Игра как средство развития фонематического слуха.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Natalya801

Посредством игры на уроках обучения грамоте можно развивать фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_sredstvo_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Игра  как  средство  развития  фонематического  слуха.

Учитель: Селянина  Наталья  Викторовна.

В  решении  комплекса  актуальных  задач  обучения  и  воспитания  одно  из центральных  мест  принадлежит  проблеме  поиска  эффективных  путей,  средств,  методов  и  приёмов  органи- зации  учебного  процесса.  Предпочтение  отдаётся  тем  из  них,  которые  полифункциональны  по  своему  характеру,  способствуют  самореализации  личности,  интересны  учащимся,  помогают  более  эффективно  усваивать  учебный  материал.  В  школьной  практике  к  таким  средствам  всё  чаще  относят  игры,  позволяющие  активизировать  учебный  процесс.  (Б.Г.Ананьев,  Л.И.Божович,  А.В.Запорожец  и  др.)

Учебник  «Букварь» (авторы  Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  О.В.Пронина)  построен  в  игровой  форме,  что  является  важной  особенностью,  ведь  в  первые  недели  пребывания  в  школе  ребёнку  трудно  адаптироваться  к  новой  среде,  в  которую  он  попал.  Поэтому  обучение  для  него  должно  сочетаться  с  игрой,  поможет  вовлечь  его  в  ритм  школьной  жизни.

Успешное  обучение  чтению  и  письму  требует  развитого  фонематического  слуха.  Фонематический  слух,  по  определению  М.Р.Львова, - это  «различие  в  звуковом  потоке  отдельных  звуков  речи,  обеспечивающее  понимание  слов,  различение  их  значений».

Фонематический  слух  необходим  не  только  для  успешного  обучения,  но  и  для  выработки  орфографического  навыка:  в  русском  языке  большое  количество  орфограмм  связано  с  необходимостью  соотнести  букву  с  фонемой  в  слабой  позиции.

Учащиеся  должны  «узнавать»  фонемы  («основные  звуки»)  не  только  в  сильных,  но  и  в  слабых  позициях,  различать  варианты  звучания  фонемы.  Правильность  вычленения  отдельного  звука  эффективнее  всего  контролируется,  если  работа  ведётся  с  полным  словом.

Развитие  фонематического  слуха  требует  тренировки  слухового  аппарата.  Поэтому  в  период  обучения  грамоте  необходимо  проводить  различные  слуховые  упражнения – например,  на  распознавание  конкретных  звуков  в  произносимых  словах,  в  скороговорках,  упражнения  в  звукоподражании,  в  чётком  произнесении  отдельных  слов,  пословиц,  стихотворений  и  т.д.

Приёмы  развития  фонематического  слуха:  практика  восприятия  речи  и  говорения;  фонетический  анализ  и  синтез  как  специальные  задания,  упражнения;  обнаружение  в  словах  звонких  и  глухих  согласных  и  др.

На  уроках  обучения  грамоте  с  целью  развития  фонематического  слуха  можно  использовать  следующие  игры.

  1.  «Звуковой  конструктор».

Учитель  говорит  на  ухо  одному  ученику  слово,  а  другому – звук.  Каждый  из  них  произносит  своё.  Школьники  должны  сказать,  в  начале  или  в  конце  слова  надо  добавить  названный  звук,  чтобы  получилось  новое  слово.  Например:  парк – пар,  шар – шарф,  рот – крот,  мех – смех,  бот – борт,  сор – сорт,  тачка – стачка,  тучка -  штучка.

Вариант  игры:  учитель  даёт  слово,  в  котором  нужно  убрать  звук,  чтобы  получилось  новое  слово.

Наиболее  трудный  вариант:  дети  сами  придумывают  слова  для  «реконструкции».

  1. «Волк,  собака  и  охотник».

Учитель:

- Сейчас  в  лесу  идёт  большая  охота:  волки  охотятся  за  зайцами,  а  охотники  с  собаками – за  волками.  Пусть  волком  будет  звук  [ р ],  собакой – [ р, ],  остальные  звуки – зайцами,  а  вы – охотниками.  Теперь  будьте  внимательны.  Как  только  услышите  звук  [ р ]  в  словах,  которые  я  произношу,  стреляйте – хлопайте  в  ладоши!  Только  не  задевайте  зайцев  или  свою  охотничью  собаку.  Итак  начинаем  охоту!

              3.   «Внимательные  покупатели».

Учитель раскладывает на своём столе различные предметы.  Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук,  например: кукла,  кубик,  кошка;  мошка, мяч,  миска  и т.п.

Учитель:

- Вы  пришли  в  магазин.  Ваши  родители  заплатили  за  игрушки,  названия  которых  начинаются  на  звук [ к ]  или [ м ].  Эти  игрушки  вы  можете  взять.  Выбирайте,  но  будьте  внимательны,  не  берите  игрушку,  за  которую  не  платили!

Сложность  задания  в  том,  чтобы  вместо  игрушки,  название  которой  начинается,  допустим,  на  звук  [ м ] (матрёшка,  мышка),  не  взять  игрушку,  название  которой  начинается  на  звук [ м,]  (мяч,  мишка).

Варианты  игры:  в  качестве  покупателей  и  продавца  могут  выступать  дети  в  роли  литературных  персонажей.

4.   «Найди  свою  схему».

   Три  ученика  «назначаются»  словами:  кот,  кит,  крот.  Из  трёх  изображённых  на  доске  моделей  каждый  должен  выбрать  свою  и  доказать,  что  это  его  схема.

5.   «Животные  заблудились».

  Учитель:  

- Заблудились  в  лесу  домашние  животные:  осёл,  петух,  лошадь,  кошка,  собака,  свинья,  курица,  корова.  Катя  будет  их  созывать,  а  Коля  пусть  внимательно  слушает  и  рисует  на  доске  слоговую  схему  каждого  слова.  Он  должен  показывать,  какой  слог  тянулся,  когда  Катя  звала  животных.  Если  они  верно  выполнят  работу,  животные  выберутся  из  леса.

6.   «Рассеянный  поэт  и  доверчивый  художник».

  Учитель:

- Ребята,  посмотрите,  какой  рисунок  получился  у  доверчивого  художника  (показывает иллюстрацию).  Он  утверждает,  что  нарисовал  эту  картинку  к  такому  стихотворению:

                         Говорят,  один  рыбак

                         В  речке  выловил  башмак,

                         Но  зато  ему  потом

                         На  крючке  попался  дом!

  Как  вы  думаете,  что  нужно  было  нарисовать?  Какие  слова  спутал  художник?  Чем  похожи?  Какой  звук  у  них  разный?  Какой  первый  звук  в  слове  сом?  Давайте  протянем  этот звук  и  внимательно  его  послушаем.

  Аналогичную  работу  можно  провести  с  таким  двустишьем:

                         На  виду  у  детворы

                         Крысу  красят  маляры.

7.  «Собери  цветок».

  На  столе  лежит  серединка  цветка.  На  ней  написана  буква  (например,  С).  Рядом  выкладывают- ся  цветочные  лепестки,  на  них  нарисованы  предметы,  в  названиях  которых  есть  звуки  [ с ],  [ з ],  [ ц ],  [ ш ].  Ученик  должен  среди  этих  лепестков  с  картинками  выбрать  те,  где  есть  звук   [ с ].

8.  «Математическая  грамматика».

   Ребёнок  должен  выполнить  действия  на  карточке  и  при  помомщи  сложения  и  вычитания  букв,  слогов,  слов  найти  искомое  слово.

   Например:  

с  + том – м + лиса – са + ца = (столица)

9.   «Допиши  словечко».

  На  карточке  написан  рифмованный  текст  или  стихи,  в  которых  одно  слово  (или  больше)  пропущено.  Учащиеся  должны  собрать  из  букв  разрезной  азбуки  рифмованное  слово  и  записать  его.

  Например:

  Воробей  взлетел  повыше:

  Видно  всё  с  высокой  _______________     (крыши).

10.  «Занимательная  грамматика».

  Сложить  слова  из  двух  слов  по  схеме:

____________ + _____________ = __ __?______

  Слова-слагаемые,  составляющие  слово,  зашифрованы  по  принципу  кроссворда.

Например:

  1.  Первый  слог – наименьшее  трёхзначное  число;  второй  слог  обозначает  часть  головы  человека,  где  находятся  глаза,  рот,  нос,  только  во  множественном  лице;  вместе – главный  город  страны  (столица);
  2. Первый  и  второй  слог – личное  местоимение;  вместе  обозначают  то,  что  мешает  движению  на  дорогах  (ямы).

11.   Игра  «Думай!  Думай!  Думай!»

  Я  приношу  с  собою  боль,

  В  лице  большое  искаженье,

  А  «ф»  на  «п»  заменишь  коль,

  То  превращаюсь  в  знак  сложенья.                        (флюс – плюс)

  С  буквой  «л» - в  игре  в  футбол

  Часто  слышим  слово  __  ,

  С  «д»  уж  в  слове  смысл  не  тот –

  Мерой  стало – просто  ___ .                                    (гол – год)

  Он – грызун  не  очень  мелкий,

  Ибо  чуть  побольше  белки.

  А  заменишь  «у»  на  «о»  -

  Будет  круглое  число.                                              (сурок – сорок)

  Когда  я  месяц,  то,  легко  дыша,

  Ты,  как  и  снег,  на  солнце,

                                               будто  таешь,

  Коль  вместо  «т»  в  меня

                                                 поставишь  «ш»,

  То  под  меня  ты  бодро  

                                                зашагаешь.                    (март – марш)

Я  бываю  золотой,

А  природный – костяной.

Если  «з»  на  «к»  заменишь,

Смысл  во  мне  совсем  иной:

В  первом  классе  лишь  для  счёта

На  уроке  я  твоём,

А  в  четвёртом  ты  охотно

Подсчитаешь  мой  объём.                                            (зуб – куб)

  Использование  перечисленных  игр  позволяет  первоклассникам  овладеть  следующими  умениями:

- называть  звуки,  из  которых  состоит  слово  (гласные  ударный,  безударные;  согласные – звонкие,  глухие,  парные  и  непарные,  твёрдые,  мягкие,  парные,  непарные);

- не  смешивать  понятия  «звук»  и  «буква»;

- определять  роль  гласных  букв,  стоящих  после  букв,  обозначающих  согласные  звуки,  парные  по  мягкости  (обозначение  гласного  звука  и  указание  на  твёрдость  или  мягкость  согласного  звука);

- определять  количество  букв  и  звуков  в  слове  и  т.д.

Литература.

  1.  Изучение  индивидуальных  особенностей  младших  школьников  на  основе  диагностики  из  готовности  к  школьному  обучению:  Уч.-метод.  пос. для студентов  педфака / Сост. Л.В.Бушуева. – Магнитогорск,  1997 г.
  2. Львов М.Р.  Словарь-справочник  по  методике  русского  языка. – М.,  Просвещение,  1988 г.
  3. Обучение  чтению  и  письму  в  начальной  школе / Сост.  Л.С.Бушуева. – Магнитогорск, 2006 г.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Дидактические игры для развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте

В разработке представлен апробированный комплекс упражнений по развитию фонематического восприятия первоклассников....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...

Презентация "Игры на развитие фонематического слуха" (1 класс)

   Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать разные игры....

Развитие фонематического слуха и восприятия; игры и упражнения для его формирования

Понятия «фонематический слух», «речевой слух», «фонематическое восприятие». Роль фонематического слуха в развитии правильного звукопроизношения. Пути развития фонем...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...