«Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС»
статья (2 класс) на тему

Трофимова Светлана Викторовна

Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работ выполненных моими учениками. Результаты моей работы уже видны.  Работы моих учеников занимали призовые места на школьном научно-практической конфренции 2012-2017гг. Исследовательские работы моих учеников занимали призовые места в региональном конкурсе «Я - исследователь» г. Саратов Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Ребята моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_v_nachalnoy_shkole_po_fgos.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

 Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в нашей  школе каждый год проходит  День науки. Главная задача Дня науки – дать обучающимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в исследовательской деятельности обучающихся – никакого насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость – вот залог успеха.

 Какое значение для  обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.    

          Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

         Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

По новым стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться. 

Поэтому главной целью исследовательской работы является:

формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований
  • развитие творческой исследовательской активности
  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
  • ознакомление с научной картиной мира
  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка  юбознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.    

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.    

Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так  и в практическом плане.

 

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
  • добровольность выбора темы учащимся;
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
  • осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

 

Исследовательские работы, выполняемые учащимися:

- воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения,

- учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.

 

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности

Этап 1

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой.

Этап 2

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3

Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4

Оформление обучающимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.

Этап 5

Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.

 

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

 Экспресс-исследование.

 Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития.

Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования.

Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования,  наблюдения,  помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

 - Чем занимаешься в первую очередь?

 - Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

 - По каким предметам хорошие отметки?

 - О чём хочешь  узнать  больше?

 - Чем  можешь  гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

 - экспериментальной;

 - изобретательской;

- теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.

         Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители.

   В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких   ролях:

  • консультирует,
  • отслеживает выполнение плана,
  • решает оперативные вопросы,
  • помогает в предварительной оценке проекта,
  • участвует в подготовке презентации,
  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

  Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работ выполненных моими учениками. Результаты моей работы уже видны.  Работы моих учеников занимали призовые места на школьном научно-практической конфренции 2012-2017гг. Исследовательские работы моих учеников занимали призовые места в региональном конкурсе «Я - исследователь» г. Саратов Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Ребята моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Администрация Аткарского муниципального района

наименование учредителя общеобразовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №8

города Аткарска Саратовской области  

Тема выступления:

«Исследовательская работа

в начальной школе по ФГОС»

Учитель начальных классов

Трофимова Светлана Викторовна

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа в начальной школе

Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,...

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС...

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

Ещё на школьной скамье ребята хотят найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, открытыми ко всему новому. И это  ключевая особенность школы будущего. Уж...

Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует резуль...

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...

Проектно -исследовательская работа в начальной школе как средство реализации ФГОС

Данная презентация- обмен опытом работы. Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности.Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цел...