Система занятий по кружку "Юный краевед - ислледователь"
план-конспект занятия (1, 2 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

К программе "Юный краевед- исследователь" разработано несколько занятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Тема:  Как выбрать тему собственного проекта. Работа над проектом: тема, актуальность, гипотеза, цель, задачи, этапы работы.

Цель:  познакомить детей с этапами работы над проектом.

         

Задачи: 

               развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

               учиться строить рассуждения, выполнять логические действия сравнения, анализа, обобщения;

               развивать навыки сотрудничества с учителем и другими детьми;

               учиться высказывать своё мнение, вести диалог, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

               воспитывать познавательную активность.

Характеристика деятельности учащихся на уроке:

  1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  2. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
  3. Участвовать в диалогах, дискуссиях, поисково– творческой   деятельностях;
  4. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: рабочие тексты, карточки.

                                                                                                           Ход  занятия.

             

                                     Деятельность учителя

             

            Деятельность учащихся

                                                               

                        УУД

  1. Самоопределение, мотивация  к учебной деятельности.

- Как называется наш кружок?

- Кем вы являетесь?

- Нарисуйте портрет исследователя.

-Подумайте, под каким девизом может работать исследователь.

  1. Актуализация  опорных  знаний.

Проверка домашнего задания.

- Какое исследование вы проводили  дома?

- Какими методами вы воспользовались?

- Представьте отчёт вашей  работы в группах.

- Оцените работу ваших товарищей и выберите самый интересный проект.

 III. Постановка  цели   занятия.

- Как вы думаете, почему таким было ваше домашнее задание?

(предположения детей)

- Я предлагаю вам самостоятельно поработать над своим собственным проектом. И тема нашего занятия звучит так: 

Как выбрать тему собственного проекта. Работа над проектом: тема, актуальность, гипотеза, цель, задачи, этапы работы.

- Какие задачи вы поставите перед собой на наше занятие?

IV.Осознанное выполнение  различных  действий  для выявления и   освоения способов  решения учебных задач.

1.Представление проекта учеником класса.

- Вашему вниманию представляется проект Павлова Вадима на тему

«Каша- сила наша».

- Какие вопросы желаете задать проектанту.

2.Этапы  работы над проектом.

- У кого возникло желание провести свое исследование, поднимите руки.

- С чего, как вы думаете, надо начать работу? (определить тему)

- Как же выбрать тему проекта? (задаем вопрос проектанту;  что интересует)

-Запишите в своей индивидуальной карточке, то что вас интересует.

(те дети , которые защищали свои исследовательские проекты, являются консультантами).

- Определим этапы работы.

Индивидуальная карточка проектанта.

I. Подумай, что в данный момент для тебя является актуальным (важным)?...................................................................

………………………………………………………………………

II.Выбери помощников для работы ………………………………

III.Этапы работы над учебным проектом.

1.Определение проблемы; постановка цели, задач(они нужны, чтобы ответить на вопросы, решить проблему); выдвижение гипотезы, которую предстоит проверить; определение актуальности работы.

2.Работа с литературой, сбор  и обработка информации для раскрытия темы проекта.

3.Исследование для подтверждения или опровержения гипотезы.

4. Выводы

5. Оформление проекта

6. Защита проекта.

А) Назови фамилию, имя.

Б) Назови тему своего проекта

В) Цель и задачи твоей проектной деятельности

Г) Основное содержание (проблема проекта)

Д) Твои предположения для решения проблемы

Е) Исследования, опыты, эксперименты и другие пути устранения проблемы.

Ж)Выводы

V. Контроль, самоконтроль.

- Над какой темой  работали?

-Чем она полезна вам?

VI. Задание поискового характера.

- Создать собственный проект на интересующую тему.

VI. Рефлексия.

- Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Что помогло вам решить задачи?

 - Где можно применить свои знания?

- Выскажите своё мнение по занятию.

Прием «Плюс – минус - интересно»

П

М

И

понравилось

на  занятии

не понравилось

на  занятии

Было интересно

                Настрой на рабочий лад

Обобщение и систематизация изученного

         Работа в группах

Постановка учебной задачи

     

        Анализ проекта

         

Дифференцированное задание поискового характера

     Анализ  работы

Оценка своей деятельности на уроке

Личностные:

Представление о причинах успеха в учёбе

Коммуникативные:

выражать свои мысли и действия.

Познавательные:  умение обобщать;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

 Регулятивные:

осуществлять контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности

 Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего  действия;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.

  Личностные: способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.  

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.          

Познавательные: строить рассуждения  в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные: выражать свои мысли и действия.

Личностные:  учебно- познавательный  интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выявления учебных заданий с использованием  учебной литературы.

Коммуникативные:  принимать участие в работе группами

Личностные: общее представление о моральных

нормах поведения.

Коммуникативные: понимать необходимость использования правил вежливости.

Личностные: 

соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

выражать свои мысли и действия.

Коммуникативные:

выражать свои мысли и действия.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.



Предварительный просмотр:

                                                                                                             Занятие 20.

Тема:  Зелёная аптека Бугуруслана и  Бугурусланского  района.  

Цель:  расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края ;

         

Задачи: формировать экологическую культуру учащихся;

               развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

               учиться строить рассуждения, выполнять логические действия сравнения, анализа, обобщения;

               развивать навыки сотрудничества с учителем и другими детьми;

               учиться высказывать своё мнение, вести диалог, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

               воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой.

Характеристика деятельности учащихся на уроке:

  1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  2. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
  3. Участвовать в диалогах, дискуссиях, поисково– творческой   деятельностях;
  4. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: ; презентация к уроку; рабочие тексты, карточки.

                                                                                                           Ход  занятия.

             

                                     Деятельность учителя

             

            Деятельность учащихся

                                                               

                        УУД

  1. Самоопределение, мотивация  к учебной деятельности.

- Предлагаю порассуждать  и  высказаться на тему «Исследование».

- Какие мысли возникают?

- Нарисуйте на листе, как вы представляете себе человека, который проводит исследование.           (рисунки  вешаю  на доску)

  1. Актуализация  опорных  знаний.

- Приходилось ли вам слышать, что маленького ребёнка называют исследователем?

- Может ли кто-нибудь из вас провести исследование?

        Упражнения для  исследователя.

  1. Развитие умений определять цель проекта.

Задание «Определите цель проекта».

- Что такое цель проекта?

 (Цель проекта – предмет стремления, то, что надо осуществить.)

- Из чего вытекает  цель проекта? ( из проблемы ).

-Сначала надо увидеть проблему, потом придумать способ решения проблемы. Цель проекта – это есть нахождение способа решения проблемы.

- Определите цель проекта.

А) «Человек и сотовый телефон»

Б) «Комнатные растения: помощники и враги»

В) «Собака бывает кусачей..».

Г) «История моей семьи».

 III. Постановка  цели   занятия.

- Прочитайте тему нашего занятия «Зелёная аптека Бугуруслана и Бугурусланского  района».

- Какие задачи поставите?

IV.Осознанное выполнение  различных  действий  для выявления и   освоения способов  решения учебных задач.

- Актуальна ли  тема  нашего занятия?

- В чем актуальность нашей темы?

В настоящее время насчитывается более 600 видов лекарственных растений, которые используются в медицине. Лекарственные растения можно встретить в лесу, в поле и даже по обочинам дороги. Сегодня мы поговорим о наиболее распространенных растениях, о тех, что мы встречаем каждый день и даже не догадываемся, насколько они полезны.

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Он подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книге – «травники». В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих наняться сбором целебных трав. Готовя лекарства, знахарь обычно бормотал заклинания и разные непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора.

Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе. Заглянем в страну Лечебных трав. А вот и первая жительница этой страны.

2.Работа с источником информации.

1 группа.

Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить множество полезных и вкусных блюд. Из крапивы получают зеленую, желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Это растение используют и для временного хранения пищевых продуктов. Но самым важным является то, что в крапиве содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. А если взять сырую крапиву, потолочь и приложить к свежей ране, то рана очистится и быстро заживет. Крапивой также хорошо укреплять волосы.

2 группа.

Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету. Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья напоминают след ступни человека.

В Америке он никогда не рос, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3 тысяч лет назад. Это было самое широко применяемое лекарственное средство в средние века. Подорожник используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, но и противопростудное. При этом используют сок подорожника.

Русская легенда рассказывает о том, что однажды, когда две змеи грелись на солнце посреди дороги, одну из них переехала повозка. Вторая змея тотчас принесла ей Целебный лист подорожника. С тех пор люди и узнали о целебных свойствах этого растения.

3 группа.

Одуванчик - это тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые – «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Ярко – желтые цветы красочно оживляют природу. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминного салата. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту.

Одуванчик применяют при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. Отвары сухой травы и корня нужно пить, если болит живот.

4 группа.

В тени деревьев, среди густой травы растет ландыш. У ландыша два остроконечных листа, а между ними не сколько маленьких колокольчиков. У ландыша тонкий, приятный запах. Ландыш является сырьем для лекарства, которое выпускают для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш - охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу, поэтому заготовкой ландыша могут заниматься только специальные организации.

  1. Представление групп.

Отгадайте загадку.

Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!

(Представляет 1 группа лекарственное растение)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

 Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук.       (Подорожник)

(Представляет 2 группа лекарственное растение)

Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.                  (Одуванчик)

(Представляет 3 группа лекарственное растение)

Возле наших домов очень много лекарственных растений. Вы все их встречали не раз. Посмотрите на выставку! Это ромашка аптечная (используется при простуде, воспалении слизистой оболочки рта, успокаивающее и болеутоляющее средство). Мать-и-мачеха (используется при кашле, выжатый сок из свежих листьев прикладывают к язвам, ранам, нарывам). Пустырник (применяется как успокоительное средство, при болезнях сердца). Но настоящая кладовая лекарственных растений растет в лесу.

(Представляет 4 группа лекарственное растение)

  1. Условия сбора и хранения растений.

Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои чудесные свойства, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом придерживаться строгих правил. Чтобы собирать растения нужно:

-хорошо знать, т. е. отличать от других;

-знать, когда их нужно собирать (в этом помогут календари для сбора растений)

- какая часть растения необходима для лечения

- собирать растения можно только в сухую погоду, лучше сразу после росы

-нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе

-укладывать растения при сборе нужно в просторные корзины, не утрамбовывая, так как они могут начать гнить

- сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце.

- растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2 раз в сутки переворачивать.

-не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего

-  не собирать растения, которые занесены в Красную книгу.

V. Контроль, самоконтроль.

Викторина.

Перечислите лекарственные растения, которые вы запомнили.

? Какое лекарственное растение самое «прилипчивое»?

? Листья какого растения иссечены на множество долек?

? Какое лекарственное растение называют «следом белого человека»?

? Какие растения заживляют раны?

? Как правильно собирать, хранить сырье?

Помните: многие лекарственные растения очень ядовиты. При сборе нельзя мять растения в руках, не трогать грязными руками лицо, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку. Если все же произойдет отравление, и у нас начнутся головная боль, тошнота, слабость, нужно срочно вызвать рвоту и промыть желудок, употребляя много кипяченой воды. Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

- Над какой темой  работали?

- Чем для вас является  актуальной?

2. Задачи  на следующее  занятие.

- Кто помогает растениям размножаться?

- О насекомых пойдёт разговор на следующем занятии.

VI. Рефлексия.

- Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Что помогло вам решить задачи?

- Какие знания вам пригодятся в жизни?

VII. Задание на дом.

 - Выпустить книжку-малышку «Лекарственные растения города Бугуруслана и Бугурусланского района», оформив её в альбом.

Настрой на рабочий лад

         Работа в группах

Постановка учебной задачи

Работа в группах.

Работа с учебной литературой

     Решение познавательных задач

Оценка учебной деятельности на уроке.

К1  Л2 Л3

               П8 П 17К6 Р2

       

                      Р7

К1 К6 Р8 Р2 П17 П7 Л2 Л8

             

П1,4,7,9,

Р 1,2,8,9,14

К1    Л 2,4,6

Р6 Р 16 Л9



Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Тема: Моё имя и фамилия. Что такое проблема.

Цель: познакомить учащихся с историей происхождения фамилии, имени ;

           развивать умение видеть проблему в исследовании по теме    и решать её;

Задачи: познакомить учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы), “раскрытие” тайны имени ребенка;

углубление знаний из личного опыта детей, углубление краеведческих знаний;

формировать чувство собственного достоинства и уважения к своей семье, своим предкам;

развивать самостоятельность и творческие способности учащихся, расширять детский кругозор;

воспитывать в детях положительных качеств личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей),  уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: слова ( тезка, проблема, имя), пословицы.

                                                                                                         

Ход  занятия.

             

                                     Деятельность учителя

             

            Деятельность учащихся

                                                               

                        УУД

  1. Самоопределение, мотивация  к учебной деятельности.

 «Выбери себе настроение».

Учитель просит учащихся:

- нахмуриться, как осенняя тучка, злой волшебник;

- удивиться, как ребёнок, впервые увидевший радугу;

- испугаться, как мышка, попавшая в клетку;

- заскучать, как от долгого ожидания;

- улыбнуться, как солнышко.

                         

  1. Актуализация  опорных  знаний.

-Какое настроение бывает у вашей семьи?                                                            - Что изменилось в вашей жизни после того, как мы поговорили о семье?       - На что похожа ваша семья ? 

- Какими словами  можете охарактеризовать свою семью ?                                - Что у вас получилось? (проект)                                                                            - Что такое проект?                                                                                                   - Как можно назвать ваш проект?                                                                            - Помогают ли вам те знания , которые вы получаете на нашем занятии?                                                           

III. Постановка  цели   занятия.

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую   сейчас с вами  выясним…

Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании, или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.

- Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе?

2. Отгадайте загадку.

 Что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы?

 ( Имя.)

- Чему будет  посвящено наше занятие?

-  О чем бы вы хотели узнать сегодня на занятии?

- Сегодня мы должны выяснить, что означает ваше  имя, фамилия?  

-  Вы готовились к нашему занятию, занимались поисковой творческой работой и подготовили отчеты, которые представите сегодня.

IV.Осознанное выполнение  различных  действий  для выявления и   освоения способов  решения учебных задач.

  1. Знакомство с понятием «проблема».

- Над чем вы работали дома?

- Что вы хотели узнать?

- С какими трудностями вы столкнулись при подготовке к нашему занятию?

- Как вы их решали?

- Вы решали проблему.

 Проблема – это сложный вопрос, задача, преграда, трудность, которые требует решения, исследования.

- Итак, то, что вы хотели узнать- это и есть проблема, над которой вы работали.

- Что вы сделали , чтобы решить проблему?

(работали с книгами, опрашивали своих родных и знакомых…)

2. Упражнение на развитие умения видеть проблемы.

Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Закончи рассказ:

« Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»

А)  Продолжите рассказ, представив, что вы просто гуляете с друзьями.

- Как вы отнесётесь к первому снегу?

Б)  Продолжите рассказ, представив, что вы водитель грузовика, едущего по дороге.

В)  Продолжите рассказ, представив, что вы – лётчик; мэр города; ворона, сидящая на дереве; заяц в лесу.

- Вы сейчас смотрели на одно и то же явление с разных точек зрения.

Это нужно, чтобы  увидеть то, что ускользает от вашего взгляда и часто не замечают другие.

3.Тайна имени.

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек - имя.  (русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (русская пословица)

А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

- Что объединяет все эти пословицы?                                                                    - Как понимаете их?

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падения.                                                                  Имя может звучать благозвучно, ласково,  возвышенно, приятно, а  может - настороженно, сухо, устрашающе, неприятно.

Между именем человека, его характером и судьбой существует особая,

скрытая связь.  Судьба человека зависит  от его имени.

4. Шаг в историю.

С введением христианства на Руси люди начали получать полное имя. Имена были записаны в церковных книгах. Имя ребенку давали по святцам. Святцы – это сборник имен святых. Каждый святой в святцах имеет свой день. Вот по дню каждого святого и давалось имя ребенку. Родители не имели права выбирать имя. Иногда в семье было несколько детей с одним и тем же именем. Потому что некоторые святые в святцах имели много дней, связанных с их именем. Например, Иоанн, Иван. Поэтому имя Иван было самым распространенным на Руси.

Имена связывали с красивыми праздниками. Например, родившуюся девочку на Ивана Купалу могли назвать Купава.

Иногда имена давались детям в зависимости от того, какими они рождались в семье. Так мог быть  Третьяк – третий ребенок в семье. Имя давалось и по особенностям цвета волос, например, Беляк, особенностям телосложения – Малой. Иногда имена нарекались с учетом характера человека – Смеян, Любим.

Имя Иван и Катерина на Руси были значимыми во все времена.

В годы ВОВ  имя Катерина стало символом борьбы за свободу русского народа. Этим именем назвали минометную установку Катюша, которая изменила ход войны.  

5. Игра «Расскажи нам о себе».  

- Итак, вы называете свое имя  и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал.   Все остальные слушают и задают вопрос, который вас интересует.                                                                                                            

(Дети называют имя и кратко рассказывают о себе.)

- Как вы думаете, кого называют тезками?  (Людей, у которых одинаковые имена. )                                                                                                                       - Есть ли у нас в классе тёзки?

    V. Закрепление.

-Что значит  имя для человека?

- Какой проект можно создать по теме нашей беседы?

( Проект – дело, в результате которого получается продукт.

Продуктом  может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка.)

- Какую проблему поставите к своему проекту?  (Почему  меня так назвали? Соответствует  ли мое имя моему характеру?)

2. Задачи  на следующее  занятие.

-  О чем сегодня не упомянули?    

- На следующем занятии мы поведем разговор о вашей фамилии.

- Вам нужно подготовить рассказ о том, откуда пришла ваша фамилия.

VI. Рефлексия.

- За что вы хотите себя похвалить?

- В чем вы были успешны?

- Что у вас не получилось?

- Какие знания вы сегодня получили?

-Как они вам пригодятся в жизни?

VII. Домашнее задание.

1. Создать проект «Тайна моего  имени ». Озвучить проблему, над которой работаете  и нарисовать , с чем ассоциируется  у вас  ваше имя.

2.  Выяснить историю происхождения вашей фамилии.

Внутренняя позиция школьника

Выражение в речи своих мыслей и действий

   

Решение проблемного вопроса.

        Ученики  ставят учебную задачу

Систематизация и обобщение знаний учащихся   с добавлением новой информации.

Осознание учениками понятия «проблема»

Осуществляют анализ объектов

с выделением существенных

и несущественных признаков

Ученики решают проблемную ситуацию.

Осуществляют анализ объектов

с выделением существенных

и несущественных признаков

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Ученики представляют свои исследования

Анализируют полученную информацию и дают ответ на вопрос

Постановка задач на следующее занятие

Оценка своей деятельности на уроке

     .

                       

                      Л 1

                   

                       К 1

                     

П 8 П 7

Р7  К 1

 

Р 2   К 9  П 4

Р8 П4 Л 6

 

П 4  П 8

Р 8   К 9

П 4  П 8

П 1

К1 Р 5 П1 Л9

П4  Л6  Р 12

                 Р7

 

Р 16 Л 3



Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Тема: Моя семья. Семейные традиции. Учимся создавать проект.

Цель:   познакомить учащихся с традициями своей семьи;   учить работать над проектом.

Задачи: раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким , проведения праздников и организации совместного отдыха;

развивать навыки ответственного поведения в семье; интерес к истории своей семьи, семейным традициям;

развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

 воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

Оборудование: опорные слова .

                                                                                                           Ход  занятия.

             

                                     Деятельность учителя

             

            Деятельность учащихся

                                                               

                        УУД

  1. Самоопределение, мотивация  к учебной деятельности.

«Минута приветствия».

- Поприветствуем гостей.

- Поприветствуем  членов вашей группы  (пожимают руки).

- Сегодня предстоит большая серьёзная работа, поэтому без взаимовыручки не обойтись.

- Желаю вам успеха.

- Начинаем работу нашего кружка.

             

  1. Актуализация  опорных  знаний.
  1. Книжная выставка.

- Рассмотрите книжную выставку.

- Какие произведения здесь представлены? (о семье)

- Как можно озаглавить эту выставку?

- Какие книги вы уже хотите прочитать?

- Чем привлекла вас эта книга?

2. Чтение  произведения « Бабушка и внучка».

- Послушайте рассказ «Бабушка и внучка».

- Какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению?

-Вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов:                    

                        Зачем? Почему? С какой целью?

- Какой была внучка?

- Почему Л. Толстой написал для детей это произведение?

III. Постановка  цели   занятия.

- Чему сегодня посвятим наше занятие?

- Какую задачу поставим ?  (Узнать … … … . )

( На доске   Тема: «Семейные традиции.»

Проблема: узнать традиции своей семьи.

Гипотеза: возможно, что не все соблюдают семейные традиции, передаваемые из поколения в поколение.)

 - Какой вопрос у вас возникает?

( Семейные традиции – это принятые в семье нормы, поведения, обычаи , которые передаются из поколения в поколение.)

IV.Осознанное выполнение  различных  действий  для выявления и   освоения способов  решения учебных задач.

  1. Игра «Назови семейную традицию».

Гладить бельё, ходить в кино,  праздновать День рождения, мыться в бане, мыть окно, читать книги, играть в компьютерные игры, ухаживать за больными.

- Что вы отметили?

- А как рождаются традиции?

- Каждая семья создаёт свои традиции, и они передаются из поколения в поколение.

к    1. В знатных семьях традицией было не просто сохранить память о

предках,  а составляли особый документ - генеалогическое древо, глядя на которое сразу можно понять, насколько древен и знатен род.

- Что вы узнали о своем роде, составляя родословную?

2.Существует традиция называть детей в честь  кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце. А бывает, что  родители дают имя ребёнку  в честь родственников.

– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

3.Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку.

- А вы, ребята, знаете, что такое отчество?    

 (из словаря Ожегова:

О́тчество — часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.)

3.Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

Потомки Пушкина- а их 219 -  гордятся своим великим предком.

- И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

  V. Закрепление.

- Почему наши предки заложили в семьи соблюдение традиций?

VI. Итог занятия.

- Все ли традиции мы сегодня рассмотрели?

- На следующем занятии мы продолжим наш разговор на эту тему.

-  Над какой темой вашего будущего проекта начали работать?

- Какую задачу, проблему  ставили?

- Удалось ли её решить полностью?

- Каким способом продолжим её решение?

- Какие первые результаты получили?

- Где можно применить свои знания?

VI. Рефлексия.

(Продолжи предложение:    по ОС)

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о членах своей семьи, которыми можно гордиться

( желательно  представить фото)

Эмоциональный настрой на рабочий лад

Обобщение и систематизация изученного

Ученики , определяют тему занятия, ставят учебную задачу (проблему), выдвигают гипотезу.

Работа в группах.

Представление своего проекта и  анализ работы каждого члена группы.

Анализируют полученную информацию и дают ответ на вопрос

         

     Анализ  работы

Оценка своей деятельности на уроке

Личностные:

Представление о причинах успеха в учёбе

       

Коммуникативные:

выражать свои мысли и действия.

Познавательные:  умение обобщать;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

                         

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные: выражать свои мысли и действия.

  Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего  действия;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.

  Личностные: способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.  

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.          

Познавательные: строить рассуждения  в форме связи простых суждений об объекте.

Личностные:  учебно- познавательный  интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выявления учебных заданий с использованием  учебной литературы.

        

Коммуникативные:

выражать свои мысли и действия.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий для учащихся и родителей на четыре года по сохранению здоровья детей

Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье. Занятия прово...

Система занятий по предупреждению нарушений письма - пропуска букв.

Эти упражнения помогут справиться с проблемой, развивают орфографическую зоркость....

Система занятий по предупреждению нарушений письма - пропуска букв.

Эти упражнения помогут справиться с проблемой, развивают орфографическую зоркость....

Сценарий занятия кружка «Азбука краеведа и эколога» для младших школьников «Живая старина».

Ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в творческую поисково-исследовательскую краеведческую де...

Занятие по развитию речи с будущими первоклассниками в системе занятий по подготовке к школе детей, посещающих детский сад.

Данное занятие помогает уточнить представления детей о зимующих птицах и подкормке птиц в зимний период;  развивать речь детей через составление описаний, составление рассказа по таблице и переск...

Планеты солнечной системы. занятие для 7 класса.

В конспекте занятия дается краткое описание всех планет солнечной системы, интересные упражнения и презентация к занятию....