Главные вкладки

    Урок развития речи для учащихся 3 класса школы V вида по теме "Осень"
    план-конспект урока (3 класс) по теме

    Прокудина Наталья Викторовна

    Конспект по развитию речи для учащихся 3 класса школ V вида включает в себя разнообразные задания по формированию лексико-грамматической стороны речи. Работа на уроке строится по системе слово - словосочетание - предложение - текст и позволяется учащимся с ТНР в конце урока самостоятельно составить связный рассказ по заданной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx22.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи в 3 классе

    Тема: «Осень».

    Цели:

    коррекционно-образовательные цели:

    • обогащать и активизировать словарь по теме «Осень»;
    • упражнять в практическом употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными.
    • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

    коррекционно-развивающие цели:

    • развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
    • развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки звукового анализа и дифференциации;
    • развивать общую моторику;
    • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

    коррекционно-воспитательные цели:

    • воспитывать коммуникативные навыки;
    • воспитывать интерес к живой природе;
    • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей.

    Оборудование: изображение листьев, стихотворение каждому ученику, карточки со словами, пиктограммы.

    Ход урока

    I Организационный момент

    II Речевая разминка

    1. Упражнение «Листочки»

    Ребята, подул осенний ветерок и принес на ваши парты листочки с разных деревьев. Давайте подумаем, с каких деревьев эти листья и как они правильно называются.

    Клён – кленовые,

    Рябина – рябиновые,

    дуб – дубовые,

    берёза – березовые,

    ива – ивовые.

    Дыхательная гимнастика

    Положите свой листочек на ладошку и подуйте на него, чтобы он взлетел.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    Ребята, а какие ваши листочки? (разноцветные). Почему листья поменяли свой цвет и прилетели к нам на урок? Почему они не остались на деревьях? (наступила осень).

    Сегодня на уроке мы с вами будем говорить про осень, составлять словосочетания и предложения про это чудесное время года. А в конце урока мы с вами придумаем красивый рассказ про осень.

    1. Речевая разминка.
    • Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) .
    • Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя)
    • Как можно назвать осень в октябре? (Золотая)
    • Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)
    • Какое время года было перед осенью? (Лето)
    • Какое будет после осени? (Зима)

    Чтение стихотворения про осень:

    Листья с деревьев в лесу осыпаются.

    Дождик уныло по крышам стучит.

    Светлое небо с землёю прощается.

    Хмурая осень в окошко глядит.

    Объясните выделенные слова.

    Запись в тетради числа, классной работы и темы урока «Осень».

    III Работа по теме урока

    1. Работа над словом.

    а) Вот снова подул осенний ветер и принес к нам слова, связанные с осенью. Вы должны прочитать их, запомнить и записать в тетрадь:

    осень

    листопад

    дождь

    лужи

    б) А сейчас я зачитаю вам другие осенние слова. Вам нужно их запомнить и записать в тетрадь:

    птицы

    ветер

    листья

    тучи

     в) А теперь давай те эти слова назовем ласково:

    птицы – птички,

    ветер – ветерок,

    листья – листочки,

    тучи – тучки.

    С какой частью речи мы сейчас работали? (с существительными)

    1. Работа над словосочетанием.

    Работа в парах.

    И снова подул наш осенний ветерок и принес вам на парты новое интересное задание. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать в парах.

    На каждой парте лежит своё существительное. Прочитайте его. Вам нужно из предложенного списка прилагательных выбрать только те, которые подходят  к вашему существительному. Подчеркнуть их и записать в тетрадь. После этого придумать своё прилагательное и записать его.

    Существительные: осень, солнце,  небо, листья, животные, одежда.

    Прилагательные:  золотая, пасмурное, низкое,  демисезонная, разноцветные,  холодная, осеннее, тусклое, яркие, запасливые, тёплая, занятые.

    Давайте разберем пример:

    Осень – золотая, холодная, поздняя.

    На доске пиктограммы (осень, солнце,  небо, листья, животные, одежда).

    Проверка:

    Солнце – осеннее, тусклое, низкое.

    Небо – пасмурное, низкое, мрачное.

    Листья – яркие, разноцветные, красочные.

    Животные – запасливые, занятые, сонные.

    Одежда – демисезонная, тёплая, осенняя.

     Физминутка: 

    Шлёп-шлёп-шлёп - иду по лужам. Ритмичное постукивание ладонями по

    коленям.

    Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. Ритмичное притопывание.

    Кап-кап-кап – мне зонтик нужен. Поднять руки вверх и ритмично

    встряхивать

    кистями.

    Оп-оп-оп – вода по спинке. Ритмичное похлопывание ладонями по

    спине.

    Буль-буль-буль – упала шапка. Выполняют «пружинку».

    Ой-ой-ой – кругом вода. Ритмично кружатся.

    Да-да-да – себя так жалко. Качают головой.

    Одевайтесь в дождь всегда!

    1. Работа с предложением.

    а) Подберите к каждой пиктограмме глагол.

    Осень – наступила.

    Солнце – не греет.

    Небо, тучи – плывут.

    Листья – опадают.

    Животные – готовятся.

    Одежда – надели. 

     

    б) Составление предложений. 

    Использую существительное, глагол и одно из прилагательных составьте устно предложение по каждой картинке.

    Наступила золотая осень.

    Осеннее солнце уже не греет.

    По пасмурному небу плывут хмурые тучи.

    С деревьев опадают разноцветные листья.

    Запасливые животные готовятся к зиме.

    Люди надели демисезонную одежду.

    в) Составление рассказа.

    Кто сможет повторить наш рассказ про осень? (2-3 ученика).

    г) Работа в тетради.

    Запишите то предложение, которое вам понравилось больше всего.

    Проверка.

    IV Итог урока

    О каком времени года мы сегодня говорили?

    Какое задание было самое трудное?

    Выставление оценок.

    Домашнее задание – выучить стихотворение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

    Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

    Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.

    На уроке у учащихся будут расширены представления о перелётных птицах, активизируется словарь по данной теме, воспитывается интерес окружающему миру....

    Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида "Деревья и кустарники"

    Даныый урок был  разработан и показан в рамках аттестации на высшую категорию. Это конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 «б»...

    конспект урока развития речи в 1 классе школы 1-2 вида

    конспект урока развития речи на тему "Осень". 1 класс, школа 1-2 вида...

    Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

    Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

    Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

    ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...