Занятие кружка "Юный краевед". Тема" Формы хранения и изучения исторических ценностей"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта занятия. 

Содержание занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_kruzhka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия кружка

Учитель начальных классов: Ушакова Валентина Семёновна, первая квалификационная категория.

Класс: 4 Д

Занятие кружка «Юные краеведы»

Тема: Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов.

Тип занятия: учебная экскурсия.

Общедидактическая цель:

Создать условия для осознания и осмысления новой информации средствами активных форм и методов.

Триединая дидактическая цель занятия:

образовательная:

познакомить детей с формами хранения и изучения исторических ценностей и документов, с людьми, которые занимаются хранением и изучением исторических ценностей и документов в нашем городе; обогатить словарный запас учащихся.

развивающая:

продолжить развивать коммуникативные, информационные умения и навыки, а также развивать логическое мышлении и речь.

воспитательная:

воспитывать у детей чувство уважения к труду хранителей исторических ценностей и документов; гордости за страну, которая сохраняет исторические ценности и документы.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

-фронтальная;

-групповая;

-индивидуальная.

Средства обучения:

-карточки для групповой работы;

-рассказ гостя – работника библиотеки о хранении газет и книг прошлых лет;

-газеты за 1938 год;

-книги середины XX века;

-фото из краеведческого музея г.Кирово-Чепецка(знакомство с частью экспозиции музея);

-мультимедийная презентация «Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов»;

http://www.rusarchives.ru

http://www.ako.kirov.ru/culture/archives/gako.php

http://www.gmvc.ru/opyit-muzejnoj-rabotyi;

Структура и содержание занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Приветствует детей.

Формулирует задачу занятия.

Приветствуют учителя.

Знакомятся с задачей занятия.

II. Подготовка к проведению экскурсии.

Создаёт условия для формулирования темы и целей занятия.

Формулируют цели к теме занятия.

Выдаёт маршрутный лист экскурсии с заданиями.

III. Проведение учебной экскурсии.

Самостоятельная работа №1.

Самостоятельная работа №2.

Самостоятельная работа №3.

Самостоятельная работа №4.

Самостоятельная работа №5.

Проводит проверку понимания понятий.

Знакомит с формами хранения  документов всей страны, Кировской области.

Представляет гостя- Осипову В.А., работника центральной городской библиотеки им. Лихачёва .

(Она рассказывает о способах хранения и изучения документов в библиотеке).

Учитель вместе с гостем предлагает выполнить задание в группах.

Учитель знакомит с формами хранения ценностей в краеведческом музее г.Кирово-Чепецка (знакомство с частью экспозиции музея);

Учитель даёт задание от Е.Н. Загайновой-

главного хранителя фондов

Кирово-Чепецкого

городского музейно-выставочного центра.

Объясняют понятия: информация, ценности, документы…

Знакомятся с формами хранения  документов всей страны, Кировской области.

Начинают заполнять лист с заданиями.

Знакомятся с гостем.

Слушают рассказ.

Продолжают заполнять лист с заданиями.

Рассматривают газеты начала XX века. Знакомятся с содержанием. Кратко рассказывают.

Знакомятся с информацией.

Продолжают заполнять лист с заданиями.

Обсуждают, высказывают свою точку зрения.

IV. Подведение итогов учебной экскурсии.

Предлагает рассказать о формах хранения и изучения исторических ценностей.

Побуждает детей к оценке своей деятельности.

Дают ответы по заполняемым в течение занятия маршрутным листам.

Анализируют ход и результат деятельности.

Формы хранения:

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

Изучение исторических ценностей  и документов:

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:

-…………………………………….

-…………………………………….

-…………………………………….

-…………………………………….

…………………………………………………………………………………….
Формы хранения:

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

Изучение исторических ценностей  и документов:

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:

-…………………………………….

-…………………………………….

-…………………………………….

-…………………………………….

…………………………………………………………………………………….
Формы хранения:

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

Изучение исторических ценностей  и документов:

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:

-…………………………………….

-…………………………………….

-……………………………………

Тема: Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

-Посмотрите и вспомните, где мы с вами уже бывали?

-Что видели?

-Как эти поездки мы называем?

-Сегодня предлагаю отправиться тоже на экскурсию. Постараемся побывать в нескольких местах.

2.Подготовка к проведению экскурсии.

-Тема занятия «Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов».

- Вашим группам выдаётся маршрутный лист. Вам в ходе всего занятия нужно будет заполнять этот лист.

3.Проведение учебной экскурсии.

1)-Ребята, я вас просила посмотреть в толковом словаре значение некоторых слов: «информация», «ценности», «исторические ценности», «документ», «архив», «библиотека», « музей».

-Расскажите, как понимаете их значение.

2)-Предлагаю побывать в архиве всей нашей страны.

-Что мы можем узнать? увидеть? …

- Это архивы Кировской области.

-Какую информацию мы можем  найти на сайте?...

-Зачем нам нужна эта информация?

3) К нам в гости пришёл гость-Осипова Валерия Анатольевна.

(Рассказ и показ работником центральной городской библиотеки им.Лихачёва о способах хранения и изучения документов).

4) Осипова В.А. предлагает рассмотреть газеты и книги начала XX века и выполнить задания:

-К какому времени относятся издания?

-Коротко рассказать содержание прочитанного.

5)-Где ещё хранятся исторические ценности и документы?

-В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.

- Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

-(Варианты ответов:одежда, домашняя утварь, машины,музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.)

-На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:

художественные,

 исторические,

 естественнонаучные,

 технические,

литературные,

 мемориальные,

краеведческие.

-Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.

-Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:

 любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,

 уникальное создание природы,

 предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,

 прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).

-Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.

-В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.

-Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.

-Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она.

-Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.

-Почему вещи попадают в музей?

Причины:

Красота

 - родная, русская,

 - чужая, иноземная.

Память

 - о важном событии,

 - о великом или ужасном человеке,

 - об обычаях, образе жизни

 - русских,

 - иноземных.

Мастерство (технический прогресс)

 - русское,

 - иноземное.

Древность.

 Диковинка, редкость (раритет).

 Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).

 Часть коллекции.

 Вещь, воскресшая под рукой реставратора.

-Какие музеи есть в нашем городе?

В краеведческом музее Кирово-Чепецка есть главный хранитель исторических ценностей и документов. Это Загайнова Елена Николаевна.

Она разрешила сфотографировать и показать вам.

- Елена Николаевна просила выполнить задания в группе.

4. Подведение итогов учебной экскурсии.

Допишите маршрутные листы и давайте проверим, что у вас получилось.

Изучение исторических ценностей и документов:

-библиотекари;

-работники музея.

Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:

-библиотека;

-музей;

-архив.

Рефлексия.

- Наше путешествие подходит к концу.

-Что понравилось?

 -Что заинтересовало?

-К чему хотелось бы вернуться?

-Где побывать?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение исторической пропедевтики

Введение школьников в мир истории осуществляется на близком ученикам материале – истории отечества, родного края. Школьники погружаются в мир истории Отечества через представления об образ...

Презентация к занятию "Действие с информацией. Хранение информации".

Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;метапредметные – пони...

Проектная деятельность по изучению исторического наследия Владимирской области

Выступление на районном "Круглом столе" учителей, реализующих курс ОРКСЭ...

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Для подрастающего поколения важную роль играет изучение исторических памятников архитектуры родного края.Познакомившись с идеями Дьюи, Киллпатрика, Шацкого, Полат, я решила шире применять в повседневн...

Презентация к докладу: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Для подрастающего поколения важную роль играет изучение исторических памятников архитектуры родного края.Познакомившись с идеями Дьюи, Киллпатрика, Шацкого, Полат, я решила шире применять в повседневн...

Возможности медиапространства образовательного учреждения как инструмент формирования патриотизма школьников, сохранения культурно-нравственных и исторических ценностей

1. Актуальность проблемы патриотического воспитания, 3 аспекта в работе.2. Роль "Разговоров о важном".3. Объекты социально-культурного назначения Санкт-Петербурга.4. Колпино - город воинской...