Статья "Внеурочная деятельность обучающихся: от идеи до воплощения"
статья на тему

Рубцова Марина Владимировна

Статья к педсовету по теме"Внеурочная деятельность обучающихся: от идеи до воплощения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет 7.04.15

Внеурочная деятельность обучающихся: от идеи до воплощения

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является  системно-деятельностный подход . Что же такое системно – деятельностный подход?

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями -  планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность, осуществлять контроль  за деятельностью и оценивать результаты своей деятельности.

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения и самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы умозаключения.

Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот самая главная задача.

 

Что же это за универсальные учебные навыки, которые предлагает нам ФГОС?

. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Слайд

Личностные

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

1.Самоопределение

 В младшем школьном возрасте  ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе. Это и есть начало формирования личностных УУД. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.

Идёт формирование картины мира и ознакомление с миром профессий. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области человек лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества. Иными словами, ребёнок самоопределяется. В начальной школе это умение только начинает формироваться.

          Самоопределение включает самооценку.

 Младший школьник должен научиться правильно оценивать себя и свои поступки.

Важную роль в развитии самооценки на ступени начального образования играет учебная деятельность.  Результатом начального образования  должно стать становление ребенка как  субъекта учебной деятельности. Нам  необходимо сформировать умение адекватно оценить свои возможности, определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому.

Необходимо сформировать умение младшего школьника фиксировать свои изменения.  Это является необходимой составляющей способности ребенка управлять своей деятельностью. Ключевой в сознании ребёнка должна стать фраза «я – хозяин собственного поведения». Педагогу начальных классов необходимо работать над становлением рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия и в умении  видеть себя со стороны.

 2.Смыслообразование

       Это  развитие познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания.

        Развитие учебно-познавательных мотивов в начальной школе очень сильно зависит от учителя и требует от педагога организации следующих условий:

-  создания проблемных ситуаций;

 – осознания учащимися учебной цели;

- педагог должен оценивать ответы учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;

-а также организовывать формы совместной учебной деятельности.

Регулятивные

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

       На ступени начальной школы  можно выделить следующие  регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста.

1)Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2)Целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

3)Составление плана и последовательности действий.

4)Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения.

5)Контроль  в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6)Коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

7)Оценка  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию –  к преодолению препятствий.

Иными словами, в начальной школе должно сформироваться умение учиться. Это залог будущей нормальной адаптации в средней школе, в обществе, а также залог профессионального роста.

Познавательные

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

1.Общеучебные универсальные действия :
• самостоятельное  формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач;
• рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;.
2.Логические универсальные действия :
• анализ;
• синтез;
• сравнение, сериация, классификация объектов
• установление причинно - следственных связей,
• построение логической цепочки рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.

3.Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

4.Особую группу составляют  знаково-символические действия:

Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.).

Коммуникативные

. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Мы провели мониторинг УУД  по всем классам вместе с психологом. К каким же выводам мы пришли? Слайд

1 класс Как можно видеть по листку наблюдений например 1В класса у детей в основном только частично сформированы эти навыки. Есть ребята у которых они вообще не сформированы. И только малой части детей уже есть некоторые сформированные навыки.

В 4-х классах ситуация совершенно другая.

Наши 4 классы были сформированы только в прошлом году. А 4В класс  в этом. Естественно мы не могли провести такой мониторинг начиная с первого класса.

Проведя его в конце 3 четверти и в начале 4 четверти мы сделали следующие выводы:      (слайд)

Мониторинг показал, что сформированы больше всего именно коммуникативные  УУД, что не удивительно, учитывая, что весь год мы в основном создавали коллективы. Но остальные универсальные учебные действия сформированы не полностью.

Например, есть группа ребят у которых западают  ещё личностные, регулятивные, и познавательные.

Проанализировав ещё раз свои программы, мы в начальной школе пришли к выводу, что невозможно только с помощью учебной деятельности прийти к  нужным результатам.

Внеурочная деятельность как раз даёт нам возможность посредством различных модулей продолжать формировать УУД.

Наша деятельность в 4 четверти будет направлена на то, чтобы понять какие УУД в каждом классе развивать дальше и программы внеурочной деятельности составить так, чтобы развивать несформированные навыки.

Вернусь к внеурочной деятельности, которую мы проводили в течении этого учебного года. Мы работали по пяти модулям: (Слайд)

  1. Проектная деятельность ( Я исследователь)
  2.  Эрудит
  3. Школа здоровья
  4. Прогулки по городу
  5. Пчёлка

Но действовали мы вслепую.  Минус ещё и  в том, что это делалось в отрыве от анализа УУД уже сформированных у детей это  и  привело к однобокому результату – были сформированы в основном коммуникативные УУД .

 Мы думаем, что нам необходим осознанный подход к выбору форм и результатам деятельности этих форм.

Поэтому в 3 четверти учителя начальных классов ещё раз проанализировали учебные рабочие программы.

Создали таблицы Универсальных учебных действий по каждому предмету отдельно.

Далее мы будем всё анализировать вместе с листами наблюдений мониторинга и искать формы формирования УУД во внеурочной деятельности.(Слайд)

Ещё есть предложение учителям 4-х и будущих 5-х классов объединиться в рабочие группы, для того, чтобы определить формы внеурочной деятельности, для достижения нужных результатов уже на следующей ступени обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся и система формирования навыков самостоятельной деятельности.

Доклад на методическом совещании «Организация  самостоятельной деятельности» (из опыта работы)....

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Мультфильм от идеи до воплощения. Этапы детского творчества.

Не секрет, что дети и взрослые любят мультфильмы. В нашей студии у всех есть возможность сделать его самостоятельно. Самое главное в этом творческом процессе – хорошая идея.Как только появ...

Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и результаты внеурочной деятельности обучающихся

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию. А это значит, что основной упор должен быть не только на развитие творческих способностей детей,...