Причины неуспеваемости и пути их преодоления
консультация на тему

Белякова Светлана Викторовна

Причины неуспеваемости младших школьников. Памятка для работающих с неуспевающими учениками.Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_neuspevaemosti_2.docx28.24 КБ
Файл prichiny_neuspevaemosti.pptx399.6 КБ

Предварительный просмотр:

Начало неуспеваемости  учащихся – отставание в учебе, которое характеризуется следующими признаками:

    1. Ученик не может сказать, в чем  трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

    2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

    3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли,  преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при  восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора заданий для самостоятельной работы.

    4. Ученик безразличен к успехам и неудачам, не может дать оценку своей работе, не контролирует себя.

    5. Ученик не знает на какое правило дано упражнение, не выполняет предписанных заданий, пропускает действия, не может проверить полученный результат. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений.

   6. Ученик не может воспроизвести формулировку понятий, формул, доказательств; не понимает текста. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

    Эти признаки сигнализируют о том, на какого ученика надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить  развивающуюся неуспеваемость. Обнаружить отставание  можно в ходе устных и письменных обучающих самостоятельных работ.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития личности

Недостатки психического развития личности

Недостатки воспитанности личности

Недостатки образования личности

Недостатки опыта влияний школы

Недостатки влияний внешкольной среды

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности отрицательно влияющей на учение;

г) психопатологические отклонения.

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

в) недостатки в трудовой воспитанности.

а) пробелы в знаниях, специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда.

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.).

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей:

Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин - низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.

19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, - это случай так называемой “неразвитости орфографической зоркости”. Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.

Около 17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

14,8% детей испытывают трудности при решении математических задач - плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.

Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.

13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.

12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Психологами А.Ф. Ануфриевым и С.Н. Костроминой были выделены следующие причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.

У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.

10,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.

9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины - несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

9,5% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины - низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

Ребенок плохо списывает с доски - 8,7% - не научился работать по образцу.

8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны - низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

6,9% - любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.

6,4% детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную задачу.

5,5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины - низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

4,9% - часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутренне стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.

0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

0,7% детей долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в пространстве, в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, их устранение и профилактика.

3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения личности учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с ученическим активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных коррегирующих занятий.

6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

8. Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществление специального контроля за работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

Памятка для работающих с неуспевающими учениками

1. Фамилия, имя, отчество ученика.
2. Класс.
3. По каким предметам не успевает.
4. Поведение ученика.
5. Причины плохой успеваемости.
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником.
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
8. Сколько времени уже длится эта работа.
9. Какие изменения наблюдаются, каковы результаты работы.

Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей детей.

3.1. Игры и упражнения на развитие мышления.

Игра “ Что дальше ”.

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: набор карточек с заданиями или рисунки на доске. ( Приложение 8 ).

Ход игры: детям предлагается нарисовать недостающие детали.

Задание активизирует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, а также внимание.

Подобные задания могут быть использованы родителями в занятиях.

Развитие абстрактно-логического мышления.

Упражнение “ Что это?”

Цель: формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов.

Образец: Автомобиль ездит на бензине или другом топливе, трамвай, троллейбус или электричка двигаются от электричества. Все вместе – это “ транспорт ”. Увидев незнакомый транспорт, спрашивают: Что это? Почему?

Подобные упражнения проводят и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения и т.д.

Упражнение способствует обогащению словарного запаса.

Упражнение “ Что длиннее? ”

Цель: формировать умение отделять форму с понятия от его содержания.

Например: ребёнку задают вопрос: Что длиннее? ( Короче? Больше? Меньше? ) Почему?

Примеры: карандаш или карандашик? Удав или червячок? Хвост или хвостик?

Упражнение “ Найди пару ”.

Цель: формирование умения устанавливать связи между понятиями.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход упражнения: Ребёнку предъявляется пара слов, находящихся в определённых отношениях. К другому слову надо подобрать из группы слов одно, что бы получилась такая же пара.

Каждое задание необходимо разбирать с ребёнком для формирования  устойчивого и последовательного умения устанавливать логические ассоциации.

Примерные виды заданий:

лошадь – жеребёнок

картофель - … ( курица, огород, капуста, суп, шелуха )

ложка – каша

вилка - … ( масло, нож, тарелка, мясо, посуда )

коньки – зима

лодка - … ( лёд, каток, весло, лето, река )

ухо – слышать

зубы - … ( видеть, лечить, рот, щека, жевать )

собака – шерсть

щука - … ( овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя )

пробка – плавать

камень - … ( пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик )

чай – сахар

суп - … ( вода, тарелка, крупа, соль, ложка )

дерево – сук

рука - … ( топор, перчатка, нога, работа, палец )

дождь – зонтик

мороз - … ( палка, холод, сани, зима, шуба )

Упражнение “ Найди главное ”.

Цель: формировать умение выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении ряда однотипных задач.

Ход упражнения: учитель ( родители ) зачитывают ребёнку ряд слов. Первое слово основное. Ребёнок должен выбрать только два, обозначающих главные признаки основного слова, без которых предмет существовать не будет. Другие слова тоже имеют отношение к основному, но они не главные.

Каждое из предлагаемых слов подробно разбирается.

Примерные задания:

сапоги – шнурки, подошва, каблук, молния, голенище.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Город – автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.

Сарай – сеновал, лошади, крыша, скот, стены.

Куб – сторона, чертёж, углы, камень, дерево.

Деление – класс, делимое, карандаш, делитель, бумага.

Игра – карты, игроки, штрафы, наказания, правила.

Чтение – глаза, книга, картинка, печать, слово.

Война – самолёт, пушка, сражение, ружья, солдаты.

Упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определённый уровень абстрагирования.

Упражнение “ Пословицы ”.

Цель: формировать способность оперировать смыслом.

Ход упражнения: зачитывается пословица, ребёнок должен подобрать фразу, отражающую смысл пословицы. Каждую пословицу и фразу необходимо разбирать.

Оборудование: карточки с пословицами или их запись на доске.

Примерные задания:

Семь раз отмерь – один отрежь.

- Если сам сделал неправильно, не следует винить ножницы.

- Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

- Продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

2) Лучше меньше, да лучше.

- Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

- Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

3) Поспешишь – людей насмешишь.

- Клоун смешит людей.

- Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

- Торопливость может привести к нелепым результатам.

4) Сделал дело – гуляй смело.

- Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.

- Мальчик вышел на прогулку.

5) Не всё то золото, что блестит.

- Медный браслет блестел, как золотой.

- Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.

- Не всегда то, что кажется нам хорошим действительно хорошо.

3.2. Игры и упражнения на развитие памяти.

Игра “ Слова ”.

Цель: развитие вербальной памяти.

Ход игры: ребёнок должен назвать или записать как можно больше слов за 5 минут на определенную тему: школа, математика, книга, осень и другие.

Игру  могут проводить родители.

Упражнение “ Три слова ”.

Цель: развитие логической памяти.

Ход игры: учащимся зачитывается три слова, объединенных по смыслу, обращается внимание на логическую связь между ними. Например: лес – медведь – берлога. Затем зачитываются шесть строк по три слова в каждой. Далее ребёнку предлагается карточка, на которой написаны первые слова из каждой строчки, он должен дописать остальные. Можно проводить проверку в устной форме.

Примеры слов:

А) весна – ручей – солнце

     Река – рыболов – уха

     Праздник – песни – веселье

     Мост – улей – мёд

     Дуб – жёлудь – кабан

Б) ученик – книга – школа

    Доклад – обсуждение – решение

    Чтение – глаза – книга

    Сад – земля – растение

    Игра – правила  - игроки

    Песня – музыка – слова

В) спорт – стадион – состязание

    Лес – дерево – кустарник

    Город – здание – улица

    Война – сражение – солдаты

    Больница – врач – больной

    Озеро – берег – вода

Упражнение могут проводит родители.

Игра “ кто больше запомнит ”.

Цель: увеличение объёма кратковременной слуховой памяти.

Ход урока: первый участник называет слово на какую-либо тему, например, слово “ плюс ” на тему – математика. Следующий игрок повторяет названное слово и произносит своё. Например, “ задача ”. Третий повторяет уже два предыдущих слова и называет своё слово – плюс, задача, круг и т.д. Учащиеся называют до 7 -10 слов, далее их можно повторить хором.

Игра рекомендуется для проведения в классе.

игра “ Цвета ”.

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: за 2 минуты ребёнок должен назвать 10 предметов одного цвета.

Игра “ Повтори движение ”.

Цель: развитие двигательной памяти.

Ход игры: взрослый должен выступить в роли танцора и в течение 15 секунд танцует перед ребёнком. Затем ребёнок повторяет движение взрослого как можно точнее. Движения можно показать на кассете.

Игра проводится родителями.

Упражнение  “ Весёлая история ”.

Цель: развитие способности устанавливать связи между элементами, материала, развитие логической памяти, речи.

Ход упражнения: ребёнку предъявляется несколько слов, которые он должен перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Образец слов: медведь, тележка, пчела, колокольчик, ромашка, воздух, ваза, кот, солнце, вода.

Упражнение “ Найди место ”.

Цель: развитие зрительной памяти, речи.

Оборудование: рисунок с названиями животных, чистый лист. ( Приложение 7 ).

Ход упражнения: ребёнку предлагается внимательно посмотреть на рисунок, представить животных на тех местах, где помещены названия, и придумать историю, связывающую их между собой.

Затем рисунок закрывается, и ребёнок должен на листе бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

3.3. Игры и упражнения на развитие внимания.

Игра “ Числа ”.

Цель: развивать способность переключать внимание.

Ход игры: взрослый и ребёнок, или несколько детей, поочерёдно называют числа, но вместо чисел, содержащих 3, например 13, или делящихся на 3, следует хлопок в ладоши. Аналогично можно проводить игру с другими числами.

Игра способствует формированию вычислительных навыков.

Игра “ Поём вместе ”.

Цель: развивать способность переключать внимание. Развивать музыкальный слух.

Ход игры: ребёнок, один или со взрослыми, поёт. Второй взрослый выполняет роль ведущего. После одного хлопка, ребёнок поёт вслух, если два хлопка, то он продолжает петь, но про себя. Один хлопок – снова пение вслух.

Игра “ Наоборот ”.

Цель: развитие внимания.

Ход игры: ведущий показывает движения, а ребёнок должен делать наоборот.

Например: ведущий поднимает руки вверх, а ребёнок должен опустить вниз.

Игра “ Запрещённые движения ”.

Цель: развивать внимание, увеличивать его объём.

Ход игры: ребёнок должен повторять движения, которые показывает ведущий, все, кроме одного. Какое движение “ запрещённое ” оговаривается заранее.

Игры 3 -4 можно использовать в качестве физкультурных пауз на уроках.

Игра “ Поиск предмета “.

Цель: развивать внимание, увеличивать его объём.

Оборудование: несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т.д.

Ход игры: ребёнок внимательно рассматривает и запоминает предметы, затем выходит из комнаты. Ведущий кладёт на видное место один из предметов, ребёнок, пройдя по комнате, должен назвать этот предмет.

Игра “ Пишущая машинка “.

Цель: развивать внимание, способность переключать внимание.

Ход игры: игрокам предлагается распечатать фразу, например, “ Травка зеленеет, солнышко блестит ”. Игроки По-очереди называют буквы, а когда надо ставить знак препинания – вместе топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши.

Игра “ Найди различия ”.

Цель: развивать наблюдательность, внимание, увеличивать его объём.

Оборудование: две картинки с небольшим количеством различий ( до 10 ) в деталях.

Задание: ребёнок должен назвать или сосчитать все различия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины неуспеваемости и пути их преодоления

Слайд 2

Признаки неуспеваемости Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. не задает вопросов по существу изучаемого не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей безразличен к успехам и неудачам не знает на какое правило дано упражнение, не выполняет предписанных заданий, пропускает действия, не может проверить полученный результат не может воспроизвести формулировку понятий, формул, доказательств; не понимает текста.

Слайд 3

Причины неуспеваемости Внутренние по отношению к школьнику Внешние по отношению к школьнику Недостатки биологического развития личности Недостатки психического развития личности Недостатки воспитанности личности Недостатки образования личности Недостатки опыта влияний школы Недостатки влияний внешкольной среды а) дефекты органов чувств; б) соматическая ослабленность; в) особенности высшей нервной деятельности отрицательно влияющей на учение; г) психопатологические отклонения. а) слабое развитие эмоциональной сферы личности; б) слабое развитие воли; в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей. а) недостатки в развитии моральных качеств личности; б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.; в) недостатки в трудовой воспитанности. а) пробелы в знаниях, специальных умениях; б) пробелы в навыках учебного труда. а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.). а) недостатки влияний семьи; б) недостатки влияний сверстников; в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Слайд 4

Меры предупреждения неуспеваемости ученика 1 . Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. 3. Индивидуальный подход к учащемуся. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Статья на тему: "Причины неуспеваемости и пути ее преодоления."

.Вступительное слово Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все ш...

Причины неуспеваемости учащихся и пути их преодоления

Статья поможет учителю выяснить причины неуспеваемости обучающихся и как помочь ученику в освоении знаниями....

Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления

Нет ребенка, который шел бы в первый класс с намерением учиться плохо. По наблюдениям психологов, желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, ког...

Психолого-педагогические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления.

В докладе рассматриваются причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления....