Электронные образовательные ресурсы в современной школе
статья по теме

Опыт использования ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnye_obrazovatelnye_resursy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Владимира

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36 г. Владимира»

   

Электронные образовательные ресурсы - неотъемлемая часть

информационно-образовательной среды  современной школы

Веселова Наталья Владимировна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Владимир

2014

 Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) стали неотъемлемой частью информационно-образовательной среды современной школы, позволяя повышать эффективность обучения за счет введения элементов интерактивности и мультимедиа.

    Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. 

    Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах состоит в том, что цифровые технологии -всего лишь способ обработки и записи информации. Поэтому, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР, следуя межгосударственному стандарту.

    Согласно ГОСТ Р 53620-2009, ЭОР нового поколения это уже не просто картинки, видео- или аудиозаписи, это образовательный ресурс, включающий в себя структуру, предметное содержание, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.Это мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что пользователь сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

    ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

1.      Мультимедийность.

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

2.    Интерактивность ("взаимодействие") в ЭОР обеспечивается возможностью  манипулировать с объектами, вмешиваться в процессы, перемещать объекты, изменять  их свойства, т. е. возможность  воздействия и получения ответных реакций. 

3.      Доступность.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

4.      Универсальность.  

Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК.

5. Производительность.

 Благодаря автоматизации  поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Зачем нужно применение ЭОР учителю?

  • экономия времени на уроке;
  • глубина погружения в материал;
  • повышенная мотивация обучения;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • привлечение разных видов деятельности.

 Что дает применение ЭОР ученику?

  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  • помогает раскрыть творческие способности и придает уверенности в себе.

 При построении учебного процесса с использованием ЭОР

  • основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности учащихся;
  • учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера учебного процесса, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;
  • ученик выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие является одной из главных образовательных целей;
  • учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения.

    Компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяют использовать все виды наглядности.

    Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Проекты, выполненные с использованием электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению материала.

Методика работы с электронными образовательными ресурсами 

ЭОР могут быть использованы на всех этапах урока. В зависимости от этого классифицируются по следующим типам:

1. ЭОР – введения в проблему. ЭОР представляют собой мотивационный ввод в проблему с постановкой проблемных вопросов. Предполагают фронтальную форму работы. Место ЭОР – в начале урока (около 5-6 мин.).

Этапы работы:

1) Презентация-показ.  Учитель демонстрирует ЭОР на общий экран, предлагает ученикам ознакомиться с его содержанием.

2) Обсуждение.  Учитель предлагает ученикам ответить на проблемные вопросы, актуализирует их на основе личного опыта учащихся. Дети высказывают свои суждения, обсуждают проблему.

3) Постановка проблемы.

В  результате обсуждения учитель совместно с учащимися формулирует проблему и пути её разрешения.

 2.ЭОР – интерактивное задание. Особенностью введения новых знаний с помощью интерактивного задания является то, что перед предъявлением плакатов, содержащих собственно новые знания, ребятам предварительно предлагается в интерактивном режиме выполнить задание (иногда несколько), подготавливающее их к восприятию нового. Работу класса с этим типом ЭОР лучше всего организовать в малых группах, дав ребятам возможность выполнить интерактивные задания максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот тип ЭОР, не должно превышать 10 минут.

3. ЭОР – плакат, содержащий непосредственно новые знания.

4.ЭОР закрепления нового являются набором игр, упражнений, творческих практических заданий, флеш-анимаций, видео- и аудиофрагментов. Место и количество используемых ЭОР в структуре урока по усмотрению учителя (в сумме – 7-10 мин.).

Работа по ЭОР закрепляющего характера может строиться как индивидуально, так и коллективно в зависимости от поставленных учителем и решаемых учащимися задач урока, а также в зависимости от подготовленности ученической аудитории. При этом имеются две основные возможности организации такой работы, которые можно   сочетать между собой. Первая возможность – это работа в классе на этапе закрепления уже полученных знаний. Вторая возможность – это работа дома, т.е. данный ЭОР предлагается как часть домашнего задания. ЭОР на закрепление знаний этого типа имеют свои особенности построения. В них предъявляется набор заданий – редко одно, чаще - несколько. При неправильном выполнении задания учащийся тут же получает сообщение об этом – либо «прямым текстом» фразой вида «НЕВЕРНО», либо задание упорно предлагается для выполнения снова и снова. Таким образом, ученик вынужден работать с заданием до тех пор, пока не выполнит его верно.

5. ЭОР – контроль.

ЭОР являются набором тестов вербального и иллюстративного характера. Место ЭОР – в конце урока или темы (около 20 мин.).

Учащиеся выполняют задание в соответствии с его спецификой индивидуально на ПК. Самоконтроль, по возможности – самооценка учащимися. Фиксация конечных результатов выполнения задания учителем.

Все ЭОР могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

    Электронные образовательные ресурсы.

Информационно-образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, но и современными электронными пособиями, интернет поддержкой.

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)  Коллекция включает в себя разнообразные  методические материалы, тематические и предметные коллекции для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

   Электронная версия пособия «Современные образовательные технологии.            Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе» (авт. Е. А. Бондаренко, С.В. Корнилаев, В.Б. Багирян, В.Г.Смелова, И.Ю.Хабибрахманова) для педагогов начальной ступени обучения общеобразовательных школ, методистов. Все материалы в пособии разделены на 4 папки по предметам: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир. По каждому предмету и классу есть примерный перечень изучаемых тем с активными ссылками на интернет-страницы различных сайтов.

Программа «Отличник»

Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также Игра-тренажёр "Таблица умножения".

Программа «Знайка» Выполнение заданий в программе развивает логическое мышление, помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах. Задания состоят из вопросов, сопровождаемых картинками. С помощью редактора можно самостоятельно составлять вопросы на различные темы.

 Уроки Кирилла и Мефодия

Это сборник уроков начальной школы по предметам: математика, русский язык, окружающий мир, обучение грамоте.

Сказочная библиотека Хобобо - одна из крупнейших онлайн-библиотек и медиатек сказок в Рунете. Здесь более 6 тысяч сказок 154 стран мира, сказки классиков, диафильмы и богатейшая коллекция аудиосказок и мультфильмов.

Персональный сайт Пановой Оксаны Владимировны, где представлены презентации по окружающему миру УМК «Школа России»

    Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

    Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

    Литература

1. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе

Методические рекомендации.2011г Автор-составитель: Карзакова О.В    2. Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы. Михайлова Светлана Викторовна  3.Электронная версия пособия «Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе»(В. Б. Багирян, В. Г. Смелова, Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова)   МОСКВА  Бизнес Меридиан 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», - гласит китайская мудрость.        Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в совре...

Электронные образовательные ресурсы в начальной школе

Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель может, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему...

каталог электронно-образовательных ресурсов для начальной школы

В помощь учителям начальных классов перечень ЭОР. Буду рада помочь коллегам....

Использование электронно - образовательных ресурсов в начальной школе

Использование электронно -  образовательных ресурсов в начальной школе:- статья-презентация...

Выступление на педсовете ГБОУ школы № 695 "Радуга" №ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей ...

Научно-исследовательская статья "Электронные образовательные ресурсы в современном образовании."

Сегодня школа не может раз и навсегда вооружить молодого человека всей необходимой ему информацией, поскольку эта информация постоянно и интенсивно обновляется.Таким образом, перед школой стоит задача...