Мастер - класс "Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения"
материал

Никитенко Валентина Николаевна

    Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика. На данном мастер- классе показаны фрагменты  использования дифференцированного обучения на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

МАСТЕР – КЛАСС

Учителя начальных классов

 МБОУ СОШУИП№3

Г. Лабытнанги

Никитенко В.Н.

Тема: Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения.

Краткая  аннотация

      Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика. На данном мастер- классе показаны фрагменты  использования дифференцированного обучения на уроках литературного чтения.

    Цель дифференцированного обучения :  

 • Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

• Повышение качества учебного процесса.

• Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

• Выявление одаренных учеников.

• Ситуация успеха для учащихся разных уровней.

Цель мастер класса:

Показать разноуровневую дифференциацию на уроке литературного чтения.

 

Ход

1. Приветсвие

-  Здравствуйте!  

     Вы пришли на мастер-класс

     Рада видеть всех я вас.

      Покажу я вам урок

     Думаю, пойдет он  впрок

( звучит  русская народная музыка)

2. Актуализация знаний

        - Русский  народ необыкновенно талантлив.  Он  создал  удивительный  фольклор: мудрые пословицы,   интересные сказки, забавные считалки,  быстрые скороговорки, героические былины, хитрые загадки, колыбельные песни

- А о каком  именно жанре устного народного творчества пойдет  речь, узнаете, отгадав,  загадку?

Она и сложна,  и  проста.

Порой немножечко хитра.

Овеет ее – отгадка

Что это……….(загадка)

3.  Вывод и сообщение темы урока.

- Да! Именно о загадках мы сегодня и поговорим.

-Попрошу тех, кому я  прислала  письмо   подняться на сцену и распределиться на группы следующим образом:

- если  у вас на конверте  написано число -  9,  займите  парты 1 ряда;

-если   написано число 15 – займите места во 2 ряду;

- если  -  число 20  - попрошу вас пройти за парты 3 ряда.

 - Прислала я вам в конверте загадку, одним  маленькую по количеству слов, а другим  побольше,  но отгадка у всех одинаковая.

- Прочитайте загадку и отгадайте ее.

Конверт  №1

 Стоит дом!

Кто в него войдет,

Тот знания   приобретет.      (школа)  9 слов

Конверт  №2

Стоит светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и  решают.

Рисуют и   читают.                        ( школа)  15 слов

Конверт №3  

Есть интересный  светлый дом,

Почемучек много в нем.

Пишут они и считают.

Читают,  творят и мечтают,

Знания для жизни  получают.    (школа)  20 слов

   

- Назовите отгадку.

- Прочитайте хором, появляющиеся на экране слова  на школьную тематику.

                азбука

                 карандаш

                   книга

                     тетрадка

                      буквы

                     ранец

- Из выделенных букв составьте слово? (загадка)

- Определите тему мастер-класса. (Загадка)

4.Изучение нового материала

 - Вы уже знакомы с загадкой, а хотели бы узнать  о загадке что-то новое?

- Для этого вам   предлагаю поработать   самостоятельно.

-  Перед вами карточки разного цвета.

- Послушайте и выберете  задание   по уровню сложности(задание с которым вы справитесь).

1 задание

Уточните, что означает слово загадка?  

2 задание

Определите  группы, на которые   делятся  загадки?

3 задание

Выясните,  как строятся загадки?

- Выбрали  задание?  Распределитесь на  группы   по цвету карточек.

 Пока группы работают, задание для зрителей.

5. Задания для зрителей.

 - Предлагаю вам, уважаемые   коллеги,  задание повышенной сложности. Отгадайте загадки, составленные из пословиц.

Они не в тягость, а в радость.

Малые они – малая  печаль, большие они – большая   печаль. (Дети)

Оно  пуще стрелы разит.

Оно не воробей:  вылетит  - не поймаешь.

Оно – серебро, а молчание  золото.  (Слово)

Она не самолет, а в тридевять земель  унесет.

Она – лучший друг.

Золото добывают из земли, а знания из нее. (Книга)

Красна птица пером, а человек им.

Он хорошо, а два лучше. (Ум)

Они познаются в беде.

Человек без них, что дерево без корней.

Не имей  сто рублей, а имей сто их (Друзья)

6.Проверка   работы  групп

-Группы готовы.

-Что  же такое загадка?

Ответ группы:

 1.Мы узнали , что загадка – это жанр устного народного творчества.

2. Это- это  своего рода «задачка», которую нужно решить.

- На какие  же группы делятся загадки?

Ответ группы:

Все вы знаете русские  народные загадки. Это одна группа. Они появились много столетий назад. Отгадайте одну из них:  

                Под дубочком, под листочком  

                Свился, скрючился  клубочком.

Кто же это? (еж)

Есть литературные загадки, их сочиняют писатели и поэты. Например:

Эту загадку сочинил Александр  Прокофьев, послушайте:

Былинкой была –

Все воду пила.

Побелела, растолстела.

Словно сахар, захрустела.

Лето прожила,

Много платьев сберегла.    (капуста)

-Теперь  осталось выяснить,  как строятся загадки?

Ответ группы:

Много загадок, где  перечисляются признаки предмета,   такие  загадки строятся по принципу   описания. Вот например:

                Человечки черные,

                Умные, ученые.

                Друг за другом

                Стали в ряд,

                Молча с нами говорят. (буквы)

Есть такие загадки, которые

построены по принципу составления «биографии» предмета.

 Их называют биографическими.

Рос сперва на  воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.   (хлеб)

        

Некоторые  загадки  построены  на сравнении двух  похожих предметов.

               Летит, как  стрела.

        Гудит, как пчела.     (Самолет)

Самолет сравнивается со стрелой и пчелой.

Часто встречаются загадки  и в форме вопроса.

Что быстрее всего на свете? (мысль)

7.Обобщение

-Молодцы!  Хорошо поработали!

-Вы много  нового  узнали  и рассказали нам о загадках.

-  А как вы думаете, зачем нужны  нам   эти  знания о загадках?

(Чтобы быстро отгадывать загадки или придумывать самим)

Да! Загадки проверяют сообразительность, смекалку, наблюдательность.

8.Выполнение задания творческого  характера.

-Предлагаю   сейчас вам, выполнить  творческое задание.

 Послушайте  и выберете   одно   из них.

1 задание

Если  обладаете актерским мастерством

 Отгадайте загадку  и  покажите  отгадку.

                

2 задание

Если вы хорошо рисуете.

 Отгадайте  загадку и нарисуйте  к ней  отгадку.

                                                

3 задание

А если вы  умеете сочинять, придумывать. Фантазировать, то

 отгадайте загадку и  придумайте свою с этим предметом.

-Выбрали задание, образуйте творческие группы и выполняйте.                                                        

9.Задания для зрителей.

- А с вами мы продолжим разговор о загадках.

-Уважаемые коллеги, что напоминает вам этот рисунок.

-Составьте  загадку  к  данному рисунку.

-Предлагаю и вам, уважаемые коллеги,  проявить сообразительность, творчество, находчивость, смекалку  в следующих вопросах:

-Каким музыкальным инструментам  можно щи хлебать?  (ложка)

-Какой плод человеческим именем  называется?  (Груша)

- Почему загадки опасны? 
(Потому что люди ломают над ними голову.)

- Кто под проливным дождем не намочит волосы?
(Лысый.)

10.Проверка работы групп при выполнении творческого задания:

- Группы  готовы показать свои творческие задания.

-Загадка для всех групп была одинаковая. Послушайте ее.

На ноге стоит одной,

Крутит- вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.          Глобус

1.  Давайте посмотрим, как покажет отгадку первая группа.

2.  Посмотрим,   что нарисовала вторая группа.

3.  А теперь, послушаем  какую загадку  составила,  третья группа?

(составленная загадка)

На нем уместилась вся наша Земля:

Моря, океаны, леса и поля.

А если захочешь – в руках унесешь,

И дома поставишь, и в школе найдешь.

11.Итог

- Некоторые взрослые считают загадки  детским жанром.

-   Как вы думаете,  в наше время люди    используют в общении, в жизни загадки?

( Да, детям загадывают, в школе, на праздниках)

-А как вы думаете,  уважаемые  коллеги?  (зал)

Вот например:  зашли вы в комнату  своего ребенка и говорите:

«Что это такое? Вещи разбросаны, игрушки   лежат на  полу?»

-Вы не заметили, как загадали загадку.

 -Что же это такое?  (беспорядок)

- Еще  говорите своему  сыну  или дочери:

- Если она появится в школьном дневнике, жди   крупных неприятностей.

 -Что вы имеете ввиду? (  двойку)

 - Или  делитесь с коллегами  по работе, при  этом говоря:

-  Хочешь, не хочешь, а приходит она к нам  через каждые пять лет.

-О чем   идет речь? (об аттестации)

 -Сами,  того не подозревая, мы  используем загадки в жизни потому, что

загадка умеет подметить интересное и  самое привычное сделать необычным, загадочным.

12.Рефлексия

 -Сей час попрошу вас  вытянуть левую руку перед собой ладонями вверх. Мысленно повторить: «Все знания, которые  у меня были о загадке, я положу в левую руку»

А все, что я узнала о загадке сегодня – в  правую руку.

-Когда я скажу «Готовы! Давай!»

Соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом «Соединяю»

-И так: «Готовы! Давай!»

-В заключении  хочется  сказать о загадке словами  известного   нашего ямальского поэта Романа Ругина

Загадка – это народная мудрость,

которую не вычерпаешь вечно.

Приложение

                Карточка №1

                 Стоит дом!

                Кто в него войдет,

                Тот знания   приобретет.  

                           

         

                Карточка №2

                Стоит светлый дом,

                Ребят проворных много в нем.

                Там пишут и  решают.

                Рисуют и   читают.                        

                Карточка №3  

                Есть интересный  светлый дом,

                Почемучек много в нем.

                Пишут они и считают.

                Читают,  творят и мечтают,

                Знания для жизни  получают.      

                        Задание        1 группе.

Узнайте, что означает слово загадка?  

        

Задание        2 группе.

Выясните, на какие группы  делятся  загадки?

Задание        3 группе.

Объясните,  как строятся загадки?

                        

                        

Карточки разного цвета.

-Что   означает слово загадка?

  1.Мы узнали, что загадка – это жанр устного народного творчества.

2. Это- это  своего рода «задачка», которую нужно решить.

3.Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке.

- На какие  же группы делятся загадки?

1.Все вы знаете русские  народные загадки. Это одна группа. Они появились много столетий назад. Отгадайте одну из них:  

                Под дубочком, под листочком  

                Свился, скрючился  клубочком.

Кто же это? (еж)

2. Есть литературные загадки, их сочиняют писатели и поэты. Например:

Эту загадку сочинил Александр  Прокофьев, послушайте:

Былинкой была –

Все воду пила.

Побелела, растолстела.

Словно сахар, захрустела.

Лето прожила,

Много платьев сберегла.    (капуста)

 По каким принципам строятся загадки?

 

1.   Много загадок, где  перечисляются признаки предмета,   такие  загадки строятся по принципу   описания. Вот например:

                Человечки черные,

                Умные, ученые.

                Друг за другом

                Стали в ряд,

                Молча с нами говорят. (буквы)

2.  Есть такие загадки, которые

построены по принципу составления «биографии» предмета.

 Их называют биографическими.

Рос сперва на  воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.   (хлеб)

        

3. Некоторые  загадки  построены  на сравнении двух  похожих предметов.

               Летит, как  стрела.

        Гудит, как пчела.     (Самолет)

Самолет сравнивается со стрелой и пчелой.

Часто встречаются загадки  и в форме вопроса.

Что быстрее всего на свете? (мысль)

Задание        1 группе.

Отгадайте загадку  и  покажите  отгадку.

        

На ноге стоит одной,

Крутит- вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.          

        

Задание        2 группе.

Отгадайте  загадку и нарисуйте  к ней  отгадку.

                                                 

На ноге стоит одной,

Крутит- вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.          

3. Задание        2 группе.

  Отгадайте загадку и  придумайте свою с этим предметом.

На ноге стоит одной,

Крутит- вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.          

(составленная загадка)

На нем уместилась вся наша Земля:

Моря, океаны, леса и поля.

А если захочешь – в руках унесешь,

И дома поставишь, и в школе найдешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения

Министерство образования Республики БашкортостанОтдел образованияАдминистрация муниципального районаБелорецкий районс. ИнзерМуниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждениеСредняя общеобра...

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения

Министерство образования Республики БашкортостанОтдел образованияАдминистрация муниципального районаБелорецкий районс. ИнзерМуниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждениеСредняя общеобра...

Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения

выступление на пед. чтениях  (из опыта работы)...

Мастер класс «Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения»

1.     Сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.2.     ...

Мастер – класс Моделирование на уроках литературного чтения как часть кластерной модели урока.

Цель : передать свой опыт использования способов и приемов моделированияна уроках литературного чтения слушателям путем прямого и комментированного показа и научить составлять кластер....

Мастер-класс на педсовет "Урок литературного чтения в 4 классе по теме А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», на платформе РЭШ"

Технологическая карта мастер-класса в рамках проведения педсовета тему «Повышение качества образования через конструирование учебных занятий на основе применения ресурсов электронных образовател...