Урок развития речи для учащихся 3 класса школы V вида по теме "Осень"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Прокудина Наталья Викторовна

Конспект по развитию речи для учащихся 3 класса школ V вида включает в себя разнообразные задания по формированию лексико-грамматической стороны речи. Работа на уроке строится по системе слово - словосочетание - предложение - текст и позволяется учащимся с ТНР в конце урока самостоятельно составить связный рассказ по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 3 классе

Тема: «Осень».

Цели:

коррекционно-образовательные цели:

  • обогащать и активизировать словарь по теме «Осень»;
  • упражнять в практическом употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными.
  • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-развивающие цели:

  • развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
  • развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки звукового анализа и дифференциации;
  • развивать общую моторику;
  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • воспитывать интерес к живой природе;
  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: изображение листьев, стихотворение каждому ученику, карточки со словами, пиктограммы.

Ход урока

I Организационный момент

II Речевая разминка

  1. Упражнение «Листочки»

Ребята, подул осенний ветерок и принес на ваши парты листочки с разных деревьев. Давайте подумаем, с каких деревьев эти листья и как они правильно называются.

Клён – кленовые,

Рябина – рябиновые,

дуб – дубовые,

берёза – березовые,

ива – ивовые.

Дыхательная гимнастика

Положите свой листочек на ладошку и подуйте на него, чтобы он взлетел.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, а какие ваши листочки? (разноцветные). Почему листья поменяли свой цвет и прилетели к нам на урок? Почему они не остались на деревьях? (наступила осень).

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить про осень, составлять словосочетания и предложения про это чудесное время года. А в конце урока мы с вами придумаем красивый рассказ про осень.

  1. Речевая разминка.
  • Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) .
  • Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя)
  • Как можно назвать осень в октябре? (Золотая)
  • Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)
  • Какое время года было перед осенью? (Лето)
  • Какое будет после осени? (Зима)

Чтение стихотворения про осень:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Объясните выделенные слова.

Запись в тетради числа, классной работы и темы урока «Осень».

III Работа по теме урока

  1. Работа над словом.

а) Вот снова подул осенний ветер и принес к нам слова, связанные с осенью. Вы должны прочитать их, запомнить и записать в тетрадь:

осень

листопад

дождь

лужи

б) А сейчас я зачитаю вам другие осенние слова. Вам нужно их запомнить и записать в тетрадь:

птицы

ветер

листья

тучи

 в) А теперь давай те эти слова назовем ласково:

птицы – птички,

ветер – ветерок,

листья – листочки,

тучи – тучки.

С какой частью речи мы сейчас работали? (с существительными)

  1. Работа над словосочетанием.

Работа в парах.

И снова подул наш осенний ветерок и принес вам на парты новое интересное задание. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать в парах.

На каждой парте лежит своё существительное. Прочитайте его. Вам нужно из предложенного списка прилагательных выбрать только те, которые подходят  к вашему существительному. Подчеркнуть их и записать в тетрадь. После этого придумать своё прилагательное и записать его.

Существительные: осень, солнце,  небо, листья, животные, одежда.

Прилагательные:  золотая, пасмурное, низкое,  демисезонная, разноцветные,  холодная, осеннее, тусклое, яркие, запасливые, тёплая, занятые.

Давайте разберем пример:

Осень – золотая, холодная, поздняя.

На доске пиктограммы (осень, солнце,  небо, листья, животные, одежда).

Проверка:

Солнце – осеннее, тусклое, низкое.

Небо – пасмурное, низкое, мрачное.

Листья – яркие, разноцветные, красочные.

Животные – запасливые, занятые, сонные.

Одежда – демисезонная, тёплая, осенняя.

 Физминутка: 

Шлёп-шлёп-шлёп - иду по лужам. Ритмичное постукивание ладонями по

коленям.

Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. Ритмичное притопывание.

Кап-кап-кап – мне зонтик нужен. Поднять руки вверх и ритмично

встряхивать

кистями.

Оп-оп-оп – вода по спинке. Ритмичное похлопывание ладонями по

спине.

Буль-буль-буль – упала шапка. Выполняют «пружинку».

Ой-ой-ой – кругом вода. Ритмично кружатся.

Да-да-да – себя так жалко. Качают головой.

Одевайтесь в дождь всегда!

  1. Работа с предложением.

а) Подберите к каждой пиктограмме глагол.

Осень – наступила.

Солнце – не греет.

Небо, тучи – плывут.

Листья – опадают.

Животные – готовятся.

Одежда – надели. 

 

б) Составление предложений. 

Использую существительное, глагол и одно из прилагательных составьте устно предложение по каждой картинке.

Наступила золотая осень.

Осеннее солнце уже не греет.

По пасмурному небу плывут хмурые тучи.

С деревьев опадают разноцветные листья.

Запасливые животные готовятся к зиме.

Люди надели демисезонную одежду.

в) Составление рассказа.

Кто сможет повторить наш рассказ про осень? (2-3 ученика).

г) Работа в тетради.

Запишите то предложение, которое вам понравилось больше всего.

Проверка.

IV Итог урока

О каком времени года мы сегодня говорили?

Какое задание было самое трудное?

Выставление оценок.

Домашнее задание – выучить стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.

На уроке у учащихся будут расширены представления о перелётных птицах, активизируется словарь по данной теме, воспитывается интерес окружающему миру....

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида "Деревья и кустарники"

Даныый урок был  разработан и показан в рамках аттестации на высшую категорию. Это конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 «б»...

конспект урока развития речи в 1 классе школы 1-2 вида

конспект урока развития речи на тему "Осень". 1 класс, школа 1-2 вида...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...