Программа внеурочной деятельности (кружок):" В гармонии с природой", 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Карачун Надежда Юрьевна

программа кружка,3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_garmonii_s_prirodoy_3_kl.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Новогромово

«СОГЛАСОВАНО»                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО                                                                                  Директор

МКОУ СОШ с.Новогромово                                   МКОУ СОШ с.Новогромово

_________/____________/                                         ____________/М.Г.Липин/

                               Ф.И.О.

Протокол №1 от 30.08.2013 г.                                Приказ  от _________№ ____

Рабочая программа педагога

Карачун Надежды Юрьевны

Ф.И.О. , категория

по внеурочной деятельности

«В гармонии с природой», 3 класс

                                                     Предмет, класс

                                                                               Рассмотрено на заседании    

                                                                               педагогического совета

                                                                               протокол от _________ №_____

с. Новогромово

2013-2014 учебный год


Содержание

1. Целевой раздел……………………………………………………………………....3

1.1.Пояснительная записка…………………….……………………………………....3

1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы.5

2. Содержательный раздел………………………………………………….................6

2.1. Содержание……………………………………………………………...................6

2.2. Календарно- тематическое планирование………………………….....................7

2.3. Темы проектов……………………….…………………………………………...11

2.4. Список литературы………………………………………………………………12


1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «В гармонии с природой» предназначена для начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Ведение внеурочной деятельности основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность курса внеурочной деятельности заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

Цель:формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

Формирование экологически ценностных ориентаций  в деятельности детей.

Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.

Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

Развитие: альтернативного мышления, выборов способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

Развитие потребностей в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

УУД направлена на достижение следующих целей:

Предметные:

  • освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений;
  • научить детей смотреть на природу глазами эколога, понимать суть окружающих нас явлений;
  • научить детей соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования;
  • активировать созидательную деятельность по изучению и охране окружающей среды
  • формировать систему знаний об экологических проблемах;
  • учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
  • обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения

Личностные:

  • формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни

Метапредметные:

  • развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
  • развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:

  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с литературой;
  • ведение здорового образа жизни.
  • создание проектов по защите окружающего мира, гармонии с окружающим миром
  • проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальнее особенности человека

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание

Введение. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Солнце - источник тепла и света на Земле.

Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе.

Как сделать воздух в городе чище.

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Иркутской области.

 Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края.

Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.

Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы.

Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Домашние птицы. Кормление и уход за ними.

Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними.

Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

Зависимость человека от природы.

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.

Культурные растения.

Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли.

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках. Охранять природу - значит охранять здоровье.

Обобщение знаний.


2.2. Календарно- тематическое планирование:

Темы занятий

Содержание занятий

Количество часов

Из них теория

Из них практика

Дата

По плану/

По факту

1

Введение

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.

Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе.

1

1

2

Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу

Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».

1

0.5

0.5

3

Наблюдения в природе, описание живых объектов.

Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе.

Условия, в которых мы живем

1

1

4

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.

Презентация. Фильмы

1

0.5

0.5

5

Особенности весны, лета, осени, зимы.

Просмотр учебного фильма

1

0.5

0.5

6

Неблагоприятные и необычные явления природы.

Цунами. Наводнения. Землетрясения. Торнадо. Заморозки

1

0.5

0.5

7

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края

Групповая проектная деятельность

1

1

8

Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.

Круглый стол

1

1

9

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?»

Кто и как живет рядом с нами

Мир растений и человек

1

0.5

0.5

10

Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений.

Экскурсия в лес

1

1

11

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем.

Круглый стол

1

1

12

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Иркутской области.

Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края

1

0.5

0.5

13

Грибы - удивительное царство.

Грибная викторина

1

1

14

Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

Игра: «Что растет в родном краю».

1

1

15

Многообразие животных родного края

Опытно-исследовательская работа: маскировка животных.

1

1

16

Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.

Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы».

Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее.

1

1

17

Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.

Презентация

1

1

18

Древние ящеры и современные ящерицы.

Учебный фильм

1

1

19

Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края.

Прогулка – наблюдение в лес

1

1

20

Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке.

Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек.

1

1

21

Домашние птицы. Кормление и уход за ними.

Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц».

1

0.5

0.5

22

Млекопитающие родного края.

Доклады детей

1

1

23

Домашние животные. Кормление и уход за ними.

Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т.д.)

1

1

24

Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

Презентация

«Человек и природа»

1

1

25

Зависимость человека от природы.

Просмотр учебного фильма.

1

0.5

0.5

26

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения.

Опытно - исследовательская работа: рассматривание листа алоэ через лупу.

1

1

27

Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли.

Охотники. Охота в древности и современная. Традиции, принятые на охоте. Рыбалка. Как ловили рыбу люди в древности, и как ловят современные. Традиции на рыбалке

1

0.5

0.5

28

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления.

Природа: зачем она нужна. Если бы не было зеленых растений. Загрязнения окружающей среды. Гармоничное отношение к природе

1

0.5

0.5

29

Отрицательное воздействие человека на природу.

Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.

1

1

30

Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе.

Творческая деятельность: рисунки «Я - человек – часть природы»

1

1

31

Почему надо соблюдать правила поведения в природе.

Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы».

Составление загадок о правилах поведения в природе.

1

0.5

0.5

32

Что охраняют в заповедниках и заказниках.

Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края

1

1

33

Охранять природу - значит охранять здоровье.

Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища.

Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу»

1

1

34

Обобщение знаний.

Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Иркутской области. Прогулка-путешествие.

1

0.5

0.5


2.3. Темы проектов:

1

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края

2

Маскировка животных

3

Поведение рыб в воде

4

Поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц.

5

Как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т.д.)

6

Нормы и правила поведения в природе: «Азбука поведения в природе»

7

Составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков

8

Чем помогает кожа?


Литература:

  1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд.  Детство-пресс, 2004.
  3. Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
  4. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
  5. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
  6. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
  7. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
  8. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
  9. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
  10. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
  11. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
  12. Шорыгина Т. А.  Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
  13. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
  14. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
  15. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
  16. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.
  17. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.
  18.  Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

Литература для учащихся (в нашей школьной библиотеке):

1. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе.- М.: «Детская литература», 1985.

2. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: «Просвещенье», 1991.

3. Новиков Ю.В. Природа и человек. М.-«Просвещенье», 1991.

4. Новицкая Г. Еще грибами пахнет лес.- Ленинград.: «Детская литература», 1985.

5.Пришвин М.М. Кладовая солнца: рассказы и сказка- быль. АСТ, 2002.

6. Сетон- Томпсон Е. Рассказы о животных.- М.: «Детская литература», 1984.

7. Чаплина В. Питомцы зоопарка: рассказы.- М.: «Детская литература», 1988.

Интернет- ресурсы:

  1. http://content.mail.ru/arch/13591/4316359.html
  2. http://www.mindmachine.ru/viewtopic.php?p=10482
  3. http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_59.html
  4. http://www.nearyou.ru/vasilev/0vasilev.html
  5. www.zaeco.ru
  6. http://elena-tchuvilkina.ya.ru/#y5__id51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)

Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс

Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа  составлена    в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружок "Школа безопасности" в 1 классе

Рабочая программа с подробным календарно-тематическим поланированием....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных уч...

Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Речевой этикет,, 1-4 класс

Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Речевой этикет,, 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Ритмика" для 1\3 классов. Спортивно-оздоровительное направление

Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовн...