Например, для предпрофильной и профильной подготовки учащихся основное назначение портфолио - это накопление документальных подтверждений того, что ученик может обоснованно претендовать на занятие места в классе с определённым профилем обучения либо на продолжение обучения в определённом высшем учебном заведении.

  Основная функция такого нововведения как портфолио – помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

 Проблема портфолио, действительно, наиболее актуальна в средней и основной школе. Возникает вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме и если да, то в какой форме он может быть представлен?

   Первая ступень обучения – начальная школа (1 – 4 кл).

   Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

    Вторая ступень обучения (5-8 классы).

   Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.

    Третья ступень обучения (9-11 классы).

   Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной активности.

   Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9-11 классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.

   Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.

Портфолио ученика начальной школы.

   Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Очевидно, что развитие невозможно без рефлексии. Не случайно задолго до начала активного внедрения идеи портфолио в школу многие учителя начальных классов стимулировали учеников к созданию творческих работ по итогам экскурсий, праздников, игр-путешествий. В некоторых классах издавались альбомы, папки-раскладушки, книжки-малышки, альбомы, фотогазеты «Мой первый (второй, третий..) класс», «Наша начальная школа», велись дневники, которые служили отражением рефлексии ребенка по поводу значимых для него событий школьной жизни. Именно саморефлексия, по мнению одного из американских авторов (Jones J.E)  является «сердцем всего портфолиопроцесса».

  Что может представлять собой «портфолио» и зачем оно нужно в начальной школе? Не гонимся ли мы за модой? Не перетаскиваем ли мы формально формы образования из старшей школы в начальную?

  Портфолио в начальной школе должно стать средством мотивации личностного развития ребенка.

  Учебный «портфолио» в начальной школе для нас - специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

  Можно выделить три основные цели такой формы работы:

  1. смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и нравственной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках цели этого учебного «портфолио»- показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути - оценочная составляющая « портфолио»;         
  2. создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач, - «инструментальная» составляющая «портфолио»;
  3. создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио».

    Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

   Среди задач ведения портфолио в начальной школе можно обозначить следующие:

 - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

 - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

 - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

 - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

 - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

 - приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

 -  формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к совершенствованию.

«Дневник моего роста» - главная «книга» ученика

в начальной школе.

   Для достижения поставленных целей и задач можно использовать такую форму портфолио как «Дневник моего роста» (или «Портфель моих достижений»), рассчитанный на первые четыре года обучения.

   Этот дневник – папка с файлами, которые постепенно заполняются разнообразными материалами по мере их накопления. Его можно торжественно вручить первоклассникам на линейке 1 сентября. Этот «дневник» заменяет все другие официальные документы ребенка, в которых фиксируются результаты его обучения.

  Впервые у детей возникает потребность в создании такой «книги» уже в первом классе. В папку можно собирать все «школьные открытия», свои впечатления, размышления о себе, о классе, о школе. Кроме этого, сюда же можно поместить результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и его родители могли увидеть то, с чем он пришел в школу. Сами же работы можно также разместить в отдельных файлах. Очень важно, чтобы дневник был в форме накопительной папки. Это позволяет детям неоднократно возвращаться к своим материалам на протяжении всех четырех лет обучения, все время перемещая их из файла в файл в зависимости от поставленных перед ребенком задач.

   В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах. Основная задача в первый школьный год – приучить школьников  собирать свои работы в отдельном месте, классифицировать и систематизировать собранный материал.

   Основные задачи, которые необходимо решить первоклассникам в ходе работы с дневником:

  1. выявить, на какие группы можно разделить все ваши материалы дневника и как эти группы назвать;
  2. восстановить путь (маршрут) движения в учебном материале года через создание «рефлексивной карты», написание рефлексивных сочинений;
  3. определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на  свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету;
  4. систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах;
  5. подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений класса за прошедший год.

В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы (оглавление или содержание), которые со временем могут и меняться.

           Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. Это рубрики: «Мое имя», «Моя семья», «Мое село (город)», «Мои друзья», «Мои увлечения», «Мой портрет», «Моя школа», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы», «Общественная жизнь» и др.

          Большое внимание в начальной школе уделяется развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики роста скорости чтения.

          Внеклассная жизнь младшего школьника насыщенна и разнообразна. Значительную ее часть составляют праздники и процесс подготовки к ним. По окончании праздника ребята должны учиться составлять отзыв о нем, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе.

          Отдельной рубрикой может стать раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков и т.д.

Названия разделов в каждой школе и классе могут быть разными. Пусть их придумывают сами дети.

Например:

  • Я и мой класс

(рассказы о себе, семье, классе, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса);

  • Наш (мой)  путь и открытия в стране знаний

(здесь размещаются детские открытия, «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения);

  • Инструменты и полигон их испытаний.

(в этом разделе папки размещаются, во-первых, все средства и способы действия (инструменты), которые «изобрели» первоклассники в учебном году, во-вторых, проверочные работы, в которых «испытывался данный инструмент, с указанием результатов «испытаний»);

  • Мои достижения в этом учебном году

(в этот раздел попадает материал из других разделов, но только тот, которые решит САМ ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно, различные награды, дипломы, грамоты и т.п.);

  • Взрослые обо мне

(в  этом разделе размещаются разные качественные оценки педагогов (не только школы), родителей  и т.п. о данном ребенке).

          В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутренне содержание которых также может претерпевать изменения.

          На протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе школьники будут постоянно возвращаться к своим материалам, перекладывая их, объединяя и систематизируя в зависимости от текущих задач года.

    Очевидно, индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна представлять собой интегрированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов). Основное предназначение портфолио ученика начальной школы – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

   Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы.

  Хочется надеяться, что при переходе в среднюю школу классные руководители  будут успешно продолжать начатую в младших классах работу над составлением портфолио, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.

Портфолио: «учитель-ученик-родители»

   Портфолио ученика начальной школы становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель-ученик-родители», а работа над его составлением – интересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, рисунки выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка. В первом классе, когда ребенок начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи учителя и родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

   Одна из типичных ошибок при использовании технологии портфолио – формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений, а какие – нет.

   Роль классного руководителя, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. И, что особенно важно, проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию – напротив, всячески поощрять активность школьника.

  Итак, в настоящее время во многих школах начался «портфельный бум» - все взялись за «внедрение» этой формы оценки непосредственно в массовой традиционной школе. Однако не факт, что мы сможем в массовой практике получить от новой формы организации оценивания образовательные и развивающие эффекты. «Портфолио» будет иметь эффект только в том случае, если претерпят изменения и все остальные составляющие образовательного процесса в школе: и содержание (ориентированное на деятельность), и способы организации учебного процесса (переход от классно-урочной системы к другим формам образования), и система контрольно-оценочной деятельности, ориентированная на безотметочную систему оценивания. Начинать «внедрять» и пропагандировать «портфолио» и при этом оставлять без кардинального изменения все составляющие образования в школе приведут, как всегда, к заведомо известному результату – критике этой очередной «инновации» как вредной для российского образования.

   Что касается начальной школы, то такая форма оценивания детей, как «портфолио», должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Портфолио учителя – обобщение и систематизация

педагогических достижений.

   Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».  (Словарь иностранных слов)

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

  Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

  Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

   Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

 Существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».

Практика работы с портфолио педагога.

   Портфолио педагога подтверждает профессиональный уровень и объем выполняемой работы, предъявление личных достижений.

В портфолио учитель собирает различные свидетельства своего профессионального роста. Жесткого стандарта здесь нет.

 Материал (набор) достаточно устойчив:

- педагогическая концепция, награды и сертификаты;

- тренинги и курсы; публикации;

- авторские либо коллективные программы; проекты и исследования; планы уроков, примеры заданий;

-достижения учеников; отзывы и оценка учеников, коллег, администрации.

От папки по аттестации, этот набор отличается тем, что главное место отведено осмыслению своей деятельности(педагогическая концепция или философия) и рефлексивной позиции в целом.

Учитывая приобретенные умения, учитель должен оценить, как «новое знание» реализуется в его преподавании, сказывается на результатах его учеников. Представляя свои проекты, учитель показывает, каким образом они работают на школу и т д.

С неформальной стороны педагога представляют приложения, предъявляются анкеты и интервью, размещаются фото- и видеоматериалы, подтверждающие отдельные разделы портфолио.

Разработанная модель была предложена участникам ПНП  «Образование», но является достаточно универсальным для широкого применения.

Организационная структура портфолио.

В этой модели установка на результат, он обеспечивается свидетельствами в виде работ, их копий, фото, видеозаписей.

Здесь можно выделить аспекты:

1. Учебные достижения учеников в их динамике. Показатель- прирост качества, вне зависимости от способностей, сложности предмета и т д.

2.  Учебные продукты: проекты, исследовательские работы школьников, модели и т д.

3.Продукты профессиональной преподавательской деятельности самого педагога: авторские программы, методический материал, проекты ..

4. Результаты научно-исследовательской деятельности: доклады, проекты, исследования..

Самооценивание в портфолио:

-самоотчет учителя; свидетельства обратной связи с учеником; родителями, коллегами, полученные при проведении анкет, опросников, отзывов, рецензий.

Существенны документы, показывающие планирование личного профессионального развития. Это план на 2-5 лет. Наиболее существенными являются документы доказывающие конкретные достижения.

Разделы портфолио- это три рода материалов.

В личной папке педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, работы учеников и учителя; отзывы и самооценка в виде анкет, письменных рецензий  и экспертиз, собственных аналитических справок, резюме.

 

    Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

 

  Предлагается следующий примерный вариант построения.

«Портфель документов»

Материалы, включенные в данный раздел.

Функции раздела

Ограничения данного раздела

1. Грамоты

Подтверждает и объектирует результаты профессиональной деятельности и профессионального роста педагога.

Дает представление о результатах,

Но не описывает процесса профессионального развития педагога.

2. Сертификаты

3. Свидетельства

4.Аналитическая справка

5. Документы, подтверждающие достижения педагога

«Портфель работ»

Материалы, включенные в данный раздел

Функции раздела

Ограничения данного раздела

1. Тексты проектных работ, исследовательских работ педагога

Дает широкое представление о разнообразных формах профессиональной деятельности педагога.

Не всегда позволяет оценивать уровень профессионального результата.

Требует разработки критериальной базы для оценивания представленных продуктов.

2. Тексты проектных работ, исследовательских работ ученика.

3. Тексты авторских программ, методические разработки.

4. Электронные документы, презентации, видеозаписи мастер классов, открытых уроков

«Портфель отзывов»

Материалы, включенные в данный раздел

Функции раздела

Ограничения данного раздела

1. Тексты заключений

Дает основание для самооценивания, рефлексии, контроля и коррекции собственного планирования профессионального развития, выстраивает траекторию профессиональной карьеры.

Сложно поддается формализации качественному учету.

2. Рецензии, отзывы

3. Материалы анкетирования

4.Резюмэ, эссе, рекомендательные письма.

Планы

План профессионального развития

Служит основой проектирования профессионального развития для контроля и коррекции.

Требует серьезных временных затрат при экспертизе

План профессионального развития ставит основным пунктом описание педагогом того, в каких конкретных формах, предметах,  классах он реализует приобретенные навыки и умения по образцу:

Индивидуальный план профессионального развития.

Фамилия,Имя,Отчество_________________________________________

Стаж работы___________________-

Домашний адрес_______________________________________________

Школа_______________________________________________________

Основная специальность_________________________________

Должность, дополнительная нагрузка(рук. РМО, ШМО и т д)

Цели и задачи профессионального развития сходны со следующими задачами школы:

-внедрение информационных технологий в учебный процесс,

-создание условий для индивидуального обучения.

Профессиональное развитие по специальности.

Виды деятельности

Цели и задачи

Курсы программа

Дата утверждения и подписи куратора

Дата начала и завершения

Освоение диагностики в системе развивающего обучения.

Освоение новых форм работы на уроке.

Курсы научно-методического центра

03.09.2002

25.09.2006-

25.05.2007

Примечание. Подпись куратора свидетельствует о том, что выбранная деятельность соответствует общеобразовательным потребностям школы и направлена на то, чтобы развивать способности преподавателя к улучшению результатов учащихся.

Профессиональное развитие за рамками основной специальности.

Виды деятельности

Цели и задачи

Курсы, программы

Дата начала и завершения

Применение информационных технологий в преподавательской работе

Освоение и применение на уроке технологии работы в программе

Power Point

Курсы по программе

Intepnet

  «Обучение для будущего»

01.02.2007-

10.04.2007

При экспертизе портфолио важен вопрос:

Реализован ли план профессионального развития на данном этапе, превратился ли он в конкретные методы и формы, технологии в педагогической деятельности учителя, в результаты продукты, достижения предъявленные в разделе «Документы» и «Работа»

Если в портфолио предъявлены убедительные доказательства такой реализации, значит можно говорить, что в профессиональном развитии педагог реализовал проектный подход.

Цели и задачи профессионального развития(повышение профессиональной квалификации)и способы их достижения определены в самом плане, а результатом проекта становится очередные исследовательские и творческие работы учителя и его учеников, новые инструменты оценивания и формы преподавания, которые используются на практике, свежие методические разработки, доклады, программы и т д.

    Педагоги должны вести постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется работа по самообразованию по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений. Каждым учителем школы должна вестись научно-методическая папка (портфолио), в которой собирается по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над темой по самообразованию.

  Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.

   Когда мы говорим о педагогических технологиях, часто возникает образ технократического феномена. Само слово «технология» действительно пришло из технического (а скорее, производственного) мира, хотя и произошло от греческого techne — искусство, мастерство, умение. Роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития.

    Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы 
1. Системность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8. Наглядность результатов работы.
9. Технологичность.

 

Предлагаем возможные разделы портфолио.

 

Раздел 1. Общие сведения об учителе 
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
• трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ;
• повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
• копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
• наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
• дипломы различных конкурсов;
• другие документы по усмотрению аттестуемого.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

 

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности 
В этот раздел помещаются:
• материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
• сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• сведения о наличии медалистов;
• сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

 Раздел 3. Научно-методическая деятельность 
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
• обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
• обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
• обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
• использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
• работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром,  вузами и другими учреждениями;
« участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
• участие в методических и предметных неделях;
• организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.;
• проведение научных исследований;
• разработка авторских программ;
• написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
• подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
• другие документы.

 

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету

Раздел содержит документы:
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
• список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
• программы работы кружков и факультативов
• другие документы.

 

Раздел 5. Учебно-материальная база 
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
• список словарей и другой справочной литературы по предмету;
• список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
• аудио- и видеопособия;
• наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
• измерители качества обученности учащихся;
• другие документы по желанию учителя. Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Структура портфолио может быть разнообразной.


Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.

  В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога (положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.). 
В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации; карта творческого роста и др.

В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, программный банк, использование современных технологий, результаты олимпиад, план развития кабинета).

  Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией гимназии, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении на НПК, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на статью, методический бюллетень о проведенных открытых уроках, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.


  Приведем следующий возможный вариант оформления портфолио.

Оформление папки (портфолио) учителя-предметника по самообразованию

  1. Титульный лист: 
  • Ф.И.О.
  • Дата рождения
  • Должность
  • Образование
  • Учебное заведение, которое окончил учитель
  • Год окончания
  • Специальность по диплому
  • Категория
  • Аттестация
  • Педагогический стаж
  • Стаж работы в данном учебном заведении
  • Курсовая переподготовка
  • Общественные нагрузки в школе
  • Учебная нагрузка
  • Расписание уроков, кружков факультативов, курсов по выбору
  • Внеклассная работа
  • Награды и поощрения
  1. Цели и задачи работы школы на учебный год 
  1. Нормативные документы 
  • Единый речевой режим
  • Концепция профильного обучения
  • Методические рекомендации МО РФ
  • Инструктивно-методические письма по предмету
  • Шкала оценки результатов учебной деятельности по предмету
  • Программа наблюдения урока
  • Карта самооценки урока
  • Критерии оценки эффективности урока
  • Положения о конкурсах, выставках и т.п.
  1. Документация по теме самообразования 
  • План работы по теме самообразования
  • Теоретическая часть
  • Выступления по теме самообразования
  • Разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования
  • Список литературы по теме самообразования
  • Выводы и рекомендации по применению (исключению) элементов новых педагогических технологий на своих уроках и в практике других учителей школы, города и т.п.
  1. Учебные программы по предмету 
  • Указать источник, год утверждения Министерством образования РФ
  1. Календарное планирование 
  1. График проведения открытых уроков 
  2. График посещенных уроков 
  3. Мониторинг знаний учащихся 
  • Сводная ведомость
  • Мониторинг на каждый класс
  • Диаграммы
  • Результаты и выводы, рекомендации по изменению и повышению качества обучения

   Структура портфолио может выглядеть и так:

1. Титульный лист: фамилия, имя, отчество учителя, полное название образовательного учреждения, в котором работает учитель, преподаваемый предмет, название ВУЗа, оконченного учителем; стаж работы в данном образовательном учреждении; имеющиеся награды; квалификационная категория; указание классов, в которых работает учитель; классное руководство; указание периода за который представлены документы и материалы; личная подпись учителя. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера .

Раздел I . "Официальные документы"

1. В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы но получение) и т.д.

2. Перечень документов заверяется подписью директора школы и печатью школы.

Название документа

Содержание

Кем выдан

Когда выдан

 

 

 

 

 

Раздел 2. Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке…

1

Название методического объединения или кафедры, в котором работает учитель.

Тема, над которой работает структура

Тема, над которой работает учитель в рамках этой структуры

Сроки работы

 

 

 

 

 

2

Название творческой группы, в которой работает (работал) учитель.

Тема, над которой работает группа

Тема, над которой работает учитель в рамках группы

Сроки работы

3

Систематичность повышения квалификации

Название курсов повышения квалификации

Количество часов аудиторных занятий

Сроки

Вид полученного документа

 

 

 

 

 

4

Профессиональная переподготовка или получение дополнительного образования

Название курсов профессиональной переподготовка или получения дополнительного образования

Количество часов аудиторных занятий

Сроки

Вид полученного документа

Раздел 3. Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

1

Наличие собственной системы методических разработок

Название работы

Тема

Объем в пл.

Время написания

 

 

 

 

 

2.

Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей

Название работы

Тема

Объем в пл.

Время написания

Орган издания

 

 

 

 

 

 

3

Участие в проведении мастер - классов, круглых столов, конференций, стажировок

Форма представления опыта

Тема

Уровень (школьный, муниципальный, региональный..)

Сроки

Наличие отзыва

 

 

 

 

 

 

4

Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов

Вид творческой работы

Тема (направление, идея…)

Наличие отзыва

 

 

 

 

5

Участие в инновационной деятельности

Форма участия

Содержание работы

Результативность работы

  Раздел 4. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Название конкурса

Сроки

Результат

1

Участие в профессиональных конкурсах в образовательном учреждении

 

 

 

 

2

Участие в муниципальных профессиональных конкурсах

 

 

 

 

3

Участие в региональных профессиональных конкурсах

 

 

 

 

4

Участие во всероссийских профессиональных конкурсах

 

 

 

 

5

Участие в международных конференциях, конкурсах, проектах

 

 

 

  Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Название используемой технологии

Классы (группы) в которых используется технология

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

 

 

 

 

 

 

Раздел 6 . Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние три года

6.1 Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

Направления педагогического анализа

1.

Анализ результативности образовательного процесса в аспекте показа динамики учебных достижений обучающихся за последние три года ( Соответствие знаний, умений учащихся государственному образовательному стандарту, Качество обученности (количество детей, обучающихся по предмету на «4» и «5»). Соответствие полученного результата возможностям учащихся)

2.

Педагогический анализ участия детей в олимпиадах и конкурсах

3.

Анализ участия детей в научно-практических конференциях муниципального, регионального, оссийского уровней

6.2 Результат внеурочной деятельности по преподаваемым предметам

Направления описания

1

Описание системы внеурочной деятельности по предмету (показ ее компонентов, содержания, используемых технологий)

2

Описание результативности системы внеурочной деятельности по предмету в аспектах личных достижений учителя, личных достижений учащихся.

6.3 Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя

Направление педагогического анализа

1.

Описание системы воспитательной работы в классе, ее влияния на развитие воспитательного пространства школы.

2.

Анализ результативности деятельности классного руководителя в аспектах:
динамика уровня воспитанности,
коммуникативной компетентности учащихся;
участия детского коллектива в реализации социально – значимых инициатив.

3.

Показ конструктивного сотрудничества: педагогического, родительского и ученического сообщества

 Раздел 7. Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и ее результатах.

В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней об учителе, отзывы коллег, родителей, выпускников, данные внутришкольного мониторинга качества образования, реализуемого учителем.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки учителя, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого педагога, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Литература.

  1. Воронцов А.Б. и др. Новая «философия» оценки в начальной школе.//

Первое сентября. Начальная школа. 2007. №2.

  1. Ильина И.В., Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников. //Завуч. 2006 г. №8.
  2. Уханова О. Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.// Первое сентября. Начальная школа. 2007. №2.
  3. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 2002.
  4. Мультимедийный ДИСК «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников. 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как одна из форм оценивания учащихся

Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя...

Портфолио как одна из форм оценивания достижений младшего школьника

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности и является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей млад...

«Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся»

В статье раскрывается  опыт работы с брошюрой организатором А.В.Иванова «Мой Портфолио».Материал будет полезен учителям начальной школы для организации работы с индивидуальным Портфолио учащегося...

Обобщение опыта работы по теме: «Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении».

Актуальность метода проектов  обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способ...

Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

Презентация к докладу: "Портфолио ученика как одна из форм оценивания результатов образования в условиях реализации ФГОС НОО".

Презентация к докладу для педагогического совета, на тему: "Портфолио ученика как одна из форм оценивания результатов образования в условиях реализации ФГОС НОО"....

"Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"

Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников...