Проект «Великое русское слово» (по сказкам А. С. Пушкина)
план-конспект урока (4 класс) на тему

Сперелуп Татьяна Николаевна

Урок - проект "Великое русское слово" (по сказкам А. С. Пушкина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс на лучшую методическую разработку урока,

посвященного Дню русского языка

Номинация: урок внеклассного чтения

«Волшебное русское слово»

по сказкам А. С. Пушкина

( урок – проект )

Автор работы:

Сперелуп Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 8

г. Невинномысск

2014

Урок внеклассного чтения «Великое русское слово»

по сказкам А. С. Пушкина

Предмет: внеклассное чтение

Уровень образования: начальное общее образование

Тема: Проект «Великое русское слово» (по сказкам А. С. Пушкина)

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок – проект

Участники: обучающиеся 4 класса

Цель: формирования положительной мотивации к чтению, чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с литературными сказками А. С. Пушкина, обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи обучающихся, формирование лингвистического мышления, развитие творческих способностей, навыков выразительного художественного чтения, привитие уважения к русскому языку и себе как его носителю.

Планируемые результаты

Личностные УУД: обучающиеся научатся ориентироваться в нравственном содержании прочитанных сказок, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи, проявлять интерес к чтению, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Регулятивные УУД:  обучающиеся научатся  понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, действовать по намеченному плану, выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после ее завершения, вносить коррективы, оценивать свои действия и результат деятельности.

Познавательные УУД: обучающиеся научатся целенаправленно слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, коллективно устанавливать причинно – следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения, осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, группировки, классификации по указанным параметрам, осуществлять поиск необходимой информации в художественном тексте, находить языковые примеры для иллюстрации понятий.

Коммуникативные УУД: обучающиеся научатся слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, находить общее решение, высказывать и обосновывать свою точку зрения, убеждать и уступать, принимать другую точку зрения, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Основные понятия: лексика, устаревшие слова,  омонимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», С. И. Ожегов, н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, В. П. Жуков, А. В. Жукова Школьный фразеологический словарь русского языка, выставка рисунков к сказкам А. С. Пушкина  «Что за прелесть эти …    сказки!», мультимедийное оборудование, презентация в Power Point, запись  «Три чуда. Царевна Лебедь» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…», «Технологическая карта» для групповой работы, фломастеры, бумага (формат А3), мел, доска.

                                        


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

Этап

урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД*

Формируемые УУД

1

Организационно – мотивационный

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата.

Приветствие

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Читать, работать, размышлять!

- Ребята, я предлагаю вам выбрать цветную карточку (красная, желтая, зеленая) и  распределиться на группы в соответствии с цветом выбранных карточек.

Обучающиеся настраиваются на продуктивную деятельность,

распределяются по группам

Ф

Личностные: принятие роли ученика, соблюдение определенных правил поведения на уроке 
Регулятивные: формирование волевой саморегуляции, умения настроить себя на работу, контроль  готовности к уроку   

2

Самоопределение к деятельности

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели.

Инсценировка «Самое удивительное чудо на свете». (Приложение 1)

Ученик открывает книгу и читает:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…

-  Что вы увидели?  

- Разве это не чудо, в самом деле? Были перед нами белые страницы, и вдруг появились море, синие волны, дальние дали… Как это происходит? Автор с помощью слов рисует нам  картину.

- Кто автор этих строк? А. С. Пушкин 

- Почему А. С. Пушкина называют великим русским поэтом? Потому что он великолепно владеет словом, русским языком.

- Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского слова.

6 июня 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о ежегодном праздновании Дня русского языка в России. "По-моему, лучшего дня для Дня русского языка не найти, здесь колебаний у меня никаких не было, - сказал Дмитрий Медведев.

- Объясни  слова президента?

(Приложение 2)

- Стихотворение о творчестве

А. С. Пушкина. (Приложение 3)

-  О чем мы будем говорить на уроке?

- Я предлагаю окунуться в прелестный мир мудрых сказок А. С. Пушкина и создать проект «Великое русское слово»

- Какую цель поставим на уроке? Учиться хорошей речи.

Диалог с учителем

Обучающиеся участвуют в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения

Формулирование темы и цели проекта

Г, И

Личностные:

формирование представлений о русском языке как языке своей страны, формирование мотивации, сознательного отношения к качеству своей речи 

Регулятивные: постановка учебной задачи
Познавательные: целенаправленное (понимая конкретную задачу) слушание учителя и одноклассников, принятие информации, определение своего отношения к высказываниям одноклассников.
Коммуникативные: умение вступать в мини-диалог 

3

Актуализация знаний

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по теме «Лексика», необходимые для выполнения проекта; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности.

Звучит музыка.

Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда. Царевна – Лебедь» (Приложение 4)

Появляется Царевна – Лебедь.

Инсценировка. (Приложение 5)

- Как автор описывает речь царевны?

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит. 

- Как вы понимаете эти слова?

Царевна – Лебедь предлагает обучающимся  каждой группы составить пословицы и определить главную мысль, которой они связаны. (Соедини части пословицы) (Приложение 6)

Вывод: Речь украшает человека. 

- Что составляет богатство языка? (Лексика)

Составление кластера «Лексика» (Приложение 7)

Обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации в тексте художественного произведения; осуществляют действия анализа, синтеза,  группировки при работе с пословицами; применяют разные способы фиксации информации (словесный, схематический) при определении лексического состава русского языка

Г

Личностные: формирование представления о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Регулятивные: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий 
Познавательные: умение структурировать имеющиеся знания по  теме «Лексика»,   использование графических средств представления информации;

умение ориентироваться в тексте художественного произведения;

умение анализировать информацию.
Коммуникативные: умение 
слушать и понимать речь других 

4

Работа над проектом

Цель: создание и защита  проекта «Сказка учит говорить…»

- Рассмотрите технологическую карту проекта. (Приложение 8) Сформулируйте задачи проекта.

-  Какие правила работы в группе надо соблюдать?

Работа групп:

1 группа – «Сказка о рыбаке и рыбке» (Приложение 9)

2 группа – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

(Приложение 10)

3 группа – «Сказка  о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди» (Приложение 11)

      Распределение заданий на каждого члена группы.

      Каждая микрогруппа выполняет свою часть проекта.

     По окончании работы – презентация проектов.

Учитывают степень сложности задания  и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Работают с текстовой информацией, анализируют ее, делают обобщения.

По окончании работы –

презентация проектов, оценивание работы групп:

 !  –  отлично, всё получилось,

+  –  хорошо, были незначительные ошибки,

–  –  не всё получилось, требуется помощь.

Г, П

Личностные: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина, обогащение словарного  запаса, формирование мыслительной деятельности

Регулятивные:

умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные:

умение самостоятельно найти необходимую информацию,

умение делать выводы и обобщения; осуществление различных форм интерпритации текста

(выразительное чтение, инсценировка); находить в тексте примеры для иллюстрации определенных понятий по теме «Лексика».

Коммуникативные :

умение коллективного планирования;

умение взаимодействовать с партнером, вступать в диалог, договариваться

5

Рефлексия

Цель: самооценка деятельности, обобщение и выводы по теме урока

-  Как думаете, достигли мы цели урока?

- Мир пушкинских сказок вдохновляет на творчество. Взгляните на выставку рисунков. (Приложение 12)

- В чем сила сказок? Добро побеждает зло.

- В чем мастерство Пушкина?

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

 К. Г. Паустовский

- Запишите свои размышления о русском языке.

Составление синквейна «Русский язык» (Приложение 13)

Вывод: чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий мир.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…

А чтобы мудрым стать, учёным,

Прочти ты сказок мудрых том!

Осуществляют

самооценку, формулируют конечный результат своей работы на уроке

Учащиеся заполняют  карточку «Мои успехи на уроке»

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

   

Ф, И

Личностные: понимание значимости хорошего владения русским языком; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные: 

развитие способности к осознанному и словесному выражению своих мыслей, умению делать выводы, обобщения, умозаключения.

Коммуникативные: оценивать мысли, советы, предложения учителя и своих одноклассников, принимать их во внимание, учитывать в своей деятельности

ФОУД* – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).


Литература:

  1. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение 1989
  2. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1995
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры – М.: АЗЪ, 1995
  4. Пушкин А. С. Сказки. Ростов – на – Дону: Издательский  дом «Проф – Пресс», 2005
  5. Ушаков Н. Н.  Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1971
  6. http://www.bestreferat.ru/referat-254680.html
  7. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00605471283786214331
  8. http://ugra-biser.ucoz.ru/publ/2-1-0-2
  9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/puteshestvie-v-leksikograd-integrirovannyy-urok-russkogo-yazyka-i
  10. http://ped-kopilka.ru/blogs/blagodarova-natalja/konspekt-uroka-po-literature-v-5-klase-po-skazkam-a-s-pushkina.html
  11. http://lib.znate.ru/docs/index-114484.html
  12. http://www.myshared.ru/side/605466/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный проект "Что за прелесть эти сказки" А.С.Пушкин 1 класс

Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. В нынешнем году исполняется 215 лет со дня рождения Пушкина, а ...

Сценарий конкурса чтецов "Великое русское слово"

Сценарий содержит интересную инсценировку одного дня их жизни А.С.Пушкина....

Проект «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина»

Прект - исследование по русскому языку и литературе. Предлагается введение в проект...

Проект «Что за прелесть эти сказки» А.С.Пушкин

В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы про...

Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина" 4 класс.

Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина"....

Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс

Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс...

Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему: «Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина».

Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)  на тему "Сказки великого русского поэта А.С. Пушкина"....