ФГОС в начальном образовании
статья на тему

Юдина Татьяна Вениаминовна

Статья для выступления на семинаре директоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_v_nachalnom_obrazovanii.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты  начального общего образования  уже легли в основу образовательного процесса в каждой российской школе. Но их введению предшествовала большая работа  не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов – учебно-методические комплексы, руководителей органов образования, но и кропотливая  работа в школах.

Не стала исключением и наше образовательное учреждение.

Внедрение ФГОС НОО осуществлялось  через:

- создание  рабочей группы по введению ФГОС НОО;

- создание нормативно-правовой  базы, регламентирующей внедрение ФГОС;

-приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения;

- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения,

-совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в начальном звене;

-определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС  НОО;

- разработку  основной образовательной  программы  школы, на основе концептуальных положений УМК «Школа России»

- проведение  систематического  анализа  результатов работы по внедрению ФГОС НОО;

- оказание методической помощи учителям через работу МО, методического совета, работу педсовета;

-курсы повышения квалификации.

       

Составлен план мероприятий (дорожная карта) по ведению ФГОС НОО, регламентирующий создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 Подробно на каждом этапе работы не останавливаюсь, а предлагаю вам посмотреть документы школы.

 Ежегодно с родителями проводится  информационная работа  по вопросам организации обучения детей,  знакомство с  основной образовательной программой   начального общего образования, которая размещена на сайте учреждения, УМК .

С родителями учащихся заключён  договор  новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

 

 Основным инструментарием реализации требований стандарта к результатам освоения  основной образовательной программы - оценка достижения планируемых результатов: предметные, личностные, метапредметные результаты.

В течение всего учебного года, учителя, работающие по ФГОС, отслеживают достижения  планируемых результатов освоения основной образовательной программы.  С  первых дней  педагогами ведется образовательный мониторинг. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

  1. Изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в школе.

    В сентябре в первых классах  проводится  мониторинг  готовности первоклассников  к школьному обучению. Его целью являлась оценка адаптационного  потенциала первоклассников в начальный период обучения.

  1.  Со второго класса  (в сентябре) проводятся стартовые диагностические работы (изучение предметных и метапредметных результатов)

  1. В мае- итоговая диагностика, ставящая определения уровня готовности учащихся к обучению в следующем классе.

 Каждым учителем- предметником ведется лист оценки предметных результатов.

Показателем динамики образовательных достижений  является портфель достижений обучающегося или портфолио.

Классные руководители,  начиная с 1 класса,  создают портфолио . И мы представляем вашему вниманию портфолио 3  класса  и  личные портфолио детей.

Обучение  школьников  осуществляется  не только через учебную деятельность, но и через внеурочную, которая  является принципиально  новым  требованием  стандарта   второго   поколения.

Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в  классах, реализующих ФГОС и, в частности, выбора  ее содержательных направлений, прежде всего, ориентировались на запросы родителей, законных представителей, на приоритетные направления деятельности  школы. Модель внеурочной деятельности нашей школы- оптимизационная ( используем внутренние ресурсы школы). В каждом классе на внеурочную деятельность отводится по 4 часа. В этом учебном году  в школе выделено на внеурочную деятельность 32 часа, не считая часы на дополнительное образование. Количество посещаемых курсов внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

 Учащимся предоставлена возможность   выбора кружков по интересам, созданы условия  для  самовыражения,  самореализации и самоорганизации.

 Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется по  следующим направлениям  (таблица уч. план)

-общеинтеллектуальное,

- спортивно-оздоровительное,

- социальное,

- духовно-нравственное,

- общекультурное

И мы предлагаем вашему вниманию  посмотреть работы учеников  нашей школы, выполненные во время проведения внеурочной деятельности ( проекты,…..)

Психолого-педагогическое  сопровождение - является обязательным условием введения ФГОС.В нашей школе работает квалифицированный  педагог-психолог Федотова Н.П. Психологом создана система  диагностики результатов образовательного процесса, что помогает отслеживать психолого- педагогическую компетентность каждого ребенка, динамику его развития.

Наталья Петровна постоянно  помогает и учителям при работе с учениками, требующими индивидуального подхода, с низкой школьной  адаптацией и мотивацией.

Документы  психолого- педагогического сопровождения  школы представлены в этой папке.

Мы работаем по ФГОС уже третий год. Много получается, есть и трудности. Учителям предстояло преодолеть прежде всего психологический барьер, отойти от традиционной системы.

   Каковы же отличительные особенности ФГОС  второго поколения?

1. Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного  подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

2. Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст (компетентностный подход).

  • Меньше готовых знаний

  • Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне:

 было:    я выучил и поэтому знаю;

 стало:   я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.

3.    Основная цель – развитие       личности  на  основе    УУД, освоение и познание мира

4.  Инновационный характер в структуре  стандартов – это требование к условиям осуществления образования

   -Изменения в учебных планах;

  - Разработка  рабочих программ по предметам

5. Изменение в требованиях к результатам обучения.

  Особенности образовательного процесса в этом учебном году- в двух  5 классах  введен ФГОС.  Введение ФГОС основного общего образования  прошло  те же этапы подготовки, что и введению ФГОС начального образования. Вашему вниманию мы представляем посмотреть документы по 5 классу.  Это - основная образовательная программа, положения, должностные инструкции   и другие документы.

 Все  больше  учителей  включаются в процесс реформирования системы образования.  Работать  по новому учимся и в этом учебном году поставили задачу перед всеми учителями школы - овладеть методикой  работы на уроке по стандарту.

    В течение ряда лет проводятся педсоветы по проблемам ФГОС . Педсовет становится тем  системообразующим центром исследовательской деятельности педколлектива, который способен развивать умения педагогов анализировать, осмысливать, проектировать  образовательную деятельность.

  Проведена серия педагогических советов :

1. Концепция  образовательных стандартов второго поколения

2. Духовно-нравственное воспитание обучающихся как средство реализации  основных направлений ФГОС

3.ФГОС. От общеучебных умений и навыков к  УУД (универсальным учебным действим)

4. Формирование и развитие ОУУН как способ повышения качества образовательного процесса в современной школе.

  В октябре этого года  педсовет  « Урок в соответствии с требованиями ФГОС», на котором  предлагалось МО  составить и защитить один урок по технологической карте. В роли экспертов были  учителя начальных классов.

 

 В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

 Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

       

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

 

 

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

    Уроки должны строиться по совершенно иной схеме

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Дидактические  требования   к   современному   уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

         

При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы.

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

  • свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»

«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»...

презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...

Отчет по теме самообразования: «Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании»

Отчет по теме самообразования:«Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании»...

Преемственность дошкольного и начального образования. Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспи...