Урок развития речи "Ты пришёл в театр"
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Цель данного урока-  познакомить детей с правилами поведения в театре ; дать первоначальные сведения о профессиях людей театра, назначении некоторых театральных помещений.

 развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

г. Слободского Кировской области.

«Ты пришёл в театр…»

Конспект урока по развитию речи.

(Возраст учащихся 8-9 лет).

Ощепкова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

                категория высшая

.

2012


Тема: Ты пришёл в театр… (Материал занятия по теме  «Культура общения».)

Цели:

Образовательная : познакомить детей с правилами поведения в театре ; дать первоначальные сведения о профессиях людей театра, назначении некоторых театральных помещений.

Развивающая : развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память.

Воспитательная : воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета, способствовать формированию коммуникативных навыков общения

Оборудование :

  • Таблица «Правила поведения в театре».
  • Реквизит для инсценировок « В театре» и «Разговор двух актёров».
  • Плакаты с иллюстрациями по теме занятия.
  • Таблички с новыми опорными словами (фойе, антракт, спектакль, гардероб, амфитеатр, партер, бельеэтаж).
  • Театральные билеты.
  • Книги о театре.
  • Сказочный персонаж- старуха Шапокляк.          

Прогнозируемый результат.

Созданы условия для усвоения детьми правил поведения в театре.

В результате проведённого мероприятия учащиеся узнают :

  • Правила поведения в театре.
  • Получат первоначальные сведения о профессиях людей театра.
  • Назначение некоторых театральных помещений.

     Учащиеся приобретут умения правильно вести себя в театре, соблюдая этикет с окружающими.

    Реализация:

Поездка в театр на Спасской г.Киров на представление «Белоснежка и семь гномов»

 


План занятия..

Этапы

цели

1.

Объявление темы  и целеполагание.

-привлечь учащихся к целям урока

-создание микроклимата

2.

Вводная беседа

- раскрыть актуальность темы

а) игра «Вежливо- невежливо»

б) лекция с элементами беседы «Что такое театр?»

- дать представление об истории возникновения театра.

3.

Работа по формированию представления о театре.

а) лекция с элементами беседы «Профессии людей театра».

б) сценка «В театральной кассе».

в) советы старухи Шапокляк.

г) работа в творческих группах.

- дать первоначальные сведения о профессиях людей  театра.

- правильном преобретении билета в кассе.

- формировать умение красиво выглядеть во время посещения театра

4.

Работа по формированию этикета.

а) лекция с элементами беседы «Театральные помещения»

б) ролевая игра «Найди место».

в) игра «Соображалки»

г) советы старухи Шапокляк

д) стихотворение А.Барто «В театре»

е) сценка «Разговор двух актеров»

- дать представление о назначении театральных помещений

познакомить с опорными словами-  партер, ложе, ярус, амфитеатр, бельэтаж , аплодисменты

- формировать правила поведения во время спектакля

-рассказать о знаках восхищения в театре

5.

Практические упражнения

а) работа в творческой группе

б)игра «Поправь меня»

г) конкурс проектов

- выработать стремление к осознанному выполнению правил поведения в театре

- обобщить полученные знания

6.

Рефлексия и итог занятия

-способствовать формированию стремления к осознанному выполнению правил

Ход  занятия..

1. Объявление темы , целеполагание.  

Сегодня познакомимся с правилами культурного поведения и вежливого обращения с окружающими в одном учреждении. Учимся быть внимательными , наблюдательными, вежливыми.

- Кто считает себя вежливым человеком?

-Как вы считаете, кого  можно назвать вежливым человеком?

Тот, кто знает правила поведения и всегда применяет их в своей жизни, называют вежливым человеком. А соблюдать порядок поведения где-либо называется этикет .Слово это французское. Это значит – соблюдать правила приличия , быть доброжелательным по отношению к другим людям, внимательным, готовым оказать услугу всем, кто в этом нуждается.

2. Вводная беседа.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Вежливо- невежливо». Я буду называть ситуации, и если так делать вежливо, то вы хлопайте в ладоши, а если невежливо- сидите тихо.

-Поздороваться при встрече?

- Толкнуть кого- нибудь и не извиниться?

- Помочь поднять упавшую вещь.

- Громко разговаривать и смеяться в общественных местах?

- Обзывать обидным словом друга?

- Поблагодарить за помощь?

Фронтальная беседа с учащимися на тему; «В каких культурно-просветительных учреждениях вам приходилось бывать с родителями?»

Человек живёт в обществе и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас. Догадайтесь, о каком культурно-просветительном учреждении идёт речь: « Вы приходите в зал. Гаснет свет, открывается занавес- и начинается волшебное зрелище: на сцене оживают знакомые вам – или незнакомые – герои сказок, любимых книг…»

-Это театр. Театр- это искусство представления драматических произведений на сцене.

- Кто из вас бывал в театре? Расскажите об этом.

-Какие виды театров вы знаете?

Есть драматический театр, музыкальный, кукольный, театр комедии, оперный театр, театр оперы и балета, театр оперетты.

- Кто из вас знает, где родился театр? Когда впервые состоялось театральное представление?

В конце 6-5 века до нашей эры в Афинах был построен первый в Греции театр для представления под открытым небом. «Театр» - греческое слово и значит «место для зрелищ». Театральные представления устраивались в праздники и продолжались несколько дней подряд с утра до вечера. Выступали а театре только мужчины., они играли все роли, в том числе и женские. Актёры надевали на лица маски, изображающие гнев. Мольбу, веселье и отчаяние. Ярко раскрашенные маски хорошо были видны с задних рядов огромного театра. Чтобы казаться выше, актёры привязывали к ногам маленькие скамеечки. Важная роль в театральном представлении принадлежала хору. В дни представлений греки приходили в театр с раннего утра, запасшись едой и питьём. После представления комиссия , избранная зрителями , присуждала победу авторам лучших пьес и лучшим актёрам. Их награждали венками из лавра и ценными подарками.

3. Работа по формированию представлений о театре.

Конечно, с тех пор театр очень изменился, но он и теперь занимает одно из важнейших мест в жизни человека. Театр- это необычный волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость и удовольствие. В театре работают люди разных профессий , и мы должны уважать их труд. Наше уважение должно выражаться в соблюдении правил этикета.

На доске :

Знать:                                        Уметь:

помещения  

профессии                             соблюдать этикет  

- Прочитайте, пожалуйста, записанное на доске и скажите, что мы должны знать и уметь?

Узнаем о назначении помещений и профессиях людей театра. Будем учиться культурно вести и общаться до, во время и после спектакля.

Что нужно сделать прежде всего, если мы решили отправиться в театр?  Мы должны купить билеты. Где покупают театральные билеты? В каждом театре есть своя касса.

Как же выбрать театр и спектакль?

Всю информацию вы можете узнать из театральной афиши. Что такое афиша?( демонстрация театральной афиши).

Афиша- это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором   он идёт, числа, времени, иногда и актёров. Но вот мы определились , можно купить билет.

Вот как это сделали мои знакомые Катя и Федя.  

Катя тихонько напевала: «Тётя, тётя кошка, выгляни в окошко…»

-Катюша, а сегодня в кукольном театре»Кошкин дом». Давай попроси маму сводить нас в театр на спектакль»-, говорит Федя.

Катюша подбегает к маме:

-Мама, пожалуйста, разреши нам пойти в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!

Мама согласилась.

- Хорошо! А вы знаете, как купить билет?

Федя воскликнул:

-Ещё бы не знать! Я подойду к кассе и скажу: «Тётечка, приветик, дайте мне билетик, а я вам за это дам хорошенькую шапочку с кисточкой»!

-Нет, Федя, ведь ты же не Буратино!

На этот раз развеселилась Катюша.

- Вот так славная картина: наш Федюша-Буратино.

-А как же?

-Я знаю как,- сказала Катя.- Нужно сказать:»Дайте нам 2 билета в первом ряду на спектакль «Кошкин дом». Правильно?

-Как вы считаете, ребята, правильно ли?  

Как обратиться к кассиру, чтобы купить билет? Какие вежливые слова и выражения мы можем употребить? Можно сказать так: «Будьте добры (пауза), дайте пожалуйста, 2 билета в третьем ряду». Не забыть расплатиться и вежливо поблагодарить кассира, а потом попрощаться. Кассир-работник кассы, занимающийся продажей билетов.

Сценка «В театральной кассе».

( Приглашаются  2 ученика. Один играет роль кассира, другой- роль покупателя билетов. Учитель предлагает условия: нужно купить 2 билета в Детский музыкальный театр на спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» на 24 февраля. Что должен сказать покупатель? Как должен ответить кассир?)

Теперь у нас есть билеты . Настал долгожданный день, и мы идём в театр. Что вы наденете? Мы постараемся одеться нарядно, но самое главное , чтобы одежда выглядела опрятно .Отправляясь в театр следует надеть выходной костюм, а девочки надевают выходное платье. Конечно, никто вас не остановит , если вы придёте в джинсах , но это будет неуважение  не только по отношению к артистам, но и по отношению к окружающим. В театр опаздывать нельзя! Лучше прийти заранее, за 30 минут до начала спектакля.

Представьте себе , что мы входим в театр. С кем мы встретимся при входе в него?

Кто такой билетёр? Билитёр – это контролёр, проверяющий входные билеты.

 Куда мы идём затем, с кем встречаемся? Что такое театральный гардероб?

Гардероб- помещение в общественном здании для хранения верхней одежды посетителей. Гардеробщик-это служащий гардероба.

 Как нужно вежливо общаться с этими людьми? Самое главное помнить ,что люди, которые обслуживают нас в общественных местах ,в том числе и в театре, заслуживают большого уважения.

А вот какие советы даёт нам знаменитая старуха Шапокляк.

1)  Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто через барьер. Пусть гардеробщик сам поработает. Так вы позаботитесь о нём: если так будет поступать каждый из нескольких сотен зрителей, то у гардеробщика разовьются прекрасные мускулы на руках.

2) Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в фойе и во время спектакля. Именно для этого на номерке и сделано отверстие. От такого вращения номерок обязательно улетит в загадочную глубину под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля, со сколькими людьми вы сумеете пообщаться в театре.

Всё ли правильно в этих советах? Давайте расскажем старухе Шапокляк, какие ошибки она допустила.  ( Работа в творческих группах по обсуждению советов старухи Шапокляк с последующей аргументацией вслух своих высказываний.)

Вам встретилось новое слово- фойе. Фойе- это зал в театре для пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля.

4.  Работа по формированию  правил этикета во время спектакля.

  Затем мы входим в зрительный зал .  Первый звонок звучит для тех, чьи места находятся в середине ряда, чтобы не тревожить сидящих в начале ряда. Второй звонок звучит тем, кто сидит ближе к проходам. И когда все усядутся , тогда звучит третий звонок для артистов, который предупреждает их , что можно начинать представление . Если вы не знаете , где находятся ваши места, посредине или с краю ряда, можно поинтересоваться об этом у работника театра, он будет одет в форменную одежду.

   Как определить какие места нам нужно занять? Эти места отмечены на нашем билете. Что означают слова «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «ярус», «балкон»?

  • Партер- это нижний, первый этаж зрительного зала.
  • Амфитеатр- это возвышающиеся задние ряды партера.
  • Ложа-это места в зрительном зале, отделённые для нескольких лиц.
  • Бельэтаж- это ярус в зрительном зале, расположенный над партером или амфитеатром.
  • Ярус- один из средних или верхних этажей в зрительном зале.
  • Балкон -отдельная часть яруса.

Ролевая игра «Найди место».

 ( Детям раздаются билеты , в соответствии с которыми они должны найти места в зрительном зале, в который превратился класс. В разных местах класса расставлены таблички с надписями «партер», «бельэтаж», «амфитеатр», «ложе».)

  На билете указан ряд и место. Если ваше место находиться в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше- чтобы не беспокоить тех зрителей, которые займут места ближе к краям ряда. Но если вам все- таки необходимо пройти к своему месту, а большинство зрителей уже сидят , то надо вежливо попросить пройти. При проходе не следует показывать свою спину сидящим людям, проходите лицом к ним.

Игра «Соображалки».

Дети должны из двух предложенных ответов выбрать правильный.

- Как будешь проходить в зрительный зал? Варианты ответов: тихо, шумно.

- Все места в твоём ряду уже заняты. Как ты должен пройти к своему месту? (спиной к сидящим; лицом к сидящим).

- Проходя к своему месту ,будешь обращаться к сидящим.(Эй,ты, убери свои ноги, кому сказал?, «Извините за беспокойство, разрешите пройти».)

-Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

- Прослушайте отрывок из романа «Евгений Онегин» и скажите какие ошибки допустил герой.

 …   Все хлопают. Онегин входит

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь наводит

На ложе незнакомых дам;

Все ярусы окинул взором,

Всё видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он;

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился – и зевнул…

 

Но вот все  зрители заняли свои места, прозвенел третий звонок, вход в зрительный зал закрыт, свет погас, поднялся занавес, идёт спектакль. Ничто не нарушает тишины , только голоса актёров звучат в зрительном зале. Вдруг раздался чей-то голос: «Бабушка, дай водички! Раздался смех. .Как вы думаете, почему все засмеялись? Можно ли разговаривать во время спектакля? Конечно нет.

Послушайте стихотворение А.Л.Барто  «В театре».( выступление детей).

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевальне,

Дали в руки номерки.

Наконец- то я в балете!

Я забыла всё на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфике в венке,

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея кружиться по сцене-

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени-

Номерка не нахожу.

Может он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то..

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята;

-Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала-

Я не видала  ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

-Мне очень нравиться балет,-

Ребятам я сказала.

- Что можно сказать про девочку?  Какую ошибку она допустила?

Неприлично во время спектакля разговаривать, шуршать бумажками. Если вы простужены, то следует ещё дома принять таблетку от кашля или взять лишнюю с собой. Громкий кашель мешает не только зрителям, но и актёрам. Если во время спектакля вам необходимо по какой-либо причине выйти, сделайте это незаметно. Все свои вопросы можно обсудить во время антракта. Что такое антракт?

Антракт- это перерыв между действиями спектакля . Антракт может быть один или несколько. Во время антракта можно немного отдохнуть, обменяться впечатлениями, перекусить в буфете. Во время антракта  в фойе театра можно осмотреть фотографии актёров, ознакомиться с выставками, которые иногда там устраиваются. Во время антракта можно купить «программку» . В программке печатают всю информацию о спектакле: когда был поставлен этот спектакль. Кто его режиссёр, какие актёры в нём заняты, и какие роли они исполняют, кто ещё участвовал в создании спектакля.  Из программы можно многое узнать о спектакле. Ведь прежде, чем мы смогли увидеть его на сцене, он прошёл долгий путь рождения.

Писатель- драматург подмечает в окружающей его жизни что-то новое и важное, о чём ему хочется рассказать другим людям. Он пишет пьесу- трагедию, комедию или драму. Пьеса попадает в театр. Режиссёр распределяет роли между актёрами и начинаются репетиции. По рисункам художника изготавливают декорации , шьют костюмы. Композитор пишет музыку, оркестр театра под руководством дирижёра её разучивает и затем исполняет. Осветитель при помощи специальных приборов освещает сцену- он может устроить солнечный денёк и лунную ночь, а может сделать так, что на сцене пойдёт дождь.

Антракт обычно длиться 10-15 минут, о его окончании нам скажет звонок. Вам снова нужно занять своё место.

И тут снова старухе Шапокляк  не терпится дать свои советы. Послушаем , что она скажет на этот раз.

1) Не забудьте, как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Так актёры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается.

2) Купленную в буфете шоколадку  не нужно было есть в антракте! Звонко шурша фольгой, разверните её только тогда, когда певец или актёр выйдут на сцену .Есть конфеты и шоколад под музыку очень приятно.

3) Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма- побольше двигайтесь.

4) Если вам известно содержание спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

Всё ли правильно в этих советах ? Как же нужно вести себя на самом деле?

  • Хлопайте только в конце спектакля или в перерыве между частями.
  • Не шуршите чем-либо- это мешает актёрам.
  • Не мешайте соседям разговорами.
  • Старайтесь сидеть на месте спокойно, не отвлекая остальных.

Сценка «Разговор двух актёров».

Разговаривали два актера. Один спрашивал другого : «Как ты думаешь, что самое неприятное во время спектакля?»

-«Наверное, когда шуршат фантиками- обёртками во время действия».

-«А мне ,кажется , самое неприятное , когда спектакль ещё не закончился , а люди встают и уходят, торопятся занять очередь в гардероб. Я тогда уж и не знаю, что думать: или станцевал что не так, или с костюмом что-либо.

- «Да, ты абсолютно прав».

Подумайте и скажите, какое правило поведения в театре мы можем сформулировать.

  • Нельзя вставать и уходить во время действия спектакля, даже если спектакль вам не понравился.

Грубейшая бестактность – уйти из зала до конца представления, ещё хуже- готовиться к этому во время финальной сцены.

Каждый спектакль заканчивается аплодисментами. Что означает это слово?

Аплодисменты- это благодарность актёрам за их работу, знак восхищения их искусством. Вежливый человек никогда не упустит возможность выразить благодарность актёрам своим участием в общей овации. Но кроме аплодисментов актёрам дарят цветы. Цветы предназначаются актёрам, которые вам понравились. Лучшая благодарность для актёра- это посланный ему цветок. Если ваши места далеко от сцены, совсем не надо для этого проталкиваться вперёд, достаточно передать через контролёра, можно с маленькой записочкой, а можно на словах, кому желаете передать цветы. Традиционно актёрам преподносят жёлтые, красные и пёстрые цветы.

     5. Практические упражнения.

        Мне очень хочется узнать , какие знания вы получили сегодня по  правилам этикета в театре. Учащиеся делятся на три группы и выполняют задания ,предложенные учителем.

1 группа.

-Какие действия недопустимы во время просмотра спектакля ? Выделите их.

Аплодировать, толкаться, бегать, огорчаться, шуршать , смотреть, улыбаться, жевать, играть, отвлекать соседа, играть номерком, слушать.

 2 группа.

- Подчеркните слова так: одной чертой- профессии, двумя чертами- помещения.

Фойе, режиссёр, актёр, гардероб, зал, художник, касса, осветитель, буфет.

 3 группа.

- Ответьте на предложенные вопросы.

  • Место, где сидят зрители?
  • Место, где находятся зрители до и после спектакля?
  • Место, куда можно сдать личные вещи и одежду на хранение?
  • Место, где можно приобрести билеты на спектакль?

Учащиеся выполняют эту работу на отдельных листочках. Листочки учитель собирает и отмечает правильные ответы.

Игра «Поправь меня».

  • В театр приходи небрежно и непразднично одетым.
  • При входе кричи, толкайся, всех распихивай.
  • Билет брось у входа к ногам контролёра.
  • В верхней одежде пробеги в зрительный зал.
  • Обязательно постарайся опоздать к началу представления.
  • Во время спектакля разговаривай с соседом.
  • Во время спектакля шурши обёрткой от шоколадки.
  • Аплодируй во время спектакля.
  • Постарайся уйти из зала до конца представления.
  • Готовься к выходу во время финальной сцены.

 Молодцы! Вы прекрасно знаете правила этикета , соблюдаемые в театре до начала, во время и после представления.

Работа в творческих группах.

      А теперь творческая работа. Придумайте и создайте проект своих знаков, которые показывают, что недопустимо делать в театре. Дети выполняют задание. Проводится защита проектов с изображением знаков. Отмечаются лучшие проекты, идёт награждение.

6. Итоги занятия и рефлексия.

    Мы сегодня замечательно провели время в театре. Цель нашего занятия была познакомиться с правилами поведения в театре и получить первоначальные сведения о профессиях людей театра, назначении некоторых театральных помещений.

- Кто знает ответы на эти вопросы?

- А проверять вас будет старуха Шапокляк.

На доску прикреплён занавес, на котором изображена старуха Шапокляк. Она раздаёт билеты каждому ученику с написанными на них вопросами по теме занятия. Дети должны ответить на вопросы. При правильном ответе даётся билет на представление в театр.

    Молодцы! Все справились, и мы можем ехать в театр.

А закончить наш классный час хочется такими словами:  (выучить наизусть учащимся)

                   Клянёмся вежливыми быть

                   И грубость позабыть,

                    Учиться этикету-

                   Науку помнить эту!

              Список литературы.

1. Байбурин А.К. У истоков этикета. Л., 1990г

.

2. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.Просвещение ,             1981г.

4. Головина Г.В. Актуальность формирования коммуникативной культуры личности в         современном обществе. Краснодар, 2002г.

5. Липкина А.И. Самооценка школьника,М., 1976г.

6. Панков И.А. Энциклопедия этикета. М.,Просвещение , 1990г.

7. Сиделёва Т.Н. Психолого- педагогическая практика.М., ЦГЛ, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме: "Художник в театре"

Интегрированный урок проводится в 4 классе. Его целями являются:-способствовать формированию эстетического отношения кдействительности и интереса к народному искусству;-формировать чувство гордости за...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

Конспект урока чтения "А.Барто "В театре" с презентацией

Урок чтения "А.Барто "В театре" для 4 класса коррекционной школы VIII вида принимал участие в интернет-семинаре открытых уроков для коррекционных школ западной зоны Краснодарского края, занял II место...

открытый урок по музыке "В музыкальном театре" 2 класс

Обобщающий урок по теме " Музыкальный театр", презентация, памятка Правила поведения в театре....

Конспект урока по истории "Золотой век театра и музыки"

Конспект урока по истории в 4 классе на тему "Золотой век театра и музыки"...

Статья "Развитие коммуникативных навыков посредством театра среди детей начальных классов."

В начальных классах ребёнок выходит на новую ступень социализации. Теперь на формирование его мнения, личных потребностей или представления о чём-либо влияют не только семья, но и одноклассники, однош...