Главные вкладки

    Реализация национально-регионального компонента на уроках развития речи в начальных классах школы V вида (для детей с ТНР).
    статья по логопедии по теме

    Черепова Ольга Геннадьевна

    Статья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx16.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация национально-регионального компонента

    на уроках развития речи в начальных классах школы 5 вида (для детей с ТНР)

    Черепова О.Г. - учитель-логопед

    Специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат № 22

    В законе "Об образовании" (ст. 7) закреплены два компонента государственного образовательного стандарта - федеральный и региональный. Федеральный стандарт обеспечивает единство образовательного пространства в Российской федерации. Национально-региональный компонент является источником изучения природных, социокультурных, экономических особенностей региона. Введение в содержание данного компонента важно, так как это способствует формированию личности, способной к дальнейшей социализации по месту рождения и проживания, воспитанию патриотизма.

    дети с ограниченными возможностями здоровья особенно сложно воспринимают такие понятия как "родина", "традиции". "гражданственность" и т.п. Поэтому реализации национально-регионального компонента в нашей школе уделяется большое значение. Используется многообразие традиционных и коррекционных форм работы с обязательным включением национально-регионального компонента. Цель:

    -формировать интерес к культурному наследию республики Карелия

    -повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению

    -воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств на примере национальных традиций и обычаев.

    Основные принципы:

    -доступность материала, его адаптация к возрастным возможностям и психологическим особенностям, потребностям и интересам детей

    -опора на жизненный опыт и знания учащихся

    -использование разнообразных форм и методов обучения

    Наиболее интересными для детей и эффективными в плане усвоения являются комплексные познавательные занятия, включающие в себя:

    -изучение национальной литературы (карельские сказки, эпос)

    -использование карельского фольклора (поговорки, загадки, пословицы)

    -использование элементов исследовательской деятельности (изучение значений слов, фактов из истории и т.п.)

    -использование на занятиях элементов ручного труда

    -экскурсии

    Коррекционно-лингвистический курс, реализуемый в школах 5 вида, предполагает проведение уроков "Развитие речи(окружающий мир)" по теме "Родная страна". Один из уроков - "Послания из прошлого", помог учащимся 2 класса познакомиться с историей своего края.

    Цель: Ознакомление с петроглифами: наскальными рисунками, расположенными на территории Карелии

    Предварительная работа: экскурсия в Национальный музей Республики Карелия, экспозиция "Из глубины веков"

    оборудование:

    • Мультимедиапрезентация "Послания предков", DVD фильм "Петроглифы Заонежья"
    • Национальная одежда для всех обучающихся и взрослых
    • Часть класса оформлена как старинная пещера (шкуры, камни большие и маленькие)
    • Бубны и палки для проведения психокоррекционной паузы
    • Ксерокопии изображений петроглифов
    • Солёное тесто для изготовления "Послания потомкам"

    Структура урока. Методы и приёмы, используемые на занятии:

    Вводная часть:

    1. Мультимедиапрезентация "Послания предков"

    2. Постановка проблемного вопроса: откуда известно о жизни древних людей?

    3. Знакомство со значением слова "петроглифы"

    4. Перемещение с помощью игрового приёма в "древний мир" (переход по волшебным карточкам)

    Основная (практическая) часть:

    1. Как общались наши предки? Знакомство со способами передачи информации при помощи мимики и жестов (например: "я поймал зайца и обрадовался")

    2. Петроглифы как способ передачи информации: знакомство с петроглифами Заонежья (рассматривание ксерокопий)

    3. Изготовление "Послания потомкам": камнем о камень, из солёного теста

    Заключительная часть:

    1. Просмотр и обсуждение DVD фильма "Петроглифы Заонежья", с целью формирования потребности изучать, гордиться и беречь историю родного края.

    Грамотное использование на уроке материалов национально-регионального компонента способствовало формированию у обучающихся целостных знаний о родном крае, развитию творческих и исследовательских умений, воспитанию любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины.

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

    Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

    Конспект урока по письму для 2 класса школы 8 вида для детей с недостатками интеллектуального развития

    Конпект урока по теме "Различение букв и звуков" (1 четверть)по письму для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

    Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида "Деревья и кустарники"

    Даныый урок был  разработан и показан в рамках аттестации на высшую категорию. Это конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 «б»...

    конспект урока развития речи в 1 классе школы 1-2 вида

    конспект урока развития речи на тему "Осень". 1 класс, школа 1-2 вида...

    Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

    Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

    Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

    ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...

    О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

    Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...