программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) на тему

Хайбулина Ольга Валерьевна

Программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_programma_tvorch_masterskaya_16_okt.docx81.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Содержание

  1. Пояснительная записка
  1. Цели и задачи программы______________________________________________ с.2-4
  2. Структура общеразвивающей  дополнительной программы

«Творческая мастерская»______________________________________________    с. 5-6

  1. Условия реализации программы_________________________________________  с. 7-8
  2. Этапы реализации программы__________________________________________       с. 9
  3. Формы и методы организации учебно – познавательной

деятельности________________________________________________________         с .10-13

       1.6.  Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

        деятельности ___________________________________________________________ с. 14-15                                               

       2. Учебно – тематический план

       2.1. Первый, второй  год  обучения___________________________________________с. 16-18 

        2.2 Формы и средства контроля _____________________________________________с. 19-20                             

        2.3.Психологическое сопровождение  программы_____________________________    с.21-22    

        2.4.Материально – техническое обеспечение ___________________________________с.23

        2.5. Список  литературы_____________________________________________________с. 24-25

                                               

                                         

                                                 

                                            1.1  Пояснительная записка

Программа «Творческая мастерская» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, программы «Художественное творчество» (автор Т.Н. Проснякова) .

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Творческая мастерская» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Новизна программы

В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.

Актуальность программы

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:

-принципы культуросообразности  -  ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;

-принципы природосообразности  -  учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);

-принцип дифференцированности и последовательности  -  в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;

-принцип креативности  -  развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;

-принцип гуманизации  -  ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося;

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что дети, обучаясь ручному труду, овладевают различными приемами действия с бумагой, тканью, природным материалом, тестом; получают навыки сгибания, склеивания, лепки. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе руки и глаза. Формируются начальные формы волевого управления поведением.

Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме.

Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи программы:

В области обучения:

  • обучить основным приёмам и навыкам работы с различными материалами;
  • познакомить с  названиями и назначением материалов, их элементарных свойств, использовать, применять доступные способы обработки, с правилами организации рабочего места, техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • научить приемам  разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  •  познакомить с технологией  выполнения изделий в технике аппликации;
  •  научить  правильно, организовать свое рабочее место;
  • уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • научить чтению  схем, эскизов (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

В области развития:

  • развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа;
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формировать творческие способности, эстетической  культуры;

В области воспитания:

  • воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством     совместной творческой деятельности,  аккуратность, усидчивость;
  • воспитывать  эстетические представления и трудолюбие, умение наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;

Общая характеристика программы  

В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно. Во 2-4 классах руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края. Учащиеся, уже имеющие существенный опыт выполнения операций, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.

1.2.Структура общеразвивающей  дополнительной программы                                           «Творческая мастерская»

Содержание программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

1 класс (64 часа)

Работа с бумагой (36часов)

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.

Работа с тканью (20 часов)

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку», организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

Работа с разными материалами (8 часов)

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды материалов (гипс, металл, древесина, нитки и др.); их  свойства (форма, цвет);; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из разных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке разных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.

2 класс (68 часов)

Работа с бумагой (42часов)

Историческая справка о происхождении бумаги. Новые виды бумаги, их свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые пи работе с бумагой. Разнообразие техник при работе с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по технике безопасности. Анализ готовых изделий.  Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов  из креповой бумаги. Знакомство плетением из газетных трубочек. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения данного плетения. Композиционное построение сюжета. Папье-маше. Приемы выполнения. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Работа с гофрокартоном

     Работа  тканью (13 часов)

История куклы. Техника безопасности

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  Куклы – актеры.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты.

Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присбореной ленты, плиссированная роза. Создание схем узоров.


Работа с разными материалами (13 часов)

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Основные приемы бисероплетения, используемые для плетения цветов, листьев, тычинок: параллельное, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Анализ моделей, схем. Изготовление букета.Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

                     

                                     

                                    1.3 Условия реализации программы

Программа ТО «Творческая мастерская » разработана для занятий с учащимися 1-2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на два года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 134 учебных часа практических и теоретических занятий. В первый год обучения – 64 часа, во второй год обучения - 68 часов.

        ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью и средством педагогического процесса является самосовершенствование личности. При реализации программы по художественному труду с младшими школьниками используются современные технологии:

  • Технология самообразования (М. Монтенссори), ориентируется на всестороннее саморазвитие, воспитание самостоятельности, соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности.
  • Гуманно – личностная технология (М. А. Амонашвили) «Школа жизни», изложенная в его трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно – личностной педагогики.
  • Технологии развивающихся игр (Б. Н. Никитина) и другие.

В систему игр входят воспитательные, развивающиеся, психологические познавательные группы. Игры в младшем школьном возрасте играют большую роль, способствуют лучшему усвоению материала, самоутверждению, развивают речь, воспитывают дружелюбное отношение друг к другу, а также сплачивают коллектив в единое целое.

Деятельность в классе строится по методике индивидуальной и коллективной деятельности.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

*объяснительный, информационно – сообщающий;

*иллюстративный;

*практический.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УЧЕНИЯ:

*репродуктивный;

*исполнительский;

*поисковый;

*проблемный;

*проектный.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:

*убеждение;

*упражнение;

*личный пример.

В данной программе используются следующие формы обучения:

*экскурсия;

*творческое задание;

*практическая работа;

*проектная деятельность;

*тестовое задание;

*выставка работ;

*конкурс творческих работ на уровне района, области;

*уроки путешествия;

*уроки – сказка;

*праздники.

На занятиях педагогом используются различные методы и приёмы обучения.

Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приёмов. Целесообразность и выбор применения нескольких методов и приёмов зависит от поставленных образовательных задач с учётом возможностей учащихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков, с учётом специфики данного предмета, возможностей материально – технической базы.

                  Помещение, отведённое для занятий должно полностью соответствовать санитарно-гигиеническим правилам: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, площадью достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек. Освещение должно быть люминесцентным, т.к. оно близко к дневному свету. Для защиты глаз от прямых солнечных лучей, на окнах должны быть светлые занавески.

       Стены рекомендуется окрашивать в светлые тона, чтобы благотворно действовали на зрение.

    Столы располагать так, чтобы естественный свет падал слева или спереди. Самое главное столы и стулья должны соответствовать возрасту.

      В кабинете необходима доска для демонстрации эскизов, схем, рисунков. Вдоль стены противоположенной окнам рекомендуется расположить шкафы-витрины, где проводятся выставки работ учащихся, хранятся изделия, наглядные материалы, пособия.

       Реализация программы предусматривает работу с детьми разного уровня подготовки, поэтому как такового отсева детей не происходит, а наоборот педагоги прикладывают все усилия для развития каждого ребёнка, положительно оценивая результат труда.

 

                                         

                                 1.4  Этапы реализации программы

В федеральном образовательном плане на внеурочную деятельность отводится на изучение курса «Творческая мастерская » - 1 час в неделю (час академический).

Программа «Творческая мастерская» рассчитана на 2 года обучения:

1 год – 6 – 7 лет    

2 год – 7 – 8 лет    

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

Выполнение программы творческой мастерской «Творческая мастерская» рассчитано на 2 года обучения:

1 – вый год – 32 часа  с недельной нагрузкой – 2 часа,  35 мин.

Цикл обучения 1 год – 2 раза в неделю по 35 минут.

2 год – 34 часа с недельной нагрузкой – 2 часа, час академический – 45 мин.

ПОЧАСОВАЯ НАГРУЗКА:

1 год – 32 часа из них теоретических –   12, практических –   52   .

2 год – 34 часа из них теоретических –  12, практических – 56.      

Всего за 2 года обучения – 134 часов из них теоретических – 25, практических – 109ч.

Большую роль при зачислении школьников в объединение играет проведение выставки готовых изделий. Это помогает детям обрести уверенность в предстоящей работе, помогает увидеть результат своего труда.

      В основу программы входит развитие художественного вкуса, ознакомление детей с декоративно – прикладным искусством, развитие творческого воображения и мышления. Программой предусмотрена художественная обработка бумаги, изготовление поделок из разнообразного материала.

      Дети учатся изготавливать поделки из бумаги, картона, природного материала, строить и решать композиционные задачи.

Осваивают и закрепляют навыки работы с кистью, клеем и ножницами. В работе используют различные материалы с самыми разнообразными свойствами.

      Дети выполняют некоторые изделия самостоятельно. Работают по технологическим картам, что помогает ребёнку понять, проанализировать и попытаться внести свои варианты в работу.

      Большое значение имеет техника безопасности (смотрите приложение). Задача педагога следить за соблюдением и выполнением этих правил, каждый урок педагог должен напоминать детям о технике безопасности.

           

                

         1.5 Формы и методы организации учебно – познавательной   деятельности

Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются  индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

          Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

           Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основные методы и технологии

  Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Технологии:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1.По уровню активности учащихся:

*пассивные (рассказ, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение);

*активные (Самостоятельная работа, практическая работа, работа, связанная с подбором информации).

2. По источникам получения знаний:

*словесные: рассказ, объяснение, дискуссия, работа, связанная с информационной литературой;

*наглядные (демонстрационный и иллюстративный);

*практические (упражнения, практическая работа, творческие задания).

Практические методы обучения основаны на практической деятельности воспитанников. Главное назначение этой группы методов – формирование практических знаний,  умений и навыков.

3.По дидактической цели:

*объяснительно – иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение);

*репродуктивный (критерием усвоение является правильное воспроизведение  (репродукция)  знаний);

* метод проблемного изложения - переход от исполнительской к творческой деятельности;

* частично – поисковые (эвристические) - не все знания воспитанникам предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно (эвристическая беседа);

*исследовательский - (организация поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем).

4.На основе целостного подхода к процессу обучения:

4.1.-организации и осуществления учебно–познавательной деятельности:

1)- персептивные - передача и восприятие учебной информации посредством чувств;

2) словесные - рассказ, беседа;

3) наглядные - демонстрация, иллюстрация;

4) практические - упражнение, выполнение заданий;

5)логические (индуктивные, дедуктивные);

6)гностические (исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные);

7)самоуправление учебными действами (самостоятельная работа ).

4.2.- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1)формирование интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций);

2)формирование долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, убеждение, направление на исправление почему, с какой целью? личный пример);

4.3.-контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1)устная и письменная проверка знаний, умений и навыков;

2)метод самоконтроля.

5.Бинарное обучение (основанное на сочетание способов деятельности преподавателя и воспитанников):

1)информационно-сообщающие, объяснительные, инструктивно практические, объяснительно-побуждающие, побуждающие.

2)исполнительные, репродуктивные, продуктивно-практические, частично-поисковые, поисковые.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.

  1. Словесные методы обучения:

*объяснение;

*рассказ;

*чтение;

*беседа;

*диалог.

2. Методы практической работы:

*работа по технологическим картам;

*работа с бумагой;

*работа с природным материалом;

*работа с ножницами, кистью, клеем, иглой.

3. Метод наблюдения:

*зарисовка рисунка;

*сравнение различных видов бумаги;

*наблюдение за природой, животными и т. д.

4. Проектно – конструкторские методы:

*конструирование из бумаги;

*конструирование из бросового материала.

5. Наглядный метод обучения:

*наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии, открытки, таблицы, схемы, чертежи;

*демонстрационные материалы: предметы, образцы изделий, геометрические фигуры, схемы, чертежи, муляжи и т. д..

*видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.

*проведение занятий с использованием средств искусства:

*знакомство с произведениями изобразительного искусства;

*знакомство с декоративно – прикладным искусством, с народными промыслами.

7. Психологические и социологические методы и приёмы, используемые при проведении занятий:

*создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение).

8. Метод игры:

*игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные и т. д.;

*развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;

*игра-конкурс, игра-путешествие, игра-соревнование, игра- превращение, ролевая игра, игра-сказка;

*настольные игры, игры-конструкторы.

При организации занятия необходимо учитывать неповторимость каждой личности, её возможности. Очень важно заинтересовать ребёнка, побудить к действию. Необходимо добиться понимания индивидуальности каждого ребёнка, создать хорошее настроение можно в том случае, если ребёнку интересно. Большую помощь в этом оказывает дидактическая игра. Игровые моменты помогают развитию таких качеств как: доброта, отзывчивость, общительность и т. д.

Игра помогает решить определённую дидактическую задачу:

Изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование трудовых умений и навыков, использование полученных знаний на последующих занятиях.

        В процессе участия в играх дети учатся общению, пробуждают себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, проживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

       Используя игровые ситуации в образовательном процессе, педагог применяет следующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:

*вовлекать детей в игру, используя особые приёмы, побуждающие желание играть;

*помогать решать игровые задачи, действуя по правилам;

*развивать творческие потенциалы ребёнка в процессе игры;

*использование игровых ситуаций часто помогает разрешать проблему нежелания детей участвовать в новых непривычных, трудных видах работы.

     Игра позволяет решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи:

*помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

*обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработки привычки к постоянному самосовершенствованию;

*включает ребёнка в процесс самосознания и самовоспитания;

*воспитывает ответственность, аккуратность, что развивает способность ребёнка к самоорганизации.

        Разнообразить учебную деятельность педагог может, используя различные виды занятий:

*занятия-упражнения, на котором ребенок тренируется, к примеру, вырезать ту или иную форму;

*уроки импровизации, где ребёнок полностью может положиться на свои творческие способности.

       Проведение таких игр соревнований и игр путешествий, имеет большое значение ещё и потому, что учащиеся видят сразу результат своей работы, а также свои положительные и отрицательные стороны. Они проводят планирование, работу по достижению своей цели, а также анализ результатов.

1.6. Планируемые результаты освоения  обучающимися

программы внеурочной деятельности

                 

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте

Предметные результаты

  • знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • знать применение   бисера в окружающем мире;
  • знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • уметь правильно организовать свое рабочее место;
  • уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • уметь работать по шаблону;
  • уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

                           

                                               

                                          2.1 Учебно – тематический план

1 год обучения

№ п/п

Дата

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1 четверть - 17 часов

1

Введение. Знакомство с коллективом. Краткая программа курса. История возникновения бумагопластики. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с техникой работ с использованием мятой бумаги.

Способы декоративного оформления работ. Инструктаж по технике безопасности.

4

1

3

2

Знакомство с техникой работ с использованием мятой бумаги.

Конструирование поделок из плоской формы. Техника безопасности.

4

1

3

3

Конструирование поделок из плоской формы. Способы соединения плоских деталей. Последовательность выполнения работы. Благоприятные цветовые сочетания. Изготовление цветов из полос бумаги.

4

1

3

4

 Конструирование поделок из материалов объемной формы. Понятие объема, целостности. Развертка геометрических фигур.

5

1

4

2 четверть- 14часов

5

Конструирование поделок из материалов объемной формы. Основные линии чертежа. Понятие симметрии.

4

1

3

6

Конструирование поделок из материалов объемной формы. Изготовление поделок из спичечных  коробков.

5

1

4

7

Конструирование поделок из материалов объемной формы. Композиционные навыки. Изготовление макета села. Конструирование поделок из материалов объемной формы.

5

1

4

3 четверть - 19 часов

8

Кручение. Знакомство с техникой. Виды закруток. Изготовление персонажей сказок

4

1

3

9

Художественное моделирование из различных материалов. Основные виды бисерного искусства. Демонстрация изделий. Изготовления брелока

5

1

4

10

Основные способы бисероплетения: параллельное, петельное. Изготовление бабочки, ангела, стрекозы.

5

1

4

11

История куклы, техника безопасности при работе с тканью, иглой, ножницами. Игровые и обереговые куклы.  Пальчиковые куклы.

5

1

4

4 четверть - 14 часов

12

История куклы, техника безопасности при работе с тканью, иглой, ножницами. Игровые и обереговые куклы.  Пальчиковые куклы

8

2

6

13

Участие в выставках. Выполнение несложных композиций на основе законов композиционного построения с использованием освоенных технологических приемов.

6

6

Итого:

64

12

52

Календарно-тематическое планирование

2 год обучения

№ п/п

Дата

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1 четверть- 20 часов

1

Введение. Краткая программа курса. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с техникой работ с использованием гофрированной, креповой, папиросной бумаги.

Способы декоративного оформления работ. Инструктаж по технике безопасности.

4

1

3

2

Знакомство с техникой работ с использованием гофрированной, креповой, папиросной бумаги.

Изготовление цветов из бумаги. Техника безопасности.

4

1

3

3

Изготовление цветов из бумаги. Демонстрация различных способов конструирования деталей. Приемы продавливания, тиснения. Сгибание. Составление панно.

5

1

3

4

Знакомство с техникой квиллинг. Последовательность выполнения работы. Благоприятные цветовые сочетания. Изготовление цветов из полос бумаги. Изготовление бабочек из полос бумаги.

4

1

3

5

Папье-маше. Знакомство с техникой. Способы оклеивания. Инструменты и приспособления. Изготовление кукол для настольного театра.

4

1

3

2 четверть- 16 часов

6

Знакомство с техникой плетения из газетных трубочек. Сведения о материалах и приспособлениях. Способы кручения, виды переплетений. Изготовление стилизованных фигурок животных.

5

1

4

7

Плетение из газетных трубочек. Способы удлинения трубочек. Изготовление панно « Рыбное богатство»

5

1

4

8

Плетение из газетных трубочек. Изготовление подставок под горячее.

6

1

5

3 четверть- 20 часов

8

Знакомство с гофрокартоном. Свойства материала. Виды изделий. Изготовление пасхального яйца.

6

1

5

9

Виды и свойства тканей. Инструменты и приспособления для работы с тканью. Техника безопасности. Народная кукла. Изготовление куклы «закрутки»

6

1

5

10

Технология изготовления бесшовных кукол. Изготовление куклы «Северная берегиня». Изготовление куклы Домовой

6

1

5

11

Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присбореной ленты, плиссированная роза.

2

4 четверть - 14 часов

12

Основные приемы бисероплетения, используемые для плетения цветов, листьев, тычинок: параллельное, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Анализ моделей, схем. Изготовление букета

6

1

5

13

Участие в выставках. Выполнение несложных композиций на основе законов композиционного построения с использованием освоенных технологических приемов.

8

8

Итого:

70

12

56

                         

                         

                                                   2.2. Формы и средства контроля

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся.  Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий  по всем разделам с учетом следующих критериев:

  • удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
  • четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
  • художественная выразительность и оригинальность  работ.

Программа всех разделов кружка  усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

  • аккуратность;
  • четкость выполнения изделия;
  • самостоятельность выполнения;
  • наличие творческого элемента.

«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Система контролирующих материалов:

  • Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
  • Промежуточный  контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
  • Итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся  по определенным критериям:

  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
  • система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
  • организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.

Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников


                 

                 2.3.    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        В процессе реализации программы педагогами, с помощью психолога, проводятся диагностические мероприятия, которые помогают определить:

*качество реализации программы;

*динамику развития индивидуально-личностных качеств;

*уровень роста ЗУН;

*подбор приёмов психолого-педагогических воздействий, при необходимости.

                 УРОВНИ И ЭТАПЫ ДИАГНОСТИКИ

Три уровня диагностики:

*диагностика личности учащегося;

*диагностика процесса обучения;

*диагностика организационной структуры.

Три этапа диагностики:

*входной;

*текущий;

*итоговый.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ:

Три вида результатов:

  1. Личностный;
  2. Метопредметный;

3.Предметный.

Два уровня результатов:

1.базовые;

      2.повышенные.

   Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.

 Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися и родителями.

Текущий контроль – применяется для оценки качества усвоения материала.

 Формы оценки: текущие тестовые задания, задания творческого характера, диагностическое анкетирование, собеседование.

Итоговый контроль – может принимать различные формы: тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставка творческих работ учащихся.

         Не менее важной формой воспитательной работы является проведение выставок работ. Где каждый ребёнок должен видеть, оценить и понять результат своего труда. Коллективная оценка и важность в положительной оценке педагогом начального и конечного этапа деятельности.

    Проверяя усвоение детьми понятий, определённых правил, выполнения упражнений, педагогом предлагаются загадки, словесные игры, кроссворды.

     Большую часть времени в проведении занятия используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с привлечением различных персонажей сказок, кукол, просмотром иллюстративного материала и последующим практическим закреплением темы. Просматривается множество вариантов поддерживающих межпредметную связь. На данных уроках педагог обращает внимание детей на многие аспекты, связывающие этот вид деятельности с математикой, рисованием, развитием речи, подготовкой руки к письму, включая познавательные материалы.

             МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

*Изучение потребности в предлагаемых образовательных услугах;

*Удовлетворённости родителей и учащихся качеством образовательного процесса.

      При проведении диагностических исследований используются следующие методы:

*анкетирование;

*экспресс – диагностика;

*интервьюирование.

Социальная паспортизация семьи учащегося проводится следующими методами:

*анкетирование для родителей – проводится педагогом при поступлении учащихся в объединение;

*психодиагностика личностных качеств ребёнка;

*тестирование – проводится педагогом с частотой, соответствующей разработанной методикой.

       На основе анализа результатов психодиагностики, анкетирования, тестирования, педагогических наблюдений, творческих работ и достижений учащихся заполняется индивидуальный – педагогический маршрут развития ребёнка с рекомендациями педагога с частотой два раза в год.

В течении года проводится мониторинг состояния здоровья воспитанников следующими методами:

*экспресс – диагностика;

*структурированное интервью;

*анализ.

                         2.4. Материально – техническое обеспечение программы

 Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер
  • медиапроектор

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш
  • линейка
  •  ножницы канцелярские с закругленными концами
  •  кисточка для клея и красок
  •  иголки швейные
  •  доски для работы с пластилином

Материалы:

  • пластилин
  • бумага цветная для аппликаций
  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
  • картон белый и цветной
  • ткань: ситец однотонный и цветной
  • мешковина
  • синтепон
  • нитки швейные – белые, черные и цветные
  • шерстяная пряжа
  • клей ПВА
  • ватные диски
  • бисер, бусины
  • проволока
  • бумага гофрированная, креповая, папиросная
  • калька
  • природный материал

                                               

                                                 

                                                        2.5. Список литературы

Программа по художественному ручному труду «Творческая мастерская » составлена соответственно с требованиями следующих нормативных документов:

*Закон РФ от 10. 07. 92 г. №3266-1 «Об образовании», (В редакции от 21. 07. 2005 г. №100 ф3);

*типовое положение об ОУДОД (В ред. Постановление Правительства РФ от 01. 02. 2005 г. №49);

*письмо Министерства образования РФ от 20. 05. 2003г. №28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в УДОД»;

*письмо Министерства образования РФ от 18. 06. 2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ ДОД»;

*проект концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. Москва-2004 г.;

*устава МОУДОД «Центр внешкольной работы» Саракташского района Оренбургской области.

Список литературы для педагога

1.«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, программы «Художественное творчество» (автор Т.Н. Проснякова) .

2.Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

3.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

4.Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

5.Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.

6.Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

7.Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

8.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

9.Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

10.Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

11.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

12.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

13.Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

14.Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

15.Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Список литературы для детей

  1. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  2. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  3. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
  4. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
  5. Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
  6. Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
  7. Р.Гибсон. Поделки. [Текст] // Р.Гибсон. Бумажные цветы.-М.:- Росмэн, 1996.-112с: ил.;
  8. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  9. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  10. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  11. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...