Организация самостоятельной деятельности обучающихся и система формирования навыков самостоятельной деятельности.
статья по теме

Шавель Анна Артуровна

Доклад на методическом совещании «Организация  самостоятельной деятельности» (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности обучающихся и система формирования навыков самостоятельной деятельности.

       Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

       Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно целью. В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а

предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

      Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

       Самостоятельная работа, на мой взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению «самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д. Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.

“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. (8, стр. 47) “Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

 “Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

 “Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке. А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.

1 задача.

          Поэтому учителю начальных классов  работу по привитию навыков самостоятельности у обучающихся необходимо начать с беседы с родителями. Мамы и папы настолько разные, что их методы воспитания бывают прямо противоположными. От ежесекундного контроля (вплоть до того, что пишут за ребёнка сами) до предоставления полной свободы при выполнении  домашнего задания. А ведь не каждый ребёнок в этом возрасте способен работать самостоятельно в течение 10-15 минут (рекомендуемая норма самостоятельной работы для детей 6-7лет – 5-7 минут). Именно от таких родителей слышишь часто фразу: «Совсем не хочет заниматься». С такими родителями необходимо организовывать индивидуальные консультации, знакомя их с психологическими особенностями детей данного возраста, учить выполнять домашние работы, не принося при этом своему ребёнку вреда.

        На 1-2 году обучения учителю больше времени приходится уделять подготовке к самостоятельной работе. И даже после тщательного инструктажа к некоторых детей возникает много вопросов. Такие обучающиеся требуют особого внимания учителя. (Например, Никита О. Родители приучили к тому, что мальчик самостоятельно не приступает к выполнению домашнего задания, вплоть до того, что ждёт маму с работы до 21 часа).

      Есть дети, которые прекрасно отвечают устно, работают в тетрадях, у доски отвечают, но при выполнении самостоятельной работы теряются (Ксюша Б. – сдаёт контрольные почти не выполненные, вопросы не задаёт). Они требуют консультации учителя во время самостоятельной работы, они должны быть дозированы в зависимости от индивида.

Для детей 1-2 класса трудность составляет даже самостоятельное чтение текста. Часто можно увидеть учеников, которые во время самостоятельного чтения занимаются посторонними делами. Прежде чем дать такое задание, учитель обязательно должен поставить перед обучающимися цель. Не должно быть так, что вы прочитаете, а потом по прочитанному зададите вопрос. Такая расплывчатость задания сбивает детей с толку.

2 задача.

      Эта задача для учителя начальных классов труднее. Могу, как пример, привести работу над развитием творческих способностей на уроке русского языка.

      1) Работа над деформированным предложением.

Они дно забрались на зимовать пруда. – Составить несколько предложений.

      2) Работа над деформированным текстом в прописях. Есть небольшие тексты, где нельзя изменять порядок предложений, далее надо усложнять задания, чтобы было несколько вариантов построения текста.

      3) Работа над изложением.

- По вопросам.

- По плану (предложенным учителем).

- По плану (самостоятельно составленному).

      4) Работа над сочинением. Зачитать 2-3 сочинения.

     И ещё несколько слов хотелось бы сказать о таком компоненте самостоятельной деятельности как самоконтроль. Работа над этим должна проводиться на каждом уроке. Прямое указание на ошибку тормозит развитие ребёнка. Ученик должен сам найти свою ошибку, объяснить и исправить.

      Очень часто приходится слышать о том, что задания для самостоятельной работы должны быть деффиренцированы. Я с этим не согласна. Ведь когда дают контрольно-измерительные материалы, они для всех одинаковые, значит и готовить мы должны детей на одинаковом материале. Я считаю, что дифференцированная должна быть помощь учителя. Тогда обучающиеся будут комфортно чувствовать себя на уроках и выполнение самостоятельных работ будет для многих менее стрессовым.  

(Доклад на методическом совещании «Организация  самостоятельной работы»)

                                                                                           Шавель А.А  Ноябрь 2011год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.

В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников....

Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся с отклонениями в развитии"

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность уче...

Мастер-класс "Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках, как эффективное средство повышения качества знаний"

В работе содержатся основные задачи самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, классификация самостоятельной деятельности по разным напрвлениям. Примеры организации самостоятельной деятел...

ТЕМА: «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке по системе «Школа2100» , направленная на развитие их творческих способностей.»

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах  , направленная на развитие их творческих способностей. является одним из инструментов достижения УУД...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...