Занятие кружка "Юный краевед". Тема" Формы хранения и изучения исторических ценностей"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта занятия. 

Содержание занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_kruzhka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия кружка

Учитель начальных классов: Ушакова Валентина Семёновна, первая квалификационная категория.

Класс: 4 Д

Занятие кружка «Юные краеведы»

Тема: Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов.

Тип занятия: учебная экскурсия.

Общедидактическая цель:

Создать условия для осознания и осмысления новой информации средствами активных форм и методов.

Триединая дидактическая цель занятия:

образовательная:

познакомить детей с формами хранения и изучения исторических ценностей и документов, с людьми, которые занимаются хранением и изучением исторических ценностей и документов в нашем городе; обогатить словарный запас учащихся.

развивающая:

продолжить развивать коммуникативные, информационные умения и навыки, а также развивать логическое мышлении и речь.

воспитательная:

воспитывать у детей чувство уважения к труду хранителей исторических ценностей и документов; гордости за страну, которая сохраняет исторические ценности и документы.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

-фронтальная;

-групповая;

-индивидуальная.

Средства обучения:

-карточки для групповой работы;

-рассказ гостя – работника библиотеки о хранении газет и книг прошлых лет;

-газеты за 1938 год;

-книги середины XX века;

-фото из краеведческого музея г.Кирово-Чепецка(знакомство с частью экспозиции музея);

-мультимедийная презентация «Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов»;

http://www.rusarchives.ru

http://www.ako.kirov.ru/culture/archives/gako.php

http://www.gmvc.ru/opyit-muzejnoj-rabotyi;

Структура и содержание занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Приветствует детей.

Формулирует задачу занятия.

Приветствуют учителя.

Знакомятся с задачей занятия.

II. Подготовка к проведению экскурсии.

Создаёт условия для формулирования темы и целей занятия.

Формулируют цели к теме занятия.

Выдаёт маршрутный лист экскурсии с заданиями.

III. Проведение учебной экскурсии.

Самостоятельная работа №1.

Самостоятельная работа №2.

Самостоятельная работа №3.

Самостоятельная работа №4.

Самостоятельная работа №5.

Проводит проверку понимания понятий.

Знакомит с формами хранения  документов всей страны, Кировской области.

Представляет гостя- Осипову В.А., работника центральной городской библиотеки им. Лихачёва .

(Она рассказывает о способах хранения и изучения документов в библиотеке).

Учитель вместе с гостем предлагает выполнить задание в группах.

Учитель знакомит с формами хранения ценностей в краеведческом музее г.Кирово-Чепецка (знакомство с частью экспозиции музея);

Учитель даёт задание от Е.Н. Загайновой-

главного хранителя фондов

Кирово-Чепецкого

городского музейно-выставочного центра.

Объясняют понятия: информация, ценности, документы…

Знакомятся с формами хранения  документов всей страны, Кировской области.

Начинают заполнять лист с заданиями.

Знакомятся с гостем.

Слушают рассказ.

Продолжают заполнять лист с заданиями.

Рассматривают газеты начала XX века. Знакомятся с содержанием. Кратко рассказывают.

Знакомятся с информацией.

Продолжают заполнять лист с заданиями.

Обсуждают, высказывают свою точку зрения.

IV. Подведение итогов учебной экскурсии.

Предлагает рассказать о формах хранения и изучения исторических ценностей.

Побуждает детей к оценке своей деятельности.

Дают ответы по заполняемым в течение занятия маршрутным листам.

Анализируют ход и результат деятельности.

Формы хранения:

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

Изучение исторических ценностей  и документов:

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:

-…………………………………….

-…………………………………….

-…………………………………….

-…………………………………….

…………………………………………………………………………………….
Формы хранения:

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

Изучение исторических ценностей  и документов:

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:

-…………………………………….

-…………………………………….

-…………………………………….

-…………………………………….

…………………………………………………………………………………….
Формы хранения:

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

-……………………………………………………………………………………

Изучение исторических ценностей  и документов:

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

-…………………………………………………………………………………..

Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:

-…………………………………….

-…………………………………….

-……………………………………

Тема: Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

-Посмотрите и вспомните, где мы с вами уже бывали?

-Что видели?

-Как эти поездки мы называем?

-Сегодня предлагаю отправиться тоже на экскурсию. Постараемся побывать в нескольких местах.

2.Подготовка к проведению экскурсии.

-Тема занятия «Формы хранения и изучения исторических ценностей и документов».

- Вашим группам выдаётся маршрутный лист. Вам в ходе всего занятия нужно будет заполнять этот лист.

3.Проведение учебной экскурсии.

1)-Ребята, я вас просила посмотреть в толковом словаре значение некоторых слов: «информация», «ценности», «исторические ценности», «документ», «архив», «библиотека», « музей».

-Расскажите, как понимаете их значение.

2)-Предлагаю побывать в архиве всей нашей страны.

-Что мы можем узнать? увидеть? …

- Это архивы Кировской области.

-Какую информацию мы можем  найти на сайте?...

-Зачем нам нужна эта информация?

3) К нам в гости пришёл гость-Осипова Валерия Анатольевна.

(Рассказ и показ работником центральной городской библиотеки им.Лихачёва о способах хранения и изучения документов).

4) Осипова В.А. предлагает рассмотреть газеты и книги начала XX века и выполнить задания:

-К какому времени относятся издания?

-Коротко рассказать содержание прочитанного.

5)-Где ещё хранятся исторические ценности и документы?

-В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.

- Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

-(Варианты ответов:одежда, домашняя утварь, машины,музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.)

-На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:

художественные,

 исторические,

 естественнонаучные,

 технические,

литературные,

 мемориальные,

краеведческие.

-Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.

-Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:

 любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,

 уникальное создание природы,

 предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,

 прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).

-Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.

-В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.

-Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.

-Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она.

-Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.

-Почему вещи попадают в музей?

Причины:

Красота

 - родная, русская,

 - чужая, иноземная.

Память

 - о важном событии,

 - о великом или ужасном человеке,

 - об обычаях, образе жизни

 - русских,

 - иноземных.

Мастерство (технический прогресс)

 - русское,

 - иноземное.

Древность.

 Диковинка, редкость (раритет).

 Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).

 Часть коллекции.

 Вещь, воскресшая под рукой реставратора.

-Какие музеи есть в нашем городе?

В краеведческом музее Кирово-Чепецка есть главный хранитель исторических ценностей и документов. Это Загайнова Елена Николаевна.

Она разрешила сфотографировать и показать вам.

- Елена Николаевна просила выполнить задания в группе.

4. Подведение итогов учебной экскурсии.

Допишите маршрутные листы и давайте проверим, что у вас получилось.

Изучение исторических ценностей и документов:

-библиотекари;

-работники музея.

Место хранения и изучения исторических ценностей и документов:

-библиотека;

-музей;

-архив.

Рефлексия.

- Наше путешествие подходит к концу.

-Что понравилось?

 -Что заинтересовало?

-К чему хотелось бы вернуться?

-Где побывать?