Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения
материал по чтению по теме

Гайфуллина Раиса Адисоновна

 выступление на пед. чтениях  (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения

Из  опыта  работы  учителя   начальных  классов  МОУ СОШ №1 г.Сосновка Гайфуллиной Р.А.

Одно из главных назначений начальной школы - воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа формирует базовые знания, умения и навыки, составляющие основу предметных и универсальных: учебных действий: осознанное чтение, письмо и счёт, правильную и полноценную речь, мыслительные качества и интеллектуальные умения; учебные дисциплины - средства приобретения опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к природе, человеку, познанию.

Нравится нам это или нет, но дети всегда приступали и будут приступать к изучению школьной программы с разными «стартовыми возможностями». Причины этого разные: диапазон возрастных различий детей, поступающих в школу, различия биологического характера (генетическая наследственность, условия протекания беременности, родов и т.д.), культурно- педагогическая наследственность (различия в культурном уровне семьи и условия воспитания ребёнка в младшем возрасте дома).

Наличие индивидуальных различий в развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. Целесообразность дифференцированного обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования с учётом индивидуальных способностей и интересов. Ещё К.Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

В основе предлагаемого педагогического опыта лежит дидактическая система, представленная в научных трудах И. Унт («Дифференциация и индивидуализация обучения»). Дифференциация обучения ("difference" - с лат.- разделение целого на различные части, формы, ступени) - это создание вариативных условий обучения для различных школ, классных групп с целью учёта особенностей их контингента. В настоящее время дифференцированное обучение осуществляется во внешней или внутренней форме. Внутренняя дифференциация применяется в гетерогенных (неоднородных или разноуровневых) классах, где обычно имеют место 3 уровня - высокий, средний и низкий.

Критериальная база уровней обученности учащихся сформулирована И.М. Чередовым.

Высокий уровень обучаемости  учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны развивать раскрытые на уроках положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

Средний уровень  дети усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с предыдущей группой.

Низкий уровень обучаемости  учащиеся усваивают материал после многократных упражнений, не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время по сравнению с учащимися среднего уровня обучаемости. Комплектование групп-уровней проводится на основе этих критериев. Деление класса негласно и условно, т.к. состав групп непостоянен.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника, формирующий функциональную грамотность, способствующий общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность и интерес к изучению курса литературного чтения обеспечиваются дифференцированным обучением и чётким представлением целей литературного образования на начальной ступени: грамотное, адекватное понимание художественных произведений, их содержательной и «выразительной» стороны в рамках программных требований для становления мировоззренческих установок ребёнка, формирования их ценностных ориентации. Работа над художественным текстом (поэтическим и прозаическим) в начальном звене может быть представлена алгоритмом вопросов: на восприятие произведения; раскрытие темы; по содержанию (образной системе); на средства раскрытия авторского замысла (выразительные средства, особенности построения...); на актуальность и личностную значимость. Дифференциация в системе работы педагога позволяет решать вопросы литературного образования на первой ступени в оптимальном режиме для различных категорий учащихся.

Реализация дифференцированного обучения на уроках литературного чтения заключается в подборе разноуровневых заданий к изучаемому тексту. Тут возможна вариативность рассматриваемой специфики. Первый вариант решения, самый простой, предполагает распределение заданий, сформулированных к текстам, по уровням в том виде и порядке, в каком они представлены авторами- составителями книг для чтения. Например, задания к стихотворению Е. Трутневой «Осень»:

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
  2. Как ты понимаешь слова «стало вдруг светлее вдвое»?
  3. Представь себе берёзку: «это платье золотое у берёзки на плечах»
  4. Прочитай выразительно стихотворение.
  5. Рассмотри рисунок и подбери к нему строки из стихотворения.

Второй вариант решения может быть заключён в конкретизации функциональных возможностей каждого задания, рассчитанных на различные уровни подготовки учащихся:

♦♦♦ Ученикам высокого уровня: исследовать настроение автора в каждом четверостишии и определить средства выразительности при передаче этого настроения

♦♦♦ Ученикам среднего уровня: найти в тексте доказательства и причины грустного настроения автора

♦♦♦ С детьми низкого уровня организуется устная работа по определению настроения.

  1. Ученики высокого уровня самостоятельно готовят выразительное чтение
  1. Ученики среднего уровня выделяют ту часть стихотворения, которая соответствует настроению времени года, и отрабатывают выразительность этого отрывка
  2. С детьми низкого уровня организуется работа с учителем по определению громкости и темпа чтения каждой строки.

Третий вариант подразумевает дифференциацию по характеру мыслительной деятельности. Она предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности.

Для учащихся низкого уровня подбираются задания репродуктивного характера, направленные на овладение и совершенствование навыка чтения, создание ситуации успеха для слабочитающих детей

Для учащихся среднего уровня - задания конструктивного характера, направленные на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений

Для учащихся высокого уровня - задания исследовательского характера, способствующие осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей

Например:

/ уровень - прочитай выразительно прямую речь

// уровень - прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения

III уровень- подготовь сценарий данного текста.

Дифференциация может быть организована и по другому принципу - по объёму:

/ уровень: прочитай и перескажи первую часть близко к тексту

// уровень: прочитай и перескажи подробно весь текст

/// уровень: прочитай весь текст и перескажи кратко.

Дифференциация может быть организована и по уровню творчеству.

/ уровень: подбери рифмы: небеса-..., иней-..., снежок-....

// уровень: придумай двустишие по рифмам: ковром - серебром

бело - замело

/// уровень: придумай стихотворение на тему «Зима».

Все эти задания могут использоваться учителем на разных этапах урока и в домашних заданиях.

Использование  дифференцированного  обучения  на уроках даёт положительные результаты. Так, учащиеся предыдущего набора в первом классе показали:

Высокий уровень обучаемости - 3 человека (15%)

средний уровень обучаемости - 8 человек (38 %)

ниже среднего -10 человек (47%).

Заканчивая начальную школу, этот же класс показал:

Высокий уровень обучаемости - 3 человека (15%)

средний уровень обучаемости -12человек (60%)

ниже среднего - 5 человек (25%) (Из пятерых - трое учащихся прибыли из других школ).

«Развитие ребёнка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, которые соответствуют уровню его индивидуального развития» (И. Унт)