Одарённые дети.
статья на тему

Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnye_deti.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                                            Давно замечено, что таланты являются

                                                    всюду и всегда, где и когда существуют

                                                     условия, благоприятные для их развития.      

( Г.В. Плеханов)

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в этом или ином виде деятельности.

         Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

         Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Требование повышенного внимания к детям с признаками одаренности объясняется тем, что отсутствие необходимых условий для их развития и реализации их способностей может нанести непоправимый ущерб дарованиям, а, следовательно, и качеству интеллектуального потенциала общества.

         Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), особенно если существующие нормы и правила идут в разрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято не является аргументом. Ему нужно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям стоящим ниже в плане развития способностей. В этой связи задачей педагога является необходимость добиваться изменения такой позиции.

          Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому главное звено – педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Виды одаренности.

Для того, чтобы составить программу работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы необходимо изучить и выяснить виды одаренности учащихся. В результате психолого-педагогического мониторинга было выявлено, что у большинства детей – академическая одаренность, которая представляет,  собой ярко выраженную способность учиться.  Они легки в общении, очень трудолюбивые. Большинство медалистов нашей школы – это выпускники с академической одаренностью.  Наблюдения за судьбами таких выпускников показывает, что они также отлично учатся в ВУЗах и после становятся достаточно квалифицированными специалистами.

         Ко второму типу относится интеллектуальная одаренность,- которая проявляется не столько в способности учиться, сколько в умении думать, анализировать, сопоставлять факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу. Чаще всего они учатся блестяще по одним предметам и средне – по другим.

Большинство победителей олимпиад и конкурсов из этой группы. Задача педагога состоит в том, чтобы постоянно поддерживать их познавательный интерес к данному предмету, приобщая их к решению олимпиадных задач, исследовательской работе.

К третьему типу одаренности относится - творческая одаренность. Такие ученики могут мгновенно дать ответ на поставленную проблему, или трудную задачу, но кропотливая работа, связанная  с записью решения с полным обоснованием, энтузиазма у них не вызывает.

Содержание образования

В обучении одаренных детей в образовательной школе я выбрала два подхода к разработке программы.

  1. Углубление.

         Этот подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

         При этом предполагается более глубокое изучение или тем, дисциплин или областей знания. К сожалению, в школе нет классов с углубленным изучением гуманитарных предметов, что затрудняет работу с одаренными детьми.  

         Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во – первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой - то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во- вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В – третьих. Программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана создания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные).  Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

                                        Формы обучения.

         Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации  (с помощью  выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным  программам по отдельным учебным предметам и т.д.).  К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка по другим предметам.

         Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных  информационных технологий ( том числе дистанционного обучения) , в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

         Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.д.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к  самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.

Занятия по свободному выбору – факультативные и особенно организация малых групп -  в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, представляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Как уже было отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшие развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку  исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Перефразируя Монтеня, можно  утверждать, что при этом именно те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».

Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Межклассные объединения – секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником.  Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей.

Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Данная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать изучение личностных стратегий и нравственных поступков, стоящих за научным открытием.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод.  С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и  групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.  

Методы и средства обучения.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.

Для обучения способных  детей ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, неисследовательские, проектные – в сочетании с методами  самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Они идентичны для  развития творческого мышления и многих качеств личности (познавательной мотивации, неустойчивости, уверенности в себе, способности к сотрудничеству и др.).

          В процессе обучения одаренных детей предусматривается использование разнообразных способов получения информации: компьютер, интернет, видео и т.п.

          Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Развитие творческих способностей тесно связано с развитием личности ребенка.

           Таким образом, необходимо создавать условия для повышения мотивации к творческой деятельности. Начинать надо с младших классов.

            Младшие школьники обычно с большим желанием изучают иностранный язык,  но с годами он падает, поэтому постоянно надо создавать ситуацию успеха.

          После каждого урока я предлагаю учащемуся закончить предложение.

 - Мне понравилось…..

 - Я научился…..

 - Лучше всего на уроке у меня получается….

            Достаточно эффективно развивают способности к творчеству ролевые игры.  

          Для развития  творческого мышления могут использоваться завершенные или открытые ситуации.  

    Задание типа:

- Поработайте в парах. Выясните. Расспросите. Разыграйте диалог. Составьте рассказ. Обоснуйте своё мнение. Подготовьте краткое сообщение.

       У детей младшего и среднего возраста развиты потребности во впечатлениях и любознательность, именно они должны стать основой для  формирования учебной мотивации в процессе обучения. Научить умению выявлять, наблюдать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения, вовлечь учащихся в интерактивную  деятельность на уроках английского языка нельзя без применения современных технологий.  Одна из них – технология развития практического мышления.

Методические приемы, формирующие критическое мышление:

- кластер

- мозговой штурм

- синквейн

- учимся вместе

-ажурная пила

-зигзаг

- бриллиант

- При использовании этих приемов на уроке обязательным условием является: быть доброжелательным, не критиковать, соблюдать рекомендации высказывания идей, высказывать своё мнение должен каждый.

Формы обучения.

1. Группировка учащихся внутри одного класса в сплоченные малые группы.

2. Занятия по свободному выбору.

3. Работа над творческими проектами.

4. Внеклассная творческая и проектная деятельность.

          Группировка учащихся внутри одного класса в сплоченные малые группы.

По тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и т.п.).

  Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ перед другими:

1. Создание оптимальных условий для развития всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса.

2. Реалистичность осуществления, обусловлена отсутствием в необходимости в каких – либо измененных на уровне организаций учебного процесса в школе, наличия дополнительных помещений и т.п.

3. « Массовость применения», что связано с тем, что одаренные дети есть везде (в городах, селах, и т.п.)

          Эффективной формой обучения одаренных детей являются занятия по свободному выбору – это факультативные занятия, элективные курсы, которые являются средством оптимизации и индивидуализации непрерывного языкового образования. Работа с группой учащихся помогает реализовать дифференциацию обучения, учесть различные потребности и возможности детей.

           Программа элективных курсов рассчитана на тех учащихся, которые проявляют интерес к иностранному языку и желание углубить расширить свои знания.

Работа над творческими проектами. Метод проектов позволяет развить у учащихся интерес к изучаемому предмету, расширить кругозор учащихся, научить самостоятельно добывать материалы, овладевать совершенными методами работы с информацией.

 Любой проект осуществляется по определенному плану, имеет теоретическую, практическую и познавательную направленность и завершаться каким-то реальным результатом.

         В работе с детьми необходимо создавать условия для повышения мотивации к творческой деятельности, тем самым формируя и совершенствуя творческие навыки ребенка. Интерес к предмету, развитие творческих способностей осуществляется как на уроке, так и во внеурочной работе.

         Ежегодно в школе  проводится неделя начальных классов. Целью проведения недели:

- развитие интереса к изучению предметов

- активизация познавательной деятельности

- развивать разноуровневое сотрудничество

- развитие творческого потенциала.

Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах, оформляют газеты, инсценируют  сказки, готовят презентации.

         В рамках недели проведены школьные олимпиады. Первоочередной целью олимпиад является выявление лучших, способных максимально реализовать свой  потенциал. При подготовке к олимпиаде за 1,5-2 месяца учащимся были даны примерные задания олимпиады. Решение таких заданий включается в дифференцированную работу на уроках, занятиях, кружках и индивидуальную работу, как на уроках, так и во  внеурочное время.

         Результаты олимпиады объявляются на линейке при подведении итогов недели. Учащимся были объявлены благодарности, вручены грамоты и призы. Победители школьной олимпиады защищают честь школы на районной олимпиаде.

          Выбор формы обучения должен основываться прежде всего на учете индивидуальных особенностей ученика.

 При организации любой формы работы с одаренными детьми надо следовать правилу – учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают. Главная фигура в работе с одаренными детьми – педагог. Работая с одаренными детьми, педагог должен принять один из основных психологических принципов – принципы «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе личных нормативно – ролевых предписаний: «Ребенок пришел ко мне заниматься я, как педагог, с ним работаю».

 Для одаренных детей такой стиль неприемлем. «Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле, вместе открываем, исследуем этот мир». Для стиля отношений «учитель – ученик» характерны духовная близость учителя и ученика, любовь к детям, заинтересованность в их учебе, вера в ребенка. Учитель не запрещает, а направляет, не принуждает, а убеждает, не командует, а руководит, не ограничивает, а предоставляет свободу выбора.

Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, научиться обсуждать проблемы в группе, с родителями. При работе с одаренными детьми педагог должен постоянно совершенствоваться. Эти вопросы  должны рассматриваться на заседаниях педагогического совета, заседаниях методических объединений, в работе с родителями, постоянно быта в поле зрения психологической  службы.

Только комплексное решение проблемы дать положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одарённые дети".

По работе с одарёнными и талантливыми детьми накоплен большой опыт. Буду рада если пригодится мой материал.Программа "Одарённые дети"Диагностика. (Диагностика личностных особенностей детей в возрасте ...

Программа "Одарённые дети"

Программа предназначена для работы с уч-ся 1 класса...

Методические модели сопровождения одарённых детей

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают сло­вари и специальную литературу, ищут от...

Педагогическое сопровождение одарённых детей (приложение)

презентация к выступлению на секции классных руководителей...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....

Статья "Умственная одарённость,её психологические проявления. Воспитание и обучение одарённых детей.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у реб...