сообщение на тему "Игровые технологии"
материал на тему

Окишева Ольга Валерьевна

сообщение на тему "Игровые технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igrovye_tekhnologii.docx59.65 КБ
Файл igrovye_tekhnologii_i_modulnoe_obuchenie.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

герб мбоудсош №1

 

Министерство образования Российской Федерации  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    БЮДЖЕТНОЕ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЯТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА  БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

242600  г.Дятьково Брянской обл., ул.Ленина, 170,

т.3-19-94, 3-22-78, Е-mail: DSOSCH-1.@mail.ru

Доклад по теме:

«Игровые технологии и модульное обучение

в образовательном процессе»

подготовила

учитель начальных классов

Окишева Ольга Валерьевна

Дятьково, 2013 г.

 (Слайд 1,2) Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

(Слайд 3) А.С.Макаренко считал, что  «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

(Слайд 4) Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

(Слайд 5) Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

(Слайд 6) К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности  игровой технологии следует выделить следующие компоненты: (слайд 7)

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице. (Слайд 8)

Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

 Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша  экспедиция оказалась в Архангельской области…

Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

 Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Игровые правила реализуются в игровых действиях.  Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии (слайд 9) представляют собой ступени от игры-забавы к  игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

(Слайд 10) Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

(Слайд 11) В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии  эффективны, является желание детей играть.  

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.

(Слайд 12) Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

(Слайд 13)

- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

- Постройте пирамидку. (алфавит)

При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино»(слайд 14). Эта игра знакома им ещё с детского сада. Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами.  Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).

Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». (Слайд 15) На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.  

Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями (слайд 16) повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами;  работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю (слайд 17) «Решите ребусы», (слайд 18) «Решите анаграммы», (слайд 19) «Пятый лишний» и «Назовите одним словом».

 А вот ученики постарше увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.

Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры. Здесь стоит отметить, что интернет из быстрой и удобной передачи информации (учась чему-нибудь) превратился в то, что сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие, как единственные способы решения проблем.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления.  Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.

О  возрастных особенностях учитель должен помнить при организации игр.

Подводя итог выше изложенному можно отметить (слайд 20) «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

 - идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

 - невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

Модульное обучение (слайд 21)

Современный педагогический подход нацеливает на предварительное проектирование образовательного процесса, в центр внимания ставит учебно-познавательную деятельность самого ученика, объективного контроля (самоконтроля) результатов, целостность всего образовательного процесса. Показателем высокого уровня развития  учебно-познавательной деятельности ученика является ее самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Такая деятельность наилучшим образом реализуется через технологию модульного обучения.

Чем модульное обучение отличается от других способов обучения? (слайд 22)

  • Содержание обучения представляется в блоках.
  • Общение учителя и ученика осуществляется через модуль плюс личное индивидуальное общение
  • Ученик максимум времени работает самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
  • Наличие модулей с печатной основой позволяет индивидуализировать работу с детьми

Урок на основе модульного обучения по эффективности и практической направленности более адаптивный. Модульное учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные знания и практические навыки. В процессе учебной деятельности  создаются такие условия, которые позволяют  детям перейти  от репродуктивного вида деятельности к творческому.

От нас, как от педагогов, требуется  не только дать детям прочные знания, сформировать  умения и навыки, но и создать условия  на учебном занятии для воспитания и развития ребенка, научить их определять  цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной  учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на  индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов.

Какова система действий учителя? (слайд23)

  • Разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.
  • Разработать технологическую карту урока.
  • Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей
  • Обратная связь осуществляется в  сочетании с самоуправлением, учением со стороны школьников.

Что такое технологическая карта? Чем она отличается от планирования? (слайд 24,25)

  • Карта имеет много общего с планированием: в ней указывается тема, количество часов, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоения способов учебной деятельности, выделяются умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Но чтобы использовать модульное обучение, составить правильно модульный урок, учителю нужно знать и уметь:

1.Научиться выводить совместно с учениками цель и тему урока.

2. Знать дидактические задачи каждого этапа модуля урока.

3. Умело отбирать содержание учебного материала.

4. Научиться определять зону актуального и ближайшего развития ученика.

5.Определять уровень обученности по итогам контрольных работ (КР), тестов, тематического учета знаний (ТУЗ).

6. Составлять развивающие и обучающие модульные карточки.

7. Научиться составлять диагностические тесты.

8.Научиться моделировать и проектировать деятельность учащихся на репродуктивном, конструктивном, творческом уровнях.

9. Четко знать по теме урока знания и формируемые умения на 3-х уровнях.

10.  Знать логику усвоения процесса знаний  (восприятие, осмысление,

запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации.

11. Хорошо знать технологию и структуру модульного учебного занятия.

12. Хорошо знать каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, выполнение учащимися, вид проверки, итог, рефлексия).

           

    В модульной технологии выделяется  пять типов учебных занятий (слайд 26)

  • урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум -  имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
  • урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку  умений по их применению);
  • урок комплексного применения знаний (цель – вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);
  • урок обобщения и систематизации   знаний (семинар, конференция – имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);
  • урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет – имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя  

   На модульных уроках преобладает оценочная деятельность ученика (слайд 27):

  • самооценка (сам оценивает свои знания)
  • взаимооценка (осуществляется при работе в паре)
  • прогностическая оценка (оценивают свои знания и умения перед выполнением задания)

             Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить  западающие проблемы, а затем наметить  индивидуальную и групповую коррекционную работу

На уроках закрепления и отработки материала, возможно, использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу

                желтый – репродуктивный

                синий – конструктивный

                зеленый – творческий

Как изменяется работа учителя при переходе на модульное обучение? (слайд28)

  • Учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям.
  • Прежде чем учить ребенка Модульное обучение на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы, а затем использовать эти способы для овладения новым содержанием.

Конфуций сказал: «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии и модульное обучение позволяют расти как ученикам, так и учителю


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии и модульное обучение в образовательном процессе.

Слайд 2

Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Слайд 3

«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» А.С. Макаренко

Слайд 4

1. Педагогические игры достаточно разнообразны по: - дидактическим целям; - организационной структуре; - возрастным возможностям их использования; - специфике содержания. 2. По характеру педагогического процесса бывают: - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические и другие. 3. По характеру игровой методики делятся на: - предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации. 4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

Слайд 5

ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению

Слайд 6

«Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.» К.Д. Ушинский

Слайд 7

Сущность игровых технологий мотива- ционный содержа- тельно - операци - онный ценностно - волевой ориента - ционно - целевой оценочный

Слайд 8

Компонент игровой технологии Структурные элементы игры Мотивационный Установочный момент, игровая ситуация Ориентационно-целевой Задачи игры Содержательно-операционный Правила игры, игровое действие Ценностно-волевой Игровое состояние Оценочный Результат игры

Слайд 9

Сущность игровых технологий игра-забава игра-увлечение игра-творчество

Слайд 10

РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; способствует преодолению пассивности учеников ; способствует усилению работоспособности учащихся.

Слайд 11

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский

Слайд 12

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ

Слайд 13

Расставьте карточки, начиная с самой большой. Постройте пирамидку.

Слайд 14

Игра «Домино»

Слайд 15

Игровое упражнение «Реши правильно и прочти» 1 И 2 Л 3 Д 4 А 5 М 6 К 7 О 8 Р 9 Е 10 Ц 6 – 1 5 + 2 10 – 8 3 + 4 7 – 4 6 + 3 5 + 5 М О Л О Д Е Ц

Слайд 16

Игра «Кто больше?»

Слайд 17

Реши ребусы

Слайд 18

«Анаграммы». Решите анаграммы НИАВД - ДИВАН СЕОТТ - ТЕСТО СЛОТ -СТОЛ РАКЫШ - КРЫША ГИАР -ИГРА КООН - ОКНО

Слайд 19

«Пятый лишний» Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. Река, озеро, море, мост, болото. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д. «Назови одним словом» Метла, лопата… Июнь, июль … Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.

Слайд 20

ЗА ПРОТИВ способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления; несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; идет передача опыта старших поколений младшим; способствует использованию знаний в новой ситуации; является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; способствует объединению коллектива и формированию ответственности сложность в организации и проблемы с дисциплиной; подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание невозможность использования на любом материале; сложность в оценке учащихся

Слайд 21

Модульное обучение

Слайд 22

Чем модульное обучение отличается от других способов обучения? Содержание обучения представляется в блоках. Общение учителя и ученика осуществляется через модуль плюс личное индивидуальное общение Ученик максимум времени работает самостоятельно, учится целеполаганию , самопланированию , самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Наличие модулей с печатной основой позволяет индивидуализировать работу с детьми

Слайд 23

Какова система действий учителя? Разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Разработать технологическую карту урока. Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей Обратная связь осуществляется в сочетании с самоуправлением, учением со стороны школьников.

Слайд 24

Что такое технологическая карта? Чем она отличается от планирования? Карта имеет много общего с планированием: в ней указывается тема, количество часов, цель обучения, тип урока , форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоения способов учебной деятельности, выделяются умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Слайд 25

Технологическая карта . цель Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь Формируемая область понимания Умения и навыки Педагогическая технология Модульное обучение контроль Само-, взаимоконтроль, экспертный контроль

Слайд 26

Типы учебных занятий урок изучения новых знаний урок закрепления знаний урок комплексного применения знаний урок обобщения и систематизации знаний урок контроля, оценки и коррекции знаний

Слайд 27

Оценочная деятельность ученика : Самооценка Взаимооценка П рогностическая оценка

Слайд 28

Как изменяется работа учителя при переходе на модульное обучение? Учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Учащиеся могут оценить себя и товарищей по разработанным учителем критериям. Прежде чем учить ребенка на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы, а затем использовать эти способы для овладения новым содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение о инновационных технологиях

Данное сообщение можно использовать при работе на методической кафедре....

Сообщение по теме "Технология СОУ"

В материале дано описание технологии совершенствования общеучебных навыков (СОУ). Использовано для выступления на методическом обединении учителей начальных классов...

Сообщение «Использование инновационных технологий по изобразительной деятельности с целью улучшения качеств знаний учащихся с ОВЗ»

Главное - передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для ребенка качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым ребенок воплощает свой замысел, выражает свое с...

Сообщение по теме «Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС».

Вданной статье говорится о новой системе оценивания - Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?...

Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.

Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....

Сообщение Влияние современных технологий

Сообщение "Влияние современных технологий"...