уроки развития речи для учащихся СКОУ VIIIвида. 1 класс.
план-конспект урока (1 класс) на тему

кондратенко марина жановна

Уроки по развитию устной речи на основе ознакомления с домашними животными: кошкой и собакой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshka._sobaka.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Домашние животные. Кошка.

Цель: Выявить знания детей по теме;

            расширить их представление о домашних животных.

Оборудование: Опорный план, серия картинок «Мышка и рваный ботинок»,картинка кошки,

Ход урока.

/ Организационный момент.

а)        Составление осколочных картинок домашних животных и их определение (корова, лошадь, кошка, собака, свинья, коза).

б)        Упражнение на внимание. Учащимся предлагается таблица (5x5) из картинок с изображением различных животных; кошка там встречается 4-5 раз.
Задание: определить, какое животное встречается чаще всего?

II. Актуализация опорных знаний и представлений:

а)        — Сегодня мы поговорим о домашнем животном. А о каком, вы должны угадать! Загадка:

«Отворилась тихо дверь —

 И вошел усатый зверь.

 Сел у печки, хмурясь сладко,

 И умылся серой лапкой.

 Берегись, мышиный род —

 На охоту вышел ...» (кот)

б)        Рассматривание кошки, выделяя отдельные части её тела и описывая их.

  • Какая кошка по размеру?
  • Чем покрыто тело кошки?
  • Какая шерсть?
  • Есть ли хвост?
  • Какой?
  • Сколько лап?
  • Как ходит кошка?
  • Какая мордочка? Круглая, маленькая.
  • Что на мордочке у кошки? Усы.
  • Какие? Длинные, черные.
  • Зачем человеку нужна кошка? Кошка ловит мышей. Она приносит пользу.
  • Что еще любит кошка? Молоко, рыбу.

III. Физминутка.

Используются упражнения на имитацию движений кошки.

Словарь: кошка лижет лапки, умывается, прыгает, выгибает спинку, лакает, сидит и т.д.

IV. Изучение нового.

а)        Составление рассказа по серии картин. («Мышка и рваный ботинок».)

Сначала детям даётся 3 картинки, и они ставят картинки в определённой последовательности.

б)        Затем, используя вопросы учителя, дети составляют по каждой картинке предложения:

  • Кого увидела кошка?
  • Что она хотела сделать?
  • Куда спряталась мышка?
  • Поймала кошка мышку или нет?
  • Почему?..

После этого дети придумывают название к рассказу.

Наиболее сильным детям предлагается изложить этот рассказ у доски.

Примерный рассказ: «Кошка увидела мышку и хотела её поймать. Мышка спряталась в ботинок. Кошка сунула в ботинок лапу. Но мышка убежала — ботинок был дырявый. Кошка не смогла поймать мышку».

в)        В конце урока детям можно предложить стихотворение
«Кот — разбойник» для заучивания наизусть.

Из окна увидел я

Кот напал на воробья.

Чуть он бедного не съел.

Я на помощь подоспел.

Жать, что не было кнута —

Наказал бы я кота,

Чтоб он птичек не губил,

А мышей и крыс ловил.

V. Итог.

Тема: Домашние животные. Собака.

Цель: Уточнить представления учащихся о домашних животных.

           Формировать умение сравнивать на примере кошки и собаки.

Оборудование. Карточка № 1,2, 3; пособия для составления предложений, картинки   домашних животных.

Ход урока.

/ Организационный момент.

а)        Упражнение на развитие словаря.

Задание: «Сядет тот, кто скажет, какую пользу приносит человеку данное животное».

Учитель показывает, чередуя картинки, домашних животных: кошку, корову, лошадь, собаку.

б)        Упражнение на внимание. «Запомни как можно больше деталей».

Учитель показывает сюжетную картинку.

II Повторение пройденного материала.

а)        Беседа: «О ком мы говорили на прошлом уроке?
Покажите в воздухе контур тела кошки.

    Опишите кошку.
Какая она?» (На доску выставляется несколько карточек № 1, по которым учащиеся подбирают словарь прилагательных: серая, пушистая, ловкая, ласковая...)

б)        «Что умеет делать кошка?». Использовать карточки № 2 (прыгать, ласкаться, лазить, лакать...).

   Какую пользу приносит кошка?

III. Сообщение темы урока.

а)        Составление разрезной картинки (собака). По составленной картинке дети делают заключение, о ком пойдет речь на уроке.

б)        Вводная беседа.

Рассматривание разных картинок собак и выделение общих признаков: морда, пасть, шерсть, 4 лапы, хвост...

Нахождение отличий: цвет, размер, назначение...

в) «Как называется дом, в котором живёт собака?» (Конура, будка.)

ГУ. Физминутка.

Проводится игра в мяч «Назови ласково»

кошка — кошечка,

собака — собачка,

лошадь — лошадка,

корова — коровка,

коза — козочка.

V.        Изучение нового.

Рассказ учителя о собаке (с показом картинок).

— Человек издавна приручил собаку, т.к. она была ему помощником.

Собаки бывают разные: и большие и маленькие: и с длинной шерстью, лохматые, и с короткой гладкой шерстью. Но все они очень преданы своему хозяину, всегда его защищают.

Обычно у собак есть ошейник, и водят их на поводке, а злым и большим собакам надевают намордники.

Питаются собаки мясом и очень любят грызть кости, потому что у собак крепкие зубы и сильные клыки.

VI.        Закрепление.

а) Составление предложений по специальным картинкам с использованием карточек.

Учитель выставляет на доску картинку с изображением собаки, а рядом карточку № 2. После этого, показывая разные картинки, учитель просит учащихся составить предложения из двух слов, где первым словом будет слово «собака».

Например: «Собака лежит. Собака лает. Собака грызет».

После этого показываются 2 картинки, одна из которых закрыта.

Дети составляют по ним предложения: «Собака бежит...»

После этого открывается закрытая картинка и на доску выставляется карточка № 4, и учитель спрашивает ребят: «Кто может дополнить предложение о собаке?» И дети добавляют, как умеют.

В результате с помощью учителя составляется предложение: «Собака бежит за зайцем.»

Затем составляются предложения по другим аналогичным картинкам.

После этого предлагаются детям обычные картинки и общая схема предложения:

б)        Сравнение собаки и кошки. (Для сравнения используется опорный план.)

Задание: «Найти общее в строении, поведении кошки и собаки. (Животные, домашние, 4 лапы, тело покрыто шерстью, бегают, прыгают.)

Чем отличаются эти животные? (Размером, лазает по деревьям, лает, мяукает.)»

В это время учитель на доске в таблице «Общие и различные признаки» фиксирует названные учебниками отличительные признаки, выставляя треугольники, а общие отмечая кружком. Затем учащиеся по этим опорам повторяют выделенные ими отличия.

в)        Приблизительный рассказ: «Это кошка и собака. Они домашние животные. Они живут с человеком. У собаки шерсть длинная и жёсткая, а у кошки короткая и
мягкая. У собаки есть щенята, а у кошки — котята. Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей».

Для более слабого уровня по картинкам «Кошка с котятами» и «Собака со щенятами» просто набирается словарь по вопросам:

  • Кто это? (Собака — щенята — щенок.)
  • Какие они? Что они делают?

VII Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Урок развития речи для учащихся 3 класса школы V вида по теме "Осень"

Конспект по развитию речи для учащихся 3 класса школ V вида включает в себя разнообразные задания по формированию лексико-грамматической стороны речи. Работа на уроке строится по системе слово - слово...

Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.

Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли контрольные дик...

Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 – 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3-4 классов коррекционной школы 8 вида...

Творческие работы по развитию речи для учащихся 1х -2х классов.

В папке размещены разноуровневые задания по русскому языку....

Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических, грамматических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников э...

Сборник упражнений "Развитие речи" для учащихся 1-4 классов.

Данный материал представляет страницы для сборки тетради. В сборнике представлены упражнения на порядок слов в предложении, на установление связи в предложении, на формирование умения осознавать тему ...