НЕТРАДИЦИОНАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ- ГРАТТАЖ
методическая разработка на тему

Лазарева Людмила Николаевна

Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с школьниками. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены этапы обучения новой техники рисования. Педагоги познакомились с техникой «граттаж», этапами обучения детей, создали творческие работы в новой технике, рисуя гуашью и восковыми мелками.  Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения выполнения техники «граттаж»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tehnika_risovaniya_-_grattazh.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Берлибашская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Мастер-класс

«НЕТРАДИЦИОНАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ- ГРАТТАЖ»

        

Составитель:

                                                               Лазарева  Л.Н.

                                                               учитель начальных классов,

                                                               высшей квалификационной                                                                                                                                     категории

                                                               

                

                         2015  уч.год

Мастер-класс  

«НЕТРАДИЦИОНАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ- ГРАТТАЖ»

Задачи:

  • Познакомить   участников  мастер - класса с   техникой  «граттаж»; 
  • развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
  • вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Задание: Уметь загрунтовать основу под рисунок и создать рисунок путем процарапывания заточенной палочкой

Оборудование: белые листы плотной бумаги или белого не глянцевого картона, восковые  карандаши,  гуашь любого  цвета (желательно тёмных  тонов),  широкая кисть, инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица или  ножницы).                                                                               Детские работы, выполненные в технике «граттаж».

Ход занятия:

1.Ритуал приветствия

Цель: создание положительного эмоционального фона.

-Уважаемые коллеги, какое у вас настроение? Если хорошее, то руки в стороны, если грустное, то ладошки вместе. По моему счету 1-2-3, настроение покажи. Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение (если у кого-то плохое, выразить надежду о изменении в лучшую сторону)…

2.Активизация и  мотивация для работы.

«Каждый человек ищет свой путь и я в том числе,  а еще я ищу тропинки» –– в этих словах отражается и моя жизненная, а значит, и педагогическая философия. Ведь вся моя жизнь подчинена профессии. Это делает меня поистине счастливой. Одна из таких тропинок привела меня к освоению нетрадиционной техники графики, и мой мастер-класс посвящен ей, удивительной техники «Граттаж»

В ИЗО немало разных техник,

Я, как учитель, знаю их.

И цель передо мной такая-

                                     Тому, что знаю, научить других.

-Я приглашаю педагогов на мастер класс/

Вам о граттаже расскажу я,

Он вызывает интерес

У людей  любого возраста,

Ведь каждый хочет в мир чудес !

      Слайд 2,3   Граттаж – это оригинальная техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом. Так как название метода происходит от французского слова «gratter», что в переводе означает «царапать», или «скрести».  Граттаж также очень часто называют и техникой царапания, воскография, гравьюра

    В России этот способ впервые применил  художник  Мстислав Дубожинский в начале 20 века.

            Слайд 4,5 Для  работы  нам  потребуются  следующие  материалы:

  • обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;
  • восковые мелки или пастель (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след);
  • гуашь, лучше темных тонов;
  • широкая кисть;
  • инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица или  ножницы).

      Несмотря на сложное название, эта техника выполняется  легко  и  поддается творческому осмыслению.  

Граттаж применяется обычно в работе с деревом, пластиком или металлом.

        Рассмотрите работы учащихся, выполненные в этой технике. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике.  Это линия, штрих, контраст. 

         Показ  работ, выполненные в технике «граттаж».

И так,  приступаем к работе. 

Шаг 1. Слайд 6

Для начала надо закрасить лист  тонкого  картона восковыми мелками. Закрашивать можно в произвольном порядке – главное чтобы вся поверхность была заштрихована без пробелов.

 Можно заменить восковые мелки обычной парафиновой свечкой, и натереть ею лист цветного картона с шероховатой поверхностью.

Шаг 2. (Слайд 7)

После того, как поверхность листа полностью закрашена мелками, надо покрыть ее слоем гуаши.  Маленький секрет- чтобы краска не скатывалась и ложилась равномерно в гуашь можно добавить капельку жидкого мыла.

Возьмите большую кисточку и нанесите краску на лист толстым слоем.

Оставьте загрунтовку для картинки в покое до полного высыхания

Шаг 3. Слайд 8

После того как гуашь полностью высохнет, можно приступать к рисунку. Процарапывать его надо заостренным концом деревянной палочки  или любым  острым  предметом. Но мы с вами не будем ждать эти 10 минут, а приступим к работе сразу же, на заранее приготовленных заготовках моими учениками.

Слайд 9

Тема композиции: «Конкурс «Учитель года  Кайбицкого муниципального района», символом нашего района является  дерево- дуб, поэтому заготовки мы выполнили именно в этой форме, в форме  дубового листочка.  И,  свои чувства и эмоции, связанные с этим днем, выразите в ваших работах. Создайте образ настроения, если вам тепло нарисуйте солнце, если уютно - плед, если грустно- дождик, весело- улыбку вы можете изображать и другие предметы, созвучные вашему настроению.

Осторожно процарапайте все контуры вашего рисунка.

             При обучении детей  граттажу  необходимо помнить о технике безопасности!  Младшим детям в качестве инструмента лучше давать не слишком острые предметы, деревянные или пластмассовые.

Слайд  - 10

      Работы,  выполненные  в  технике «граттаж». 

И вот в результате целое дерево ваших ярких впечатлений, эмоций, ваших улыбок, которую я от чистого сердца дарю всем.

Рефлексия:

Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?

Насколько трудно/легко было выполнять?

Какой этап работы  вам больше всего понравился ? Почему?

- Уважаемые коллеги , спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.

Чтоб не забыли технику «Граттаж»

О ней буклет на память наш.                                        

 Р. S -Учитель жить без творчества не может,

Без любопытных взглядов детских глаз,

Хотя   на близких не хватает

С работой нашей времени подчас.

   

   Но знаю, что окупиться старицей

   Нелегкий наш, но благородный труд.

   Ведь если сеять доброе с любовью,

   То всходы обязательно взойдут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Нетрадиционная техника рисования "Граттаж"

Предмет: Изобразительное искусствоЦелевая аудитория: учителя начальных классов, воспитатели ДОУ, педагоги доп. Образования, родители, дети младшего школьного возраста.Цель: ознакомить с новыми возможн...

Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования по теме "Рисование осенних листьев"

Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования отпечатком губки для детей со сложными дефектами.Тема: «Рисование осенних листьев».Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников:...

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования (техника «набрызг»). Тема: «Зимний пейзаж».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».&bull...

Методическая разработка. Рисование ластиком и карандашом (нетрадиционные техники рисования) "Очарование зимы"

Методическая разработка проведения занятия во внеурочное время, с использованием нетрадиционной техники рисования.  Определены цели, задачи, материал занятия и этапы рисования.Занятие направлено ...

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования – граттаж»

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной технике рисования – граттаж, развитие творческих способностей дошкольника средствами нетрадиционной...