Индивидуальная траектория формирования профессиональной компетентности
статья на тему

Власова Вероника Михайловна

   Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

    Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

    Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

     Главным исполнителем  изменений и реформ, происходящих в современной системе образования, является обыкновенный школьный учитель. Именно он - основная фигура при внедрении в практику различных инноваций. Возникает необходимость повышения квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете учителя начальных классов В.М.Власовой

Тема: "Индивидуальная траектория формирования профессиональной компетентности"

     

   Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

    Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

    Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

     Главным исполнителем  изменений и реформ, происходящих в современной системе образования, является обыкновенный школьный учитель. Именно он - основная фигура при внедрении в практику различных инноваций. Возникает необходимость повышения квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

      Профессиональная компетентность педагога – это система теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога

     Наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, с использованием интерактивных методов и  форм обучения.

     Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

    Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков. Только самообразование может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях, а главное работать на результат.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий.  Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством разных видов деятельности (они на экране)

  • Курсовое повышение квалификации
  • Посещение семинаров, мастер-классов, конференций, уроков коллег
  • Знакомство с педагогической и методической литературой
  •  Использование  Интернет-ресурсов
  • Участие в работе творческих инновационных групп городского и школьного уровней
  • Посещение семинаров, мастер-классов, конференций, уроков коллег
  • Изучение современных психологических и педагогических методик
  • Представление собственного педагогического опыта  
  • Работа в режиме "стажировочных и пилотных" площадок
  • Участие в педагогических советах, постоянно-

действующих семинарах-практикумах по применению эффективных

технологий  в условиях ФГОС; декады, мастер-классы, отчёты по темам самообразования,

  • Профессиональные конкурсы
  • Создание "ПОРТФОЛИО"
  • Аттестация

Появление Интернет обеспечило учителя множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:

  • дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы;
  • дистанционные конференции (семинары, вебинары);
  • дистанционные конкурсы
  • педагогические форумы

Я - не исключение, поэтому хотелось бы более подробно представить лишь некоторые формы, которые помогают мне повышать свою профессиональную компетентность в условиях реализации ФГОС

 1.Участие в профессиональных сетевых сообществах

 Вступив в такое сообщество, каждый учитель получает большие  возможности для общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Пользование ресурсами сайта, быстрый доступ к новостям в образовании, возможность представить  свои методические разработки, общение на профессиональные темы посредством педагогических форумов — все это позволяет учителю почувствовать себя частью педагогического сообщества, выйти за рамки своей школы, сформировать собственный профессиональный рейтинг.

   2.Обучающие семинары, вебинары

       В Стандарте принципиально новыми являются требования к трём группам результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим освоение обучающимися УУД (личностных, метапредметных результатов образовательной деятельности).

  Серия дистанционных семинаров, которые проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.  (Информацию о семинарах можно получить на сайтах www.tochkapsy.ru и www.zankov.ru они на экране) , позволила мне на теоретическом и практическом уровне осознать, понять и принять требования к трём группам результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим освоение обучающимися УУД.

    Каждый семинар был рассчитан на 24 часа и включал в себя богатейший теоретический материал в форме тезисов, глоссария, видеолекций,  презентаций, тренировочный и итоговый тесты в режиме онлайн, выполнение практического задания с оцениванием администраторами семинаров. Темы семинаров как никогда актуальны и востребованы: "Развитие умений работать с информацией средствами системы Л.В.Занкова", Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса "Окружающий мир" системы развивающего обучения Л.В. Занкова", аналогичные семинары по математике, русскому языку, литературному чтению, "Формирование УУД средствами системы  развивающего обучения Л.В. Занкова".

    Формируются и развиваются УУД  на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними; УУД развиваются в неразрывном единстве друг с другом (имеется в виду, что невозможно изолированно друг от друга формировать  разные виды УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные). Естественно, необходимо отслеживание, как же идёт процесс формирования УУД, за исключением личностных результатов, согласно Федеральным государственным стандартам, не измеряются, то есть дети не будут оцениваться по степени достижения ими личностных результатов. 

    В 1 классе диагностируются 8 показателей, входящих в группу РЕГУЛЯТИВНЫХ и ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД.

      Мониторинговые исследования проводились в индивидуальных рабочих тетрадях «Учимся учиться и действовать» по вариантам .

     Все диагностические модули имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание по выбору. Каждый элемент диагностического модуля имеет свою специфику и назначение.

     Во введении к каждому модулю приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий. Каждый диагностический модуль занимает один разворот рабочей тетради.

   Мониторинг сформированности УУД проводится в течение всего апреля (допустимо завершение в середине мая).

     Все результаты фиксируются в общей таблице. Далее выводится общий рейтинг УУД по классу и детализированный рейтинг.   Далее мы получаем индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД каждого ученика.

     Исследования моих обучающихся позволили мне выявить на каком уровне находятся УУД по классу в целом и индивидуально у каждого ученика. Это позволяет  обучать каждого ребёнка  в зоне его ближайшего развития. Ровно через год будет проведена аналогичная работа и уже будет виден сравнительный аспект по каждому обучающемуся.

3.Проектная деятельность

   Через самообразование я пришла к технологии проектного обучения.    

   В настоящее время проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.

      Деятельностный  подход, составляющий основу современного образования   предполагает, что  ученик научится планировать  и проектировать. Чтобы быть готовым к этому,  учителю необходимо не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы  ФГОС, но и  научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность  в рамках этой технологии,   проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения.  

      Введение в педагогические технологии элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся позволило мне не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.  

    Итогом исследовательских работ моих учащихся являются выступления на школьных научных  конференциях. Проектная деятельность предполагает участие таких детей в ученических конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях: школьном, городском; региональном, таких как "Грани Познания", "Открытие мира".  

    Вот примеры некоторых тем исследовательских работ моих учеников: "Две стороны солнечного света", "Эпидемия гриппа: ставить прививку или нет?",  «Плыть или не плыть – вот в чем вопрос», "Хантыйская кукла Акань: игрушка или оберег", "Мыло ручной работы - экономичное для семьи",  "Феномен пирамидальной шляпы","Чудеса, имеющие реальную основу", "Японские миниатюры- хокку(хайку)" . Все проекты отмечены дипломами  разной степени на городских и федеральных уровнях.   4 проектно-исследовательские работы участвовали в Всероссийском фестивале "Портфолио"-1 сентября, 2 из них имеют диплом 1 степени и лауреата. Проект "Японские миниатюры- хокку(хайку)" имеет диплом 1 степени "Грани Познания", 1 степени дистанционного Всероссийского конкурса исследовательских работ "Мои первые открытия" "Талант с колыбели" http://tal-s-kol.ucoz.ru/ и диплом 1 степени в фестивале "Портфолио"-1 сентября.

 Такие результаты получены благодаря желанию научиться работать по этой технологии. Помогли мне в этом прослушанные вебинары, семинары, курсы, например издательства "ПРОСВЕЩЕНИЕ" http://www.prosv.ru/,  "ДРОФА" http://www.drofa.ru/,  "ВЕНТАНА - ГРАФ"

 Владение технологией проектного обучения позволило мне участвовать в городской  НПК 2012г и представить свой опыт. Также я принимала участие в работе жюри в городских конкурсах проектно-исследовательских работ "Грани познания " и "Открытие мира". В настоящее время мною отправлена работа по этой теме для участия в дистанционном конкурсе "Мои методические находки", проводимый Центром роста талантливых детей и педагогов. http://www.ya-geniy.ru/aurum.php#aurum

4.Дистанционные конкурсы и олимпиады обучающихся

Формированию личностых, познавательных, коммуникативных универсалных учебных действий способствует участие обучающихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах, разнообразие и направленность которых просто поражает. С каждым годом таких обучающихся становится больше. Вот и мои ученики уже с 1 класса приобретают такой опыт: участвуют, получают дипломы и сертификаты, радуются и стремятся попробовать свои силы в других конкурсах.

 Портал Минобр.Орг -  http://minobr.org/  - Всероссийская олимпиада по литературе "Сказки" (три 1 места),      Всероссийская олимпиада "Загадки. Воображение..."( два 2места, два -3  мест Дистанционный образовательный портал "ПРОДЛЁНКА" http://www.prodlenka.org/ - Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Юный математик» (3 место)        Центр дополнительного образования "СНЕЙЛ" http://www.nic-snail.ru/ Международный       конкурс-игра по русскому языку "ЁЖ" - 2 человека вошли в "Десятку" ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Всероссийской занимательной викторины для учащихся 1-4 классов «Любимые герои  Уолта Диснея» - 1 место ;Всероссийской занимательной викторины «Мои любимые стихи!» - 1 место. Просто участие, призовых мест нет в конкурсах "СНЕЙЛ" - "СЛОН"- международный конкурс-игра по математике дважды, "Вундеркинд", предметные олимпиады. Центр талантливых детей и педагогов АУРУМ "интеллектуальный конкурс "Светофор" -( два 1 места, 6 вторых мест, три третьих места)

     В настоящее время ждём результатов  с конкурсов "Эти забавные животные", "Мы-волшебники", "Кухни народов мира", "Красота спасёт мир" -       Центр талантливых детей и педагогов АУРУМ, "ЭМУ" - ....., "Муравей" -  международный конкурс-викторина по ОБЖ центра   "СНЕЙЛ"            

          Несомненно,  каждый   понимает, что  за короткий срок   не сформируешь, не доведёшь до автоматизма универсальные учебные действия  и навыки  детей в решении учебных задач, научить детей учиться.

 Это большой, систематический  труд.  Чтобы всему этому научить детей, выработать в них  особые учебные умения, навыки, нужно учителю самому обладать   компетентностями. 

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый  должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определённые условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ...

Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС

Профессиональная компетентность учителя для реализации ФГОС...

Индивидуальная траектория – план профессионального развития учителя на 2013-2014 учебный год

Ф.И.О.: Орлова Марина ЮрьевнаКатегория: высшаяКурсы: СИПКРО ТГУ – 144 часа 2011 годПредмет: начальные классыСтаж: 21 годНагрузка: 33 часаКлассы: начальные классыВнеурочная деятельность: 15 часов...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности учителя начальных классов

        Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться. В этом случае эф...