Программа по внеурочной деятельности "Расчётно-конструкторское бюро", "Город мастеров"
рабочая программа (1 класс) на тему

 Программа разработана на 4 года обучения в соответствии с ФГОС на основе примерной программы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Расчётно-конструкторское бюро» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе Примерных программ начального общего образования,  Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 1 - 4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова - М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни. 

Основная цель внеурочной деятельности в рамках курса «Расчётно-конструкторского бюро» — изучение окружающего мира математическими средствами. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках математики ЗНАНИЯ в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

В рамках курса «Расчётно-конструкторского бюро» у учащихся  формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с поиском, анализом и интерпретацией данных. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок, школьники учатся участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.

 Изучение математики в рамках курса внеурочной деятельности «Расчётно-конструкторское бюро» направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника – формирование способности к продолжительной умственной деятельности, развитие логического мышления, пространственного воображения, математической речи.
  • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации.
  • воспитание критичности мышления, интереса к математике, умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
  • использование математические представления для описания окружающего мира;
  • чтение и запись сведений об окружающем мире на языке математики;

Практическая значимость курса внеурочной деятельности  «Расчётно-конструкторское бюро»        

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих  практических задач:

  • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников;
  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

                   

  1. Общая характеристика  курса «Расчётно-конструкторское бюро»

Во время занятий у учащихся происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр:

  • Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических задач. Благодаря этому у учащихся формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
  • На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
  • На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
  • В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Учащийся на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

 Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

   

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

курса «Расчётно-конструкторское бюро»

Программа «Расчетно-конструкторское бюро»   рассчитана на четыре года занятий (135 часов на каждую подгруппу учащихся; учащиеся  поделены на две подгруппы) с детьми младшего школьного возраста и поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Продолжительность занятий:  1 класс – 30 – 35 минут, 2–4-е классы – 40 - 45 минут.

Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,   формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их    ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами. 

Задачи:

  1. Создать условия для развития у учащихся познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление  развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Форма организации внеурочной деятельности — кружковая. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы). В 1 классе дети занимаются занимательным материалом по математике, затем плавно переходят к изучению курса по печатной тетради № 3.         Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.

Участвуя в работе бюро, школьники выполняют  расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.

Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

4.  Ценностные ориентиры курса «Расчётно-конструкторское бюро»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. 

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 
              Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. 

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
               Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса «Расчётно-конструкторское бюро»

В результате изучения  курса «Расчётно-конструкторское бюро»  учащиеся получат возможность формирования следующих результатов:

Личностные:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты

  • Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям.
  • Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях
  • Активное использование лабораторного оборудования, макетов, муляжей, контрольно-измерительных приборов, хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов.
  • Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием
  • Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла
  • Формирование способности оценивать результаты научно-творческой деятельности собственной и одноклассников.

Предметные результаты

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оценивать предъявленное готовое решение.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток.

6. Содержание курса «Расчётно-конструкторское бюро»

1 класс

п/п

Перечень разделов

Содержание

1

Математические развлечения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств  предметов. Логические упражнения.

2

Математика вокруг нас

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. Логические задачи. Задачи–шутки. Логические игры, загадки.

3

Шифры

Хаотичный и систематический перебор вариантов. Придумывание шифров, использование шифров в играх и в жизни.

4

Узоры

Свойства предметов. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Действия предметов. Последовательность действий в составлении математических узоров, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели.

5

Так учились в старину

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция. Решение логических задач.

2 класс

п/п

Перечень разделов

Содержание

1

Как найти сокровища?

(решение задачи позволяет ученику стать сотрудником  Расчетно-конструкторского бюро)

Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика).

2

Далеко ли до Солнца?

«Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды.

3

Солнце —

обыкновенный жёлтый карлик

Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звёзды. Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды.

4

Спутники планет (начало)

Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды. Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды.

5

Кто строит дома на воде?

«Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли.

6

Кто построил это гнездо?

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли.

7

Едят ли птицы сладкое?

Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли.

8

Почему яйцу нельзя переохлаждаться?

Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли.

9

Московский Кремль

Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел. Родная страна — Россия. Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна — Россия

3 класс

п/п

Перечень разделов

Содержание

1

Что находится внутри Земли?

Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём.

2

Помогите Пете Семёнову

Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления.

3

Много ли на Земле льда?

Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды). Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи.

4

Где хранится пресная вода?

Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды).

5

«Многоэтажная» атмосфера Земли

Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле.

6

Облака

Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа.

7

Сказочный мир горных пещер

Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы.

8

Жизнь под Землёй

Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы

9

Природное

сообщество —

аквариум

Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества.

10

Озеро Байкал

Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем

11

Стены Древнего Кремля

Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия

4 касс

п/п

Перечень разделов

Содержание

1

Путь «Из варяг в греки»

Чертёж как способ краткой записи задачи. Задачи с заданным результатом разностного сравнения величин. Задачи с заданным результатом кратного сравнения величин. Алгоритм умножения столбиком. История Отечества.

2

Славянские цифры

Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества.

3

Лесные богатства России

Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества. Родная страна — Россия.

4

Земли, не освоенные человеком

Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком. Охрана природы.

5

Дневник путешествия по Черноморскому побережью

Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение времени. Родная страна – Россия.

6

Сколько соли в солёной воде?

Вместимость. Объём. Единицы измерения объема.

7

Трудолюбивые пчёлы

Производительность. Задача на определение времени работы. Задача на определение объема работы. Насекомые.

8

Быстро ли растет человек?

Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм деления столбиком. Человек – часть природы.

9

Волосы

Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части. Человек – часть природы.

10

Скорость, с которой течет кровь

Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном направлении. Человек – часть природы.

11

«Производительность» сердца

Когда время работы постоянно. Когда объем выполненной работы постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы. Человек – часть природы.

12

Сколько стоят деньги?

Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора товаров. Человек и общество.

7.  Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности учащихся

1 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Контроль

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Математические развлечения. Игры с числами.

1

Знакомство с  нестандартными задачами. Умение играть в игры с числами, закрепление математических понятий «вверх», «вниз», «влево», «вправо». Решение логических задач

2 - 3

Игры с числами.

2

4 - 8

Логические задачи.

5

9 - 11

Магические квадраты.

3

Решение примеров в заданной закономерности (групповая работа)

12

Математика вокруг нас.

1

Решение занимательных задач, ребусов, загадок. Умение находить верные ответы. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

13 - 14

Числа в пословицах и поговорках.

2

Развитие умений находить числа в поговорках и пословицах.

15 - 16

Нумерация вокруг нас.

2

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10, 20», «Вычитание в пределах 10, 20».

17 - 18

Занимательная  математика

2

Решение нестандартные задачи, ребусы. Раскрашивать по числам цветам картинки.

19 - 21

Шифры. Способы шифрования текстов.

3

Придумывание способов шифрования. Шифрование текста с помощью цифр. Определение значимости шифра.

22 - 23

Узоры. Закономерности в узорах.

2

Рисование разных узоров. Национальные орнаменты. Рассматривание узоров. Рисование узоров. Значимость узоров в жизни человека, в культуре разных народов. Магическая сила узоров.

24

Узоры на зданиях.

1

25

Узоры на одежде.

1

26

Узоры на посуде.

1

27

Узоры на оружии.

1

28

Узоры в оформлении книг.

1

29 – 30

Магические узоры.

2

31 – 32

Так учились в старину.

2

Знакомство со старинными русскими мерами  длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

33

Итоговое занятие

1

1

Подведение итогов работы бюро за учебный год

Всего

33

1

2 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Контроль

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение

1

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Оценивание качества и уровня усвоения. Выполнение заданий по строго определённой схеме.

2 - 3

Как найти сокровища?

2

4 - 5

Далеко ли до Солнца?

2

Закрепление «круглые» и «двузначные» числа. Сложение и вычитание чисел. Числовое равенство и неравенство. Составление краткой записи и круговой схемы.  Различие между планетами и звёздами. Усвоение дополнительного материала. Сравнение двузначных чисел. Решение задач на разностное сравнение. Закрепление навыков сложения и вычитания, таблица умножения, углы, «круглые сотни». Подготовка отчёта в Расчётно- конструкторское бюро.. Понятие планета и звезда.

6

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

7 - 8

Солнце – обыкновенный желтый карлик. Созвездия

2

9 - 10

Солнце – обыкновенный желтый карлик. Звезды.

2

11

Отчет в Конструкторское бюро

1

12 - 13

Спутники планет. Луна

2

14 - 15

Спутники планет.

2

16

Отчет в Конструкторское бюро

1

17 - 18

Кто строит крепости на воде?

2

Записывание решения по действиям и в виде одного выражения.  Решение составных задач. Знакомство с природой Земли. Работа с окружностью и кругом. Вычитание суммы из суммы. Решение уравнений. Деление, доля, уменьшение в несколько раз. Подготовка отчёта.

19

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

20 - 21

Кто построил это гнездо?

2

22

Отчет в Конструкторское бюро

1

23 - 24

Едят ли птички сладкое?

2

25

Отчет в Конструкторское бюро

1

26 - 27

Почему яйцу нельзя переохлаждаться?

2

28

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

29 -  30

Московский Кремль

2

Осознание Родная страна – Россия. Решение заданий  с римскими цифрами. Время и части суток. Решение обратных задач. Использование геометрических построений.

31 - 32

Московский Кремль

2

33

Отчет в Конструкторское бюро

1

34

Итоговое занятие

1

1

Подведение итогов за год. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Оценивание качества и уровня усвоения.

Всего

34

4

3 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Контроль

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение

1

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Использование при решение задач трёхзначные чисел, запись сложения и вычитания. Подготовка отчёта в бюро.

2 - 3

Что находится внутри Земли?

2

4

Отчет в Конструкторское бюро

1

5 - 6

Помогите Пете Семёнову

2

Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

7

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

8 - 9

Много ли на Земле льда? (начало)

2

Изучение три состояния воды в природе. Четырёхзначные числа и действия с ними. Сравнение и запись величин. Использование таблицы для записи условия задачи. Группировка множителей. Подготовка отчёта в бюро.

10

Отчет в Конструкторское бюро

1

11 - 12

Много ли на Земле льда? (окончание)

2

13

Отчет в Конструкторское бюро

1

14 - 15

Где хранится пресная вода?

2

16

Отчет в Конструкторское бюро

1

17 - 18

«Многоэтажная» атмосфера Земли

2

Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Постановка и формулирование проблемы. Значение воздуха на земле.  Использование диаграмм для записи условия задачи. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  Решение задач с использованием материальных объектов, рисунков, схем,  строить логическую цепь рассуждений.

19

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

20 - 21

Облака

2

Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Понимание что такое неживая природа. Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

22

Отчет в Конструкторское бюро

1

23 - 24

Сказочный мир горных пещер

2

Знакомство с горными породами, их значением. Умножение на круглое число. Запись умножения столбиком.

25

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

26 - 27

Жизнь под Землёй

2

Выполнение  математических расчётов с помощью деления. Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

28

Отчет в Конструкторское бюро

1

29

Природное сообщество — аквариум

1

Закрепление знаний, что такое природное сообщество – аквариум. Измерение и вычисление площади аквариума. Выполнение задания на основе использования свойств арифметических действий.

30

Отчет в Конструкторское бюро

1

31

Озеро Байкал

1

Знакомство с озером Байкал, его площадью, глубиной и протяжённостью. Изучение обитателей озера.

32

Отчет в Конструкторское бюро

1

33

Стены Древнего Кремля

1

Знакомство с историей Кремля. Поиск и выделение необходимой информации. Выполнение  задания на основе использования свойств арифметических действий, проводить сравнение. Подготовка отчета в бюро.

34

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

Всего

34

4

4 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Контроль

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение

1

Решение задач с помощью чертежа. Задачи с результатом на разностное и кратное сравнение. Закрепление алгоритма умножения столбиком. Изучение история Отечества. Учение строить логическую цепь рассуждений, подготовка отчёта.

2 - 3

Путь «Из варяг в греки»

2

4

Отчет в Конструкторское бюро

1

5 - 6

Славянские цифры

2

Знакомство со славянскими цифрами. Знание буквенных выражений. Закрепление знаний о классе -  миллион. Значение буквенных выражений. Подготовка отчёта.

7

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

8 - 9

Лесные богатства России

2

Знакомство с понятием Родная страна – Россия. Умение решать задачи с определением стоимости, определения количества.  Закрепление умений записи деления столбиком. Понимание значения охраны природы. Способы охраны природы. Решение задач на определение времени. Подготовка отчёта.

10

Отчет в Конструкторское бюро

1

11 - 12

Земли, не освоенные человеком

2

13

Отчет в Конструкторское бюро

1

14 - 15

Дневник путешествия по Черноморскому побережью

2

16

Отчет в Конструкторское бюро

1

17- 18

Сколько соли в солёной воде?

2

Решение задач на вместимость, объём. Единицы измерения объёма. Решение задач определение объёма. Знакомство с насекомыми. Подготовка отчёта.

19

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

20 - 21

Трудолюбивые пчёлы

2

22

Отчет в Конструкторское бюро

1

23

Быстро ли растет человек?

1

24

Отчет в Конструкторское бюро

1

25 - 26

Волосы

2

Решение задач, цена, количество, стоимость. Закрепление что такое производительность, движение в одном направление.  Выполнение заданий с использованием материальных объектов, рисунков, схем,  строить логическую цепь рассуждений. Подготовка итогового отчёта работы «Расчётно-конструкторского бюро»

27

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

28

Скорость, с которой течет кровь

1

29

Отчет в Конструкторское бюро

1

30 - 31

«Производительность» сердца

2

32

Отчет в Конструкторское бюро

1

33

Сколько стоят деньги?

1

34

Отчет в Конструкторское бюро

1

1

Всего

34

4

8. Материально-техническое обеспечение  

курса «Расчётно-конструкторское бюро»

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2 класс

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.:  Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 2 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

3 класс

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.

        Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

        Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

        Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

4 класс

        Захарова О.А. Математика в практических заданиях.4 класс. Тетрадь для  самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

        Захарова О.А. Практические задачи по математике. 4 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

        Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

        Чекин А.Л. Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.

В наличии

Приобрести

Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности 1-4 классы, в двух частях.

+

+

+

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстративного и раздаточного материала.

+

+

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету.

+

Технические средства обучения

Телевизор, видеоплеер, флеш-накопители, диски, аудио кассеты, магнитофон.

+

Экранно-звуковые пособия

Интерактивная доска, ноутбуки, компьютеры.

+

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски.

Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий).

Подставки для книг, держатели таблиц, схем.

+

+

+

+

+

+



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Город мастеров»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерных программ начального общего образования, на основе Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности. 1 – 4 кл, в 2ч. / сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.

 «Город мастеров» является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Наряду с другими видами искусства оно готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе общекультурных знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Содержание программы «Город мастеров» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии).

2. Общая характеристика курса «Город мастеров»

Программа знакомит с направлениями декоративно-прикладного творчества: пластилинографией, бисероплетением, бумагопластикой, изготовлением кукол, глубокое изучение которых не предполагается в урочное время.

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнениякоторых,  у детей формируется творческая и познавательная активность.

Цели программы:

  • воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства;
  • формирование у учащихся  устойчивых потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • научить приёмам исполнительного мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  •  научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа поможет решить:

  • учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения;овладение  материалами и инструментами изобразительной деятельности;развитие стремления к общению с искусством;
  • воспитательные задачи:формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
  • творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

3. Описание места курса «Город мастеров»

Программа «Город мастеров» рассчитана на четыре года занятий один раз в неделю  (1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа) с детьми младшего школьного возраста и поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Всего 135 часов на четыре года обучения. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилином, бумагой и картоном, бисером, проволокой и т.д.), об организации своего рабочего места; знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно-художественных изделий.

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работе по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

На третьем году обучения обучающиеся закрепляют свои умения на основеполученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, подбирают доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

Четвертый год направлен на обучение учащихся  проектной деятельности, умениям разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретический материал дается в форме бесед с просмотром иллюстраций, знакомством со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов, использованием компьютерных технологий. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей к занятиям.

4. Ценностные ориентиры содержания курса «Город мастеров»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Город мастеров»

Освоение детьми программы «Город мастеров» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  мультикультурной картиной современного мира;
  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении  практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  •  способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность;
  • любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  •  устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  •  возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, системы общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действийобучающиеся научатся:

  •  выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
  •  решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правилахсоставления композиций, усвоенные способы действий;
  •  учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  •  адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  •  работать с разнообразными материалами и создавать образы посредством различных технологий;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения наоснове оценки и в зависимости от характера сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  •  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольноговнимания;
  •  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации,так и в конце действия;
  • пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • моделировать новые формы, различные ситуации; путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно-прикладноготворчества;
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и

средств массовой информации;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся  научатся:

  •  различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять себе их место и роль в жизни человека и общества;
  •  приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • осваивать особенности художественных выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
  •  развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; фантазию, воображение, художественную интуицию, память; критическое мышление, способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениямизобразительного декоративно-прикладного искусства;
  •  художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  •  создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческихзадач;
  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных впредметном мире, и уважать их;
  •  более углубленному освоению понравившегося ремесла и изобразительно-творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
  •  сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • формировать собственное мнение и позицию.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  •  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В результате занятий «Город мастеров» у учащихсяхся развиваются такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создание портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

  • однодневные (в конце каждого занятия с целью обсуждения);
  • постоянные (проводятся в помещении, где работают дети);
  • тематические (по итогом изучения разделов, тем);
  • итоговые (в конце года организуется выставка практических работ учащихся  и ее обсуждение с участием педагогов, родителей, гостей).

6. Содержание курса «Город мастеров»

1класс

п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

1

1

2.

Бумагопластика

История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с бумаги разными способами. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Последовательность выполнения работы с использованием аппликации из кусочков  бумаги. Благоприятные цветовые сочетания. Пространственные представления. История возникновения символов. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой и рваной бумаги. Последовательность выполнения работы в составлении мозаичного панно. Изготовление поделок с помощью техники плетения из бумаги, техника «Оригами».

8

1

7

3.

Бисероплетение

4

1

3

4.

Изготовление кукол

Знакомство с историей возникновения куклы.

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки, или как самим сделать народную куклу. Кукла на картонной основе. Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

7

1

6

5.

Пластилинография

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства иприменение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работы с пластилином. Знакомство с понятием «натюрморт». Закрепление знаний о колорите осени. Прием «вливания одного цвета в другой». Приём «Раскатывание». Сплющивание, разглаживание поверхностей в

создаваемых объектах. Развитие практических умений и навыков. Создание заданного образа посредством пластилинографии. Особенности построения композиции зимнего леса. Создание сюжета по сказке «Теремок». Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Соединение частей изделия путем сглаживания мест скрепления («Грибок»). Создание сюжета в полуобъеме (тарелка). Создание композиции из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков работы с пластилином в технике «мазок пластилином», плавное «вливание» одного цвета в другой на границе их соединения («Времена года»). Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы («Декоративные цветы», «Подснежники»). Выполнение тонких и удлиненных лепестков.

13

1

12

Всего

33

5

28

2 класс

п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Правила техники безопасности

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для создания изделий декоративно-прикладного искусства. Правила техники безопасности.

1

1

2.

Пластилинография

Полуобъемное изображение на плоскости. Мультипликационные герои. Создание композиции в полуобъеме из пластилина. Целостность объекта из отдельных деталей, использование имеющихся навыков: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей. Осенний натюрморт. Знакомство с жанром изобразительного искусства – натюрмортом. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала. Знакомство с жанром изобразительного искусства – портретом. Цветовое решение. Знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Контраст.

Использование работ в интерьере. Матрешка - народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки.

9

1

8

3.

Бумагопластика

История бумаги. Технологии работы с бумагой. Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работы с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности. Знакомство с технологией работы с креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги. Цветы: роза, тюльпан, пион. «Снежинка» - откуда появилась снежинка. Изучение особенностей возникновения истроения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки. Знакомство с видом вырезания – силуэтным вырезанием. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

10

1

9

4.

Бисероплетение

Техника параллельного низания. Мышка, кит. Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения. Выполнение объемных миниатюр «Мышка», «Кит». Техника параллельного низания.  «Бабочка» - т технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объемных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объем миниатюр. Выполнение объемной миниатюры «Бабочка». Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов. Использование аппликации для оформления открытки, интерьера. Бисерная цепочка с петельками. Низание из бисера в одну нить: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Выполнение различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

8

1

7

5.

Изготовление кукол

Народная кукла. Русские обряды и традиции. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. Бесшовные куклы. Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты. Кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Кукла-ремесленник, хозяйка-рукодельница. Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол. Традиционные приемы изготовления куклы.

6

1

5

Всего

34

5

29

3 класс

п/п

Перечень  разделов

Содержание разделов

Количество

Часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Правила техники безопасности

Правила техники безопасности. Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство в интерьере. Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности.

1

1

2.

Пластилинография

Пластилинография как способ декорирования. Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты. Фоторамка – приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза. Рамка для детской фотографии – ягодка, сердце, цветочная. Работа с инструкцией. Определение порядка работы. Подсвечник, анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовоерешение. Композиция. Подбор способов и приемов изготовления подсвечника. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения. Ваза - исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары)  пластинами.

Объемно-пространственная композиция - общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектовисторической и современной  архитектуры.

«Сказочный город». Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой. Выполнение макета сказочного замка из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

10

1

9

3.

Бумагопластика

Что такое бумажное конструирование. Основы конструирования из бумаги. Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры. Конструирование из бумажных полос - знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Выполнение творческих работ (лебедь, цветок, сердце и т.д.) в технике бумажной пластики.Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий). Создания конкретной игрушки(получение конусов, цилиндров). Самостоятельное создание разных конструкций на основе конусов и цилиндров, изменение основных способов, комбинирование их, дополнение полученной основы самостоятельно изготовленными разными деталями. Игрушки: лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.

10

1

9

4.

Бисероплетение

Техника «французского» плетения (низания дугами).Назначение и правила выполнения «французского плетения».Изготовление объемных цветочков (цветок с круглыми лепестками). Бисерные «растения» в горшочках. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приемов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделия – букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних изимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе. Объемные картины – панно, выполненные на проволоке. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюрна проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объемных миниатюр.Плетение объемных миниатюр на основе изученных приемов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.

6

1

5

6.

Изготовление кукол

Сувенирная кукла. Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.Оберег. Символика оберегов. Домовенок. Оберег как субъект культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты. Кукла-шкатулка. Беседа, демонстрация образца. Материалы и инструменты. Последовательность выполнения работы.

7

1

6

Всего

34

5

29

4 класс

п/п

Перечень  разделов

Содержание разделов

Количество

Часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Правила техники безопасности

Правила техники безопасности. Вводное занятие. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно-прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности.

1

1

2.

Пластилинография

Панно из пластилина. Знакомство с принципами работы. Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала). Этапы и способы нанесения рисунка на основу. Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями. Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов. Выполнение практической работы. Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

8

1

7

3.

Бумагопластика

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании. Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы. Кошка, собака. Завивка, закругления. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа. Эльф, ангел.

10

1

9

4.

Бисероплетение

Бисероплетение как способ оформления интерьера. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Праздничные сувениры. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление. Цветочные композиции – букеты. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

8

1

7

6.

Изготовление кукол

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве». Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов. Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. Планирование этапов работы. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

7

1

6

Всего

34

5

29

7. Тематическое планирование с определением видов учебной деятельности учащихся

1 класс

№п/п

Тема

Кол-во

часов

Контроль

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение: правила техники безопасности.

1

2

Пластилинография

Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».

1

Освоение основных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), свойств материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, панно, оригами на уровне общего представления; овладение названиями ручных инструментов, приспособлений и правил работы с ними; соблюдение технологической последовательности изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; освоение основных видов отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; овладение разными приемами разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания; овладение способами соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения; различными способами выполнения аппликации, мозаики, плетения, разными приемами лепки; изучение названий и назначений ручных инструментов и приспособления шаблонов, правил работы ими; организация рабочего места в соответствии с используемым материалом и поддержание порядка во время работы; под руководством учителя анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществление контроля результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; работа индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа; осуществление работы над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий); осуществление контроля качества работы друг друга; соблюдение правил безопасной работы инструментами, указанными в программе; резка ножницами; соединение детали клеем; эстетичное оформление изделий аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявление элементов творчества; овладение названиями и назначением ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними; лепка разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание); вырезание из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, симметрично; анализ формы, цвета и размера реальных объектов, соблюдение их при выполнении изделий; исследование, наблюдение, сравнивание, сопоставление материалов, их видов и свойств (цвет, фактура, форма и др.).

3

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

1

4

Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке».

1

5

«Кактус в горшке»

1

6

Плоскостное изображение. «Рыбка»

1

7

«Натюрморт из чайной посуды»

1

8

Рельефное изображение. «Ферма»

1

9

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

1

10

Божьи коровки на ромашке

1

11

Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы»

1

12

«Ромашки»

1

13

«Совушка – сова»

1

14

«Снегурочка в зимнем лесу»

1

15

Бумагопластика

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».

1

16

Фрукты

1

17

«Чудо – дерево»

1

18

Искусство оригами. История.

1

19

Изготовление игрушки в технике оригами.

1

20

Новогодняя игрушка. Символ года

1

21

Открытка к Новому году

1

22

Праздничный салют

1

1

23

Бисероплетение

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

1

24

Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку

1

25

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)

1

26

Низание крестиками

1

27

Изготовление кукол

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

1

28

Кукла на картонной основе.

1

29

Композиция «В лесу»

1

30

Кукла – актер.

1

31

Аппликация.

1

32

Пальчиковые куклы.

1

33

Куклы- актёры.

1

1

Всего

33

2

2 класс

№п/п

Тема

Кол-во

часов

Контроль

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение: правила техники безопасности

1

Овладение знаниями на уровне представлений:

— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

— о гармонии предметов и окружающей среды;

— профессиях мастеров родного края,

— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;

— самостоятельный отбор материалов и инструментов для работы; подготовка рабочего места в соответствии с видом деятельности, поддерживание порядка во время работы, уборка рабочего места; выделение, называние и применение изученных общих правил создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; самостоятельное выполнение в предложенных ситуациях доступных заданий с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими; умение применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2

Пластилинография

Лепка животного.

1

3

Лепка животного из целого куска пластилина.

1

4

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

1

5

Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»

1

6

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

1

7

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

1

8

Работа с гипсом.

1

9

Оформление фигурки из гипса.

1

10

11

Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка»

2

1

12

Бумагопластика

История бумаги. Технологии работы с бумагой

1

13

Цветы из бумаги.

1

14

Вырезаем снежинки.

1

15

Новогодняя открытка

1

16

Складываем бумагу в технике оригами. Животные.

1

17

Складываем бумагу в технике оригами. Птицы.

1

18

Складываем бумагу в технике оригами. Создание композиции.

1

19

Складываем бумагу в технике оригами. Подводные мир.

1

20

Аппликация из цветной бумаги. Работа с шаблонами.

1

21

Аппликация из гофрированной бумаги.

1

1

22

Бисероплетение

Поделки из бисера. «Дерево счастья».

1

23

Поделки из бисера. «Дерево счастья».

1

24

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит»

1

25

Техника параллельного низания.

«Бабочка»

1

26

Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта»

1

27

Бисерная цепочка с петельками.

1

28

Бисерная цепочка с петельками

1

29

Бусы, браслеты из бисера.

1

30

Изготовление кукол

История народной куклы. Куклы разных народов

1

31

Народная кукла. Русские обряды и традиции

1

32

Бесшовные куклы

1

33

Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

1

34

Театр, где кукла актёр.

1

1

Всего

34

3

3 класс

№п/п

Тема

Кол-во

часов

Контроль

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Вводное занятие. Повторение правил безопасности. Чему будем учиться.

1

Овладение знаниями на уровне представлений:

— о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства,

— о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);

 узнавание и называние по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;  соблюдение правил безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой);

владение технологией ручной обработки материалов, элементами графической грамоты;

изучение названий и свойств наиболее распространенных искусственных и

синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

отработка последовательности чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;  основных линий чертежа (осевая и центровая); соблюдение  правила безопасной работы канцелярским ножом; выполнение косой строчки, ее варианты, их назначение; овладение названиями  нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся); умение частично самостоятельно:

— читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

— выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

— подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

— выполнять рицовку;

— оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

— находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),

— решать доступные технологические задачи.

2

Пластилинография – как способ декорирования

Вводное занятие.

1

3

Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

1

4

Интерьер моего дома.

1

5

Фоторамка

1

6

Подсвечник

1

7

Ваза

1

8

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

1

9

Работа с гипсом. Инструктаж.

1

10

Фоторамка из гипса.

1

11

Оформление фоторамки.

1

1

12

Бумагопластика

Объёмная аппликация из бумаги.

1

13

Объёмная аппликация из бумаги. Изготовление открытки.

1

14

Цветы из бумаги.

1

15

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

1

16

Конструирование из бумажных полос

1

17

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

1

18

Работа с бумагой в технике оригами.

1

19

Работа с бумагой в технике оригами.

1

20

Композиции из бумаги по выбору учащихся.

1

21

Композиции из бумаги по выбору учащихся.

1

1

22

Бисероплетение

Техника «французского» плетения

1

23

Техника «французского» плетени

1

24

Бисерные «растения» в горшочках

1

25

Бисерные «растения» в горшочках

1

26

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

1

27

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

1

28

Изготовление кукол

Сувенирная кукла.

1

29

Сувенирная кукла.

1

30

Оберег. Символика оберегов.

1

31

Домовёнок

1

32

Изготовление куклы «Домовёнок».

1

33

Кукла – шкатулка

1

34

Оформление куклы – шкатулки

1

1

Всего

34

3

4 класс

№п/п

Тема

Кол-во

часов

Контроль

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение: правила техники безопасности

Чему будем учиться на занятиях

1

Овладение знаниями на уровне представлений:

об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония), о правилах безопасного пользования бытовыми приборами; закрепление умений организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности.

2

Пластилинография

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы

1

3

Панно из пластилина.

1

4

Панно из пластилина. Коллективная работа

1

5

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

1

6

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

1

7

Нанесение пластилина на прозрачную основу.

1

8

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

1

9

Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность

1

1

10

Бумагопластика

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

1

11

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

1

12

Завивка, закругления

1

13

Поделки из бумаги. Завивка и закругления

1

14

Аппликация. Изготовление открытки.

1

15

Объёмная аппликация. Работа в группах.

1

16

Двухмерное оригами. Изготовление цветов.

1

17

Двухмерное оригами. Изготовление цветов. Коллективная работа

1

18

Трёхмерное оригами.

1

19

Трёхмерное оригами.

1

20

Бисероплетение

Бисероплетение – как способ оформления интерьера

1

21

Бисероплетение – как способ оформления интерьера

1

22

Праздничные сувениры

1

23

Изготовление сувениров.

1

24

Изготовление сувениров.

1

25

Цветочные композиции – букеты

1

26

Цветочные композиции – букеты. Индивидуальная работа.

1

27

Цветочные композиции – букеты. Коллективная работа.

1

1

28

Изготовление кукол

Авторская кукла

1

29

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

1

30

Работа над образом. Эскиз

1

31

Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.

1

32

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

1

33

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

1

34

Выставка работ учащихся.

1

Всего

34

3

8. Материально-техническое обеспечение курса «Город мастеров»

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

В наличии

Приобрести

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М.6 Просвещение, 2014.

+

Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности 1-4 классы, в двух частях. Учебники.

+

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстративного и раздаточного материала.

+

+

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету.

+

Технические средства обучения

Телевизор, видеоплеер, флеш-накопители, диски, аудио кассеты, магнитофон.

+

Экранно-звуковые пособия

Интерактивная доска, ноутбуки, компьютеры.

+

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски.

Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий).

Подставки для книг, держатели таблиц, схем.

+

+

+

+

+

+

Литература   и   источники

  1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое   пособие/С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 347 с.
  2.  Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
  3. Паньшина И.Г. Декоративно-прикладное искусство. Мн., 2011.  - 112с.
  4. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2008. – 112с.

Список литературы для детей

  1. Войдинова Н.М. Мягкая игрушка./Н.М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с.

2. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И.Н. Котова, А.С. Котова  – СПб.: Паритет», 2006. – 240с.

3. Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера /Т.Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143с. (Домашняя творческая мастерская).

4. Чернова Е.В. Пластилиновые картины /В. Чернова – Ростов на-Дону: Феникс, 2009. – 48с. (Город мастеров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по городу Мастеров"

Программа внеурочной деятельности «Путешествие по городу Мастеров»  реализует направление «Общественно-полезная и проектная деятельность» в рамках федерального госу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...

Программа детского оздоровительного туристско-краеведческого лагеря «Город Мастеров»

Ежегодно для учащихся школы  проводятся оздоровительные смены в летнем лагере дневного пребывания, который функционирует на базе МБОУ Луговской СОШ.В нем отдыхают учащиеся 1-8  классов.В это...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструкторское бюро»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Конструкторское бюро» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс " Город мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс " Город мастеров"...

Внеурочная деятельность начальных классов "Город мастеров"

Рабочая программа с календарно-тематическим планом...