Реализация национально-регионального компонента на уроках развития речи в начальных классах школы V вида (для детей с ТНР).
статья по логопедии по теме

Черепова Ольга Геннадьевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация национально-регионального компонента

на уроках развития речи в начальных классах школы 5 вида (для детей с ТНР)

Черепова О.Г. - учитель-логопед

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 22

В законе "Об образовании" (ст. 7) закреплены два компонента государственного образовательного стандарта - федеральный и региональный. Федеральный стандарт обеспечивает единство образовательного пространства в Российской федерации. Национально-региональный компонент является источником изучения природных, социокультурных, экономических особенностей региона. Введение в содержание данного компонента важно, так как это способствует формированию личности, способной к дальнейшей социализации по месту рождения и проживания, воспитанию патриотизма.

дети с ограниченными возможностями здоровья особенно сложно воспринимают такие понятия как "родина", "традиции". "гражданственность" и т.п. Поэтому реализации национально-регионального компонента в нашей школе уделяется большое значение. Используется многообразие традиционных и коррекционных форм работы с обязательным включением национально-регионального компонента. Цель:

-формировать интерес к культурному наследию республики Карелия

-повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению

-воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств на примере национальных традиций и обычаев.

Основные принципы:

-доступность материала, его адаптация к возрастным возможностям и психологическим особенностям, потребностям и интересам детей

-опора на жизненный опыт и знания учащихся

-использование разнообразных форм и методов обучения

Наиболее интересными для детей и эффективными в плане усвоения являются комплексные познавательные занятия, включающие в себя:

-изучение национальной литературы (карельские сказки, эпос)

-использование карельского фольклора (поговорки, загадки, пословицы)

-использование элементов исследовательской деятельности (изучение значений слов, фактов из истории и т.п.)

-использование на занятиях элементов ручного труда

-экскурсии

Коррекционно-лингвистический курс, реализуемый в школах 5 вида, предполагает проведение уроков "Развитие речи(окружающий мир)" по теме "Родная страна". Один из уроков - "Послания из прошлого", помог учащимся 2 класса познакомиться с историей своего края.

Цель: Ознакомление с петроглифами: наскальными рисунками, расположенными на территории Карелии

Предварительная работа: экскурсия в Национальный музей Республики Карелия, экспозиция "Из глубины веков"

оборудование:

  • Мультимедиапрезентация "Послания предков", DVD фильм "Петроглифы Заонежья"
  • Национальная одежда для всех обучающихся и взрослых
  • Часть класса оформлена как старинная пещера (шкуры, камни большие и маленькие)
  • Бубны и палки для проведения психокоррекционной паузы
  • Ксерокопии изображений петроглифов
  • Солёное тесто для изготовления "Послания потомкам"

Структура урока. Методы и приёмы, используемые на занятии:

Вводная часть:

1. Мультимедиапрезентация "Послания предков"

2. Постановка проблемного вопроса: откуда известно о жизни древних людей?

3. Знакомство со значением слова "петроглифы"

4. Перемещение с помощью игрового приёма в "древний мир" (переход по волшебным карточкам)

Основная (практическая) часть:

1. Как общались наши предки? Знакомство со способами передачи информации при помощи мимики и жестов (например: "я поймал зайца и обрадовался")

2. Петроглифы как способ передачи информации: знакомство с петроглифами Заонежья (рассматривание ксерокопий)

3. Изготовление "Послания потомкам": камнем о камень, из солёного теста

Заключительная часть:

1. Просмотр и обсуждение DVD фильма "Петроглифы Заонежья", с целью формирования потребности изучать, гордиться и беречь историю родного края.

Грамотное использование на уроке материалов национально-регионального компонента способствовало формированию у обучающихся целостных знаний о родном крае, развитию творческих и исследовательских умений, воспитанию любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Конспект урока по письму для 2 класса школы 8 вида для детей с недостатками интеллектуального развития

Конпект урока по теме "Различение букв и звуков" (1 четверть)по письму для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида "Деревья и кустарники"

Даныый урок был  разработан и показан в рамках аттестации на высшую категорию. Это конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 «б»...

конспект урока развития речи в 1 классе школы 1-2 вида

конспект урока развития речи на тему "Осень". 1 класс, школа 1-2 вида...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...