Описание инновационного опыта учительницы начальных классов Салчак Ш.Б.
опыты и эксперименты на тему

Салчак Шончалай Борисовна

В данной работе описвается инновационный опыт на тему "Проект как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное казённое учреждение «Управление образования»

администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хемчикская средняя общеобразовательная школа села Хемчик

муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Тема: Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

(описание инновационного педагогического опыта)

Выполнила: Салчак Ш.Б.

учительница начальных классов

МБОУ Хемчикская СОШ

2015г.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Актуальность инновационного опыта заключается в том, что коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделить пристальное внимание. Коммуникативная компетентность обучающихся влияет на учебную успешность. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

Актуальность обусловила  выбор темы  инновационной работы: «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников».

Цель данного опыта: Образовательный процесс, в школе, должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера.

 Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую  коммуникативную направленность.

Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги пришли к выводу, что использование проектно- исследовательской деятельности в педагогическом процессе решает следующие практические проблемы:

  • низкий уровень коммуникативных умений обучающихся;
  • низкий уровень самостоятельности обучающихся;
  • разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и применять эти умения на практике;
  • неумение обучающихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации – в ситуацию жизненную.

Необходимость решения стоящей перед нами проблемы потребовала анализа психолого-педагогической литературы. Проблемой  формирования проектно-исследовательских умений младших школьников в процессе учебно-познавательной деятельности  занимаются известные педагоги, психологи, дидакты – Божович Л. И., Бычков А.В., Гальперин П. Я., Гузеев В.В., Разагатова Н.А., Репкина В. В., Симоненко В.Д., Хуторской А.В., Чечель И.Д., Ястребцова Е.Н. и др.

Технология развития коммуникативных компетенций учащихся средствами проектной деятельности разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б, Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

      Изучение научной литературы позволило мне понять сущность исследовательской работы детей, умений и навыков, необходимых для ее выполнения.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно- смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, о поведенческой стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях.

Ценностно – смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. В младшем школьном возрасте следует формировать нравтсвенные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Коммуникативная компетентность младшего школьника базируется на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к другим людям, справедливости, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением реагировать на изменение состояния партнера. Обозначенные составляющие эмоционального компонента вырабатываются у младшего школьника.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты «вплетаются» в них, сопровождают это развитие. Современной школе требуются такие методы обучения, которые обеспечивали бы активную, самостоятельную позицию обучающихся в учении, развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений и навыков, развитого творческого мышления. Этим требованиям отвечает технология практической направленности – метод проектов. Метод проектов как средство реализации практико-ориентированного подхода в педагогике возник еще в 20-е годы ХХ века в США, когда представителями гуманистического направления в образовании (Д. Дьюи, Э. Торндайк, У. Килпатрик и др.) велись активные поиски такой модели учебно-познавательской деятельности, которая способствовала бы самоопределению, самореализации и самоутверждению ребенка.  Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов (в период выполнения проектов), творческих в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта).

Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска.

Характерные признаки этого метода следующие:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;

3) основной целью деятельности учителя - оперативное управление процессом решения проблемных задач;

4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью

Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических работ.

Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации учителя.

Проблемный метод – предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий. го применяют преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями 

Данный метод  помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса,  поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно. 

1)    Появление проблемной ситуации;
2)    Выявление и четкое определение сущности проблемы;
3)    Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их  обоснование;
4)    Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения;
5)    Проверка, насколько,  верно решение проблемы.
       Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку  вопрос   должен быть как настолько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ. 
       Репродуктивный метод - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритму. Его используют для формирования умений и навыков школьников. Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большего по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий.  Однако он не позволяет в достаточной степени развивать гибкость мышления, навыки поисковой деятельности. 

Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, важна и необходима, наиболее востребована в современной школе, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Участвуя в проектно- исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, самостоятельность, самоконтроль. Овладение исследовательскими умениями и навыками помогает школьникам  чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает адаптивные возможности.

Уверена в том, что проектно-исследовательская деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников должна протекать в творческом взаимодействии учителя и ученика, поэтому определила для себя наиболее результативные, на мой взгляд, образовательные технологии, а именно:  

  • гуманно-личностную  технологию Ш. Амонашвили;
  • технологию проблемного диалога;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Авторская гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили обладает, на мой взгляд, значительными возможностями по формированию у детей положительной мотивации к проектно-исследовательской деятельности. Особый, товарищеский  настрой на урок необходим, в моем случае, для того, чтобы мои воспитанники не боялись давать неправильные ответы, не боялись того, что открытие нового знания – это тяжелый, но интересный труд, а с трудностями всегда проще справляться  всем вместе. Для этого использую  психологические приемы эмоционального настроя.

Характер тесного взаимодействия, сотрудничество, комфортная среда является необходимостью для развития творческой деятельности, создания благоприятных условий.

Поэтому данную технологию считаю оптимальной, потому что она позволяет учащимся вовремя снять умственное и физическое напряжение, повысить уровень стрессоустойчивости, избежать переутомления и повысить собственную уверенность в резервах своего организма, сформировать позитивный настрой и умение провести  свою работу.

Мой опыт организации проектно-исследователькой работы младших школьников подтверждает эффективность технологии проблемного диалога, в ходе которого формируется  успешная мотивация учащихся на процесс познания и воспитания, повышается их внутренняя активность, обеспечивается  переход учащегося из состояния пассивного слушателя в активного участника образовательной и воспитательной деятельности. Считаю оправданным строить проблемный диалог на этапе актуализации знаний.

Технология проблемного диалога – современная технология изучения нового материала. На уроке и классном часе дети участвуют в формулировке темы и целей,  вырабатывают вместе с учителем алгоритмы выполнения заданий,  учатся оценивать и корректировать свою деятельность, получают первые азы исследовательской деятельности. Считаю данную технологию успешной в применении, так как она способствует формированию у моих воспитанников организационно-учебных, информационно-учебных и интеллектуальных умений.

Игровые технологии органично сочетаются с вышеизложенными технологиями.  Примеряя на себя роль учителя,  путешественника, исследователя, филолога,  мои воспитанники раскрепощаются и чувствуют себя комфортно как в исследовательской, так и практической деятельности.

         Также при подготовке к занятию и на самом занятии использую информационно-коммуникативные технологии. Применение проектора, компьютерных технологий, мультимедиаресурсов способствуют  реализации одной из важных целей образования – формирование информационно-коммуникативной компетентности воспитанников. Учащиеся учатся работать в современном информационном пространстве.

В процессе проектно – исследовательской работы у  учащихся младшего школьного возраста формируются следующие умения:

  • Умение организовать свою работу (организационные);
  • Умение работать с рекомендованной литературой;
  • Умение самостоятельно сопоставлять понятия и явления;
  • Умение делать собственные выводы, определяя верность или ложность того или иного понятия;
  • Умение четко излагать свои мысли по данной проблеме.

Таким образом, моя деятельность была направлена на формирование этих конкретных умений в процессе выполнения проектно-исследовательской работы.

При организации проектно - исследовательской деятельности коммуникативные компетенции развиваю через коммуникативные действия:

- действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации);

- действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Для успешной реализации данного опыта необходимо:

- создание благоприятной эмоционально- психологической атмосферы сотрудничества учителя и ученика;

- обеспечение обучающихся информационно- коммуникационными средствами;

-  интеграция в рамках межпредметной связи;

- использование мотивационных методов, которые позволят учащимся проявлять самостоятельность и творческую активность.

В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение применять свои знания в жизни.

Система целенаправленной работы по подготовке учащихся младшего школьного возраста к проектной деятельности как средства развития коммуникативных компетенций

Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектного метода учителями начальной школы, как на различных уроках, так и во внеурочное время, поскольку универсальность этого метода позволяет совместить его с существующими системами обучения и программами в начальном звене.

Однако внедрение учителем начальных классов проектного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к проектной деятельности.

Готовность учащихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений.

В 1 классе ведётся подготовка. В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют формирование коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных проектов как наиболее распространённых. К таким умениям, по моему мнению, относятся:

  • умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);
  • умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией, (выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе);
  • умение адресовать свое высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его объяснять и доказывать);
  • умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения необходимо формировать у младших школьников с первых дней их обучения, когда дети совместно с учителем в специально смоделированных учебных ситуациях «открывают» и доступно формулируют «Правила учебного общения».

Освоение учащимися правил общения на уроках возможно при систематической организации различных видов взаимодействия в процессе обучения: работы в парах («ученик — ученик», «ученик — учитель»); в малых и средних группах от трех до шести человек («ученик — группа учеников», «учитель — группа учащихся»). Совместное решение учебных задач особенно проблемного характера, с недостающими данными, является необходимой подготовкой к дальнейшей проектной деятельности.

Возможно ли проведение урока — проекта уже в 1 классе? Отвечу, да. Большое поле деятельности возможно на уроках технологии и изобразительного искусства (Синтез искусств)

Следует отметить, что коммуникативные умения, навыки учебного взаимодействия формируются у учащихся начальной школы далеко не сразу и требуют длительного закрепления.

Выполнение любого учебного и внеучебного проекта младшими школьниками крайне затруднительно и неэффективно без минимальной сформированности у детей специальных проектных умений. В качестве первоочередных из таких умений, базовых и необходимых на этапе введения в проектную деятельность, выделяю следующие:

  • умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);
  • умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);
  • умение составлять план своей работы и следовать ему;
  • умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т. ч. адресовать информационный запрос к учителю и другим взрослым).

Такие умения формируются в результате систематически проводимых тренингов.

Например: Задание «Посмотрите на мир чужими глазами»

Учитель: Представьте, что вы гуляете с друзьями во дворе. Как вы отнесетесь к появлению первого снега? Затем представьте, что вы — водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, либо ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

(Развивая предложенные сюжеты, можно формировать у детей разные точки зрения на одни и те же явления)

Задание «Вариативная сказка»

Дети разбиваются на группы, каждой группе раздают карточки, на которых напечатаны темы сказок. Ребята должны придумать концовку сказки и написать ее на большом листе бумаги. Вариантов концовок сказки может быть много, учителю необходимо контролировать развитие сюжета.

Учитель: Однажды утром Омак проспал школу. Он посмотрел на будильник и увидел, что... Ты хочешь, чтобы начались чудеса? (Дети отвечают. Если ответ «да», то продолжение может быть, например, таким: Будильник ему подмигнул. «Что же делать?" — подумал Петя. Если ответ «нет» то можно предложить следующее продолжение: Петя протер глаза... В комнату зашла бабушка...)

Отмечу, что формирование названных проектных умений будет успешным при постепенном повышении уровня детской самостоятельности. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все названные проектные умения, изначально сформированные на минимально необходимом уровне, в дальнейшем совершенствуются и качественно усложняются уже в процессе проектной деятельности.

В 1 классе провожу самостоятельные занятия с включением заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). На этих уроках ребята получают представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причине и следствии.

С первых занятий знакомлю детей с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. С 1-го класса практикую проектно-исследовательские задания: игра — исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение. Работа проходит под руководством учителя. Тема предлагается пока общая. Объём работы небольшой.

Во 2 классе для организации проектно-исследовательской деятельности применяю те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект... Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Со 2 класса с детьми организую тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы.

Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная со 2 класса. Термин «задача» трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И. Ожегова). Под «проектной задачей» понимается задача, в которой через предложенные задания стимулируются детские действия для получения нового в практике ребенка результата.

Цель данного этапа работы: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности.

В 3 классе исследовательские задания усложняются. Также дети знакомятся с этапами работы над проектом.

К 4-му классу учащиеся должны научиться:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;
  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников;
  • установление причинно-следственной связи изменений;
  • сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации;
  • обобщать наблюдения, формулировать выводы;
  • систематизировать информацию, уметь публично представить.

По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе исследования необходимо давать определённую свободу в работе, т. к. только собственные интересы, предпочтения и цели, реализуемые в ходе исследования, будут двигать ученика к творческой, авторской позиции, развивать их коммуникативные навыки.

В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для развития коммуникативных способностей учащихся. Планируя каждый урок, выделяю три составляющих:

коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;

развитие коммуникативных способностей учащихся, т. е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;

индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т. е. обучение общительности в процессе обучения.

В связи с этим, уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми эффективными считаю работу в парах, группах, бригадах. В процессе такой организации деятельности присутствует поиск идей и обмен мнениями. Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Я использую приемы группового чтения. Группового диктанта. Для развития умения действовать вместе, слаженно, использую инсценировки, решение и составление кроссвордов, шифровки и т. д.

Особую роль в формировании коммуникативных навыков отвожу индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе использую план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребенка способствует снятию напряжения, волнения и способствует в дальнейшем формированию монологического ответа у доски.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В. С. Безруковой, в своей практике использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся.

Основой любого урока являются вопросы и ответы на них. Умение задавать вопросы и конструировать ответы относится к числу важнейших общепедагогических умений, с помощью которых осваивается окружающий мир.

Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаю следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.

Конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Вопросы-ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.

Наводящий вопрос. Это вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Вопрос- внушение. Направляет ученика в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.

Контрвопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных способностей учащихся. В них бьется живая мысль, рождаются чувства и отношения.

Они формируют в учениках качества самообразования, саморазвития, самоуправления, самообучения.

Важным средством в развитии коммуникативных навыков является диалог. Моисеев А.М. писал: “Диалог ценен тем, что он - спутник и признак свободы. Это полифония точек зрения. Это путь отвыкания от единомыслия”.

В своей работе я выделяю следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных навыков у младшего школьника:

Мотивационный. Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомленности в обсуждаемой проблеме.

Рефлексивный диалог. Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.

Автономный диалог. Размышление “про себя”.

Конфликтный диалог. Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.

Критический диалог. Это критическое осмысление негативных поступков героев.

Самореализующийся диалог. Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.

Формируя диалоговую форму общения, придерживаюсь трех этапов ее развития.

1. Сюжетно-познавательный. Характерная особенность этого этапа - выступление школьников в заданной или выбранной ими самими роли.

2. Чувственно-аналитический этап. Установка на этом этапе такова: познай предмет и другого человека как носителя определенных ценностей.

3. Личностно-рефлексивный этап. Участники на этом этапе обретают опыт анализа, учатся вести диалог и обосновывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с другими.

На практике использую следующие типы проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде рисунков, газет, компьютерного дизайна;
  2. игровые (с элементами ролевых игр, когда дети входят в образ персонажей и решают поставленные проблемы);
  3. социально-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, летописей);
  4. творческие (оформление результатов в виде фрагмента урока, внеклассного мероприятия, праздника и т.д.).

Формы представления результатов проектов: книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, журналы, макеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков, сценарии праздников, коллекции, эмблемы, гербарии, поделки, публикации в школьной газете.

Психологическая целесообразность инновационной педагогической деятельности

Для исследования влияния проектной деятельности на развитие коммуникативной компетентности младших школьников совместно с психологом школы была проведена диагностика. Использовался опросник, позволяющий выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности, включающей в себя навыки позитивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, навыки самооценки и понимания других. В эксперименте участвовали учащиеся 4-го класса МБОУ Хемчикская СОШ в количестве 20 человек, в котором проектная деятельность систематически осуществляется с 1-го класса. И учащиеся 5-го класса, в котором данный вид деятельности используется эпизодически. В таблице 1 представлены результаты проведенного исследования.

Таблица 1

Коммуникативные навыки

Уровень сформированности навыков

4 класс

5 класс

Навыки позитивного отношения к собственной личности

55%

40%

Навыки позитивного общения

50%

40%

Навыки самооценки и понимания других

60%

30%

Из данных таблицы следует, что в 4-ом классе количество обучающихся с высоким уровнем исследуемых навыков значительно больше, чем в 5-ом классе.

В целом диагностика показала, что уровень сформированности коммуникативной компетентности на момент исследования выше у учащихся 4-го класса. Таким образом можно сделать вывод: организация проектной деятельности в начальной школе оказывает положительное влияние на:

- навыки позитивного отношения к собственной личности;

           - навыки позитивного общения;

           - навыки самооценки и понимания других.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения большинство обучающихся обращаются к учебникам, другой учебно- методической, дополнительной и специальной литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающихся в области проблем коммуникации.

У каждого ребенка есть интересы и способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно младшие школьники отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной исследовательской деятельности. Значит, одна из задач учителя  использовать этот сензитивный период - сформировать устойчивую положительную мотивацию к проектной деятельности как средства развития коммуникативных компетенций обучающегося.

Социальная направленность инновационной педагогической деятельности.

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

Данный опыт реализуется учителями начальной школы. Мы работаем по учебно-методическому комплекту «Школа России». Материалы учебников создают благоприятные условия для  организации проектно – исследовательской направленной деятельности. Поэтому система нашей работы по формированию проектно-исследовательских умений успешно реализуется на материале комплекта учебников образовательной системы  «Школа России».

Кроме этого при проведении предметных недель и декад мы обязательно включаем конкурсы творческих групповых проектов, которые способствуют развитию коммуникативных компетенций обучающихся начальной школы.

Результативность инновационного педагогического опыта

Одним из направлений работы учителя является проведение анализа результатов эффективности использования метода проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности, как средства развития коммуникативных компетенций обучающихся.

Для этого проводятся модифицированные диагностические методики «Что нам интересно?», «Мотив исследовательской работы» Л. М. Фридмана, Т. А. Пушкиной и И. Я. Каплунович.

Стартовая диагностика в 1-ом классе показала, что дети охотно выполняют задания воспроизводящего характера, но не имеют внутренней мотивации к выполнению заданий творческого  и исследовательского характера. Анализ результатов диагностики позволил констатировать: у учащихся недостаточно сформированы необходимые для этой работы умения. Детям сложно индивидуально или совместно ставить новую задачу, увидеть проблему, отобрать пути ее решения, работать с информацией,  них не сформированы умения соотносить результат своей деятельности с образом, им сложно оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, они не могут скоординировать разные точки зрения для достижения общего результата

Повторная диагностика уровня сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников уже  к концу 1-го класса, показала, что у учащихся, вовлеченных в занятия исследовательской деятельностью, он значительно повысился, по сравнению с тем периодом, когда еще у детей не была сформирована проектно-исследовательской деятельность.

Выполнение заданий диагностики требует от детей развития коммуникативных компетенций. Что говорит о положительных результатах в формировании коммуникативных навыков обучающихся.

Данная диагностика проводится каждый год в начале и конце учебного года, что позволяет отслеживать динамику развития положительных результатов использования данного опыта.

Диаграмма 1. Результаты диагностики в 1-ом классе

Диаграмма 2. Результаты диагностики во 2-ом классе

        

Диаграмма 3. Результаты диагностики в 3-ем классе

                 Диаграмма 4. Результаты за последние три года

       Из данных диаграмм видно что использование метода проектов как средства развития коммуникативных компетенций обучающихся начальных классов имеет положительный результат.

      Наряду можно отметить, что повысилась обученность и качество знаний школьников.        

К тому обучающиеся стали участниками и победителями различных конкурсов, конференций.

Таблица 2

Конкурсы

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2013-2014

Школьные

Конкурс групповых проектов по математике

1 место

Общешкольное мероприятие «Шагаа – ыдыктыг байырлалывыс»

1 место

Конкурс групповых проектов на неделе русского языка

2 место

Конкурс проектов на тему «Достопримечательности моей малой Родины»

1 место

Конкурс чтецов на тему «Великий и могучий русский язык» (хоровое чтение)

1 место

Муниципальные

Конкурс чтецов  

Развивающая олимпиада (литературному чтение)

1 место

Развивающая олимпиада

(русский язык)

1 место

I НПК учащихся начальных классов

2 место, участие

II НПК учащихся начальных классов

1 место

Конкурс чтецов, посвященный международному Дню учителя и Году учителя

1 место,

 2 место

Конкурс чтецов «Великий и могучий русский язык»

1 место, 3 место

Региональные

Конкурс групповых проектов

1 место

Конкурс в рамках 2-го фестиваля «День снежного барса»

участие

Республиканций конкурс чтецов «Учитель! Мы вашего сердца частица»

1 место

Всероссийские

Проект «Птицы, занесенные в Красную книгу Тувы

Публикация в социальной сети nsportal.ru

Проект «Юрта-мир геометрических фигур»

Публикация в социальной сети nsportal.ru

Исследовательская работа «Откуда пришли комнатные растения»

Публикация в социальной сети nsportal.ru

Международные

2 Молодежный конкурс ЭССЕ по знанию стран Северо-Восточной Азии

Участие, ценный приз

Конкурс в рамках 2-го фестиваля «День снежного барса» (Легенда, рассказанная бабушкой»

1 место

Репрезентативность внедрения инновационной педагогической деятельности зависит и от показателей педагога:

1

1-ое место в  муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2010»

Диплом

2010г

2

Победитель в номинации «Учитель – исследователь» в  муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2010»

диплом

2010г

3

За подготовку победителя и призера кожуунного конкурса, посвященного международному Дню учителя и году Учителя

грамота

2010г

4

Сертификат об участии в работе кожуунной конференции «Опыт и перспективы ФГОС» с докладом «Проект- как универсальное логическое действие»

сертификат

2012г.

5

За подготовку призера 1-ой НПК учащихся начальной школы

грамота

2013г

6

За подготовку победителя 2-ой НПК учащихся начальной школы

грамота

2014г

7

Номинация «За высокое педагогическое мастерство» в  муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2014»

грамота

2014г

8

2-ое место в  муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2014»

диплом

2014г.

9

За достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения

Почетная грамота УОК

2015г

10

За высокие показатели в педагогической деятельности

Почетная грамота от председателя администрации Бай-Тайгинского кожууна

2015г

Таким образом, развитие коммуникативных навыков в проектной деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формирования исследовательских умений опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, конференциях. Реализация инновационного опыта осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами, коллегами, родителями.

Данный инновационный опыт распространяется на уровне образовательных учреждений нашего кожууна и Республики Тыва, а также материалы размещены в социальной сети работников образования  http/nsportal.ru

В будущем планирую продолжать работу по внедрению проектной деятельности как средства развития коммуникативных компетенций младших школьников используя наработанный опыт.

Директор МБОУ Хемчикская СОШ:                          А.А. Кунзук

Учитель начальных классов:                                      Ш.Б. Салчак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

Предоставление собственного инновационного опыта учителя начальных классов МОБУ "Баевская НОШ" Шаляевой Светланы Николаевны

   Проблема над которой я работаю:  «Изучение и применение инновационных технологий как один из способов повышения эффективности образовательного процесса»...

Публикация передового инновационного опыта учителя начальных классов Пронькиной В. Н.. МОУ "СОШ № 9"

Публичное представление собственного инновационного опыта работы...

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...

Публичное описание педагогического опыта учителя начальных классов Ермаковой Г.В.

Публичное описание педагогического опыта учителя начальных классов Ермаковой Г.В....