Дифференцированное обучение на уроках
материал на тему

Мизюрина Ольга Ивановна

    Учителем начальных классов я работаю с 1989 года по сегодняшний день.   Когда педагог горит, тогда зажигаются и его ученики, поэтому в своей педагогической деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным.

          За  эти годы пришлось поработать с разными поколениями учеников, их родителей, с разными методиками, разноуровневыми классами.

И с каждым  новым набором учащихся  у меня возникают вопросы :

почему при наличии  огромного количества  книг, информационных источников  дети более пассивны,  имеют меньший объём  знаний, умений, чем предшествующее поколение учеников? Чем это обусловлено? Отсутствием мотивации? Изменением  обще человеческих принципов  существования? Пытаясь ответить на эти  и многие  другие вопросы,  я постепенно,  путём проб и ошибок, стала  использовать этапы уроков,

типы уроков,  которые направлены  на максимальное   вовлечение   большинство  детей  в  учебный  процесс на уроке.

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Учителем начальных классов я работаю с 1989 года по сегодняшний день.   Когда педагог горит, тогда зажигаются и его ученики, поэтому в своей педагогической деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным.

          За  эти годы пришлось поработать с разными поколениями учеников, их родителей, с разными методиками, разноуровневыми классами.

И с каждым  новым набором учащихся  у меня возникают вопросы :

почему при наличии  огромного количества  книг, информационных источников  дети более пассивны,  имеют меньший объём  знаний, умений, чем предшествующее поколение учеников? Чем это обусловлено? Отсутствием мотивации? Изменением  обще человеческих принципов  существования? Пытаясь ответить на эти  и многие  другие вопросы,  я постепенно,  путём проб и ошибок, стала  использовать этапы уроков,

типы уроков,  которые направлены  на максимальное   вовлечение   большинство  детей  в  учебный  процесс на уроке.

      Так, на базе  конкретного учебного  материала я конструирую  упражнения  и задания разные по уровню сложности,  по видам деятельности. Не секрет, что ребёнок,  как губка, впитывает  в себя  всё эмоционально яркое, поэтому-то я так ценю в  работе «театральную спонтанность», когда на  уроках разных типов  независимо  от характеристики и направленности  упражнений  ученик  отрабатывает  полученные  знания, умения, не замечая рутинной  работы повторения.

          Всякий  раз,  набирая  новый  класс, убеждаюсь, что состав детей  уровень их подготовки разный, поэтому  создание атмосферы  положительного обучения, условий  поискового  характера  обучения, неравнодушного  отношения к уроку и результатам  обучения - вот те задачи , которые я ставлю перед собой не один год.

     Как  практик я осознаю  важность  фактического   насыщения  урока. Подбирая  содержательный и игровой  материалы, стараюсь, где это возможно, раздвинуть рамки изучаемых  тем.

        В 3-4 классах,  когда  дети имеют начальную  базу знаний, когда  заложены  основы  поисковый  работы (с книгами , со словарями, выдержками статей из Интернета), стараюсь  вводить уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-деловых игр, уроки -путешествия  по русскому языку, окружающему миру. это позволяет  применять  групповые, коллективные, индивидуальные   формы работы; вовлечь  максимальное количество детей  в поисковую деятельность. подвести  к проектно-исследовательской работе.

Одной из сторон личностно-ориентированного обучения является дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, развивающее обучение на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, которое обеспечивает развитие личности, исходя из индивидуальных особенностей каждого школьника. Избрав личностно-ориентированный подход в обучении,  организую учебный процесс в соответствии с принципами самоактуализации, творчества, доверия и поддержки.

            Дифференцированный  подход,  организованный  по  уровню  развития  учащихся,  использование  разноуровневых  заданий  способствует  выявлению  и  максимальному  развитию  задатков  и  способностей  учащихся.   С  целью   реализации  дифференцированного   подхода  практикую  проведение   мониторинга,  направленного  на  выявление  уровня  школьной  готовности.

 В структуру урока на определенном этапе надо включать логические задачи, задачи на планирование действий, задачи на делимость, нестандартное арифметические задачи, занимательные задачи.

При переходе на дифференцированное обучение приходится сталкиваться прежде всего с проблемой сбора учащихся в группы.

Разделение учащихся по группам лучше производить не сразу, по результатам тестирования или собеседования, а после наблюдений как минимум в течение года за их развитием, проявлением познавательных способностей и интересов. Конечно же, такая методика разделения учащихся на группы не исключает, а, наоборот, предполагает проведение тестирований и контрольных заданий.

Наблюдения мною проводились как в процессе изучения нового материала, так и при решении задач. Для наблюдений были выделены те признаки математических способностей, которые наиболее ярко проявляются  у младших школьников:

1)относительно быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания  объяснений учителя.

2)логичность мышления;

3) находчивость и сообразительность при изучении математики;

4) быстрое и прочное запоминание при изучении математического материала;

5)пониженная утомляемость при занятиях математикой;

6)гибкость мышления, способность переходить с прямого на обратный ход мысли;

7)развитость образно-геометрического мышления и пространственных представлений.

В конце первого учебного года я заполнила таблицу математических способностей школьников, в которой оценила в баллах каждое их перечисленных качеств(1-низкий уровень,2-средний уровень,3-высокий). Затем было  дано контрольной задание. На следующий год  такая работа была проведена в конце 2 класса.

И уже в 3 классе обучение математике в полной мере осуществлялось при дифференцированном обучении.

Ещё хотелось бы сказать о  дифференцированном обучении решению математически задач.

Для того, чтобы организовать разноуровневую дифференцированную работу над задачей в одно и тоже время, отведённое для этого на уроке, нужно использовать индивидуальные карточки задания, которые готовятся заранее в трёх вариантах (для трёх уровней). Карточки содержат системы заданий, связанных с анализом и решение одной и тоже задачей, но на разных уровнях. В размноженном виде они предлагаются учащимся в виде печатной основы. Ученик выполняет задания письменно в специально отведённом для этого месте. Предлагая ученику варианты оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении задач.

Возможны и другие варианты. Например, по мере надобности учитель может руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работаю самостоятельно.

Может быть, организованна и групповая работа учащихся на уроке. При этом дети каждой группы  обсуждают и выполняют задания совместно.

В конце урока работы учащихся собираются учителем для проверки. Работа над текстовой задачей на уроке с помощью карточек-заданий органично вписываются  в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и позволяет формировать у них умения решать текстовые математические задания на доступном уровне сложности,- это совершенствует обучение решению задач учащихся начальных классов.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимися в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала. Вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников. Особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

          При организации учебной деятельности использую индивидуальные и коллективные формы работы с применением упражнений – комплексов интеллектуального содержания, игровой методики, собственные находки.  Как показал опыт, коллективные занятия, протекающие в атмосфере согласованного взаимодействия учащихся, позволяют обмениваться продуктами деятельности, а также осуществлять постоянную смену позиций «учитель-ученик», что обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность. Происходит развитие индивидуальных задатков и природных данных.

Люблю нестандартные формы уроков: уроки – викторины, уроки – диспуты, уроки – путешествия, уроки - практикумы..

Большое внимание уделяю    сохранению здоровья        учащихся.  

Использую повышенную двигательную активность для снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий. Динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые), физминутки создают благоприятный психологический климат в учебном процессе. Так же использую методы (сказкотерапия, музыкотерапия, профилактика глазных заболеваний, профилактика нарушения осанки, игровые оздоровительные технологии), позволяющие раскрепощать ребенка в учебном процессе, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации.

Эти методы позволяют снизить тревожность и психическое напряжение учащихся.

    Через внедрение  информационно-коммуникационных технологий добиваюсь формирования у учащихся культуры учебной деятельности и информационной  культуры.  На   различных этапах урока:  при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН – применяю компьютерную технику, дидактические пособия на электронных носителях.

           Мажорный тон уроков – характерная черта моей работы. Уроки для меня и моих учеников – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности. Мало дать некую сумму знаний, надо научить использовать их на практике. Поэтому создаю условия для развития у детей интереса к исследовательской и проектной деятельности.

В моем классе царит атмосфера доброжелательности и уважения детей друг к другу. Присутствующие на уроках отмечают умение детей оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки. При этом ученики сначала называют достоинства работы товарища, потом ошибки.

Пользуясь такими формами работы, я добиваюсь того, что каждый ученик успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у них есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи. Желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов...

Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения

выступление на пед. чтениях  (из опыта работы)...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе

Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...

Дифференцированное обучение на уроках письма

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,111274/Itemid,6/ Данный материал содержит рекомендации для учителей начальных классов, которые испытывают трудности в обучении...

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...