Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления
статья

Воронина Галина Михайловна

Нет ребенка, который шел бы в первый класс с намерением учиться плохо. По наблюдениям психологов, желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, когда эти ожидания не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжелым последствиям. Поэтому проблема не успешности в самом начале обучения требует особого внимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_voronina_g.m.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Основные причины неуспеваемости в начальных классах

 и пути их преодоления

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       «Средняя школа № 8 города  Ельца»  г. Елец

Аннотация: Нет ребенка, который шел бы в первый класс с намерением учиться плохо. По наблюдениям психологов, желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, когда эти ожидания не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжелым последствиям. Поэтому проблема не успешности в самом начале обучения требует особого внимания.

Ключевые слова: неуспеваемость, причины, пути преодоления   неуспеваемости.

    Школьная неуспеваемость —острая проблема начальных классов. Любое направление  коррекционной работы с неуспевающими детьми предполагает предварительную диагностику.  Необходимо определить причину отставания в учении конкретного ученика и спланировать совместные действия психолога, педагога и родителей.[1] За многие годы работы в школе выделяю несколько причин неуспеваемости в начальных классах: отставание ученика в умственном развитии от своих сверстников; плохое здоровье, частые и продолжительные пропуски уроков; отсутствие внутренней мотивации обучения; неумение организовать свою работу во время урока, несобранность, медлительность.

В. А. Сухомлинский считал, что развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения. [2]

Считаю, что путь преодоления причин неуспеваемости  лежит в проведении коррекционной работы. В классе такие учащиеся должны быть под постоянным контролем учителя. Разрабатываю специальные тексты самостоятельных работ, тренировочные упражнения, проверочные работы. Дополнительные домашние задания включают в себя тренировочные задания, развивающие внимание, сообразительность. Каждый раз фиксирую, какие ошибки, допустил обучающийся, и в обязательном порядке дома делают работу над ошибками. На уроках использую приём “Работа в парах”. Так как слабый ученик прикреплён к сильному, то сильный помогает слабому. Причём, когда возникает проблемная ситуация, то сначала говорит слабый, а потом сильный учащийся дополняет то, что не смог вспомнить и ответить слабый. И чтобы ребенок в школе успешно учился, был успевающим, необходимо осторожно направлять процесс развития способностей ребенка: обеспечить благоприятный микроклимат; обеспечить ребёнку хоть маленький, но успех на каждом уроке; чаще оценивать; развивать интерес к предмету через урочную и внеурочную (внеклассную работу); использовать на уроке индивидуальные, дифференцированные задания - как одну из форм контроля знаний; исходить из уже проявленных ребенком способностей. 

  Нужно помнить, что нормальному и здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. Как пишет психолог Л. С. Славина «Неуспеваемость ученика всегда (если, конечно, данный ученик здоров) является результатом ошибок в воспитании или обучении в школе, а иногда еще и до школы».[3]

1.  Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М., “ Семья и Школа ” 1995, 207с.

2. [Электронный ресурс] htcehchttps://infourok.ru/

3. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

причины агрессивности в поведении детей и пути их преодоления

Исследователи считают,что с возрастов ребенок сталкивается со все большей серией запретов.Его интересы и родительское "нельзя" вызывает конфликтную ситуацию.Настойчивость в поведении взрослых,с которо...

Причины неуспеваимости учащихся начальной школы и пути их предупреждения.

Основные причины плохой учебы, которые устраняются лечением, специальными развивающими занятиями, подбором программ, а также личность ребенка и отношения в семье....

Проблема дисграфии в начальной школе и пути её преодоления.

Часто у школьников наблюдаются сложные варианты нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны. Дети пропускают, переставляют и заменяют буквы, не дописывают слова, забывают обозначать границы ...

Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)

Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе....

Статья "Причины неуспешности в начальной школе и пути их устранения"

В первые дни пребывания ребенка в школе мы часто сталкиваемся с различными трудностями в его обучении. Как преодолеть то, что мешает учиться?...