Открытый урок "Народная кукла - Берегиня"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Белова Мария Александровна

по внеурочной деятельности "Умелые ручки" на тему "Народная кукла - Берегиня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kukla.pptx1.36 МБ
Файл kukly2.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В забытом слове Берегиня , Не только звуков красота, Оно - воспетая богиня, Любви и верности мечта. И на Руси такое званье, Дарили женщине-жене, Кому природное призванье Давало главной быть в семье. Она голубка и орлица, Над колыбелью и гнездом, Старуха, мать или девица, Всегда с спасительным венцом. И все живое и благое, От рода женского пошло, А бескорыстие святое, Тепло и нежность сберегло. М.Ф. Василенко

Слайд 3

Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей. Оберег – это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь Лад, красоту, порядок.

Слайд 4

Кукла «Масленица»

Слайд 5

Кукла « Крупеничка » или « Зерновушка »

Слайд 6

Кукла « Десятиручка »

Слайд 7

Кукла «На счастье»

Слайд 8

Кукла «Северная берегиня »

Слайд 9

« Берегиня »

Слайд 10

Благодарю за внимание.



Предварительный просмотр:

Ход занятия

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на уроке, и, надеюсь, что мы все будем дружно работать.

В забытом слове Берегиня,
Не только звуков красота,
Оно - воспетая богиня,
Любви и верности мечта.
И на Руси такое званье,
Дарили женщине-жене,
Кому природное призванье
Давало главной быть в семье.
Она голубка и орлица,
Над колыбелью и гнездом,
Старуха, мать или девица,
Всегда с спасительным венцом.
И все живое и благое,
От рода женского пошло,
А бескорыстие святое,
Тепло и нежность сберегло.
М.Ф. Василенко Слайд

2.Мотивация в деятельности

- Чтобы поверить вашу внимательность и настроиться на работу сыграем в игру «Топай-хлопай»:

- Если я произнесу название инструмента, вы хлопаете в ладоши, а если услышите названия материалов - топайте ногами. Начнем.

Ткань, бумага, ножницы, картон, игла, древесина, молоток, пила, пластилин, топор, линейка.

3.Сообщение цели урока

- Молодцы! Я вижу, что вы сообразительные и внимательные. В начале урока я почла стихотворение. О чем оно?

- Кто уже догадался, о чем мы станем говорить на занятии, и что изготовлять?

- Правильно, это кукла. Слайд

- А что же такое кукла?

- Есть ли у вас куклы дома? Какие любимые?

- А знаете ли вы, что куклы появились в глубокой древности?

4.Беседа по теме занятия

- Ведь сначала кукла вовсе не была игрушкой. Их изготавливали из разных материалов (глины, древесины, ткани, ниток) и просили о помощи. Если то, о чем просили, исполнялось - куклу благодарили, кормили. А если не исполнялось - её выбрасывали. И тогда их подбирали дети. Постепенно эти куклы стали оберегами.

- Как вы думаете, что обозначает это слово? А вот как объясняется это слово в словаре. Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей. Оберег – это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь Лад, красоту, порядок. Слайд

- Помните ли вы сказку «Василиса Прекрасная и Баба-Яга»? Куда посылала мачеха девочку за огнем? Что у неё было с собой? Только лишь куколка подаренная матерью. Но злая ведьма ничего не смогла с ней сделать.

«Иди домой, благословенная дочка!»- сказала Баба-Яга, увидев куколку.

- Вот какой силой обладали эти простые куколки!

- Таких кукол-оберегов было несколько видов. Посмотрите на экран.

 - Кукла- масленица считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Слайд

-  А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничку". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Слайд

- Кукла - десятиручка  помогала девушке, которая недавно вышла замуж в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Слайд

- Кукла на счастье Слайд

- «Северная берегиня» Слайд

Делали её в северных районах России, а ещё ставили эту куклу в северный угол избы. И она берегла всю семью, приносила мир и покой в дом.

5.Практическая работа

- И сегодня я предлагаю вам тоже изготовить себе куколку.

- Называется она "Берегиня". Слайд

- Как думаете, почему у неё такое название?

- У древних славян Берегиня - это богиня, которая бережет и охраняет все живое. Богини оберегали людей от злых духов, предсказывали, что будет в будущем. Берегини спасали людей от козней чертей, водяного и кикимор, помогая им добраться до берега. Спасали маленьких детей упавших в воду, они олицетворяли собой добрые силы природы. Они проявляли заботу о посевах и о своевременном дожде для них. Берегини - божества плодородия и влаги, они поливали росой поля из волшебных рогов.

- Для того чтобы изготовить "Берегиню" нам понадобятся ткань четырех видов и нитки.

- Когда делают куклы-обереги, ножницами и иглами пользоваться не рекомендуется, чтобы жизнь была не колючая и резаная.

- Скручиваем ткань в трубочку так, как показано на экране. Сверху накрываем кусочком белой ткани.

- Возьмите нитки и перевяжите, выделив голову. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета. 

- Далее делаем ручки у куклы и перевязываем два свободных конца ткани нитью, таким образом делая талию нашей берегини.  

- Берем кусочек ткани, делаем юбочку нашей куколке. Посмотрите на слайд. сначала мы закрываем кусочком ткани лицо и руки куколки и по линии нашей талии завязываем этот кусочек ткани. Отгибаем этот кусочек ткани вниз. Далее таким же образом делаем фартучек нашей куколке.

- Теперь займемся головным убором. Помещаем платок на голову, завязываем.

- Наша берегиня готова. Надеюсь, что она будет помогать и оберегать вас и ваших близких.

6.Рефлексия деятельности:

- Как вы запомнили, когда появились первые куклы?

- Из чего их делали?

- Названия, каких кукол вы запомнили?

- Молодцы!!

- Оцените, пожалуйста, свою работу. В этой коробочке находятся цветы. Подарите своей кукле фиолетовый цветок, если вы считаете, что работали хорошо, со всеми заданиями справились, научились чему-то новому. Подарите розовый цветок, если только часть заданий вы выполнили, и дарите белый цветок, если вы ничему не научились, и было совсем неинтересно.

- Я рада, что вам понравилось наше занятие.  Слайд

- Спасибо за работу. До свидания

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Берегиня».

Задачи мастерской:

  1. Познакомить с историей возникновения куклы, разными видами народной куклы
  2.  Познакомить с изготовлением традиционной куклы
  3. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать индивидуальные творческие способности.
  5. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.
  6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
  7. Познакомить с новыми словами и их значениями: «зерновушка»,  «оберег», «лоскут», «десятиручка»

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, образец куклы, ситцевая ткань 4 расцветок  размером 20 х 20 см по количеству человек, шерстяные или хлопковые нитки, лоскуты красной ткани для платков, ножницы, ленты.

 Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная

Литература

  1. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 200
  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007
  3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.+ вкл.
  4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль,
  5.    http://oberejie.ru/zakrutka.htm Кукла закрутка
  6.   http://www.rukukla.ru/article/trya/happydoll.htm
  7.    http://stranamasterov.ru
  8. Сайт ДЕТСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Виктории Кузнецовой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по программе: «Волшебный мир тряпичной куклы» на тему: «Связующая нить»

Методический проект «Новое педагогическое образование»Направление «Траектория будущего»Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива» Отк...

Сценарий открытого занятия кружка "Умелые ручки"- творческая мастерская "Северная берегиня"

Цель этого занятия познакомить детей с историей народной игрушки, с технологией изготовления народной куклы "Северная берегиня" . Задачи занятия: Познакомить с историей возникновения куклы,...

Уральская кукла - берегинья Подготовительная группа

Цель: познакомить детей с историей развития кукол оберегов, подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции ....

Кукла – оберег «Северная берегиня»

Знакомство с куклами-оберегами позволит познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа. Этому и посвящено данное занятие....

Занятие №48 Дата проведения 22.11.20г.. Тема занятия: "Изготовление куклы «Берегиня». Изготовление основных деталей"

Наши предки всегда использовали различные обереги для защиты дома от недобрых сил. Одно из важных мест среди них занимала кукла Берегиня. Изготавливалась она из ветоши в каждой сем...

Открытый урок "Кукла из ниток"

В программе начального образования предмета "Технология"  предусмотрен урок: "Одежда, ткань, нитки" . Изделие  "Кукла из ниток". На котором ребята с удовольстви...

Подарок для мамы - кукла "Берегиня"

Каждому ребенку хочется для мамы сделать необычный и значимый подарок. Таким подарком может стать обереговая кукла "Берегиня". Изготовить её сможет ребёнок обладающий минимальными навыками ш...