Адаптационный период в 1 классе
статья (1 класс) по теме

Cафронова Галина Леонидовна

Из опыта работы пилотной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_vvedenie_v_shk.zhizn_.odt9.13 КБ

Предварительный просмотр:


Выступление на круглом столе 7 сентября 2011года

Адаптационный период в первом классе по программе Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь»

        Обучение в первом классе мы начали с адаптационного периода, который проводился по программе адаптации детей к школьной жизни Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой. Курс называется «Введение в школьную жизнь». Адаптационный период по этой программе занял 10 дней.

        Душевное здоровье, навыки общения и сотрудничества, умение учиться — это основные цели начального образования, которые определяют для себя авторы программы. В первые дни пребывания ребёнка в школе именно это и является самым важным.

        Немного о содержании курса «Введение в школьную жизнь».

        На одном из первых занятий была введена лента времени — временная линия, на которой обозначались начало и конец уроков, перемены, прогулка. Эта лента моим ученикам и мне очень помогла. В первые дни детям было трудно понять сколько уроков прошло, сколько уроков осталось, какой урок закончился, когда прогулка. Глядя на ленту времени, дети помогали друг другу сориентироваться во времени.         

        Интересно было каждому нарисовать свою модель школьного дня. У многих она отличалась от традиционной более длинными переменами или другим делением на перемены и уроки.

        Программа предусматривает формирование групп за счёт расстановки мебели, а не по содержанию.

        Распределение детей на группы позволяет им научиться общению друг с другом, получить больше самостоятельности. К 1 сентября я расставила парты по 5 штук, в кабинете не осталось места, т.к. в классе 30 учеников. Кроме того, знакомства в группах не получилось, дети могли общаться только со своим непосредственным соседом. Поэтому запоминали имена всем классом, и смысла в делении на группы не было.  В другие дни рассаживать детей группами я больше не решалась.

        Курс «Введение в школьную жизнь» предполагает присутствие родителей на уроках в качестве поддержки для детей и помощи учителю. Но отсутствие площади не позволило нам этого сделать и лишь двое родителей были у нас на уроке, исключая первое сентября, когда все в начале первого урока были со своими детьми.

     Отношения семьи и школы авторы программы рассматривают с двух позиций:

        1) Школьная тема дома: В течение всего курса «Введение в школьную жизнь» ребёнок ежедневно получал домашнее задание  для всей семьи. Он должен был продиктовать взрослому короткий рассказ о каком-либо эпизоде прошедшего дня.  Взрослый выступал в роли заинтересованного слушателя и аккуратного писца и лишь при необходимости деликатного редактора. Это помогло избежать диалога: «Как дела в школе?» - «Нормально».

        Мои ученики с первого дня начали писать с родителями книгу                    «Хроника», но у нас получилась не общеклассная, а индивидуальная, у каждого своя, «Хроника первых школьных дней» в тетрадочках.        

        2)Домашняя тема в школе: Чтение в классе домашних сочинений и разговор о том, что заслуживающие внимание случилось в последнее время. Это действительно лучше проводить в неформальной обстановке, в конце дня, например, на ковре. Такой возможности у нас, к сожалению, не было.

        Несколько слов скажу о внешних сигналах «включения» и «выключения» внимания, полностью сконцентрированного на учителе, физиологически необходимых всем детям 6-7 лет, так как функция произвольного внимания в этом возрасте только формируется, и его опасно перенапрягать.

        В период адаптации к школе были введены следующие знаки: «Хор», «Знак поднятой руки», «Вопрос», «Знак тишины», «Ловушка». Знаки «+» и «-» я заменила зелёным и красным квадратом.

        Оценивание в этот период я вводить не хотела, но потом ввела и не жалею об этом. Мы оценивали работы с помощью «волшебных линеечек», которые измеряют всё, что пожелаешь: аккуратность, правильность работы, старательность и заинтересованность того, кто её выполняет.

        Выполнив задание, ученик рисует несколько линеечек, вместе с классом выбирает за что будет оцениваться его работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: «К» - красиво, «П» - правильно, «И» - интересно, «Т» - трудно, «С» - старался.

        Озаглавив линеечку, ребёнок ставил на ней крестик, оценивая свою работу. Чем крестик выше, тем правильнее или интереснее работа. Учитель, проверяя работу, ставит свой крестик. Совпадение означает: «Ты- молодец», «Ты умеешь себя оценивать», вне зависимости от того, низко или высоко оценена работа. Различные позиции оценивания позволяют любому ребёнку гордиться собой.

        Больше всего детям нравились графические диктанты. У нас была отдельная тетрадь с рисунками, работу в которой мы начали в адаптационный период и продолжали весь год.

        Курс закончился праздником « Посвящение в ученики», на котором дети получили «дипломы школьника».

        В первый и в последний день адаптационного периода, каждый ученик раскрашивал «лепесток настроения». Из получившихся лепестков мы сделали два цветка «настроения». Во втором цветке уже не было тёмных красок, а значит, за десять дней настроение улучшилось. Этому очень помогли игры, формирующие те или иные умения.

        Во время адаптационного периода мы выполнили проектные работы: «Мы вместе», «Моё имя», «Осенний букет», «Аквариум».

        Начиная работать по этой программе, я не была уверенна в том, что это нужно, ведь многие дети ожидали традиционных уроков. Теперь я понимаю, что адаптация в таком виде нужна детям.

        Хочется надеяться, что у ребёнка создалось впечатление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком- со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, большими и малыми событиями в личной жизни, ведь именно это и являлось целью курса «Введение в школьную жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Школьные трудности у учащихся первых классов в адаптационный период"

Период адаптации у  первоклассников происходит по разному. Одни быстро адаптируются, другие медленнее.  Одни легко вливаются в новый коллектив, новый режим, другим приходится трудно. Это зав...

Адаптационный период в 1 классе.

Информация для родителей об итогах  адаптационного  периода в 1 классе....

Уроки математики в адаптационный период обучения в 1 классе

Предлагаемые уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры будут способствовать закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках. Благодаря таким формам проведения учебных ...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Стартовый образовательный модуль "Первый раз в первый класс." Адаптационный период 1 класс.

  Образовательный  модуль  «Первый раз в первый класс» рассчитан на 9 недель (17 часов в неделю) – 143 часа в первой половине дня. Из них 7 часов образовательного  модуля пр...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...