Главные вкладки

    Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
    статья на тему

    Лысова Елена Васильевна

    Ещё на школьной скамье ребята хотят найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, открытыми ко всему новому. И это  ключевая особенность школы будущего. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые хотят знать больше. Они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому еще в школе необходимо привить интерес к различным областям науки и техники,  вывести школьников на дорогу поиска в науке,  помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. Так в нашей гимназии существует секция «Юный исследователь», научный руководитель Примм И.Р.   Главная задача секции – дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

    Лысова Е.В.

    Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

     Ещё на школьной скамье ребята хотят найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, открытыми ко всему новому. И это  ключевая особенность школы будущего. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые хотят знать больше. Они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому еще в школе необходимо привить интерес к различным областям науки и техники,  вывести школьников на дорогу поиска в науке,  помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. Так в нашей гимназии существует секция «Юный исследователь», научный руководитель Примм И.Р.   Главная задача секции – дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей.

       Какое значение для  ребенка имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.    

     Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

    С проектами исследовательской работы обучающиеся выступают в классе, в школьной секции «Юный исследователь», в районных и региональных очных и заочных конференциях. Мой ученик Курганский Антон  принял участие в 4 региональной конференции  в секции  « География»   с работой «Радуга и краски» и получил диплом призера 3 степени.

    По новым стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться. 

    Поэтому главной целью исследовательской работы является:

    формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

    Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

    • знакомство с проведением учебных исследований
    • развитие творческой исследовательской активности
    • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
    • ознакомление с научной картиной мира
    • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс

    Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.  

    Любая исследовательская работа  состоит из нескольких этапов:

    • Выбор темы.
    • Постановка цели и задач.
    • Гипотеза исследования.
    • Организация исследования.
    • Подготовка к защите и защита работы.

    Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования,  наблюдения,  помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

    С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования,  предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения.  Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” .

     Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

    Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

    Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работы  Курганского Антона по теме: «Радуга и краски» Результаты моей работы уже видны. Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Ребята моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

    Список литературы.

    1.Национальная образовательная инициатива президента РФ Д.А.Медведева  «Наша новая школа»//Министерство образования и науки Российской Федерации.- URL: http://xn--8oabucjiibhvga.xn--piai/  (дата обращения 15.05.2014).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа в начальной школе

    Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,...

    Исследовательская работа в начальной школе

    ИНТЕРЕС К НАУКАМ РОЖДАЕТСЯ ЕЩЁ НА ШКОЛЬНОЙ СКАМЬЕ И ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ ЗАКЛЮЧАЕСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ЭТОТ ИНТЕРЕС НЕ ПОГИБ НА САМОМ ЕГО КОРНЕ, А СО СТРЕМИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ РАЗВИВАЛСЯ. ВОТ ПОЧЕМУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В...

    Доклад по теме: "Исследовательская работа в начальной школе"

    Шаги организации исследовательской работы, требовиная к презентации....

    Летающие цветы-бабочки.Проектно-исследовательская работа в начальной школе.

    Проектно-исследовательская работа Новиковой Вики, ученицы 3а класса, участницы 4-ой школьной научно-практической конференции "Первый опыт" (2010-2011 учебный год). Материалы могут быть использова...

    Организация проектно-исследовательской работы в начальной школе

    В данной статье описаны необходимые условия для организации исследовательской работы с учащимися начальной школы....

    Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

    Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС...

    «Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС»

    Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работ выполненных моими учениками. Результаты моей работы уже видны.  Работы моих учеников занимали...